Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Имекская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано на заседании объединения учителей естественно - математического цикла Протокол №___ от _________ ________/Куюкова М.В./ | Согласовано Зам. директора по УВР _________/ Апосова Т.Г./ | Утверждена Приказ №_____от___________2021 г Директор школы ___________/Сагалакова М.И./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для учащихся 9 класса с ОВЗ умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Тартынская Л.В.
Должность:
учитель географии
1к. категория
Имек, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Биология. Человек» для учащегося 9 класса с ОВЗ умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) Батандаева Константина составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Программы для учащихся 5-9 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вид, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М.;
Адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Имекская СОШ» на 2021- 2022 учебный год;
Учебного плана (индивидуального обучения) МБОУ «Имекская СОШ» на 2021- 2022 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник «Биология. Человек» 9 класс для специальных (коррекционных) школ под редакцией Е.Н. Соломиной, Т.В. Шевырёвой М.: Просвещение,2014.
Рабочая программа по биологии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, интернациональное, эстетическое, экологическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Биология, как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение биологии расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Цели:
• Освоение знаний о строении, жизнедеятельности человека, как биосоциального существа;
• Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма;
• Использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
• Использование, приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Задачи предмета:
• Сообщать учащимся знания об организме человека и его здоровье.
• Прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
• Воспитывать позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Важными коррекционными задачами курса биологии являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по биологии вызывает большие затруднения у учащихся с ОВЗ ( УО) интеллектуальными нарушениями , в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. При изучении нового материала обязательно происходит многократное повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь биологии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать поэтапно (опорно – двигательная система ,кровеносная система, питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, нервная система). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В 9 «б» классе обучаются трое учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю). На каждый изучаемый отдел отведено определённое количество часов, указанных в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Межпредметные связи: познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с русским языком, чтением, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Этнокультурный компонент (НРК) представлен: информацией об охране здоровья и системе учреждений здравоохранения в Республике Хакасия, о работе врачей – специалистов Таштыпской ЦРБ.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;
• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам, соблюдать правила безопасного поведения в жизни);
• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.
Предметные результаты освоения программы включают освоение учащимися знаний и умений, готовность их применения.
Программа определяет следующие уровни овладения предметными результатами:
Минимальный уровень
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой системе;
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень
узнавание и называние изученных систем и органов на иллюстрациях и фотографиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между органами и системами человека, их работе в системе организма в целом;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
осуществление деятельности по уходу за внешним видом, бережное отношение к здоровью.
Дифференцированный уровень включает учащихся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов (органах и системах органов человека) ;
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя.
Учащиеся по результатам обучения должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила.
В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с организмом человека и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма человека и для нормальной его жизнедеятельности.
Структура курса 9 класс «Биология. Человек»
Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
№ | Тема раздела | Итого: |
1 | Введение. Место человека среди млекопитающих | 1 ч. |
2 | Общий обзор организма человека | 1 ч. |
3 | Опора тела и движение | 7 ч. |
4 | Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система | 4 ч. |
5 | Дыхательная система | 3ч. |
6 | Пищеварительная система | 7 ч. |
7 | Выделительная система | 1ч. |
8 | Кожа | 4 ч. |
9 | Нервная система | 2 ч. |
10 | Органы чувств | 3 ч. |
11 | Охрана здоровья | 1ч. |
| ИТОГО | 34 ч. |
Содержание и основные разделы программы по предмету «Биология . Человек » в 9 классе.
Введение. Место человека среди млекопитающих ( 1 час) . Науки - анатомия, физиология, гигиена. Внешнее строение млекопитающих: голова, шея, туловище, четыре конечности, хвост. Тело млекопитающих покрыто кожей и волосами. Движение обеспечивают мышцы. Сердце четырёхкамерное. Дыхание с помощью лёгких. Развиты большие полушария головного мозга. Кормление молоком. Человеку свойственно прямо хождение, подвижность пальцев рук, речь, мышление.
Общий обзор организма человека ( 1 час).
Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека. Клетка. Органоиды клетки - мембрана, ядро, цитоплазма. Функция - определённая выполняемая специфическая деятельность органа или ткани. Ткани - покровная, соединительная, мышечная, нервная Орган. Система органов. Организм человека - система взаимосвязанных органов, особенности строения которых определяются их работой, как единого целого. Полости тела. Внутренние органы.
Опорно - двигательная система (7 часов)
Скелет человека. Состав и строение костей. ОДС человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы. Скелет - совокупность всех костей человека. Череп, позвоночник, грудная клетка, верхние конечности, нижние конечности. Кости - основная часть скелета. Надкостница - тонкая оболочка, которой покрыты кости снаружи. Кости организма человека делятся на: трубчатые, плоские и губчатые.
Соединения костей. Череп. Скелет позвоночника. Соединения костей - неподвижные, полу подвижные, подвижные. Суставы - подвижные соединения костей. Строение сустава - суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Связки. Функции черепа - защита головного мозга и органов чувств от повреждения. Мозговой отдел и лицевой отдел черепа. Черепная коробка. Скелет туловища состоит из позвоночника, грудной клетки. Позвоночник - главная опора всего тела. Позвонки, спинной мозг. Пять отделов позвоночника - шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Грудной отдел, рёбра, грудная кость (грудина).
Скелет верхних и нижних конечностей. Скелет верхних конечностей образован костями руки и плечевого пояса. Руки состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечевой пояс, лопатка, ключица. Скелет кисти. Скелет нижних конечностей - образован костями ноги и тазового пояса. Ноги состоят из бедра, голени и стопы. Кости нижних конечностей соединены подвижно. Кости ног толще и прочнее, чем кости рук.
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Перелом - нарушение целостности кости. Виды переломов - открытые и закрытые. Шина - твёрдая пластина, удерживающая повреждённую конечность в неподвижном положении. Вывих - это когда головка одной кости выходит из впадины другой кости. Растяжение связок. Врач, оказывающий помощь при различных травмах называется хирург или врач - травматолог.
Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Мышцы - органы, состоящие из ткани, способной сокращаться. виды мышц - длинные, широкие, короткие. Способность мышц к сокращению и расслаблению. Гладкие мышцы, скелетные мышцы, мышечные волокна. В теле человека различают мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей. Мышцы головы - жевательные и мимические. Мышцы участвуют во всех движениях тела.
Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Сухожилия. Мышцы - сгибатели и мышцы - разгибатели. Утомление мышц, укрепление мышц. Осанка - привычное для человека положение тела в покое и при движении. Искривление позвоночника. гигиенические правила. Плоскостопие - распрямление свода стопы.
Значение опорно - двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. ОДС. Физический труд и физические упражнения, спорт. Опорно - двигательную систему составляют кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия, мышцы.
Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система (4 часа) .
Значение крови и кровообращения. Кровь - жидкая соединительная ткань. Общее количество крови в организме. Кровообращение. Значение крови. Иммунитет.
Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. К клеткам крови относятся - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты и тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в губчатом веществе костей. Плазма. Донор. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.
Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения. Сердце - орган кровообращения. Сердце человека - четырёхкамерное (два предсердия и два желудочка). Предсердие, желудочек, аорта, пульс. Большой и малый круги кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь.
Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Заболевания сердце-инфаркт миокарда. Кровяное давление. Гипертоническая болезнь. Инсульт. Кардиолог. Тонометр. Повреждения кровеносных сосудов. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение. Сдавливающая повязка. Жгут. Зелёнка. Перекись водорода. Йод. Своевременная помощь человеку при кровотечениях.
Дыхательная система ( 3 часа)
Органы дыхания, их строение и функция. Значение дыхания. Дыхание - одна из важных жизненных функций организма. Дыхательные пути - носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Значение лёгких. Диафрагма - горизонтальная мышца, отделяющая расположенные органы в грудной клетке от расположенных в животе (брюшной полости).
Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена дыхания. Газообмен: кислород, углекислый газ, водяные пары. Для жизни человеку необходимо дышать свежим, чистым воздухом. Пыль, выхлопные газы - загрязнение воздуха. Меры необходимые для избегания загрязнения воздуха.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Простудные заболевания органов дыхания - ангина, бронхит, воспаление лёгких. Причина заболеваний - переохлаждение организма. Инфекционные заболевания - грипп, ОРВИ и другие, передающиеся через воздух. Влияние вредных веществ на органы дыхания при курении. Вакцина.
Пищеварительная система ( 7 часов).
Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Питание - приобретение организмом энергии и веществ, необходимых для его роста, развития и работы. Пищеварение. пища источник поступления в организм необходимых для жизнедеятельности веществ. Человек питается растительной и животной пищей. Питательные вещества - белки, жиры, углеводы содержащиеся в пище. Минеральные соли и вода. Калорийность -количество тепла, выделяющегося в результате сгорания веществ.
Витамины. Органы пищеварения. Витамины - вещества необходимые для существования организма и требующиеся человеку в очень больших количествах. Витамины - А, В, С, Д,Е. Авитаминоз. Пищеварение - процесс превращения питательных веществ в более простые и растворимые, легко всасываемые в кровь и усваиваемые организмом. Пищеварительная система - ротовая полость, пищевод, глотка, желудок, кишечник, печень, жёлчный пузырь, поджелудочная железа. Кишечник: толстый и тонкий.
Ротовая полость. Изменение пищи в желудке. Ротовая полость - передний отдел пищеварительной системы. Слюнные железы. Язык, зубы - резцы, клыки, коренные. Пищевод. Желудок - орган пищеварительной системы. Строение желудка. Желудочный сок.
Изменение пищи в кишечнике. Печень. Кишечник: тонкий и толстый. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Аппендицит - воспаление отростка - аппендикса. Необходимое лечение.
Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Гигиена питания - основа здоровья. Диетолог - специалист занимающийся изучением правильного питания Стоматологические заболевания: кариес и воспаление дёсен (парадонтоз). Стоматолог - врач, лечащий болезни зубов.
Предупреждение желудочно - кишечных заболеваний. Болезни желудка: гастрит - воспаление слизистой оболочки желудка, язва - воспаление и повреждение внутренней поверхности стенок желудка. Отрицательное влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему. Болезни печени. Гепатит и цирроз - тяжёлые заболевания. Гастроэнтеролог - врач, занимающийся болезнями желудочно - кишечного тракта. Желудочно-кишечные заболевания - дизентерия, брюшной тиф, холера вызываются болезнетворными бактериями. Инфекционные болезни. Глистные заболевания, вызываемые червями паразитами (глистами) - аскаридами и острицами.
Пищевые отравления. Пищевое отравление. Ботулизм. Отравление грибами. Причины пищевых отравлений Питание. Питательные вещества. Работа пищеварительной системы.
Мочевыделительная система (1 час).
Почки - органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. Почки - парные органы образования и выделения мочи у человека. Две почки: левая и правая. В почках происходит очищение крови от вредных и ненужных веществ. Мочеточник - тонкая трубочка, отходящая от каждой почки. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Почки предохраняют организм от отравления. Почечные заболевания
Кожа ( 4 часа).
Кожа. Уход за кожей. Кожа - наружный защитный покров тела человека. Потовые и сальные железы, кожное сало. Три слоя кожи: эпидермис, дерма, жировая ткань. Функции кожи в организме. Заболевания кожи. Гигиена кожи. Дерматолог - врач, лечащий болезни кожи. Четыре типа кожи лица: сухая, нормальная, жирная и смешанная.
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. Волосы и ногти видоизменённый верхний слой кожи (эпидермис). Состав волоса: корень и стержень. Стержень находится над поверхностью кожи, а корень (волосяная луковица) лежит в толще кожи. Ногти - роговые образования кожи на концах пальцев. Лунка. Пластины ногтей. Грибковые поражения ногтей.
Закаливание организма. Перегревание организма. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Нарушения функции кожи. Обморожения.
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожениях. Перегревание организма. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Нарушения функции кожи. Обморожения.
Нервная система( 2 часа).
Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов. Головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг. Нервы пронизывают весь организм человека и соединяют все органы с головным и спинным мозгом. Нервные окончания. Возбуждение. Речь, мышление, сознание.
Режим дня, гигиена труда. Сон. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. Режим дня, гигиена труда. Сон - лучший отдых для нервной системы и всего организма. Сновидения возникают у спящего человека. Отравление центральной нервной системы алкоголем. Алкоголизм. Вредное влияние на нервную систему курения. Вредные привычки - курение, алкоголизм, наркотики приводят к разрушению ЦНС и потере здоровья. Наркомания.
Органы чувств ( 3 часа)
Орган зрения. Гигиена зрения. Значение органов чувств. Глаза. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Внутренняя оболочка глаза - сетчатка. Дальнозоркость и близорукость - заболевания глаз. Окулист - глазной врач, которые лечит заболевания глаз. "Оптика" специальный магазин, в котором продают очки.
Орган слуха. Гигиена слуха. Уши - орган слуха. Орган слуха у человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Глухота, ушная сера. Влияние шума и инфекционных заболеваний на слух.
Орган обоняния. Орган вкуса. Обоняние - способность ощущать и различать запахи. Орган обоняния, носовая полость, пахучие вещества, насморк. Аллергия. Орган вкуса. Вкусовые сосочки. Нервы соединяют вкусовые сосочки с головным мозгом. При помощи органа вкуса человек оценивает вкус и качество пищи.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (1 час).
Охрана здоровья человека. Здоровье. Здоровый образ жизни. Диспансеризация. Профилактические прививки. Поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия.
Тематическое планирование по биологии «Человек» по учебнику Е.Н.Соломиной, Т.В. Шевырёвой. 9 класс
34 часа, в неделю- 1 час
№ урока | Тема урока | Дидактические единицы | Планируемые образовательные результаты |
1. | Введение. Место человека среди млекопитающих. | Науки - анатомия, физиология, гигиена. Внешнее строение млекопитающих: голова, шея, туловище, четыре конечности, хвост. Тело млекопитающих покрыто кожей и волосами. Движение обеспечивают мышцы. Сердце четырёхкамерное. Дыхание с помощью лёгких. Развиты большие полушария головного мозга. Кормление молоком. Человеку свойственно прямохождение, подвижность пальцев рук, речь, мышление. Беседа. | Знать об основных науках изучающих строение тела человека, работу организма и взаимодействия его органов, а также влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Уметь объяснить о месте человека среди млекопитающих. |
2. | Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека. | Клетка. Органоиды клетки - мембрана, ядро, цитоплазма. Функция - определённая выполняемая специфическая деятельность органа или ткани. Ткани - покровная, соединительная, мышечная, нервная Орган. Система органов. Организм человека - система взаимосвязанных органов, особенности строения которых определяются их работой, как единого целого. Полости тела. Внутренние органы | Знать название основных органоидов клетки. Знать названия тканей человеческого организма. Знать названия, строение и расположение основных органов организма человека. |
3. | Скелет человека. Состав и строение костей | ОДС человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы. Скелет - совокупность всех костей человека. Череп, позвоночник, грудная клетка, верхние конечности, нижние конечности. Кости - основная часть скелета. Надкостница - тонкая оболочка, которой покрыты кости снаружи. Кости организма человека делятся на трубчатые, плоские и губчатые. | Знать элементарное представление о функции скелета человека. Знать состав и строение костей. Уметь кратко рассказывать об основных чертах внутреннего строения костей |
4. | Соединения костей. Череп. Скелет позвоночника. | Соединения костей - неподвижные, полу подвижные, подвижные. Суставы - подвижные соединения костей. Строение сустава - суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Связки. Функции черепа - защита головного мозга и органов чувств от повреждения. Мозговой отдел и лицевой отдел черепа. Черепная коробка. Скелет туловища состоит из позвоночника, грудной клетки. Позвоночник - главная опора всего тела. Позвонки, спинной мозг. Пять отделов позвоночника - шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Грудной отдел, рёбра, грудная кость (грудина). | Знать соединения костей. Уметь кратко рассказать о строении сустава. Знать основные функции черепа. Уметь кратко рассказать о строении черепа. Знать названия костей образующих скелет туловища человека. |
5. | Скелет верхних и нижних конечностей. | Скелет верхних конечностей образован костями руки и плечевого пояса. Руки состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечевой пояс, лопатка, ключица. Скелет кисти. Скелет нижних конечностей - образован костями ноги и тазового пояса. Ноги состоят из бедра, голени и стопы. Кости нижних конечностей соединены подвижно. Кости ног толще и прочнее, чем кости рук. | Знать название костей образующих скелет верхних конечностей. Знать название костей образующих скелет нижних конечностей человека |
6. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | Перелом - нарушение целостности кости. Виды переломов - открытые и закрытые. Шина - твёрдая пластина удерживающая повреждённую конечность в неподвижном положении. Вывих - это когда головка одной кости выходит из впадины другой кости. Растяжение связок. Врач оказывающий помощь при различных травмах называется хирург или врач - травматолог. | Знать основные санитарно - гигиенические правила при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов и о необходимости оказания медицинской помощи пострадавшему.. |
7. | Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. | Мышцы - органы, состоящие из ткани, способной сокращаться. Виды мышц - длинные, широкие, короткие. Способность мышц к сокращению и расслаблению. Гладкие мышцы, скелетные мышцы, мышечные волокна. В теле человека различают мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей. Мышцы головы - жевательные и мимические. Мышцы участвуют во всех движениях тела. | Знать о значении мышц для организма человека. Уметь рассказать о работе мышц в организме человека. Знать названия основных групп мышц человека. |
8. | Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. | Сухожилия. Мышцы - сгибатели и мышцы - разгибатели. Утомление мышц, укрепление мышц. Осанка - привычное для человека положение тела в покое и при движении. Искривление позвоночника. гигиенические правила. Плоскостопие - распрямление свода стопы. | Уметь рассказать о работе мышц. Знать о соблюдении гигиенических правил и регулярных занятиях физкультурой для предупреждения появления плоскостопия и искривления позвоночника |
9. | Значение опорно - двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. | ОДС. Физический труд и физические упражнения, спорт. Опорно - двигательную систему составляют кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия, мышцы. | Знать о значении опорно - двигательной системы для человека, о занятиях физическим трудом и спортом для укрепления ОДС. Знать состав ОДС. |
10. | Значение крови и кровообраще-ния. | Кровь - жидкая соединительная ткань. Общее количество крови в организме. Кровообращение. Значение крови. Иммунитет. | Знать о значении крови и системы кровообращения для работы организма человека. |
11. | Состав крови. Органы кровообраще-ния. Сосуды. | К клеткам крови относятся - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты и тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в губчатом веществе костей. Плазма. Донор. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. | Знать состав крови: плазму и клетки крови. Знать названия кровеносных сосудов. |
12. | Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообраще-ния. | Сердце - орган кровообращения. Сердце человека - четырёхкамерное ( два предсердия и два желудочка). Предсердие, желудочек, аорта, пульс. Большой и малый круги кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь. | Знать о работе сердца человека. Уметь рассказать о строении сердца человека. Знать о функциях кругов кровообращения |
13. | Сердечно - сосудистые заболевания и их предупрежде-ние. Первая помощь при кровотечениях | Заболевания сердце-инфаркт миокарда. Кровяное давление. Гипертоническая болезнь. Инсульт. Кардиолог. Тонометр. Повреждения кровеносных сосудов. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение. Сдавливающая повязка. Жгут. Зелёнка. Перекись водорода. Йод. Своевременная помощь человеку при кровотечениях. | Знать о сердечно - сосудистых заболеваниях. Знать о соблюдении гигиенических правил и отказа от вредных привычек. Знать о повреждении кровеносных сосудов и соблюдении гигиенических правил, необходимости медицинской помощи пострадавшему. Знать о значении сердечно - сосудистой системы для организма человека. |
14. | Органы дыхания, их строение и функция. Значение дыхания. | Дыхание - одна из важных жизненных функций организма. Дыхательные пути - носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Значение лёгких. Диафрагма - горизонтальная мышца отделяющая расположенные органы в грудной клетке от расположенных в животе (брюшной полости). | Знать о значении дыхания для человека. Знать строение и расположение органов дыхания. |
15. | Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена дыхания. | Газообмен: кислород, углекислый газ, водяные пары. Для жизни человеку необходимо дышать свежим, чистым воздухом. Пыль, выхлопные газы - загрязнение воздуха. Меры необходимые для избегания загрязнения воздуха. | Уметь кратко рассказать о газообмене в лёгких и тканях человека. Знать основные санитарно - гигиенические правила |
16. | Болезни органов дыхания и их предупрежде-ние. | Простудные заболевания органов дыхания - ангина, бронхит, воспаление лёгких. Причина заболеваний - переохлаждение организма. Инфекционные заболевания - грипп, ОРВИ и другие, передающиеся через воздух. Влияние вредных веществ на органы дыхания при курении. Вакцина. | Знать о простудных заболеваниях органов дыхания. Знать основные санитарно - гигиенические правила. Знать о вреде курения на органы дыхания человека. |
17. | Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. | Питание - приобретение организмом энергии и веществ, необходимых для его роста, развития и работы. Пищеварение. пища источник поступления в организм необходимых для жизнедеятельности веществ. Человек питается растительной и животной пищей. Питательные вещества - белки, жиры, углеводы, содержащиеся в пище. Минеральные соли и вода. Калорийность - количество тепла, выделяющегося в результате сгорания веществ. | Знать о значении питания для человека. Знать основные питательные вещества, содержащиеся в пище. |
18. | Витамины. Органы пищеварения. | Витамины - вещества необходимые для существования организма и требующиеся человеку в очень больших количествах. Витамины - А, В, С, Д,Е. Авитаминоз. Пищеварение - процесс превращения питательных веществ в более простые и растворимые, легко всасываемые в кровь и усваиваемые организмом. Пищеварительная система - ротовая полость, пищевод, глотка, желудок, кишечник, печень, жёлчный пузырь, поджелудочная железа. Кишечник: толстый и тонкий. | Знать о значении витаминов необходимых для существования организма. Знать о значении пищеварения. Знать основные органы пищеварения. |
19. | Ротовая полость. Изменение пищи в желудке. | Ротовая полость - передний отдел пищеварительной системы. Слюнные железы. Язык, зубы - резцы, клыки, коренные. Пищевод. Желудок - орган пищеварительной системы. Строение желудка. Желудочный сок. | Знать о значении ротовой полости, переднем отделе пищеварительной системы. Знать о значении и строении желудка. . |
20. | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | Кишечник: тонкий и толстый. Печень. Желчь. Поджелудочная железа. Аппендицит - воспаление отростка - аппендикса. Необходимое лечение. | Знать основные функции работы в организме кишечника, печени, поджелудочной железы. |
21. | Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. | Гигиена питания - основа здоровья. Диетолог - специалист занимающийся изучением правильного питания Стоматологические заболевания: кариес и воспаление дёсен (парадонтоз). Стоматолог - врач, лечащий болезни зубов. | Уметь применять полученные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Знать основные правила ухода за зубами и ротовой полостью. |
22. | Предупреждение желудочно - кишечных заболеваний. | Болезни желудка: гастрит - воспаление слизистой оболочки желудка, язва - воспаление и повреждение внутренней поверхности стенок желудка. Отрицательное влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему. Болезни печени. Гепатит и цирроз - тяжёлые заболевания. Гастроэнтеролог - врач, занимающийся болезнями желудочно - кишечного тракта. Желудочно-кишечные заболевания - дизентерия, брюшной тиф, холера вызываются болезнетворными бактериями. Инфекционные болезни. Глистные заболевания, вызываемые червями паразитами (глистами) - аскаридами и острицами. | Знать основные санитарно - гигиенические правила Знать основные санитарно - гигиенические правила. |
23. | Пищевые отравления. | Пищевое отравление. Ботулизм. Отравление грибами. Причины пищевых отравлений Питание. Питательные вещества. Работа пищеварительной системы. | Знать причины пищевых отравлений. Знать о значении системы пищеварения. |
24. | Почки - органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний | Почки - парные органы образования и выделения мочи у человека. Две почки: левая и правая. В почках происходит очищение крови от вредных и ненужных веществ. Мочеточник- тонкая трубочка отходящая от каждой почки. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Почки предохраняют организм от отравления. Почечные заболевания | Знать значение и строение почек, мочевыделительной системы. Знать основные санитарно - гигиенические правила. Знать о правильном питании для нормальной работы мочевыделительной системы и о вреде алкоголя для неё. |
25. | Кожа. Уход за кожей. | Кожа - наружный защитный покров тела человека. Потовые и сальные железы, кожное сало. Три слоя кожи: эпидермис, дерма, жировая ткань. Функции кожи в организме. Заболевания кожи. Гигиена кожи. Дерматолог - врач, лечащий болезни кожи. Четыре типа кожи лица: сухая, нормальная, жирная и смешанная. | Знать о функции кожи в организме. Уметь рассказать о строении кожи. Знать основные санитарно - гигиенические правила ухода за кожей. |
26. | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | Волосы и ногти видоизменённый верхний слой кожи ( эпидермис). Состав волоса: корень и стержень. Стержень находится над поверхностью кожи, а корень (волосяная луковица) лежит в толще кожи. Ногти -роговые образования кожи на концах пальцев. Лунка. Пластины ногтей. Грибковые поражения ногтей. | Знать основные санитарно - гигиенические правила ухода за волосами и ногтями. |
27. | Закаливание организма. | Закаливание - приспособление организма к жаре и холоду, к колебаниям температуры, к ветру и другим внешним воздействиям. Солнечные ванны, обтирание, обливание водой, купание. | Уметь применять полученные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья |
28. | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожениях. | Перегревание организма. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Нарушения функции кожи. Обморожения | Знать о защите организма и первой помощи при тепловых и солнечных ударах. Знать о защите организма и первой помощи при ожогах и обморожении. |
29. | Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы | Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов. Головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг. Нервы пронизывают весь организм человека и соединяют все органы с головным и спинным мозгом. Нервные окончания. Возбуждение. Речь, мышление, сознание | Знать название органов нервной системы. Знать строение нервной системы человека. Знать о значении нервов для нормальной работы всего организма. Знать о значении нервной системы для человека |
30. | Режим дня, гигиена труда. Сон. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | Режим дня, гигиена труда. Сон - лучший отдых для нервной системы и всего организма. Сновидения возникают у спящего человека. Отравление центральной нервной системы алкоголем. Алкоголизм. Вредное влияние на нервную систему курения. Вредные привычки - курение, алкоголизм, наркотики приводят к разрушению ЦНС и потере здоровья. Наркомания. | Знать о том, что благоприятное условие для деятельности нервной системы - соблюдение режима дня и гигиена труда. Знать о значении сна для лучшей работы нервной системы человека. Уметь применять полученные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья. |
31. | Орган зрения. Гигиена зрения. | Значение органов чувств. Глаза. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Внутренняя оболочка глаза - сетчатка. Дальнозоркость и близорукость - заболевания глаз. Окулист - глазной врач, которые лечит заболевания глаз. "Оптика" специальный магазин, в котором продают очки. | Знать о значении органов чувств для человека. Знать строение и расположение органа зрения. Знать основные санитарно - гигиенические правила и технику безопасности в школьных мастерских и на производстве, для сохранения нормального зрения. |
32. | Орган слуха. Гигиена слуха. | Уши - орган слуха. Орган слуха у человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Барабанная перепонка. Слуховые косточки. Глухота, ушная сера. Влияние шума и инфекционных заболеваний на слух. | Знать строение и расположение органов слуха у человека. Знать основные санитарно - гигиенические правила, остерегаться громких звуков и переохлаждения для сохранения нормального слуха. |
33. | Орган обоняния. Орган вкуса. | Обоняние - способность ощущать и различать запахи. Орган обоняния, носовая полость, пахучие вещества, насморк. Аллергия. Орган вкуса. Вкусовые сосочки. Нервы соединяют вкусовые сосочки с головным мозгом. При помощи органа вкуса человек оценивает вкус и качество пищи. | Знать строение и расположение органа обоняния. Знать строение и расположение органа вкуса. |
34. | Охрана здоровья человека. | Здоровье. Здоровый образ жизни. Диспансеризация. Профилактические прививки. Поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия. | Знать о соблюдении гигиенических правил и норм режима труда и отдыха. Знать о вреде вредных привычек для организма человека. Знать о системе учреждений здравоохранения необходимых для обследования и лечения людей. |