ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Мир природы и человека» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Мир природы и человека» в 1 классе отводит 2 часа в неделю: на дому с учителем - 1 час в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями - 1 час в неделю. Всего 68 часов в год
Данная программа ориентирована на использование учебников:
- Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека». Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи реализации содержания:
Овладение элементарными представлениями о живой и неживой природе.
Практическое взаимодействие с окружающим, развитие ориентации в ближайшем окружении.
Формирование доступных представлений о животном и растительном мире.
Усвоение правил безопасного для мира природы поведения человека.
Развитие активности, интереса к явлениям и объектам неживой и живой природы.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Предметные:
формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы урока. Раздел. | Кол-во часов | Дата по факту | Дата по плану |
Индивидуальное обучение с учителем на дому | Самостояте-льное освоение программы предмета с родителями |
| Неживая природа. Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце | 1 | 1 | 03.09 | |
| Значение солнца. Солнце и жизнь растений | 1 | 1 | 10.09 | |
| День и ночь. Небо днём и ночью | 1 | 1 | 17.09 | |
| Сутки. Занятия людей в течение суток | 1 | 1 | 24.09 | |
| Сезонные изменения. Осень. Признаки осени. | 1 | 1 | 01.10 | |
| Занятия и одежда детей осенью | 1 | 1 | 08.10 | |
| Обобщение знаний по теме «Осень» | 1 | 1 | 15.10 | |
| Живая природа. Растения. Строение и сходство растений | 1 | 1 | 22.10 | |
| Различие растений. Разнообразие цветов | 1 | 1 | 05.11 | |
| Семена. Плоды растений | 1 | 1 | 12.11 | |
| Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни | 1 | 1 | 19.11 | |
| Сезонные изменения. Зима. Признаки зимы | 1 | 1 | 26.11 | |
| Одежда и занятия детей зимой | 1 | 1 | 03.12 | |
| Обобщение знаний по теме «Зима» | 1 | 1 | 10.12 | |
| Животные. Строение и сходство животных | 1 | 1 | 17.12 | |
| Различия животных. Детёныши животных | 1 | 1 | 24.12 | |
| Домашние животные. Дикие животные | 1 | 1 | 14.01 | |
| Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года | 1 | 1 | 21.01 | |
| Человек. Части тела человека. | 1 | 1 | 28.01 | |
| Гигиенические навыки. Лицо человека | 1 | 1 | 04.02 | |
| Глаза | 1 | 1 | 11.02 | |
| Уши | 1 | 1 | 25.02 | |
| Нос | 1 | 1 | 04.03 | |
| Профилактика простудных заболеваний | 1 | 1 | 11.03 | |
| Рот. Правила поведения во время еды | 1 | 1 | 18.03 | |
| Кожа | 1 | 1 | 25.03 | |
| Осанка | 1 | 1 | 08.04 | |
| Обобщение знаний по теме «Человек» | 1 | 1 | 15.04 | |
| Сезонные изменения. Весна. Признаки весны | 1 | 1 | 22.04 | |
| Одежда и занятия детей весной | 1 | 1 | 29.04 | |
| Обобщение знаний по теме «Весна» | 1 | 1 | 06.05 | |
| Сезонные изменения. Лето. Признаки лета | 1 | 1 | 13.05 | |
| Одежда и занятия детей летом | 1 | 1 | 20.05 | |
| Обобщение знаний по теме «Лето» | 1 | 1 | 27.05 | |