СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа для учащихся с ЗПР. Расчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике 5 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 83

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО учителей Зам. директора по УВР Директор МОУ СШ № 83

математики и информатики

МОУ СШ № 83

Еремеева Е.Г. ______________ ___________________ ______________________

протокол

Протокол МО № 1 от 29.08.2022 г. методического совета № 1 Приказ № 238

от 30.08.2022 г. от 31.08.2022г.


Адаптированная рабочая программа учебного курса

по математике учащегося 5б класса _________________,

обучающегося на дому (ЗПР)

(в соответствии ФГОС ООО)

Составила учитель: Еремеева Елена Григорьевна.

2022 – 2023 учебный год.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа и тематическое планирование по математике для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) 5 класса на уровне основного общего образования составлены в соответствии с нормативными и распорядительными документами:


  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО)

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР),

  • Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Математика»

  • Примерная программа воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.



Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика». Он способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает мышление, пространственное воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся с ЗПР точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Математика» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. У обучающихся с ЗПР наиболее выражены отставания в развитии словесно-логических форм мышления, поэтому абстрактные и отвлеченные категории им труднодоступны. В тоже время при специальном обучении обучающиеся могут выполнять задания по алгоритму. Они восприимчивы к помощи, могут выполнить перенос на аналогичное задание усвоенного способа решения. Снижение развития мыслительных операций и замедленное становление логических действий приводят к недостаточной осмысленности совершаемых учебных действий. У обучающихся затруднены счетные вычисления, производимые в уме. В письменных вычислениях они могут пропускать один из промежуточных шагов. При работе с числовыми выражениями, вычислением их значения могут не удерживать правильный порядок действий. При упрощении, преобразовании выражений учащиеся с ЗПР не могут самостоятельно принять решение о последовательности выполнения действий. Конкретность мышления осложняет усвоения навыка решения уравнений, неравенств, системы уравнений. Им малодоступно совершение обратимых операций.

Низкий уровень развития логических операций, недостаточная обобщенность мышления затрудняют изучение темы «Функции»: при определении функциональной зависимости, при описании графической ситуации, используя геометрический, алгебраический, функциональный языки. Нередко учащиеся не видят разницы между областью определения функции и областью значений.

Решение задач сопряжено с трудностями оформления краткой записи, проведения анализа условия задачи, выделения существенного. Обучающиеся с ЗПР затрудняются сделать умозаключение от общего к частному, нередко выбирают нерациональные способы решения, иногда ограничиваются манипуляциями с числами.

При изучении геометрического материала обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью делать логические выводы, строить последовательные рассуждения. Непрочные знания основных теорем геометрии приводит к ошибкам в решении геометрических задач. Обучающиеся могут подменить формулу, неправильно применить теорему. К серьезным ошибкам в решении задач приводят недостаточно развитые пространственные представления. Им сложно выполнить чертеж к условию, в письменных работах они не могут привести объяснение к чертежу.

Точность запоминания и воспроизведения учебного материала снижены по причине слабости мнестической деятельности, сужения объема памяти. Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление материала, актуализация знаний по опоре при воспроизведении.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Математика» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся с ЗПР. Следует учебный материал преподносить небольшими порциями, усложняя его постепенно, изыскивать способы адаптации трудных заданий, некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется изучать в процессе практической деятельности по решению задач. Органическое единство практической и умственной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.


Цели и задачи изучения учебного предмета «Математика»

Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются:

  • формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся с ЗПР;

  • подведение обучающихся с ЗПР на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с ЗПР, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;

  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • формировать у обучающихся с ЗПР навыки учебно-познавательной деятельности: планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществления самоконтроля;

  • способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формировать ключевые компетенции учащихся в рамках предметной области «Математика и информатика»;

  • развивать понятийное мышления обучающихся с ЗПР;

  • осуществлять коррекцию познавательных процессов обучающихся с ЗПР, необходимых для освоения программного материала по учебному предмету;

  • предусматривать возможность компенсации образовательных дефицитов в освоении предшествующего программного материала у обучающихся с ЗПР и недостатков в их математическом развитии;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявлять и развивать математические и творческие способности.


Основные линии содержания курса математики в 5–9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования требование «уметь оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство; умение распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне основного общего образования.

Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения Примерной рабочей программы, распределённым по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему математических представлений обучающихся с ЗПР, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи. Общие цели изучения учебного предмета «Математика» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.



Особенности отбора и адаптации учебного материала по математике

Обучение учебному предмету «Математика» строится на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание уделяется отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня, который должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировки в применении знаний, используя приемы актуализации (визуальная опора, памятка).

Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, вынесение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.



Место учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с учебным планом Толмачева Ярослава на изучение математики в 5 классе отводится 1,8 часа в неделю (35 мин. и 40 мин.), 68 занятий в год.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и другие, Математика, 5 класс, Акционерное общество "Издательство "Просвещение";

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

• Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

• Авторская программа составитель Т.А. Бурмистрова
• Учебник по математике для 5 класса. Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова. Математика, 5. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва. Просвещение. 2018.

• Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по математике для 5 класса.

• Научная, научно-популярная, историческая литература.

• Справочные пособия (энциклопедии, справочники по математике).

• Методические пособия для учителя.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru)

3. ФГОС. Урок математики в средней школе http://fgos-matematic.ucoz.ru/index/cor/0-31 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru/

5. Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир,
угольник (30°, 60°, 90°),
угольник (45°, 45°, 90°),
циркуль.

Рулетка
Мел белый
Мел цветной

Модели для изучения геометрических фигур - части целого на круге, тригонометрический круг, наборы геометрических моделей и фигур с разверткой.

Печатные материалы для раздачи на уроках.

Технические средства обучения: компьютер преподавателя, мультимедийный проектор.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир,
угольник (30°, 60°, 90°),
угольник (45°, 45°, 90°),
циркуль.



Содержание учебного курса



Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой.

Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления (Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном план. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала)

Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения.

Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий.

Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно- обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.

Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутые углы.

Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур.

Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

мотивация к обучению математике и целенаправленной познавательной деятельности;

повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, требующую математических знаний, в том числе умение учиться у других людей;

способность осознавать стрессовую ситуацию, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;

способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;

способность к саморазвитию, умение ставить достижимые цели;

умение различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;

способность переносить полученные в ходе обучения знания в актуальную ситуацию (при решении житейских задач, требующих математических знаний); способность ориентироваться в требованиях и правилах проведения

промежуточной и итоговой аттестации;

овладение основами финансовой грамотности.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

устанавливать причинно-следственные связи в ходе усвоения математического материала;

выявлять дефицит данных, необходимых для решения поставленной задачи;

с помощью учителя выбирать способ решения математической задачи (сравнивать возможные варианты решения);

применять и преобразовывать знаки и символы в ходе решения математических задач;

устанавливать искомое и данное при решении математической задачи; понимать и интерпретировать информацию различных видов и форм

представления;

иллюстрировать решаемые задачи графическими схемами; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в процессе решения задач;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения и разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; контролировать процесс и результат учебной математической

деятельности;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;

понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы;

регулировать способ выражения эмоций.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»


Освоение учебного курса «Математика» в 5 классе основной школы должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

Числа и вычисления

Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне терминами, связанным с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

Выполнять проверку, прикидку результата вычислений. Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов (при необходимости с направляющей помощью).

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость (при необходимости с использованием справочной информации).

Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие (при необходимости с опорой на справочную информацию).

Извлекать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

Использовать терминологию, при необходимости по визуальной опоре, связанную с углами: вершина, сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.

Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки (после совместного анализа).

Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие (при необходимости с опорой на справочную информацию).

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.

Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям (с опорой на алгоритм учебных действий), пользоваться единицами измерения объёма.

Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях (при необходимости с визуальной опорой).































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематическое планирование в количестве 68часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Математика» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы учебного предмета «Математика» образовательной программы основного общего образования.


Название раздела (темы) курса (число часов)


Основное содержание


Основные виды деятельности обучающихся

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

(18 ч)

Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел. Натуральный ряд. Число 0. Натуральные числа на коор-динатной прямой. Сравнение, округление натуральных чисел.

Арифметические действия с натуральными числами. Свойства нуля при сложении и -умножении, свойства единицы при умножении. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения.

Делители и кратные числа, разложение числа на множители. Деление с остатком. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9.

Степень с натуральным показателем. Числовые выражения; порядок действий.

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки.

Читать, записывать, сравнивать натуральные числа; участвовать в обсуждении способов упорядочивания чисел.

Изображать координатную прямую, отмечать числа точками на координатной прямой, находить координаты точки.

Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении.

Использовать правило округления натуральных чисел при

необходимости с опорой на алгоритм правила.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок.

Записывать произведение в виде степени, читать степени, использовать терминологию (основание, показатель), вычислять значения степеней при необходимости с визуальной опорой.

Выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений, предлагать и применять приёмы проверки вычислений.

Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения; формулировать и применять правила преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий при необходимости с направляющей помощью.

Формулировать определения делителя и кратного (с опорой на алгоритм правила), называть делители и кратные числа; распознавать простые и составные числа; формулировать и применять признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10, (с опорой на алгоритм правила); применять алгоритм разложения числа на простые множители; находить остатки от деления и неполное частное.

Распознавать истинные и ложные высказывания о натуральных числах, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний о свойствах натуральных чисел с опорой на образец.

Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.) при необходимости с использованием справочной информации: анализировать текст задачи, переформулировать условие,

извлекать необходимые данные, устанавливать зависимости между величинами при необходимости с направляющей помощью.

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы.

Приводить, разбирать различные решения, записи решений текстовых задач.

С помощью педагога оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов.

Знакомиться с историей развития арифметики.

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

(7 ч)

Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная. Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины. Окружность и круг.

Практическая работа «Построение узора из окружностей».

Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Измерение углов.

Практическая работа «Построение углов».

Распознавать на чертежах, рисунках, описывать, используя терминологию, и изображать с помощью чертёжных инструментов (при необходимости по визуальной опоре): точку, прямую, отрезок, луч, угол, ломаную, окружность.

Распознавать, приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму изученных фигур, оценивать их линейные размеры.

Использовать линейку и транспортир как инструменты для построения и измерения: измерять длину отрезка, величину угла; строить отрезок заданной длины, угол, заданной величины; откладывать циркулем равные отрезки, строить окружность заданного радиуса.

Изображать конфигурации геометрических фигур из отрезков, окружностей, их частей на нелинованной и клетчатой бумаге; предлагать, описывать и обсуждать способы, алгоритмы построения после совместного анализа.

Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый, тупой, развёрнутый углы;

сравнивать углы.

Вычислять длины отрезков, ломаных.

Понимать и использовать при решении задач зависимости между единицами метрической системы мер; знакомиться с неметрическими системами мер; выражать длину в различных единицах измерения при необходимости с опорой на справочную информацию.

Исследовать фигуры и конфигурации, используя цифровые ресурсы.

Обыкновенные

дроби

(17 ч)

Дробь. Правильные и неправильные дроби. Основное

свойство дроби. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Смешанная

дробь. Умножение и деление обыкновенных дробей;

взаимно-обратные дроби.

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные

задачи на дроби.

Применение букв для записи математических выражений и

предложений.

Моделировать в графической, предметной форме, с

помощью компьютера понятия и свойства, связанные с

обыкновенной дробью.

Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби,

предлагать и обсуждать способы упорядочивания дробей.

Изображать обыкновенные дроби точками на

координатной прямой; использовать координатную

прямую для сравнения дробей.

Формулировать, записывать с помощью букв основное

свойство обыкновенной дроби с опорой на правило;

использовать основное свойство дроби для сокращения

дробей и приведения дроби к новому знаменателю в

простейших случаях.

Представлять по образцу смешанную дробь в виде

неправильной и выделять целую часть числа из

неправильной дроби.

Выполнять арифметические действия с обыкновенными

дробями в простых случаях; применять свойства

арифметических действий для рационализации вычислений.

Выполнять прикидку и оценку результата вычислений;

предлагать и применять приёмы проверки вычислений.

Проводить исследования свойств дробей, опираясь на

числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера).

Распознавать истинные и ложные высказывания о дробях,

приводить примеры и контрпримеры.

Решать простейшие текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия.

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы.

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач при необходимости с направляющей помощью.

С помощью педагога оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Знакомиться с историей развития арифметики.

Наглядная геометрия. Многоугольники (5 ч)

Многоугольники. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.

Треугольник.

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади. Периметр многоугольника.

Распознавать, изображать с помощью чертёжных инструментов и от руки, моделировать из бумаги многоугольники.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многоугольника, прямоугольника, квадрата, треугольника, оценивать их линейные размеры.

Вычислять: периметр треугольника, прямоугольника, многоугольника; площадь прямоугольника, квадрата (при необходимости с опорой на алгоритм учебных действий).

Изображать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники.

Строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными длинами сторон.

Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника. Распознавать истинные и ложные высказывания о многоугольниках, приводить примеры и контрпримеры.

Исследовать зависимость площади квадрата от длины его стороны.

Использовать свойства квадратной сетки для построения фигур; разбивать прямоугольник на квадраты, треугольники; составлять фигуры из квадратов и прямоугольников и находить их площадь, разбивать фигуры на прямоугольники и квадраты и находить их площадь (при необходимости с направляющей помощью).

Выражать величину площади в различных единицах измерения метрической системы мер, использовать зависимости между метрическими единицами измерения площади при необходимости с опорой на справочную информацию.

Знакомиться с примерами применения площади и периметра в практических ситуациях. Решать задачи из реальной жизни, при необходимости с опорой на алгоритм правила, обсуждать различные способы решения задач

Десятичные дроби

(17 ч)

Десятичная запись дробей. Сравнение десятичных дробей.

Действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби.

Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, читать и записывать, сравнивать десятичные дроби, предлагать и обсуждать способы упорядочивания десятичных дробей.

Изображать десятичные дроби точками на координатной прямой.

Выявлять сходства и различия правил арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями, после совместного анализа.

Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; выполнять прикидку и оценку результата вычислений.

Применять свойства арифметических действий длярационализации вычислений.

Применять правило округления десятичных дробей, при необходимости с визуальной опорой.

Проводить исследования свойств десятичных дробей, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера).

Распознавать истинные и ложные высказывания о дробях, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Решать простейшие текстовые задачи, содержащие дробные данные, и на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия.

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы. Разбирать различные решения, записи решений текстовых задач.

Оперировать дробными числами в реальных жизненных ситуациях.

С помощью педагога оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Знакомиться с историей развития арифметики

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве (4 ч)

Многогранники. Изображение многогранников. Модели пространственных тел.

Прямоугольный параллелепипед, куб. Развёртки куба и параллелепипеда.

Объём куба, прямоугольного параллелепипеда.

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники, описывать, используя терминологию, оценивать линейные размеры.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многогранника, прямоугольного параллелепипеда, куба.

Изображать куб на клетчатой бумаге.

Исследовать свойства куба, прямоугольного параллелепипеда, многогранников, используя модели при необходимости с направляющей помощью. Распознавать развёртки куба и параллелепипеда. Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, по образцу.

Находить измерения, вычислять площадь поверхности; объём куба, прямоугольного параллелепипеда с опорой на алгоритм учебных действий; исследовать зависимость объёма куба от длины его ребра.

Наблюдать и проводить аналогии между понятиями площади и объёма, периметра и площади поверхности.

Распознавать истинные и ложные высказывания о многогранниках, приводить примеры и контрпримеры. Решать задачи из реальной жизни.















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

Десятичная система счисления.

1

0

0

1.09.22

Устный опрос;

Ряд натуральных чисел. Число 0.

1

0

0

6.09.22

Устный опрос;

Натуральные числа на координатной прямой.

1

0

0

8.09.22

Устный опрос;

Сравнение натуральных чисел.

1

0

0

13.09.22

Письменный контроль;

Свойство нуля и единицы при сложении и умножении натуральных чисел.

1

0

0

15.09.22

Письменный контроль;

Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения.

1

0

0

20.09.22

Письменный контроль;

Распределительное свойство умножения

1

0

0

22.09.22

Устный опрос;

Контрольная работа № 1 «Действия с натуральными числами»

1

0

0

27.09.22

Устный опрос;

Делители и кратные, разложение числа на множители.

1

0

0

29.09.22

Письменный контроль;

Деление с остатком

1

0

0

4.10.22

Устный опрос;

Простые и составные числа.

1

0

0

6.10.22

Письменный контроль;

Признаки делимости на 2, 5, 10

1

0

0

18.10.22

Устный опрос;

Признаки делимости на 3, 9

1

0

0

20.10.22

Устный опрос;

Степень с натуральным показателем.

1

0

0

25.10.22

Устный опрос;

Порядок выполнения действий при вычислении значения числового выражения

1

0

0

27.10.22

Письменный контроль;

Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем.

1

0

0

1.11.22

Письменный контроль;

Решение текстовых задач. Задачи на части и движение.

1

0

0

3.11.22

Письменный контроль;

Контрольная работа №2 «Использование свойств действий при вычислениях

1

1

0

8.11.22

Контрольная работа;

Точка, прямая, отрезок. Луч. Ломаная.

1

0

0

10.11.22

Устный опрос;

Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины. Сравнение отрезков.

1

0

0

15.11.22

Устный опрос;

Окружность и круг

1

0

0

17.11.22

Устный опрос;

Практическая работа (на клетчатой бумаге) “Построение узора из окружности”

1

0

1

29.11.22

Практическая работа;

Угол. Прямой, острый, тупой и развернутый углы.

1

0

0

1.12.22

Устный опрос;

Измерение углов

1

0

0

6.12.22

Письменный контроль;

Практическая работа «Построение углов»

1

0

1

8.12.22

Практическая работа;

Доли. Дробь.

1

0

0

13.12.22

Устный опрос;

Правильные и неправильные дроби.

1

0

0

15.12.22

Устный опрос;

Правильные и неправильные дроби.

1

0

0

20.12.22

Письменный контроль;

Основное свойство дроби

1

0

0

22.12.22

Устный опрос;

Сравнение дробей.

1

0

0

27.12.22

Письменный контроль;

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1

0

0

29.12.22

Письменный контроль;

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1

0

0

10.01.23

Письменный контроль;

Смешанные дроби.

1

0

0

12.01.23

Устный опрос;

Перевод неправильной дроби в смешанную и обратно.

1

0

0

17.01.23

Письменный контроль;

Умножение и деление обыкновенных дробей

1

0

0

19.01.23

Письменный контроль;

Умножение и деление обыкновенных дробей

1

0

0

24.01.23

Письменный контроль;

Взаимнообратные дроби

1

0

0

26.01.23

Устный опрос;

Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.

1

0

0

31.01.23

Устный опрос;

Решение текстовых задач на нахождение части целого и целого по его части.

1

0

0

2.02.23

Письменный контроль;

Решение задач на совместную работу.

1

0

0

7.02.23

Письменный контроль;

Числовые и буквенные выражения, содержащие обыкновенные дроби.


1

0

0

9.02.23

Письменный контроль;

Контрольная работа № 3 «Действия с обыкновенными дробями»

1

1

0

14.02.23

Контрольная работа;

Многоугольники. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат.

1

0

0

16.02.23

Устный опрос

Практическая работа “Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге”

1

0

1

28.02.23

Практическая работа;

Треугольник. Периметр треугольника.

1

0

0

2.03.23

Письменный контроль;

Площадь и периметр прямоугольника, квадрата. Единицы измерения площади.

1

0

0

7.03.23

Письменный контроль;

Площади многоугольников, составленных из прямоугольников. Периметр многоугольника.

1

0

0

9.03.23

Письменный контроль;

Десятичная запись дробных чисел

1

0

0

14.03.23

Устный опрос;

Запись и чтение десятичных дробей. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой.

1

0

0

16.03.23

Устный опрос;

Сравнение десятичных дробей

1

0

0

21.03.23

Письменный контроль;

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

0

0

23.03.23

Письменный контроль;

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

0

0

28.03.23

Устный опрос;

Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

1

0

0

30.03.23

Устный опрос;

Умножение десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.

1

0

0

4.04.23

Письменный контроль;

Умножение десятичных дробей

1

0

0

6.04.23

Письменный контроль;

Деление десятичных дробей на натуральное число

1

0

0

18.04.23

Устный опрос;

Деление десятичной дробей на 10, 100, 1000 и т.д

1

0

0

20.04.23

Письменный контроль;

Деление десятичной
дробей на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д

1

0

0

25.04.23

Письменный контроль;

Деление десятичных дробей

1

0

0

27.04.23

Письменный контроль;

Округление десятичных дробей

1

0

0

2.05.23

Письменный контроль;

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

0

0

4.05.23

Письменный контроль;

Решение текстовых задач, содержащих зависимость, связывающие величины: цена, количество, стоимость

1

0

0

9.05.23

Письменный контроль;

Решение задач перебором всех возможных вариантов.

1

0

0

11.05.23

Устный опрос;

Контрольная работа № 4 «Десятичные дроби»

1

1

0

16.05.23

Контрольная работа;

Многогранники. Изображение многогранников.

1

0

0

18.05.23

Устный опрос;

Модели пространственных тел. Прямоугольный параллелепипед, куб.

1

0

0

23.05.23

Устный опрос;

Развертки куба и параллелепипеда.

1

0

0

25.05.23

Письменный контроль;

Объем куба, прямоугольного параллелепипеда.

1

0

0

30.05.23

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!