СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по Биологии 9 класс ( для детей с ОВЗ - интеллектуальные нарушения)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная  рабочая  программа  по  биологии  для  учащихся  9 класс ( ОВЗ -  интеллектуальные   нарушения) составлена  на основе   программы   для учащихся 5-9 классов  специального (коррекционного) учреждения VIII вид, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М.;   Для  реализации   рабочей   программы  используется учебник  «Биология. Человек»  9 класс для специальных  (коррекционных) школ  под редакцией Е.Н.  Соломиной, Т.В. Шевырёвой    М.: Просвещение,2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по Биологии 9 класс ( для детей с ОВЗ - интеллектуальные нарушения)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Имекская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано на заседании объединения учителей естественно - математического цикла

Протокол №___ от _________

________/Куюкова М.В./

Согласовано

Зам. директора по УВР


_________/ Апосова Т.Г./



Утверждена

Приказ №_____от___________2021 г

Директор школы

___________/Сагалакова М.И./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для учащихся 9 класса с ОВЗ умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)

на 2021-2022 учебный год









Составитель:

Тартынская Л.В.

Должность:

учитель географии

1к. категория












Имек, 2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Биология. Человек» для учащегося 9 класса с ОВЗ умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) Батандаева Константина составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Программы для учащихся 5-9 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вид, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М.;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Имекская СОШ» на 2021- 2022 учебный год;

  • Учебного плана (индивидуального обучения) МБОУ «Имекская СОШ» на 2021- 2022 учебный год.



Для реализации рабочей программы используется учебник «Биология. Человек» 9 класс для специальных (коррекционных) школ под редакцией Е.Н. Соломиной, Т.В. Шевырёвой М.: Просвещение,2014.

Рабочая программа по биологии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, интернациональное, эстетическое, экологическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Биология, как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение биологии расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Цели:

• Освоение знаний о строении, жизнедеятельности человека, как биосоциального существа;

• Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма;

• Использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

• Использование, приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Задачи предмета:

• Сообщать учащимся знания об организме человека и его здоровье.

• Прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

• Воспитывать позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Важными коррекционными задачами курса биологии являются:

  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

  • развитие общеучебных умений и навыков.

Усвоение учебного материала по биологии вызывает большие затруднения у учащихся с ОВЗ ( УО) интеллектуальными нарушениями , в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. При изучении нового материала обязательно происходит многократное повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь биологии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать поэтапно (опорно – двигательная система ,кровеносная система, питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, нервная система). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В 9 «б» классе обучаются трое учащихся.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю). На каждый изучаемый отдел отведено определённое количество часов, указанных в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Межпредметные связи: познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с русским языком, чтением, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Этнокультурный компонент (НРК) представлен: информацией об охране здоровья и системе учреждений здравоохранения в Республике Хакасия, о работе врачей – специалистов Таштыпской ЦРБ.


Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностные результаты:

• Осознание необходимости охраны природы;

• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;

• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам, соблюдать правила безопасного поведения в жизни);

• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;

• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);

• Формирование готовности к самостоятельной жизни;

• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);

• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.



Предметные результаты освоения программы включают освоение учащимися знаний и умений, готовность их применения.

Программа определяет следующие уровни овладения предметными результатами:

Минимальный уровень

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных органов к определенным системам организма человека;

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой системе;

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень

  • узнавание и называние изученных систем и органов на иллюстрациях и фотографиях;

  • зна­ние способов получения необходимой ин­фор­мации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между органами и системами человека, их работе в системе организма в целом;

  • знание и соблюдение правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; про­яв­ление желания рассказать о предмете изу­чения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • осуществление дея­тель­ности по уходу за внешним видом, бережное отношение к здоровью.

Дифференцированный уровень включает учащихся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов (органах и системах органов человека) ;

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя.

Учащиеся по результатам обучения должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с организмом человека и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма человека и для нормальной его жизнедеятельности.

Структура курса 9 класс «Биология. Человек»



Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Тема раздела

Итого:

1

Введение. Место человека среди млекопитающих

1 ч.

2

Общий обзор организма человека

1 ч.

3

Опора тела и движение

7 ч.

4

Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система

4 ч.

5

Дыхательная система

3ч.

6

Пищеварительная система

7 ч.

7

Выделительная система

1ч.

8

Кожа

4 ч.

9

Нервная система

2 ч.

10

Органы чувств

3 ч.

11

Охрана здоровья

1ч.


ИТОГО

34 ч.



Содержание и основные разделы программы по предмету «Биология . Человек » в 9 классе.

  1. Введение. Место человека среди млекопитающих ( 1 час) . Науки - анатомия, физиология, гигиена. Внешнее строение млекопитающих: голова, шея, туловище, четыре конечности, хвост. Тело млекопитающих покрыто кожей и волосами. Движение обеспечивают мышцы. Сердце четырёхкамерное. Дыхание с помощью лёгких. Развиты большие полушария головного мозга. Кормление молоком. Человеку свойственно прямо хождение, подвижность пальцев рук, речь, мышление.

Общий обзор организма человека ( 1 час).

  1. Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека. Клетка. Органоиды клетки - мембрана, ядро, цитоплазма. Функция - определённая выполняемая специфическая деятельность органа или ткани. Ткани - покровная, соединительная, мышечная, нервная Орган. Система органов. Организм человека - система взаимосвязанных органов, особенности строения которых определяются их работой, как единого целого. Полости тела. Внутренние органы.

Опорно - двигательная система (7 часов)

  1. Скелет человека. Состав и строение костей. ОДС человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы. Скелет - совокупность всех костей человека. Череп, позвоночник, грудная клетка, верхние конечности, нижние конечности. Кости - основная часть скелета. Надкостница - тонкая оболочка, которой покрыты кости снаружи. Кости организма человека делятся на: трубчатые, плоские и губчатые.

  2. Соединения костей. Череп. Скелет позвоночника. Соединения костей - неподвижные, полу подвижные, подвижные. Суставы - подвижные соединения костей. Строение сустава - суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Связки. Функции черепа - защита головного мозга и органов чувств от повреждения. Мозговой отдел и лицевой отдел черепа. Черепная коробка. Скелет туловища состоит из позвоночника, грудной клетки. Позвоночник - главная опора всего тела. Позвонки, спинной мозг. Пять отделов позвоночника - шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Грудной отдел, рёбра, грудная кость (грудина).

  3. Скелет верхних и нижних конечностей. Скелет верхних конечностей образован костями руки и плечевого пояса. Руки состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечевой пояс, лопатка, ключица. Скелет кисти. Скелет нижних конечностей - образован костями ноги и тазового пояса. Ноги состоят из бедра, голени и стопы. Кости нижних конечностей соединены подвижно. Кости ног толще и прочнее, чем кости рук.

  4. Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Перелом - нарушение целостности кости. Виды переломов - открытые и закрытые. Шина - твёрдая пластина, удерживающая повреждённую конечность в неподвижном положении. Вывих - это когда головка одной кости выходит из впадины другой кости. Растяжение связок. Врач, оказывающий помощь при различных травмах называется хирург или врач - травматолог.

  5. Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Мышцы - органы, состоящие из ткани, способной сокращаться. виды мышц - длинные, широкие, короткие. Способность мышц к сокращению и расслаблению. Гладкие мышцы, скелетные мышцы, мышечные волокна. В теле человека различают мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей. Мышцы головы - жевательные и мимические. Мышцы участвуют во всех движениях тела.

  6. Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Сухожилия. Мышцы - сгибатели и мышцы - разгибатели. Утомление мышц, укрепление мышц. Осанка - привычное для человека положение тела в покое и при движении. Искривление позвоночника. гигиенические правила. Плоскостопие - распрямление свода стопы.

  7. Значение опорно - двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. ОДС. Физический труд и физические упражнения, спорт. Опорно - двигательную систему составляют кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия, мышцы.

Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система (4 часа) .

  1. Значение крови и кровообращения. Кровь - жидкая соединительная ткань. Общее количество крови в организме. Кровообращение. Значение крови. Иммунитет.

  2. Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. К клеткам крови относятся - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты и тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в губчатом веществе костей. Плазма. Донор. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.

  3. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения. Сердце - орган кровообращения. Сердце человека - четырёхкамерное (два предсердия и два желудочка). Предсердие, желудочек, аорта, пульс. Большой и малый круги кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь.

  4. Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Заболевания сердце-инфаркт миокарда. Кровяное давление. Гипертоническая болезнь. Инсульт. Кардиолог. Тонометр. Повреждения кровеносных сосудов. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение. Сдавливающая повязка. Жгут. Зелёнка. Перекись водорода. Йод. Своевременная помощь человеку при кровотечениях.

Дыхательная система ( 3 часа)

  1. Органы дыхания, их строение и функция. Значение дыхания. Дыхание - одна из важных жизненных функций организма. Дыхательные пути - носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Значение лёгких. Диафрагма - горизонтальная мышца, отделяющая расположенные органы в грудной клетке от расположенных в животе (брюшной полости).

  2. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена дыхания. Газообмен: кислород, углекислый газ, водяные пары. Для жизни человеку необходимо дышать свежим, чистым воздухом. Пыль, выхлопные газы - загрязнение воздуха. Меры необходимые для избегания загрязнения воздуха.

  3. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Простудные заболевания органов дыхания - ангина, бронхит, воспаление лёгких. Причина заболеваний - переохлаждение организма. Инфекционные заболевания - грипп, ОРВИ и другие, передающиеся через воздух. Влияние вредных веществ на органы дыхания при курении. Вакцина.

Пищеварительная система ( 7 часов).

  1. Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Питание - приобретение организмом энергии и веществ, необходимых для его роста, развития и работы. Пищеварение. пища источник поступления в организм необходимых для жизнедеятельности веществ. Человек питается растительной и животной пищей. Питательные вещества - белки, жиры, углеводы содержащиеся в пище. Минеральные соли и вода. Калорийность -количество тепла, выделяющегося в результате сгорания веществ.

  2. Витамины. Органы пищеварения. Витамины - вещества необходимые для существования организма и требующиеся человеку в очень больших количествах. Витамины - А, В, С, Д,Е. Авитаминоз. Пищеварение - процесс превращения питательных веществ в более простые и растворимые, легко всасываемые в кровь и усваиваемые организмом. Пищеварительная система - ротовая полость, пищевод, глотка, желудок, кишечник, печень, жёлчный пузырь, поджелудочная железа. Кишечник: толстый и тонкий.

  3. Ротовая полость. Изменение пищи в желудке. Ротовая полость - передний отдел пищеварительной системы. Слюнные железы. Язык, зубы - резцы, клыки, коренные. Пищевод. Желудок - орган пищеварительной системы. Строение желудка. Желудочный сок.

  4. Изменение пищи в кишечнике. Печень. Кишечник: тонкий и толстый. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Аппендицит - воспаление отростка - аппендикса. Необходимое лечение.

  5. Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Гигиена питания - основа здоровья. Диетолог - специалист занимающийся изучением правильного питания Стоматологические заболевания: кариес и воспаление дёсен (парадонтоз). Стоматолог - врач, лечащий болезни зубов.

  6. Предупреждение желудочно - кишечных заболеваний. Болезни желудка: гастрит - воспаление слизистой оболочки желудка, язва - воспаление и повреждение внутренней поверхности стенок желудка. Отрицательное влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему. Болезни печени. Гепатит и цирроз - тяжёлые заболевания. Гастроэнтеролог - врач, занимающийся болезнями желудочно - кишечного тракта. Желудочно-кишечные заболевания - дизентерия, брюшной тиф, холера вызываются болезнетворными бактериями. Инфекционные болезни. Глистные заболевания, вызываемые червями паразитами (глистами) - аскаридами и острицами.

  7. Пищевые отравления. Пищевое отравление. Ботулизм. Отравление грибами. Причины пищевых отравлений Питание. Питательные вещества. Работа пищеварительной системы.

Мочевыделительная система (1 час).

  1. Почки - органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. Почки - парные органы образования и выделения мочи у человека. Две почки: левая и правая. В почках происходит очищение крови от вредных и ненужных веществ. Мочеточник - тонкая трубочка, отходящая от каждой почки. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Почки предохраняют организм от отравления. Почечные заболевания

Кожа ( 4 часа).

  1. Кожа. Уход за кожей. Кожа - наружный защитный покров тела человека. Потовые и сальные железы, кожное сало. Три слоя кожи: эпидермис, дерма, жировая ткань. Функции кожи в организме. Заболевания кожи. Гигиена кожи. Дерматолог - врач, лечащий болезни кожи. Четыре типа кожи лица: сухая, нормальная, жирная и смешанная.

  2. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. Волосы и ногти видоизменённый верхний слой кожи (эпидермис). Состав волоса: корень и стержень. Стержень находится над поверхностью кожи, а корень (волосяная луковица) лежит в толще кожи. Ногти - роговые образования кожи на концах пальцев. Лунка. Пластины ногтей. Грибковые поражения ногтей.

  3. Закаливание организма. Перегревание организма. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Нарушения функции кожи. Обморожения.

  4. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожениях. Перегревание организма. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Нарушения функции кожи. Обморожения.

Нервная система( 2 часа).

  1. Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов. Головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг. Нервы пронизывают весь организм человека и соединяют все органы с головным и спинным мозгом. Нервные окончания. Возбуждение. Речь, мышление, сознание.

  2. Режим дня, гигиена труда. Сон. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. Режим дня, гигиена труда. Сон - лучший отдых для нервной системы и всего организма. Сновидения возникают у спящего человека. Отравление центральной нервной системы алкоголем. Алкоголизм. Вредное влияние на нервную систему курения. Вредные привычки - курение, алкоголизм, наркотики приводят к разрушению ЦНС и потере здоровья. Наркомания.

Органы чувств ( 3 часа)

  1. Орган зрения. Гигиена зрения. Значение органов чувств. Глаза. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Внутренняя оболочка глаза - сетчатка. Дальнозоркость и близорукость - заболевания глаз. Окулист - глазной врач, которые лечит заболевания глаз. "Оптика" специальный магазин, в котором продают очки.

  2. Орган слуха. Гигиена слуха. Уши - орган слуха. Орган слуха у человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Глухота, ушная сера. Влияние шума и инфекционных заболеваний на слух.

  3. Орган обоняния. Орган вкуса. Обоняние - способность ощущать и различать запахи. Орган обоняния, носовая полость, пахучие вещества, насморк. Аллергия. Орган вкуса. Вкусовые сосочки. Нервы соединяют вкусовые сосочки с головным мозгом. При помощи органа вкуса человек оценивает вкус и качество пищи.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (1 час).

  1. Охрана здоровья человека. Здоровье. Здоровый образ жизни. Диспансеризация. Профилактические прививки. Поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия.

Тематическое планирование по биологии «Человек» по учебнику Е.Н.Соломиной, Т.В. Шевырёвой. 9 класс

34 часа, в неделю- 1 час

урока

Тема урока

Дидактические единицы

Планируемые образовательные результаты

1.

Введение. Место человека среди млекопитающих.

Науки - анатомия, физиология, гигиена. Внешнее строение млекопитающих: голова, шея, туловище, четыре конечности, хвост. Тело млекопитающих покрыто кожей и волосами. Движение обеспечивают мышцы. Сердце четырёхкамерное. Дыхание с помощью лёгких. Развиты большие полушария головного мозга. Кормление молоком. Человеку свойственно прямохождение, подвижность пальцев рук, речь, мышление. Беседа.

Знать об основных науках изучающих строение тела человека, работу организма и взаимодействия его органов, а также влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Уметь объяснить о месте человека среди млекопитающих.

2.

Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека.

Клетка. Органоиды клетки - мембрана, ядро, цитоплазма. Функция - определённая выполняемая специфическая деятельность органа или ткани. Ткани - покровная, соединительная, мышечная, нервная Орган. Система органов. Организм человека - система взаимосвязанных органов, особенности строения которых определяются их работой, как единого целого. Полости тела. Внутренние органы

Знать название основных органоидов клетки.

Знать названия тканей человеческого организма. Знать названия, строение и расположение основных органов организма человека.

3.

Скелет человека. Состав и строение костей


ОДС человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы. Скелет - совокупность всех костей человека. Череп, позвоночник, грудная клетка, верхние конечности, нижние конечности. Кости - основная часть скелета. Надкостница - тонкая оболочка, которой покрыты кости снаружи. Кости организма человека делятся на трубчатые, плоские и губчатые.

Знать элементарное представление о функции скелета человека. Знать состав и строение костей. Уметь кратко рассказывать об основных чертах внутреннего строения костей

4.

Соединения костей. Череп. Скелет позвоночника.










Соединения костей - неподвижные, полу подвижные, подвижные. Суставы - подвижные соединения костей. Строение сустава - суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Связки. Функции черепа - защита головного мозга и органов чувств от повреждения. Мозговой отдел и лицевой отдел черепа. Черепная коробка. Скелет туловища состоит из позвоночника, грудной клетки. Позвоночник - главная опора всего тела. Позвонки, спинной мозг. Пять отделов позвоночника - шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Грудной отдел, рёбра, грудная кость (грудина).

Знать соединения костей. Уметь кратко рассказать о строении сустава. Знать основные функции черепа. Уметь кратко рассказать о строении черепа. Знать названия костей образующих скелет туловища человека.

5.

Скелет верхних и нижних конечностей.

Скелет верхних конечностей образован костями руки и плечевого пояса. Руки состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечевой пояс, лопатка, ключица. Скелет кисти. Скелет нижних конечностей - образован костями ноги и тазового пояса. Ноги состоят из бедра, голени и стопы. Кости нижних конечностей соединены подвижно. Кости ног толще и прочнее, чем кости рук.

Знать название костей образующих скелет верхних конечностей. Знать название костей образующих скелет нижних конечностей человека

6.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

Перелом - нарушение целостности кости. Виды переломов - открытые и закрытые. Шина - твёрдая пластина удерживающая повреждённую конечность в неподвижном положении. Вывих - это когда головка одной кости выходит из впадины другой кости. Растяжение связок. Врач оказывающий помощь при различных травмах называется хирург или врач - травматолог.

Знать основные санитарно - гигиенические правила при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов и о необходимости оказания медицинской помощи пострадавшему..

7.

Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека.

Мышцы - органы, состоящие из ткани, способной сокращаться. Виды мышц - длинные, широкие, короткие. Способность мышц к сокращению и расслаблению. Гладкие мышцы, скелетные мышцы, мышечные волокна. В теле человека различают мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей. Мышцы головы - жевательные и мимические. Мышцы участвуют во всех движениях тела.

Знать о значении мышц для организма человека.

Уметь рассказать о работе мышц в организме человека. Знать названия основных групп мышц человека.

8.

Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника.

Сухожилия. Мышцы - сгибатели и мышцы - разгибатели. Утомление мышц, укрепление мышц. Осанка - привычное для человека положение тела в покое и при движении. Искривление позвоночника. гигиенические правила. Плоскостопие - распрямление свода стопы.

Уметь рассказать о работе мышц. Знать о соблюдении гигиенических правил и регулярных занятиях физкультурой для предупреждения появления плоскостопия и искривления позвоночника

9.

Значение опорно - двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.

ОДС. Физический труд и физические упражнения, спорт. Опорно - двигательную систему составляют кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия, мышцы.

Знать о значении опорно - двигательной системы для человека, о занятиях физическим трудом и спортом для укрепления ОДС. Знать состав ОДС.


10.

Значение крови и кровообраще-ния.

Кровь - жидкая соединительная ткань. Общее количество крови в организме. Кровообращение. Значение крови. Иммунитет.

Знать о значении крови и системы кровообращения для работы организма человека.

11.

Состав крови. Органы кровообраще-ния. Сосуды.

К клеткам крови относятся - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты и тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в губчатом веществе костей. Плазма. Донор. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.

Знать состав крови: плазму и клетки крови. Знать названия кровеносных сосудов.

12.

Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообраще-ния.

Сердце - орган кровообращения. Сердце человека - четырёхкамерное ( два предсердия и два желудочка). Предсердие, желудочек, аорта, пульс. Большой и малый круги кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь.

Знать о работе сердца человека.

Уметь рассказать о строении сердца человека. Знать о функциях кругов кровообращения

13.

Сердечно - сосудистые заболевания и их предупрежде-ние. Первая помощь при кровотечениях

Заболевания сердце-инфаркт миокарда. Кровяное давление. Гипертоническая болезнь. Инсульт. Кардиолог. Тонометр. Повреждения кровеносных сосудов. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение. Сдавливающая повязка. Жгут. Зелёнка. Перекись водорода. Йод. Своевременная помощь человеку при кровотечениях.

Знать о сердечно - сосудистых заболеваниях. Знать о соблюдении гигиенических правил и отказа от вредных привычек. Знать о повреждении кровеносных сосудов и соблюдении гигиенических правил, необходимости медицинской помощи пострадавшему.

Знать о значении сердечно - сосудистой системы для организма человека.

14.

Органы дыхания, их строение и функция. Значение дыхания.






Дыхание - одна из важных жизненных функций организма. Дыхательные пути - носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Значение лёгких. Диафрагма - горизонтальная мышца отделяющая расположенные органы в грудной клетке от расположенных в животе (брюшной полости).

Знать о значении дыхания для человека.

Знать строение и расположение органов дыхания.

15.

Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена дыхания.

Газообмен: кислород, углекислый газ, водяные пары. Для жизни человеку необходимо дышать свежим, чистым воздухом. Пыль, выхлопные газы - загрязнение воздуха. Меры необходимые для избегания загрязнения воздуха.

Уметь кратко рассказать о газообмене в лёгких и тканях человека. Знать основные санитарно - гигиенические правила

16.

Болезни органов дыхания и их предупрежде-ние.

Простудные заболевания органов дыхания - ангина, бронхит, воспаление лёгких. Причина заболеваний - переохлаждение организма. Инфекционные заболевания - грипп, ОРВИ и другие, передающиеся через воздух. Влияние вредных веществ на органы дыхания при курении. Вакцина.

Знать о простудных заболеваниях органов дыхания. Знать основные санитарно - гигиенические правила.

Знать о вреде курения на органы дыхания человека.


17.

Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества.




Питание - приобретение организмом энергии и веществ, необходимых для его роста, развития и работы. Пищеварение. пища источник поступления в организм необходимых для жизнедеятельности веществ. Человек питается растительной и животной пищей. Питательные вещества - белки, жиры, углеводы, содержащиеся в пище. Минеральные соли и вода. Калорийность - количество тепла, выделяющегося в результате сгорания веществ.

Знать о значении питания для человека. Знать основные питательные вещества, содержащиеся в пище.








18.

Витамины. Органы пищеварения.

Витамины - вещества необходимые для существования организма и требующиеся человеку в очень больших количествах. Витамины - А, В, С, Д,Е. Авитаминоз. Пищеварение - процесс превращения питательных веществ в более простые и растворимые, легко всасываемые в кровь и усваиваемые организмом. Пищеварительная система - ротовая полость, пищевод, глотка, желудок, кишечник, печень, жёлчный пузырь, поджелудочная железа. Кишечник: толстый и тонкий.

Знать о значении витаминов необходимых для существования организма. Знать о значении пищеварения. Знать основные органы пищеварения.

19.

Ротовая полость. Изменение пищи в желудке.

Ротовая полость - передний отдел пищеварительной системы. Слюнные железы. Язык, зубы - резцы, клыки, коренные. Пищевод. Желудок - орган пищеварительной системы. Строение желудка. Желудочный сок.

Знать о значении ротовой полости, переднем отделе пищеварительной системы. Знать о значении и строении желудка.



.

20.

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

Кишечник: тонкий и толстый. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Аппендицит - воспаление отростка - аппендикса. Необходимое лечение.

Знать основные функции работы в организме кишечника, печени, поджелудочной железы.

21.

Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью.

Гигиена питания - основа здоровья. Диетолог - специалист занимающийся изучением правильного питания Стоматологические заболевания: кариес и воспаление дёсен (парадонтоз). Стоматолог - врач, лечащий болезни зубов.

Уметь применять полученные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Знать основные правила ухода за зубами и ротовой полостью.

22.

Предупреждение желудочно - кишечных заболеваний.

Болезни желудка: гастрит - воспаление слизистой оболочки желудка, язва - воспаление и повреждение внутренней поверхности стенок желудка. Отрицательное влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему. Болезни печени. Гепатит и цирроз - тяжёлые заболевания. Гастроэнтеролог - врач, занимающийся болезнями желудочно - кишечного тракта. Желудочно-кишечные заболевания - дизентерия, брюшной тиф, холера вызываются болезнетворными бактериями. Инфекционные болезни. Глистные заболевания, вызываемые червями паразитами (глистами) - аскаридами и острицами.

Знать основные санитарно - гигиенические правила Знать основные санитарно - гигиенические правила.

23.

Пищевые отравления.

Пищевое отравление. Ботулизм. Отравление грибами. Причины пищевых отравлений Питание. Питательные вещества. Работа пищеварительной системы.

Знать причины пищевых отравлений. Знать о значении системы пищеварения.


24.

Почки - органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний




Почки - парные органы образования и выделения мочи у человека. Две почки: левая и правая. В почках происходит очищение крови от вредных и ненужных веществ. Мочеточник- тонкая трубочка отходящая от каждой почки. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Почки предохраняют организм от отравления. Почечные заболевания

Знать значение и строение почек, мочевыделительной системы. Знать основные санитарно - гигиенические правила. Знать о правильном питании для нормальной работы мочевыделительной системы и о вреде алкоголя для неё.

25.

Кожа. Уход за кожей.

Кожа - наружный защитный покров тела человека. Потовые и сальные железы, кожное сало. Три слоя кожи: эпидермис, дерма, жировая ткань. Функции кожи в организме. Заболевания кожи. Гигиена кожи. Дерматолог - врач, лечащий болезни кожи. Четыре типа кожи лица: сухая, нормальная, жирная и смешанная.

Знать о функции кожи в организме. Уметь рассказать о строении кожи. Знать основные санитарно - гигиенические правила ухода за кожей.

26.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

Волосы и ногти видоизменённый верхний слой кожи ( эпидермис). Состав волоса: корень и стержень. Стержень находится над поверхностью кожи, а корень (волосяная луковица) лежит в толще кожи. Ногти -роговые образования кожи на концах пальцев. Лунка. Пластины ногтей. Грибковые поражения ногтей.

Знать основные санитарно - гигиенические правила ухода за волосами и ногтями.

27.

Закаливание организма.

Закаливание - приспособление организма к жаре и холоду, к колебаниям температуры, к ветру и другим внешним воздействиям. Солнечные ванны, обтирание, обливание водой, купание.

Уметь применять полученные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья

28.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожениях.

Перегревание организма. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Нарушения функции кожи. Обморожения

Знать о защите организма и первой помощи при тепловых и солнечных ударах. Знать о защите организма и первой помощи при ожогах и обморожении.

29.

Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы




Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов. Головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг. Нервы пронизывают весь организм человека и соединяют все органы с головным и спинным мозгом. Нервные окончания. Возбуждение. Речь, мышление, сознание

Знать название органов нервной системы. Знать строение нервной системы человека. Знать о значении нервов для нормальной работы всего организма. Знать о значении нервной системы для человека

30.

Режим дня, гигиена труда. Сон. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.

Режим дня, гигиена труда. Сон - лучший отдых для нервной системы и всего организма. Сновидения возникают у спящего человека. Отравление центральной нервной системы алкоголем. Алкоголизм. Вредное влияние на нервную систему курения. Вредные привычки - курение, алкоголизм, наркотики приводят к разрушению ЦНС и потере здоровья. Наркомания.

Знать о том, что благоприятное условие для деятельности нервной системы - соблюдение режима дня и гигиена труда. Знать о значении сна для лучшей работы нервной системы человека. Уметь применять полученные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

31.

Орган зрения. Гигиена зрения.


Значение органов чувств. Глаза. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Внутренняя оболочка глаза - сетчатка. Дальнозоркость и близорукость - заболевания глаз. Окулист - глазной врач, которые лечит заболевания глаз. "Оптика" специальный магазин, в котором продают очки.

Знать о значении органов чувств для человека. Знать строение и расположение органа зрения. Знать основные санитарно - гигиенические правила и технику безопасности в школьных мастерских и на производстве, для сохранения нормального зрения.

32.

Орган слуха. Гигиена слуха.

Уши - орган слуха. Орган слуха у человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Глухота, ушная сера. Влияние шума и инфекционных заболеваний на слух.

Знать строение и расположение органов слуха у человека.

Знать основные санитарно - гигиенические правила, остерегаться громких звуков и переохлаждения для сохранения нормального слуха.

33.

Орган обоняния. Орган вкуса.

Обоняние - способность ощущать и различать запахи. Орган обоняния, носовая полость, пахучие вещества, насморк. Аллергия. Орган вкуса. Вкусовые сосочки. Нервы соединяют вкусовые сосочки с головным мозгом. При помощи органа вкуса человек оценивает вкус и качество пищи.

Знать строение и расположение органа обоняния. Знать строение и расположение органа вкуса.

34.

Охрана здоровья человека.


Здоровье. Здоровый образ жизни. Диспансеризация. Профилактические прививки. Поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия.

Знать о соблюдении гигиенических правил и норм режима труда и отдыха. Знать о вреде вредных привычек для организма человека. Знать о системе учреждений здравоохранения необходимых для обследования и лечения людей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!