СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР на основе варианта 7.1)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР на основе варианта 7,1)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР на основе варианта 7.1)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области





Рассмотрена на ПМПК Согласована

МКОУ «Свердликовская СОШ» Заместитель

от 27. 08. 2019 г. директора по УВР

Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./

Председатель от 28. 08. 2019 г.

________/Стоянова О.Ф/




Принята Утверждаю

на заседании Директор школы

педагогического _________ /Иванов Е.А./

совета Приказ

от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г.

Протокол № 1 № 1 - 29




Адаптированная рабочая программа

по русскому языку

6 класс

(для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР на основе варианта 7.1)

2019 – 2020 уч. год


Учитель:

Шуличенко Ольга Ивановна







с. Свердликово

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АООП для детей с ОВЗ ЗПР по русскому языку составлена на основе:

- ФГОС основного общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015. Протокол № 1/15)

- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому данная программа рассчитана на изучение русского языка в 6 классе из расчёта 6 учебных часов в неделю

(210 ч. в год)


Рабочая программа ориентирована на учебное пособие:

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2013.


Русский язык – родной язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Обучающиеся с задержкой психического развития должны освоить Федеральный компонент образовательного стандарта по его низшей границе, поэтому, основываясь на знаниях развития психических процессов у таких учащихся, есть необходимость разработки учебной программы.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно-логического мышления.

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования.

С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

- четкое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока; - преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить;

-постоянное обращение к конкретной действительности;

- выявление причинно-следственных связей;

- разделение деятельности на отдельные части, элементы, операции;

- многократное возвращение к изученному материалу;

-постоянное обращение к конкретной действительности;

- четкое обобщение каждого этапа урока( проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д)

- объяснение нового учебного материала по частям;

- структурирование изучаемого материала с использованием сигнальных опор;

- детализирование изучения того или иного раздела программы с целью адаптации объема, характера учебного материала к познавательным возможностям ребенка

- опора на практические действия с реальными предметами;

- использование инструктивных карточек с описанием пошаговых действий;

- вынесение сложных тем на индивидуальные коррекционные занятия;

- снижение уровня сложности и объема заданий;

- большое количество упражнений для закрепления материала ( создание карточек с дидактическими материалами);

- снижение темпа деятельности, увеличение времени для выполнения заданий.

Данная адаптированная программа направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  2. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  3. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения русскому языку для детей с ОВЗ:

  • организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Решаемые задачи:

  • обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;

  • овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.

Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.

Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.

Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:

  • - использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • - воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Образовательно-коррекционные:

1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.

2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.

3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:

1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.

4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.

6. Развитие приёмов учебной деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

  • - развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • - развитие основных мыслительных операций;

  • - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • -развитие речи и обогащение словаря;

  • -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание курса «Русский язык»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; приложение. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, автор выстраивает обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

При обучении детей с задержкой психического развития по русскому языку ставятся те же задачи, что и в массовой школе. В VI классе изучение русского языка направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление личности. Особенности речи, мышления, деятельности детей с ЗПР обусловливают то, что теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются учащимися в связи с изучением орфографических и пунктуационных правил. При этом предусматривается формирование таких умственных умений, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях языка, вычленение из ряда языковых объектов искомого по определенному признаку , умением опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике. Решение задач обучения русскому языку школьников с ОВЗ возможно лишь при выраженной коррекционной направленности всей учебно-воспитательной работы.

Особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников с ОВЗ требуют большего времени для запоминания грамматических правил, а также длительного количества тренировочных упражнений для формирования умений навыков грамотного письма. В связи с этим время на преподавание курса русского языка увеличено. Это увеличение должно быть использовано для формирования орфографических и синтаксических умений и навыков, уточнения и обогащения учащихся, для их практической языковой подготовки к изучению грамматических синтаксических тем. Изучение тем «Самостоятельные и служебные части речи» предваряется устными и письменными упражнениями в выделении из предложений имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов и частицы не; в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Соответствующие темы раздела «Синтаксис и пунктуация» предваряются устными упражнениями в составлении предложений эмоциональной окраски: вопрос, повествование, побуждение к действию; практическим составлением предложений с однородными членами, а также с союзами, но и широко практикуются такие задания, как устное составление предложений, включающих однородные члены с указательными союзами; нахождение в литературных текстах предложений с однородными членами, соединенными этими союзами; разбор родовых понятий к группам видовых понятий (и наоборот), составление предложений с такими понятиями; объединение двух простых предложений в сложное с помощью союза; выделение союзов а, но, чтобы, потому что, когда, который, что. Изучение соответствующих тем также предваряется практическими упражнениями в употреблении учащимися имен существительных, обозначающих отвлеченные понятия, выделении указанных существительных в публицистических и художественных текстах; замене существительных местоимениями; в употреблении глаголов, обозначающих состояния человека, явления природы; нахождении этих глаголов в литературных текстах; в преобразовании личных глаголов в неопределенную форму; назывании книг, журналов, кинофильмов, спектаклей.

Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ОВЗ, не рекомендуется изучать следующие темы: разряды имен прилагательных, числительных и местоимений; переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане проходятся такие темы, как склонение количественных числительных, степени сравнения имен прилагательных, разноспрягаемые глаголы. При этом тщательнее отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях. Учащихся с ОВЗ крайне затрудняет составление сложного плана, поэтому этот вид работы из раздела можно заменить устными и письменными упражнениями в замене имен существительных, прилагательных и числительных местоимениями; практическими упражнениями в составлении предложений со значением желания, просьбы, приказа или совета. Указанные изменения делают курс русского языка доступным для усвоения школьниками с ЗПР, позволяют высвобождать время для языковой подготовки учащихся к изучению программного материала и работы над трудными темами, составляющими основу грамотности.

Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

Формы и методы контроля:

Текущий контроль.

Итоговый контроль (учебный период, год.)

Административный контроль.

Внешний контроль:

- ответ на уроке;

- контрольная работа;

- диктанты (по русскому языку);

- контрольное списывание;

- тестовые задания;

- изложение;

- сочинение;

- проект;

- диагностическая - контрольная работа;

- диктанты;

- изложения;




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

    • владение разными видами чтения;

    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    • способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).

3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:

1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества.

2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.

3. Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

    • владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим);

    • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

    • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях;

    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования(с пониманием основного содержания текста, с выборочным извлечением информации);

    • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);

  • способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.

4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.

5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.

6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.

7. Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность

Текст

Обучающийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

Морфология

Обучающийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


№ п/п

Название темы. Основное содержание по темам.

Кол-

во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Общие сведения о языке.

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

1

Понимать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

Уметь находить доказательства того, что язык является важнейшим средством общения.

Знать характерные признаки разных стилей речи. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

2

Повторение изученного в 5 классе.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфограммы в корнях и приставках. Части речи. Морфологический разбор.

Орфограммы в окончаниях слов. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Разделительные и выделительные знаки.

14

Иметь представление об орфографии как о системе правил,

освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования,

использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Знать изученные орфограммы и лингвистические термин, определение текста и его признаки, уметь устанавливать связь между предложениями в тексте.

Уметь применять правила на практике, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами, различать приставку и предлог, применять правило о постановке разделительных знаков, определять все части речи, их морфологические признаки.

Знать: теоретический материал по темам: фонетика и орфография; части речи; словосочетание; простое и сложное предложение; прямая речь; диалог.

Понятие текст. Стили текста

Уметь: выполнять морфологический и синтаксический разборы; оформлять в тексте прямую речь и диалог. Выполнять комплексный анализ текста.

3

Лексика и фразеология.

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

Диалектизмы.

Исконно русские и заимствованные слова.

Новые слова (неологизмы).

Устаревшие слова.

Словари. Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.

16

Знать понятие о лексическом и грамматическом значении слова, типах лексических отношений слов.

Знать: теоретический материал по лексике, изученный в 5 классе; понятия исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеологизмы.

Виды словарей. Уметь: пользоваться разными видами словарей; разделять исконно-русские и заимствованные слова; употреблять различные виды слов в устной и письменной речи. Уметь: пользоваться разными видами словарей; употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

4

Словообразование и орфография.

Морфемика и словообразование.

Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слова.

Буквы О-А в корнях -КОС---КАС-. Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР.

Буквы Ы и И после приставок. Правописание приставок пре- и при-.

Соединительные О и Е в сложных словах.

Сложносокращенные слова.

Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор.

25

Знать: теоретический материал по словообразованию, изученный в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке. Понятие - этимология и этимологический разбор слов. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-,-кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Уметь согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Систематизировать материал к сочинению; составлять сложный план. Выборочно пересказывать исходный текст. Пользоваться этимологическим словарём.

5

Морфология и орфография.

117




Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Род имен существительных

Падежные окончания существительных.

Разносклоняемые существительные.

Склонение существительных на –мя.

Род несклоняемых имен существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

Правописание НЕ с существительными.

Правописание слов с пол- и полу-. Правописание Ч и Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК.

Правописание гласных в суффиксах ЕК-ИК.

О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных.

23


Опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Знать: основные сведения об имени существительном, полученные в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.

НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (щик).

Уметь: правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.

Определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).


Имя прилагательное

Прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных.

Сравнительная степень. Превосходная степень.

Разряды прилагательных.

Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного.

НЕ с прилагательными.

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Различение на письме суффиксов прилагательных -К и -СК.

Дефисное и слитное написание прилагательных.






Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Дробные числительные.

Собирательные числительные.

Морфологический разбор имени числительного.



Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения.

Возвратное местоимение «себя». Вопросительные местоимения.

Относительные местоимения.

Неопределенные местоимения. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения.

Морфологический разбор местоимения.


Глагол

Глагол как часть речи.

НЕ с глаголами.

Личные окончания глаголов.

Разноспрягаемые глаголы.

Непереходные и переходные глаголы.

Наклонения глаголов.

Изъявительное наклонение.

Условное наклонение.

Написание частицы бы.

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Различение форм повелительного наклонения и будущего времени. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор слова. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

31































19




















24



























30

Знать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Знать суффиксы прилагательных, согласование прилагательного с существительным

Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Знать: основные сведения об имени прилагательном, полученные в 5 классе; Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных;

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суф-фиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суф-фиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Уметь: правильно образовывать степени сравнения прилагательных; соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества). Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Знать: Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Уметь: употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.


Знать: Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях третьего лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Уметь: употреблять личные местоимения третьего лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения.

Правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.









Знать: повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Знать грамматические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор глагола, различать глаголы совершенного и несовершенного вида, подбирать начальную форму глагола, определять спряжение.

Определять тип спряжения глаголов, соотносят личные формы глагола с инфинитивом Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывают глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным

Выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова (ть), -ева (ть) и -ыва (ть), -ива (ть)

Уметь: употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму ( инфинитив ) в значении разных наклонений.

7

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке.

Орфография.

Орфографический разбор.

Пунктуация.

Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Словообразование. Морфемный разбор.

Морфология. Морфологический разбор.

Синтаксис.

Синтаксический разбор.

18

Знать: основные термины и понятия, изученные в 6 классе

Уметь: применять теоретические знания на практике.

Знать изученные в 6 классе орфографические и синтаксические правила.

Уметь применять на практике все изученные явления русского языка и правила орфографии, орфоэпии, образования и употребления слов, пунктуации.

Адекватно принимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух

Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

8

Резервные часы

8



Итого

210

часов



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

(всего)

Из них (кол-во часов)

по

плану

по

факту

Развитие речи

Контроль-ные работы




Общие сведения о языке

1



1



Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

1






Повторение изученного в 5 классе

14

3

1

2



Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1



3



Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфограммы в корнях и приставках.

1



4



Обучение комплексному анализу текста

1



5



Части речи. Морфологический разбор. Анализ диктанта.

1



6



Орфограммы в окончаниях слов.

1



7



Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1



8



Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

1



9



Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разборы.

1



10



Р/р Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки.

1

1


11



Р/р Текст, его особенности.

1

1


12



Р/р Текст и его стили. Официально- деловой стиль.

1

1


13



Повторение и обобщение изученного в 5 классе.

1



14



Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».



1

15



Анализ диктанта.

1






Лексика и фразеология

16

5

1

16



Слово и его лексическое значение.

1



17



Р/р Обучающее сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».

1

1


18



Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

1



19



Диалектизмы.

1



20



Исконно русские и заимствованные слова.

1



21



Новые слова (неологизмы).

1



22



Р/р Подготовка к сжатому изложению по упр. 119.

1

1


23



Р/р Написание сжатого изложения.

1

1


24



Устаревшие слова.

1



25



Словари.

1



26



Р/р Составление словарной статьи.

1

1


27



Фразеологизмы.

1



28



Р/р Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.

1

1


29



Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».

1



30



Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология».

1


1

31



Анализ теста.

1






Словообразование и орфография

25

6

2

32-33



Морфемика и словообразование.

2



34



Р/р Описание помещения.

1

1


35-36



Основные способы образования слов в русском языке.

2



37



Этимология слова.

1



38



Р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

1


39



Р/р Подготовка к изложению-описанию помещения по упр. 165.

1

1


40



Р/р Написание изложения.

1

1


41



Буквы О-А в корнях -КОС---КАС-

1



42-43



Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР.

2



44-45



Обобщение по теме «Корни с чередованием».

2



46



Проверочный диктант по теме «Корни с чередованием».

1


1

47



Буквы Ы и И после приставок.

1



48



Правописание приставок пре- и при-.

1



49



Соединительные О и Е в сложных словах.

1



50



Сложносокращенные слова.

1



51



Р/р Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1

1


52



Р/р Написание сочинения.

1

1


53



Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор.

1



54



Систематизация знаний по теме «Словообразование».

1



55



Контрольный диктант по теме «Словообразование».

1


1

56



Анализ диктанта.

1






Морфология и орфография.

117

24

6




Тема «Имя существительное»

23

3

1

57



Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.

1



58



Имя существительное как часть речи. Род имен существительных

1



59



Р/р Как писать письма. Падежные окончания существительных.

1

1


60



Разносклоняемые существительные.

1



61



Склонение существительных на –мя.

1



62-63



Род несклоняемых имен существительных.

2



64



Несклоняемые имена существительные.

1



65



Имена существительные общего рода.

1



66



Морфологический разбор имени существительного.

1



67



Р/р Сочинение-описание помещения по личным впечатлениям.

1

1


68



Р/р Написание сочинения.

1

1


69-

70



Правописание НЕ с существительными.

2



71



Правописание слов с пол- и полу-.

1



72-73



Правописание Ч и Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК.

2



74



Правописание гласных в суффиксах ЕК-ИК.

1



75



О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных.

1



76-77



Повторение изученного об имени существительном.

2



78



Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1


1

79



Анализ контрольного диктанта







Тема «Имя прилагательное»

31

7

2

80



Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном.

1



81



Прилагательное как часть речи.

1



82



Р/р Подготовка к сочинению-описанию природы. Пейзаж.

1

1


83



Р/р Написание сочинения.

1

1


84



Степени сравнения имен прилагательных.

1



85



Административная контрольная работа (диктант).

1


1

86



Сравнительная степень. Анализ диктанта.

1



87



Превосходная степень.

1



88



Разряды прилагательных.

1



89



Качественные прилагательные.

1



90



Относительные прилагательные.

1



91



Р/р Подготовка к написанию выборочного изложения по упр. 347.

1

1


92



Р/р Написание изложения.

1

1


93-94



Притяжательные прилагательные.

2



95



Морфологический разбор имени прилагательного.

1



96-97



НЕ с прилагательными.

2



98



Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1



99



Р/р Устное описание картины Н. П. Крымова «Зимний вечер».

1

1


100-101



Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

2



102



Различение на письме суффиксов прилагательных -К и -СК.

1



103



Р/р Подготовка к контрольному сочинению по упр.375.

1

1


104



Р/р Написание контрольного сочинения.

1

1


105-106



Дефисное и слитное написание прилагательных.

2



107-108



Повторение изученного по теме

«Имя прилагательное».

2



109



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1


1

110



Анализ диктанта.

1






Тема «Имя числительное»

19

3

1

111



Имя числительное как часть речи.

1



112



Простые и составные числительные.

1



113-114



Мягкий знак на конце и в середине числительных.

2



115



Порядковые числительные.

1



116



Р/р Устное выступление «Памятные даты».

1

1


117-118



Разряды количественных числительных.

2



119



Числительные, обозначающие целые числа.

1



120



Дробные числительные.

1



121



Р/р Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассказа юмористического жанра.

1

1


122



Р/р Написание сочинения.

1

1


123



Собирательные числительные.

1



124-125



Морфологический разбор имени числительного.

2



126-127



Повторение изученного по теме «Имя числительное».

2



128



Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1


1

129



Анализ диктанта.

1






Тема «Местоимение»

24

6

1

130



Местоимение как часть речи.

1



131



Разряды местоимений. Личные местоимения.

1



132



Возвратное местоимение «себя».

1



133



Р/р Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам. Подготовка к сочинению.

1

1


134



Р/р Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам. Написание сочинения.

1

1


135



Вопросительные местоимения.

1



136



Относительные местоимения.

1



137



Неопределенные местоимения.

1



138



Дефис в неопределенных местоимениях.

1



139



Отрицательные местоимения.

1



140



Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

1



141



Притяжательные местоимения.

1



142



Р/р Контрольное изложение. Подготовка к изложению.

1

1


143



Р/р Написание изложения.

1

1


144



Анализ изложения.

1



145-146



Указательные местоимения.

2



147



Определительные местоимения.

1



148



Морфологический разбор местоимения.

1



149



Р/р Подготовка к сочинению по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1

1


150



Р/р Написание сочинения.

1

1


151



Обобщающее повторение по теме «Местоимение».

1



152



Контрольная работа по теме «Местоимение».

1


1

153



Анализ контрольной работы.

1






Тема «Глагол»

30

5

1

154



Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

1



155



Глагол как часть речи.

1



156



Р/р. Сочинение-рассказ.

1

1


157



НЕ с глаголами.

1



158



Личные окончания глаголов.

1



159



Разноспрягаемые глаголы.

1



160-161



Непереходные и переходные глаголы.

2



162



Наклонения глаголов.

1



163



Изъявительное наклонение.

1



164



Р/р Контрольное изложение текста от 3 лица.

1

1


165



Р/р Написание изложения.

1

1


166



Анализ изложения.

1



167



Условное наклонение.

1



168



Написание частицы бы.

1



169



Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

1



170



Различение форм повелительного наклонения и будущего времени.

1



171



Употребление наклонений.

1



172-173



Безличные глаголы.

2



174



Морфологический разбор слова.

1



175



Р/р Сочинение-рассказ на основе услышанного.

1

1


176



Р/р Написание сочинений.

1

1


177



Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1



178



Комплексная работа

1



179



ВПР

1



180-181



Обобщающее повторение по теме «Глагол»

2



182



Контрольная работа по теме «Глагол».

1


1

183



Анализ контрольной работы.

1






Повторение изученного в 6 классе

18

4

1

184



Разделы науки о языке.

1



185



Орфография.

1



186



Орфографический разбор.

1



187



Пунктуация.

1



188



Пунктуационный разбор.

1



189



Р/р Сочинение-рассуждение по упр.610

1

1


190



Р/р Написание сочинения.

1

1


191



Лексика и фразеология.

1



192



Словообразование. Морфемный разбор.

1



193



Морфология. Морфологический разбор.

1



194



Синтаксис.

1



195



Синтаксический разбор.

1



196



Обобщающее повторение изученного в 6 классе.

1




197



Итоговый контрольный диктант.

1


1

198



Анализ диктанта.

1



199




Р/р Сочинение на самостоятельно выбранную тему.

1

1


200



Р/р Написание сочинения.

1

1


201



Итоговое занятие.

1



202-210



Резервные часы.

8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!