СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по профильному труду для обучающихся специальных (коррекционных) 5–9 классов VIII вида Вариант 2 (обучение на дому)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по профильному труду для обучающихся специальных (коррекционных) 5–9 классов VIII вида Вариант 2 (обучение на дому). 5 класс Сельскохозяйственный труд, автор Е.А. Ковалёва

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа основного общего образования по профильному труду для обучающихся специальных (коррекционных) 5–9 классов VIII вида Вариант 2 (обучение на дому)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа им. В.В. Николаева с.Чуваш-Карамалы

муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан



Рассмотрена

на заседании ШМО

протокол № _1_

от «_28_» _августа_ 2020 г.

Руководитель ШМО:

_________ /Умова Н.Л./


Согласована

«_31_» _августа_ 2020 г.

Зам.директора по УВР:

_________ /Леонтьева Л.Ф./




Утверждена

приказом № _73_

от «_31_» _августа_ 2020 г.

Директор школы:

_________ /Пашкин В.Х./







Адаптированная рабочая программа

основного общего образования

по профильному труду

для обучающихся специальных (коррекционных) 5–9 классов VIII вида

Вариант 2 (обучение на дому)



Срок реализации 2020-2025 годы




Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.А. Ковалевой по профильному труду для 5-9 классов общеобразовательных организаций из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой.


               

Программу составила:

учитель

Умова Надежда Леонидовна







с. Чуваш-Карамалы, 2020 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Профильный труд»


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд» в 5-9 классах

Личностные результаты:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;

  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий, получению готовой с/х продукции;

  •  выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии);

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.

Предметными результатами:

  • осознание роли техники, сельского хозяйства и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Минимальный уровень:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- знание видов трудовых работ;

- знание названий некоторых терминов и орудий труда, используемых на уроках сельскохозяйственного труда;

- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов, необходимых на уроках сельскохозяйственного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы (разметки грядок, глубина посадки), используемые на уроках сельскохозяйственного труда;

- анализ объёма работы при выполнении сельскохозяйственных работ;

- составление плана работы при посадке сельскохозяйственных культур;

- владение некоторыми приемами при работе ручным инвентарем;

- использование в работе подручный ручной инвентарь (лейка, ведро, секатор, мерная лента);

- выполнение несложных работ на пришкольном участке.

Достаточный уровень:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание о почве и ее особенностях;

- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

- осознанный подбор ручного инвентаря по их физическим силам;

- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы при выполнении сельскохозяйственных работ;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценка своего труда;

- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнение общественных поручений по уборке сельскохозяйственного инвентаря после работы.


2. Содержание учебного предмета «Профильный труд» 5–9 классов

5 класс:

Сельскохозяйственный труд

Осенние сельскохозяйственные работы.

Уборка картофеля, моркови, свёклы.

Сроки уборки, выкопка клубней, правила сбора без повреждений, просушка, закладка на хранение.

Сбор послеурожайных остатков растений.

Значение уборки послеурожайных остатков, правила работы граблями.

Уборка остатков после сбора моркови, свеклы и капусты.

Почва и её обработка.

Общее представление о почве и пахотном слое, выбор лопат, осмотр участка, удобрение почвы, прокладывание первой борозды, правила вскапывания.

Практическое повторение.

Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.

Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.

Кролики.

Внешнее строение кроликов, особенности, породы кроликов и их разведение.

Болезни кроликов, устройство кроличьей клетки, уход за кроликами, правила работы в крольчатнике, ручной инвентарь для работы.

Овощные культуры.

Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур, столовые корнеплоды, капустные овощи, луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные культуры, распознавание овощей.

Основные полевые культуры.

Культуры, относящиеся к полевым .Определение полевых культур.

Зернобобовые культуры – горох и фасоль.

Столовые корнеплоды.

Морковь и свекла – столовые корнеплоды. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни, строение их корнеплодов, определение стандартных корнеплодов. Выращивание корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке, отбор корнеплодов для посадки. Выбор мест для семенного участка, вскапывание почвы на нём. Посадка лука на семена

Цветочные растения.

Ручные орудия и инвентарь для выращивания комнатных растений.

Почвенные смеси для комнатных растений, уход за комнатными растениями,

Способы размножения комнатных растений, выращивание растений на цветниках.


6 класс:

Вводное занятие. Задачи обучения в предстоящем году. Охрана труда.

Уборка картофеля.

Сроки уборки, выкопка клубней, правила сбора без повреждений, просушка, закладка на хранение.

Подготовка почвы под посадку чеснока.

Требования к обработке почвы, разметка участка, вскапывание, рыхление.

Посадка чеснока.

Сроки посадки, разметка рядков с помощью колышка и веревки, подготовка посадочного материала, обработка почвы, посадка чеснока.

Почва и её обработка.

Общее представление о почве и пахотном слое, выбор лопат, осмотр участка, удобрение почвы, прокладывание первой борозды, правила вскапывания.

Осенний уход за ягодными кустарниками.

Ягодники, распространённые в нашей местности, вскапывание почвы вокруг, необходимость обработки почвы, правила вскапывания, глубина вскапывания.

Практическое повторение.

Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.

Домашняя птица.

Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птицы нашей местности, содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.

Помещение для содержания, выгульный двор, оборудования птичника, уход за птичником, безвыгульное содержание птицы.

Органические удобрения. Заготовка навоза.

Общее представление об удобрениях, виды органических удобрений: навоз, торф, компост, птичий помёт, значение удобрений. Правила хранения навоза

хранений птичьего помёта, закладка компоста, заготовка навоза, компоста.

Овцы. Козы.

Овцы и козы в крестьянском хозяйстве, местные породы. Козы, разводимые для получения молока и мяса, разница между ними .Скотный двор. Наличие выгульного двора, содержание овец и коз на подстилках, очистка кормушек от остатков корма, удаление соломистого навоза.

Сено из степных трав и разнотравья для овец и коз, зерновые и сочные корма, нормы кормления.

Овощные культуры.

Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур, столовые корнеплоды, капустные овощи, луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные культуры, распознавание овощей.

Основные полевые культуры.

Культуры, относящиеся к полевым .Определение полевых культур. Зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овёс. Определение полевых культур по продуктивным частям и по внешнему виду. Кукуруза и зернобобовые культуры: горох, фасоль.

Кормовые культуры.

Кормовые корнеплоды, кормовые бахчевые, кормовые травы. Продукция из полевых культур и её значение. Ознакомление с полевыми культурами нашей местности.

Столовые корнеплоды.

Морковь и свекла – столовые корнеплоды. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни, строение их корнеплодов, определение стандартных корнеплодов. Выращивание корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке, отбор корнеплодов для посадки. Выбор мест для семенного участка, вскапывание почвы на нём. Посадка лука на семена.

Выращивание лука репчатого и лука-севка.

Особенности роста и развития растений лука. Подготовка почвы и разметка гряд для посадки и посева лука. Виды лука. Замачивание лука-севка, посадка его в рядки по разметке. Условия хранения лука-севка. Посев чернушки, прополка и уход за посевами лука.

7 класс:

Уборка лука

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Признаки созревания лука. Сроки убор­ки. Способы хранения репчатого лука и лука-севка. Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц.

Практические работы. Выборка лука из рядов, раскладка для просушки. Проверка степени просушки. Отбор лука-толстошея для первоочередного использования.

Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы и семенных головок лука

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий свеклы. Сроки уборки моркови и свек­лы. Дозревание семян.

Практические работы. Срезка стеблей моркови у основания. Срезка стеблей свеклы у основания. Размещение срезанных стеб­лей для просушки и дозревания семян. Срезка семенных головок лука и укладка на просушку.

Уборка столовых корнеплодов и учет урожая Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. Способы учета урожая и уро­жайности. Правила обрезки ботвы. Хранение корнеплодов. Сорти­ровка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции.

Умение. Хранение овощей.

Практические работы. Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Закладка их на хранение. Уборка и скармливание ботвы животным. Учет уро­жая в корзинах и ведрах. Определение массы столовых корнепло­дов в одном ведре и в одной корзине. Подсчет общей массы урожая и расчет урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандар­тной продукции. Ягодные кустарники и уход за ними

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие виды ягодных кустарников, распрос­траненные в местных условиях. Виды смородины (черная, крас­ная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. Уход за ягодным кустарником. Болезни и вреди­тели смородины, крыжовника и малины. Распознавание вредителей.

Практические работы. Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины. Удаление обрезанных стеблей из сада. Внесение органических удобрений под кустарники. Вска­пывание почвы вокруг кустарников.

Практическое повторение

Виды работ. По выбору. Уборка картофеля, осенняя перекопка почвы, заготовка веточного корма или закладка картофеля на хра­нение.

Самостоятельная работа. Определение репчатого лука, пригодного и непригодного к дли­тельному хранению или отбор нестандартных корнеплодов морко­ви и свеклы.

Заготовка почвы для теплицы и парника

Объект работы. Теплица и парник.

Теоретические сведения. Состав земляной смеси для парников и теплиц (дерновая или огородная земля, перегной и торф). Соотношения частей земляной смеси, используемой для разных целей. Хра­нение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси.

Умение. Составление земляной смеси.

Практические работы. Заготовка дерновой почвы и доставки ее к месту хранения. Укладка дерновой земли под навес. Заготовка перегноя на месте старого навозохранилища и доставка к месту хра­нения. Доставка торфа. Размещение нужного количества почвы, перегноя и торфа под стеллажами теплицы.

Подготовка парника к зиме

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Значение парника для выращивания рассады овощных культур. Почвенный грунт в парнике: состав, даль­нейшее использование. Необходимость выемки грунта из парника.

Умение. Работа в парнике.

Практические работы. Выемка парникового грунта лопатами, погрузка на транспортное средство, вывоз и укладка в штабель.

Свиноферма

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Свинья как домашнее животное. Раз­ведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Требо­вания к свинарнику. Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-со­суны, поросята-отъемыши, откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. Содержание свиней в коллективных хозяйствах: (оборудование свинарников станками для индивидуального и груп­пового содержания различных видов свиней, кормушки с механи­ческой подачей корма, поилки, щелевые полы). Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах. Оборудование школь­ной свиноводческой фермы.

Экскурсия. Коллективное хозяйство, фермерское или кресть­янское подсобное хозяйство. Свиноферма или свинарник.

Наблюдение. Поведение свиней.

Умение. Распознавание вида свиньи.

Упражнения. Определение вида свиньи.

Содержание свиней на школьной свиноферме

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Виды свиней, содержащихся на школьной свиноферме. Устройство станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование. Летний лагерь для свиней.

Умение. Уход за свиньей.

Практические работы. Уборка летнего лагеря для свиней. Очи­стка территории, уборка кормушек под навес. Простейший ремонт ограждения и навеса.

Корма для свиней

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Виды корма для свиней (зерновой, сочный, зеленый, отходы технических производств, животного про­исхождения). Витаминные и минеральные подкормки. Основные зерновые корма (кукуруза, ячмень; овес для поросят). Сочные кор­ма (кормовая свекла, морковь, кормовые бахчевые). Зеленый корм (свежая зелень). Отходы технических производств (жом, барда, жмых, отруби и др.). Корма животного происхождения (мясная и мясокостная мука), молоко и продукты его переработки (обрат, сы­воротка, пахта). Комбинированные корма. Пищевые отходы. Пита­тельные вещества в корме.

Наглядное пособие. Различные виды корма.

Умение. Распознавание вида корма для свиньи.

Упражнения. Сравнение кормов по питательности. Классифи­кация кормов.

Кормление откормочных свиней

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Норма и рацион кормления свиньи. Зависимость нормы и рациона кормления от групповой принадлеж­ности и возраста свиньи. Норма и рацион кормления откормочной свиньи. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Пищевые отходы как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме. Правила скармливания пищевых отходов свиньям.

Наблюдение. Поглощение корма свиньями.

Умение. Подсчет количества зерна и сочных кормов для суточ­ного кормления группы откормочных свиней.

Практические работы. Мойка и измельчение свеклы или тык­вы. Закладка зерна и измельченных сочных кормов в бак или чан для варки. Добавка травяной муки или измельченного клеверного сена, а также мела и соли по норме в остывшую, но еще теплую кор­мовую массу. Проверка температуры влажного корма. Раздача ос­тывшей кормовой массы. Закладка новой порции корма для варки. Раздача свежих пищевых отходов в промежутках, когда овощезерновая смесь варится и остывает.

Уборка свинарника

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Оптимальная температура и влаж­ность воздуха в свинарнике. Необходимость поддерживания чисто­ты в свинарнике (станках и проходах), а также в помещении для приготовления кормов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы.

Практические работы. Чистка кормушек, удаление навоза из станков. Удаление навоза из проходов, вывоз его за пределы сви­нарника. Раскладка чистой подстилки в станках. Мойка бака или чана для варки кормовой смеси. Чистка посуды для раздачи корма. Уборка помещения для приготовления кормов.

Практическое повторение

Виды работ. Подготовка кормов к скармливанию свиньям. Раз­дача кормов. Уборка свинарника.

Самостоятельная работа

Подсчет массы зернового и сочного корма для указанного учи­телем числа откормочных свиней согласно принятому в школе ра­циону их кормления. Отмеривание подсчитанного количества кор­мов для закладки на запаривание или варку.

Минеральные удобрения.

Объект работы. Минеральное удобрение.

Теоретические сведения. Виды удобрения (минеральное и орга­ническое). Виды минерального удобрения. Элементы питания рас­тений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Наиболее распро­страненные азотные, фосфорные и калийные удобрения. Комплек­сные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска, аммофоска и др.). Преимущество комплексных минеральных удобрений. Раство­римость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хране­ние удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органичес­кими. Правила внесения минеральных удобрений в почву.

Умение. Распознавание вида минерального удобрения.

Упражнение. Определение вида минерального удобрения.

Кормление свиноматки и уход за ней

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Виды свиноматки (холостая, супорос­ная и подсосная). Нормы и рационы кормления свиноматки. Содержание свиноматки в индивидуальном станке. Особенности кормле­ния свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него.

Практические работы. Уборка станка, смена подстилки. Под­готовка и раздача кормов, обильная подстилка перед опоросом. Об­работка сосков свиньи перед первым кормлением поросят.

Основные плодовые деревья

Объект работы. Плодовые деревья.

Теоретические сведения. Яблоня, груша, слива, вишня — основ­ные плодовые деревья средней полосы России. Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревь­ев. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их раз­множении. Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца пло­дового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева.

Экскурсия. Безлистный сад плодовых деревьев (яблонь, груш, слив, вишен).

Умение. Распознавание вида плодового дерева, плодовой и лис­товой почки.

Наблюдение. Появление листьев и цветков на срезанных веточ­ках вишни, размещенных в теплом и светлом месте.

Упражнения. Определение плодового дерева по характеру кро­ны и цвету коры. Определение плодовой и листовой почки.

Заготовка навоза для парника

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Навоз как биотопливо для парника. Конский навоз как лучший вид биотоплива. Подготовка других ви­дов навоза для использования в качестве биотоплива. Правила ук­ладки навоза, приемы разогревания.

Практические работы. Выбор места для укладки навоза в шта­бель. Подвоз навоза к месту укладки. Прослойка жидкого навоза соломой. Укрытие верхнего слоя соломой во избежание промерза­ния штабеля. Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник.

Капуста

Теоретические сведения. Пищевая ценность капусты. Особен­ности капусты как двулетнего растения. Строение растения капус­ты первого и второго года жизни. Капуста ранних, средних и поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты. Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения кочанов. Плот­ность кочанов ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и без­рассадный способ выращивания капусты.

Наглядное пособие. Кочан поздней капусты. Кочерыга с почка­ми, из которых развиваются цветоносные стебли.

Набивка парника навозом

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки навоза.

Практические работы. Подвоз навоза к парнику, укладка в кот­лован. Добавка навоза после осаждения. Укрытие парника пленоч­ными рамами. Наблюдение за температурой навоза и началом «го­рения».

Посев семян капусты

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов. Целесообразность выращивания в школь­ных условиях ранней и поздней капусты.

Умение. Разметка маркером. Выращивание капусты.

Практические работы. Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Полив земляной смеси слабым раствором марганца. Выравнивание почвы в ящике после просуш­ки. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Раскладка и за­делка семян в рядках. Полив посева теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место. Наблюдение за всходами.

Подготовка парника под рассаду

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Состав земляной смеси для выращи­вания рассады капусты. Глубина насыпки грунта в парник.

Практические работы. Смешивание дерновой земли с Перегно­ем и торфом. Подвоз смеси к парнику. Насыпка земляной смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см. Укрытие парника рамами.

Выращивание рассады капусты

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Условия для выращивания здоровой рассады капусты. Заболевание рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания. Закалка сеянцев расса­ды. Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикиров­ки. Уход за рассадой в парнике.

Умение. Пикировка рассады.

Практические работы. Снижение температуры в помещении после появления всходов капусты (вынос ящиков в прохладное свет­лое место). Умеренный полив. Подготовка парника к пикировке рассады: полив, маркеровка. Пикировка рассады. Полив и притенение. Подкормка рассады раствором минеральных удобрений. Про­ветривание парника. Снятие укрытий в теплую погоду.

Зеленные овощи.

Теоретические сведения. Виды зеленных овощей (салат, шпи­нат, петрушка, укроп). Виды салата (листовой, кочанный, листовая горчица, кресс-салат и др.). Достоинство зеленных овощей (раннее получение витаминной продукции). Внешнее строение и особенно­сти зеленных овощей.

Наглядные пособия. Семена зеленных овощей. Изображения растений в фазе снятия продукции.

Выращивание овощей и редиса

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Подготовка почвы под зеленные куль­туры. Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа. Рассадный спо­соб выращивания салата кочанного. Способы посева салата, укропа, петрушки, редиса. Сорта редиса. Маркеры для разметки рядков.

Умение. Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа.

Практические работы. Разбивка гряд для выращивания зелен­ных овощей и редиса. Разметка рядков под посев укропа, салата, петрушки. Разметка гряд зубовым маркером для посева редиса. Посев семян укропа, петрушки и салата в рядки. Раскладка семян ре­диса в лунки, сделанные зубовым маркером. Заделка семян. Полив. Прополка в рядках и междурядиях. Сбор урожая.

Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки высадки рассады капусты в от­крытый грунт. Способы посадки рассады ранних и поздних сортов. Требования капусты к плодородию почвы и ее обработке. Вредите­ли и болезни капусты и меры борьбы с ними.

Практические работы. Внесение навоза в почву перед вспаш­кой под капусту. Выравнивание поверхности почвы после вспашки. Разметка маркером мест посадки рассады в продольном и по­перечном направлении. Выкопка лунок на пересечении маркерных линий. Внесение в лунки перегноя, смешанного с минеральными удобрениями. Полив лунок. Вынос рассады из парника, посадка ее на почву в лунки и полив. Полив, подкормка рассады, рыхление почвы.

Выращивание редиса для получения семян

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Получение семян редиса в год посева. Выращивание редиса специально для семенников. Подбор сорта редиса для получения семян. Приемы получения крупных корне­плодов редиса для использования в качестве семенников.

Практические работы. Внесение перегноя в гряду, перемеши­вание и выравнивание поверхности почвы. Разметка мест посадки семян маркером с увеличенным расстоянием между зубьями. Рас­кладка семян в лунки по одному семени. Заделка семян. Система­тический полив. Подготовка почвы для пересадки редиса, внесение перегноя. Отбор самых крупных корнеплодов с мощной розеткой листьев. Осторожное выкапывание корнеплодов, осмотр их, удале­ние корня примерно наполовину, обрезка листьев с сохранением в середине розетки. Выкопка лунок на подготовленной гряде, пере­садка корнеплодов в лунки, полив. Систематический полив и на­блюдение за образованием цветоносных стеблей, а также семенных стручков. В начале созревания стручков укрытие растений мелкой сеткой или расстановка пугал против птиц.

Практическое повторение

Виды работы. Вскапывание почвы лопатой. Посадка картофе­ля. Уход за свиньями.

Самостоятельная работа. Разделка и разметка гряды, посев укропа или другой зеленной культуры.


8 класс:

Подведение итогов обучения в VII классе. Задачи на предстоя­щий учебный год. Краткое содержание работы в первой четверти. Охрана и труд. Спецодежда.

Овощеводство. Уборка семенников редиса и укропа

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки уборки семенников. Дозрева­ние семян. Условия их хранения.

Практические работы. Срезка засохших стеблей редиса и укро­па под корень. Подвешивание пучков стеблей в проветриваемом помещении. Обмолот и очистка семян зимой.

Уборка капусты

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки уборки капусты ранних и по­здних сортов. Причины разрыва кочана на корню и влияние этого явления на его сохранность. Способы уборки капусты. Переработка капусты и зимнее хранение кочанов.

Практические работы. Уборка кочанов, удаление верхних лис­тьев. Отбор кочанов на первоочередное потребление и переработку. Отбор на корню кочанов для зимнего хранения, удаление из почвы вместе с корнями, подвешивание за кочерыгу в хранилище.

Садоводство Малина и смородина

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Продолжительность жизни и урожай­ность ягодного кустарника. Влияние плодородия почвы и погоды на урожай ягод. Размножение смородины отводками и черенками. Размножение малины корневыми отпрысками. Выращивание поса­дочного материала смородины из черенков. Сроки заготовки черен­ков. Сроки и способы посадки малины и смородины.

Умение. Выращивание малины и смородины.

Практические работы. Подготовка почвы под посадку малины (вскапывание почвы, внесение удобрений). Разметка линий рядов. Выкапывание канавки по линии ряда. Выкапывания корневых от­прысков малины на старых посадках или подвоз сортовых, заранее купленных. Установка стеблей в канавку, расправка корней, засып­ка почвой, уплотнение. Подготовка почвы под посадку черенков смородины (внесение перегноя или компоста, глубокое вскапыва­ние почвы).

Осенний уход за плодовыми деревьями

Объект работы. Плодовое дерево.

Теоретические сведения. Высокорослые и карликовые плодо­вые деревья: виды, их распространение в местных условиях. Понятие о приствольном круге плодового дерева. Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада. Правила перекопки приствольного круга и внесения в него удобрения.

Практические работы. Вырезка сухих ветвей. Удаление отмер­шей коры, сбор ее на подстилку, сжигание. Сбор зимних гнезд вре­дителей. Выкопка канавки по периметру приствольного круга, вне­сение минеральных удобрений в нее по норме. Перекопка при­ствольных кругов у плодовых деревьев с радиальным направлением борозд. Осенний влагозарядковый полив плодового сада (по необ­ходимости).

Практическое повторение

Виды работ. По выбору. Уборка овощей и картофеля, заготовка перегноя, торфа и дерновой земли, подготовка парникового хозяй­ства к зиме или осенний уход за ягодными кустарниками.

Самостоятельная работа

По выбору. Посадка малины с предварительной разметкой ря­дов или перекопка приствольного круга плодового дерева.

Животноводство

Крупный рогатый скот

Объект работы. Корова.

Теоретические сведения. Виды крупного рогатого скота (коро­вы, быки-производители, молодняк разного возраста). Раздельное содержание разных видов крупного рогатого скота. Внешнее строе­ние коровы и некоторые особенности крупного рогатого скота.

Наглядное пособие. Изображение всех видов крупного рогато­го скота.

Экскурсия. Животноводческая ферма.

Умение. Распознавание статей коровы.

Упражнение. Определение основных статей коровы.

Молочно-товарная ферма

Теоретические сведения. Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника на школьной ферме. Ознакомление с оборудованием коровника в ближайшем коллективном или фермерском хозяйстве, а также в крестьянском подсобном хозяйстве. Способы удаления навоза, поение животных и раздача кормов. Телятник, моечное и молочное отделения, машин­ное отделение, помещение для приготовления кормов, навозохра­нилище, силосные башни, траншеи, площадки для хранения грубых кормов в коллективном хозяйстве.

Постройки и сооружения для содержания коров в индивидуаль­ных и фермерских хозяйствах. Оборудование коровника на школь­ной ферме.

Экскурсия. Ближайшее коллективное, фермерское или подсоб­ное крестьянское хозяйство. Молочно-товарная ферма или коровник.

Меры безопасности при уходе за крупным рогатым скотом

Теоретические сведения. Правила безопасности при уборке стойл, проходов и кормушек, раздаче корма, выпуске коров на вы­гульный двор или пастбище. Меры и правила электро- и пожаро-безопасности при работе на молочной ферме.

Наглядное пособие. Плакаты по безопасности труда на живот­новодческой ферме.

Уход за коровами зимой

Объект работы. Корова.

Теоретические сведения. Стойловое содержание коровы. Обо­рудование стойла. Способы раздачи кормов, поения животного и удаления навоза на разных фермах. Необходимость постоянной чи­стки стойл при стойловом содержании коровы. Чистка коровы, ин­струменты и приспособления для этого. Правила безопасной рабо­ты инструментами и приспособлениями.

Умение. Уход за коровой.

Практические работы. Чистка стойла от навоза, сбрасывание навоза в проход. Раскладка чистой подстилки. Удаление навоза из прохода в навозохранилище. Чистка коровы. Чистка кормушки.

Корма для коровы

Объект работы. Корова.

Теоретические сведения. Виды и характеристика корма для ко­ровы (грубые, сочные, концентрированные, зерновой, отходы тех­нических производств, комбикорма).

Умение. Распознавание кормов для коровы.

Упражнение. Определение вида корма для коровы.

Подготовка кормов к скармливанию корове

Теоретические сведения. Корма, даваемые без обработки. Гру­бые, сочные и концентрированные корма, требующие обработки.

Способы резки соломы, кормовых корнеплодов и бахчевых куль­тур. Запаривание кормов. Машины и приспособления для обработ­ки кормов. Смешивание грубых и сочных кормов с концентратами. Практические работы. Мойка кормовых корнеплодов. Измель­чение кормовых корнеплодов, тыквы или кормового арбуза. Сме­шивание измельченного сочного корма с дертью или отрубями. Резка соломы, заваривание ее кипятком и посыпка мукой или отрубями.

Практическое повторение

Виды работы. Уборка коровника. Кормление свиней и уход за ними. Уборка свинарника. Подготовка кормов к скармливанию.

Самостоятельная работа

Определение грубых и концентрированных кормов. Подготов­ка соломы к скармливанию корове.

Животноводство

Кормление сухостойной и дойной коров зимой

Объект работы. Корова.

Теоретические сведения. Дойный и сухостойный периоды в жизни коровы. Сухостой (запуск) коровы. Нормы и рационы корм­ления дойных и сухостойных коров. Особенности кормления коро­вы, находящейся в сухостое, и новотельной коровы. Очередность раздачи кормов. Рационы кормления коров на школьной ферме и в других животноводческих хозяйствах.

Умение. Отмеривание суточной нормы кормов на одну корову.

Практические работы. Распределение суточной нормы на разо­вые согласно принятому рациону. Определение количества корма на группу коров, исходя из разовой нормы на одну голову. Раздача кормов на глаз исходя из разовой нормы.

Ручное доение коровы и учет надоя молока

Объект работы. Корова.

Теоретические сведения. Строение вымени коровы. Формы со­сков. Режим доения. Правила ручного доения. Додаивание и мас­саж вымени. Скорость доения. Посуда для молока. Подготовка ко­ровы к доению. Понятие о припуске молока. Значение полного выдаивания коровы. Приспособления для учета надоя молока.

Умение. Ручное доение коровы. Учет надоя молока.

Практические работы. Подготовка молочной посуды. Подготов­ка к доению. Подготовка коровы к доению. Доение кулаком. Мас­саж вымени, додаивание. Измерение молока молокомером.

Первичная обработка молока и уход за молочной посудой

Объект работы. Коровье молоко.

Теоретические сведения. Приспособления для процеживания и охлаждения молока. Моющие средства для ухода за молочной по­судой. Правила мойки и сушки молочной посуды.

Умение. Процеживание молока.

Практические работы. Процеживание молока. Охлаждение мо­лока. Уход за молочной посудой (мытье — теплой водой, ополаски­вание — холодной). Просушка молочной посуды.

Овощеводство Защищенный грунт

Объект работы. Теплица.

Теоретические сведения. Значение парника и теплицы в ово­щеводстве. Устройство и обогрев теплицы весенней и зимней. Регу­ляция температуры в теплице. Тепличные грунты. Теплицы стел­лажная и грунтовая. Весенние работы в парнике и теплице.

Практические работы. Подготовка весенней теплицы к работе. Заполнение стеллажей земляной смесью, полив ее теплой водой.

Выращивание рассады томатов

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Строение и биологические особенно­сти растения томата. Сорта томатов (для открытого грунта, для ве­сенней и зимней теплиц). Необходимость рассады для выращива­ния растений томата как в открытом, так и в защищенном грунте. Расчет сроков посева семян томата для высадки рассады в откры­тый грунт. Расчет количества корней рассады для посадки на запла­нированном участке. Расчет количества посевных ящиков для по­сева семян томата. Сроки посева семян в ящики.

Умение. Выращивание помидоров.

Практические работы. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Посев семян томата, полив. Уход за всходами (полив, уста­новка на светлое место). Подготовка стеллажа теплицы для пики­ровки рассады. Пикировка рассады томата на стеллажах теплицы. Систематический полив и проветривание теплицы.

Выращивание кочанного салата в теплице Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Возможность получения ранней ви­таминной продукции. Сроки посева семян салата для получения рассады. Условия выращивания салата кочанного. Способы посад­ки рассады салата. Уход за рассадой в ящике и за растениями в теп­лице. Сроки уборки урожая.

Умение. Выращивание салата.

Практические работы. Подготовка ящиков к посеву. Посев се­мян салата. Уход за всходами. Подготовка стеллажей теплицы к по­садке рассады. Выравнивание грунта, полив. Разметка посадочных рядков. Посадка рассады (полив ящиков с растениями, выборка рас­сады и посадка ее в лунки по разметке). Полив. Дальнейший уход за растениями. Уборки урожая (в конце мая).

Практическое повторение

Виды работы. Уборка коровника, подготовка кормов. Доение коров. Кормление коровы. Закладка парника.

Самостоятельная работа.

Ручное доение коровы и первичная обработка молока.

Садоводство

Посадка черенков смородины и уход за ними

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Сроки посадки черенков черной смо­родины. Правила посадки. Расстояния между черенками при посад­ке. Уход за посаженными черенками.

Практические работы. Рыхление вскопанной осенью почвы. Разметка рядов, полив. Наклонная посадка черенков с заглублени­ем до верхней почки. Полив после посадки. Уход за черенками (рых­ление почвы, подкормка, поливы). Наблюдения за появлением и ро­стом листьев и стеблей на черенках.

Весенний уход за молодыми посадками малины

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Признаки благополучной перезимов­ки посаженных осенью молодых растений.

Практические работы. Обрезка подмерзших верхушек стеблей. Подкормка растений и рыхление почвы.

Посадка плодового дерева

Объект работы. Плодовое дерево.

Теоретические сведения. Высокорослые и карликовые плодо­вые деревья. Ширина междурядий и расстояния в ряду между дере­вьями с большим объемом кроны, с кроной средних размеров и кар­ликовыми. Способы разметки для посадки плодовых деревьев. Раз­меры посадочных ям. Правила выкопки посадочных ям. Внесение удобрений. Подготовка саженцев к посадке, инструменты и приспо­собления для посадки саженцев. Правила безопасного обращения с ними.

Практические работы. Разметка посадочных ям. Выкопка по­садочных ям. Заполнение посадочной ямы смесью верхнего слоя по­чвы с органическими удобрениями. Установка кола в середине по­садочной ямы. Установка саженца на холмик, расправление корней, засыпка почвой посадочной ямы, уплотнение почвы вокруг сажен­ца ногами, полив. Подвязка саженца к колу.

Овощеводство

Высадка рассады томатов в открытый грунт

или под временное пленочное укрытие

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки высадки рассады томатов в от­крытый грунт или под временное пленочное укрытие. Расстояния между рядами и между растениями в ряду. Перегной как лучшее органическое удобрение под томаты. Способы устройства времен­ного пленочного укрытия для рассады.

Практические работы. Разметка посадки рассады томатов. Вы­копка лунок по разметке. Внесение перегноя в лунки, полив. Вы­борка рассады со стеллажей теплицы (с комом земли). Посадка рас­сады в лунки, полив. Первоначальный уход за растениями.

Выращивание огурцов в открытом грунте

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Строение растения огурца. Условия произрастания растений огурца. Сорта огурцов для открытого грун­та, распространенные в местных условиях. Сорта для потребления в свежем виде и для заготовки на зиму. Сроки посева семян огурца в открытый грунт. Способы посева (ширина междурядий и расстояния в рядках). Выращивание огурца на утепленных гребнях и грядках.

Умение. Выращивание огурцов.

Практические работы. Подготовка почвы (вспашка участка, раз­метка линий посева). Углубление посевных борозд, внесение в них перегноя. Намачивание семян. Посев семян (раскладка в посевные борозды, заделка). Прореживание всходов. Поливы и подкормки. Подготовка утепленных гребней и гряд (выкопка канавок для однострочной и двухстрочной посадки, закладка в канавки навоза, сухой соломы или зеленой травы, насыпка перегноя, смешанного с почвой, выравнивание поверхности). Посев семян огурца, полив. Уход за растениями.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору. Закладка парника, посадка картофе­ля, уход за рассадой в парнике или теплице. Уход за плодоносящим садом.

Самостоятельная работа

Разметка почвы, подготовка лунок и посевных борозд, высадка рассады томатов или посев семян огурца.


9 класс:

Охрана труда. Спецодежда.

Овощеводство.

Уборка урожая томатов.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных растений. Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян. Дозревание плодов и их переработка.

Умение. Хранение помидоров.

Практические работы. Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов. Размещение недозрелых плодов для созревания. Сбор семенных плодов томата, размещение их для полного размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью размягченных плодов. Промывка и просушка семян.

Уборка огурцов-семенников.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревание этих огурцов. Приёмы хранения огурцов-семенников. Правила извлечения семян.

Умение. Хранение огурцов-семенников.

Практические работы. Сбор огурцов-семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях. Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.

Садоводство.

Уход за молодым садом.

Объект работы. Плодовое дерево.

Теоретические сведения. Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового дерева. Проверка состояния молодых посадок плодовых деревьев.

Практические работы. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и полив (по необходимости). Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки саженцев к кольям.

Подготовка молодого сада к зиме.

Объект работы. Плодовые деревья.

Теоретические сведения. Грызуны - вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для охраны плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки защитных приспособлений.

Практические работы. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Обвязка нижней части ствола молодого дерева еловыми ветками или толью. Проверка состояния обвязки через некоторое время.

Ягодные культуры.

Объект работы. Ягодные культуры.

Теоретические сведения. Земляника - многолетнее вечнозелёное растение. Подготовка почвы и участка для посадки земляники. Сроки и способы посадки земляники. Выращивание посадочного материала. Уход за земляникой.

Умение. Посадка земляники.

Практические работы. Подготовка почвы под посадку земляники (вскапывание почвы, внесение удобрений). Разметка линий рядов. Выкапывание лунок. Посадка земляники.

Цветоводство.

Объект работы. Тюльпан.

Теоретические сведения. Тюльпаны, выращиваемые в местных условиях: вид, характеристика. Особенности выращивания тюльпанов. Отбор луковиц для выгонки. Подготовка луковиц к посадке. Условия для выращивания. Расстояние между рядками при посадке. Глубина заделки луковиц.

Практические работы. Подготовка почвы к посадке луковиц тюльпана. Отбор луковиц для выгонки. Разметка посадочных рядков. Выкопка рядов, насыпка в них чистого песка. Посадка луковиц, заделка.

Венечное сорго.

Объект работы. Сорго венечное.

Теоретические сведения. Биологические особенности венечного сорго. Сроки созревания венечного сорго. Инвентарь для уборки.

Умение. Уборка венечного сорго.

Практические работы. Уборка венечного сорго. Очистка, переборка венечного сорго. Плетение веников.

Практическое повторение. По выбору: уборка овощей картофеля, осенний уход за садом.

Самостоятельная работа. Подготовка молодого сада к зиме.

Сорные растения и борьба с ними.

Объект работы. Сорняки.

Теоретические сведения. Биологические особенности сорных растений. Амброзия. Бодяк полевой. Вьюнок полевой. Горец перечный. Пырей ползучий. Лапчатка прямая. Лебеда красноплодная. Подорожник большой. Пастушья сумка. Сурепка обыкновенная. Чертополох. Щирица.

Практические работы. Борьба с сорной растительностью.

Овощеводство.

Уборка капусты.

Объект работы. Капуста.

Теоретические сведения. Сроки уборки капусты. Способы уборки. Переработка капусты и зимнее хранение.

Умение. Уборка капусты.

Практические работы. Уборка капусты с участка. Отбор кочанов для зимнего хранения. Переработка капусты.

Столовые корнеплоды.

Объект работы. Столовые корнеплоды.

Теоретические сведения. Сроки уборки столовых корнеплодов. Хранение столовых корнеплодов.

Умение. Хранение столовых корнеплодов.

Практические работы. Уборка столовых корнеплодов. Закладка столовых корнеплодов на хранение.

Цветник.

Однолетники.

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, выращенные на клумбах (астра, настурция, тагетис, цинния, эшольция, портулак, петуния). Сроки созревания семян однолетних цветковых растений.

Умение. Сбор и хранение семян.

Практические работы. Уборка засохших стеблей. Сбор созревших семян. Сортировка семян.

Многолетники.

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Многолетние цветковые растения (ирис, нарцисс, флокс). Уход за многолетниками. Сроки пересадки многолетних цветковых растений.

Практические работы. Уборка засохших стеблей. Пересадка многолетников.

Осенняя обработка почвы.

Объект работы. Почва.

Теоретические сведения. Состав почвы. Обработка почвы. Удобрение почвы. Техника безопасности при работе с сельхозинвентарём. Требования к качеству вскапывания почвы лопатой.

Умение. Работа лопатой.

Практические работы. Осмотр участка и определение направления борозд. Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд. Вскапывание участка.

Осенний уход за ягодными кустарниками.

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Ягодные кустарники распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.

Практические работы. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.

Практическое повторение. Работа в овощехранилище.

Самостоятельная работа. Вскапывание почвы в саду, на клумбах, огороде.

Вводное занятие.

Комнатное цветоводство.

Объект работы. Комнатные цветы.

Теоретические сведения. Классификация комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Создание температурного режима. Обеспечение светового режима. Правила полива. Влажность воздуха. Удобрение комнатных растений. Периоды покоя комнатных растений. Значение свежего воздуха для комнатных растений. Размножение комнатных растений (отводками, отпрысками, усами, черенками). Вредители комнатных растений.

Умение. Классификация растений по словесному описанию, рисунку, названию.

Практические работы. Подготовка цветочных горшков для пересадки. Наполнение цветочных горшков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных растений. Посадка и полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков.

Севооборот.

Теоретические сведения. Севооборот и его значение. Чередование сельскохозяйственных культур при максимальном использовании участка. Знакомство с книгой истории полей.

Практические работы. Вязание веников.

Полевые культуры.

Объект работы. Полевые культуры.

Теоретические сведения. Виды полевых культур и их практическое применение. Виды технических культур (подсолнечник, сахарная свёкла, лён, хлопчатник). Виды кормовых культур (кормовая свёкла, кормовая морковь, кормовые бахчевые культуры, кормовые травы). Применение в сельском хозяйстве.

Практические работы. Сортировка семян.

Овощеводство.

Выращивание рассады огурцов для теплицы.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сорта и гибриды огурцов, предназначенные для выращивания в теплице. Пчелоопыляемые сорта огурцов и гибриды, не требующие опыления. Современные гибриды с зеленцами - небольшой величины и вкусные. Сроки посева семян огурцов для получения раннего урожая. Условия, необходимые для получения здоровой рассады.

Практические работы. Подготовка земляной смеси. Подготовка горшков или бумажных водонепроницаемых стаканов размером примерно 8х8 см. Прорезка отверстия на дне стакана. Заполнение стакана земляной смесью. Полив смеси тёплой водой. Замачивание семян огурца в растворе марганцовокислого калия. Раскладка семян в горшке или стакане. Полив посева теплой водой. Укрытие пленкой и установка в теплое место. Наблюдение за всходами. После всходов семян установка горшка или стакана на светлое место. Умеренный полив тёплой водой, подкормка и подсыпка перегноя.

Садоводство.

Формирование кроны молодого плодового дерева.

Объект работы. Плодовое дерево.

Теоретические сведения. Формирование кроны молодого дерева (скелетные и обрастающие ветви). Форма кроны дерева. Способы обрезки ветвей у дерева. Обрезка и укорачивание ветвей. Влияние обрезки ветвей на урожайность. Внешние и внутренние ростовые почки. Обрезка на почку. Инструменты для обрезки древесных ветвей. Правила безопасного обращения с ними.

Практические работы. Обрезка и укорачивание ветвей плодовых деревьев по меловым отметкам учителя.

Цветоводство.

Объект работы. Клумба.

Теоретические сведения. Подготовка почвы на клумбе. Внесение удобрения. Подготовка семян однолетних цветковых растений. Уход за многолетниками (флокс, тюльпан, нарцисс и др.).

Практические работы. Рыхление и выравнивание почвы. Внесение удобрения. Сортировка семян однолетних цветковых растений. Уход за многолетниками (рыхление междурядий).

Практическое повторение. Подготовка почвы и внесение удобрений на овощном поле. Работа в овощехранилище. Вязание веников.

Самостоятельная работа. Подготовка пакетов для проращивания семян огурцов. Посев семян огурцов на рассаду, подготовка горшков и семян к посеву.

Вводное занятие.

Овощеводство.

Выращивание огурцов в весенней теплице.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Виды весенней теплицы (остекленная, пленочная, стеллажная, грунтовая). Оборудование весенней теплицы. Способы обеззараживания и смена грунта в теплице. Подготовка теплицы к новому сезону. Обогрев теплицы. Сроки высадки рассады огурцов в теплицу. Приемы подвязки стеблей. Поддерживание нужной температуры и влажности воздуха в теплице. Требования растения огурца к теплу и влажности почвы и воздуха. Подкормка растений органическими и минеральными удобрениями (дозы и сроки внесения). Расстояние между растениями при посадке рассады.

Практические работы. Полив грунта в теплице кипятком, а после его подсыхания - раствором марганцевокислого калия. Натягивание проволоки для подвязки стеблей. Наблюдение за температурой грунта и воздуха. Подготовка рассады огурцов к высадке (обильный полив с легкой подкормкой минеральными удобрениями). Разметка мест посадки рассады, выкопка лунок, полив. Выборка рассады огурцов из горшков с комьями земли. Посадка рассады, полив. Наблюдение за приживаемостью растений. Подвязка стеблей растений с помощью шпагата и проволоки. Систематический полив и опрыскивание растений. Подкормки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдение за началом роста зеленца, признаки зрелости огурца. Съём плодов без повреждения стебля и листьев. Учет урожая.

Выращивание огурцов под пленочным укрытием.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Пленочное укрытие разных типов, их устройство. Подготовка почвы для выращивания огурцов под пленочным укрытием. Приспособления для подвязки стеблей растений. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным укрытием. Использование пчелоопыляемых сортов, не требующих опыления. Тоннельные укрытия, их размеры. Размещение растений под пленочным укрытием. Сроки посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами.

Практические работы. Вскапывание почвы на грядке. Выкопка канавок вдоль грядки, заполнение их навозом или спрессованной соломой. Насыпка в канавки земли, смешанной с перегноем. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева почвы посев семян огурца в рядки над канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов. Систематический полив и подкормка. Подсыпка земли, смешанной с перегноем. При обильном цветении поднятие пленки с южной стороны для привлечения насекомых-опылителей. Подвязка стеблей. Удаление боковых побегов (по необходимости).

Выращивание венечного сорго.

Объект работы. Огород.

Теоретические сведения. Подготовка почвы под высев венечного сорго. Сроки посева венечного сорго. Способы посева семян венечного сорго. Расстояние между рядами и между растениями в ряду. Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий).

Практические работы. Подготовка почвы. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян венечного сорго в посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.

Овощеводство.

Выращивание кабачков в открытом грунте.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Строение растения кабачков. Условия произрастания растений кабачков. Сорта кабачков для открытого грунта, распространенные в местных условиях. Сроки посева семян кабачков в открытый грунт. Способы посева (ширина междурядий и расстояние в рядках).

Умение. Выращивание кабачков.

Практические работы. Подготовка почвы (вспашка участка, разметка линий посева). Углубление посевных борозд, внесение в них перегноя. Намачивание семян. Посев семян (раскладка в посевные борозды, заделка). Прореживание всходов. Поливы и подкормки. Уход за растениями.

Весенние работы в цветнике.

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Виды клумб. Форма и размеры цветочных клумб. Подбор цветковых растений. Правила посадки рассады и способы разметки посадочных рядков на клумбе. Уход за рассадой.

Умение. Разбивка цветника. Посадка высокорослых однолетних цветковых растений в центре клумбы. Разметка посадочных рядков от центра клумбы. Полив рассады. Выкопка лунок. Высадка рассады. Полив. Наблюдение за приживаемостью растений, замена неприжившихся растений. Периодический полив.

Практическое повторение. По выбору учителя. Вскапывание почвы лопатами, уход за садом, посадка овощей и картофеля.

Самостоятельная работа. Полив рассады. Выкопка лунок. Высадка рассады.


3. Тематическое планирование

5 класс

п/п

Разделы

Количество часов

1

Сельскохозяйственный труд.

2

2.

Осенние сельскохозяйственные работы.

3

3

Кролики.

7

4

Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.

2

5

Горох.

4

6

Фасоль.

3

7

Картофель.

4

8

Цветочные растения.

9


Итого:

34


6 класс

п/п

Разделы

Количество часов

1

Уборка картофеля.

2

2

Почва и её обработка.

4

3

Чеснок.

2

4

Осенний уход за ягодными кустарниками.

1

5

Домашняя птица.

5

6

Удобрения.

3

7

Овцы и козы.

5

8

Полевые культуры.

2

9

Овощные культуры.

8

10

Цветочные растения.

2


Итого:

34


7 класс

п/п

Разделы

Количество часов

1.

Уборка урожая

3

2.

Ягодные кустарники и уход за ними

1

3.

Основные плодовые деревья

2

4.

Минеральные удобрения

2

5.

Парники и теплицы

3

6.

Капуста

7

7.

Зеленные овощи

4

8.

Свиноводческая ферма

5

9.

Выращивание и посадка рассады

7


Итого:

34

8 класс

п/п

Разделы

Количество часов

1.

Уборка урожая

4

2.

Посадка малины и смородины

2

3.

Осенний уход за плодоносящим садом

4

4.

Молочная ферма

2

5.

Корма и кормление коров

4

6.

Ручное доение коров и учет молока

2

7.

Защищенный грунт

2

8.

Томат

4

9.

Огурец

4

10.

Салат кочанный

2

11.

Посадка плодовых деревьев и уход за растениями

4


Итого:

34


9 класс

п/п

Разделы

Количество часов

1

Инструктажи по технике безопасности.

1

2

Осенние работы в саду и на огороде.

2

3

Томат.

1

4

Уборка огурцов – семенников.

1

5

Уход за садом.

1

6

Подготовка сада к зиме.

1

7

Пастьба телят

1

8

Производственная санитария на молочной ферме.

1

9

Выращивание откормочного молодняка КРС

2

10

Устройство доильного аппарата.

2

11

Основные профессии в сельском хозяйстве.

1

12

Сельскохозяйственные машины.

2

13

Кормление и раздой новотельных коров.

2

14

Уход за телятами.

2

15

Машинное доение.

2

16

Выращивание рассады огурцов.

2

17

Уход за молодым садом.

2

18

Выращивание огурца в защищённом грунте.

2

19

Машинное доение коров двумя аппаратами.

1

20

Пастбищное содержание крупного рогатого скота.

2

21

Лошади.

1

22

Выращивание кабачков.

1

23.

Весенние работы на клумбах, в саду, на огороде.

1


Итого:

34


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы на 2020-2021 учебный год по профильному труду в 5 классе

Учебная программа по профильному труду рассчитана на 4 часа в неделю, 140 часов в год.

В программу внесены следующие изменения: количество часов на изучение курса “Профильный труд” уменьшается пропорционально от количества часов, рекомендованных примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебников по «Профильному труду» для 5 - 9 классов, т.к. индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса “ Профильный труд ” в 5 - 9 классах предполагает по 1 часу в неделю, всего 170 ч.: 5 классе — 34 ч, в 6 классе — 34 ч, в 7 классе — 34 ч, в 8 классе — 34 ч, в 9 классе — 34 ч.

Согласно годовому календарному учебному графику 2020-2021 учебный год в МБОУ СОШ им. В.В. Николаева с. Чуваш-Карамалы длится 34 учебные недели, поэтому изучение предмета «Профильный труд» в 5 классе предусматривает 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

№ п/п

урока

в теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Глава 1. Сельскохозяйственный труд (2 ч.)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. Сельскохозяйственный труд и его значение

1

07.09.



2

2

Виды хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию. Школьное подсобное хозяйство

1

14.09.



Глава 2. Осенние сельскохозяйственные работы (3 ч.)

3

1

Уборка урожая. Уборка картофеля

1

21.09.



4

2

Уборка моркови и свеклы. Сортировка картофеля, моркови и свеклы

1

28.09.



5

3

Сбор послеурожайных остатков растений. Заготовка веточного корма

1

05.10.



Глава 3. Кролики (7 ч.)

6

1

Внешнее строение кролика. Особенности кроликов

1

19.10.



7

2

Породы кроликов. Разведение кроликов

1

09.11.



8

3

Болезни кроликов. Содержание кроликов

1

16.11.



9

4

Устройство крольчатника. Уход за кроликами

1

23.11.



10

5

Ручной инвентарь для работы в крольчатнике. Корма для кроликов

1

30.11.



11

6

Подготовке кормом к скармливанию. Кормление кроликов

1

07.12.



12

7

Откорм кроликов. Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме

1

14.12.



Глава 4. Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями (2 ч.)

13

1

Сад зимой. Работы в зимнем саду

1

21.12.



14

2

Сад ранней весной. Контрольная работа № 1 за I полугодие

1

28.12.



Глава 5. Горох (4 ч.)

15

1

Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии.

Строение растения гороха

1

18.01.



16

2

Особенности растения гороха. Использование гороха

1

25.01.



17

3

Подготовка семян гороха к посеву. Подготовка почвы и посев семян гороха

1

01.02.



18

4

Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Уход за посевами и уборка урожая гороха

1

08.02.



Глава 6. Фасоль (3 ч.)

19

1

Строение растения фасоли. Особенности растения фасоли

1

15.02.



20

2

Использование фасоли. Подготовка почвы и посев семян фасоли

1

22.02.



21

3

Уход за посевами и уборка урожая фасоли

1

01.03.



Глава 7. Картофель (4 ч.)

22

1

Строение растений картофеля. Особенности растении картофеля

1

15.03.



23

2

Использование картофеля. Подготовка клубней картофеля посадке

1

22.03.



24

3

Подготовка почвы для посадки картофеля. Посадка картофеля

1

05.04.



25

4

Уход за картофелем. Вредители и болезни картофеля

1

12.05.



Глава 8. Цветочные растения (9 ч.)

26

1

Виды цветочных растений. Комнатные растения

1

19.05.



27

2

Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Почвенные смеси для комнатных растений

1

26.05.



28

3

Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений

1

03.05.



29

4

Выращивание герани. Выращивание аспидистры

1

10.05.



30

5

Выращивание кливии. Цветочные растения открытого грунта

1

17.05.



31

6

Однолетние цветочные растения. Цветник

1

24.05.



32

7

Выращивание ноготков. Выращивание настурции

1

31.05.



33

8

Выращивание бархатцев. Повторение пройденного материала

1

31.05.



34

9

Контрольная работа № 2 за год

1

31.05.



Контрольно-измерительные материалы по предмету «Профильный труд» в 5 классе


Контрольная работа № 1 за I полугодие

1. Продолжите предложение.

При уборке картофеля собирают на поле _______________ , а при уборке моркови и свёклы собирают __________________

2. Напишите, в каком месяце убирают картофель.

3. Допишите предложение.

Сочные части растений, которые употребляют в пищу, называют -----------------------------

4. Напишите, чем богаты овощи.

5. Вставьте в предложение пропущенные слова.

Поле – это большой участок --------------, занятый одной или несколькими сельскохозяйственными ------------------------

6. Подчеркните корнеплоды.

Морковь, картофель, капуста, свёкла, чеснок, репа.

7. Напишите, из каких частей состоят грабли.

8. Напишите, для чего разводят кроликов.

9. Напишите, внешнее строение кроликов.

10. Напишите, почему кролики передвигается прыжками?

11. Впишите в пустые клетки названия предметов ручного инвентаря, необходимого для ухода за кроликами.

12. Напишите, как называются передние зубы у кроликов.


13. Поставьте цифровую последовательность выполнения работ по уходу за кроликами.

Замена воды.

Кормление

Подготовка кормов к скармливанию

Уборка клеток, удаление навоза.

Надеть спецодежду.

14.Продолжите предложение.

Дезковрик – это -----------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15.Напишите, почему маленьких кроликов нельзя брать на руки?

16. Подпишите, из каких отделений состоит клетка для крольчихи.

.

Контрольная работа № 2 за год

1. Продолжите предложение.

При уборке картофеля собирают

При уборке моркови и свёклы собирают

2. Допишите предложение.

Сочные части растений, которые употребляют в пищу, называются________________

3. Вставьте нужные слова.

Поле – это большой _________________ земли, на котором растут _________________ культуры.

4. Напишите, что называют послеуборочными остатками.

5. Продолжите предложение.

Ручной инвентарь – это ____________________________________________________

6. Напишите строение граблей.

7. Укажите стрелкой, как используют картофель.

Крупный на корм животным

Средний в пищу

Мелкий на семена

8. Напишите строение кролика.

9. Перечислите породы кроликов.

10. Напишите, почему кролики передвигаются прыжками.

11. Перечислите корма для кроликов.

Летом

Зимой







12. Напишите, из каких отделений состоит клетка для крольчихи.

13. Подчеркните инвентарь для уборки на кроликоферме.

Скребок, вилы, ведро, грабли, лопата, веник, совок, мотыжка

14. Напишите основное плодовое дерево нашей местности.

15. Продолжите предложение.

Плодовое дерево – это _________________________________________________________________

16. Перечислите меры борьбы против грызунов плодовых деревьев.

17. Напишите строение растения гороха.

18. Напишите способы подготовки клубней картофеля к посадке.

19. Напишите способы посадки картофеля.

20. Проставьте цифрами последовательность ухода за картофелем.

Боронование

Окучивание

Борьба с вредителями и болезнями.

Рыхление междурядий

Критерии оценивания

Оценка письменных ответов.

Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение ответа на вопрос.

Оценка «4» ставится за письменный ответ, соответствующий оценке «5», но с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание и последовательность выполнения работ.

Оценка «3» ставится за письменный ответ, данный недостаточно полно с искажением последовательности выполнения работ.

Оценка «2» ставится за письменный ответ, в котором имеется значительное число ошибок, указывающих на незнание большей части изученного материала.

При оценивании письменных ответов учащихся орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки исправляются, но при этом оценка не снижается.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную в соответствии с требованиями к качеству, с опорой на технологическую карту или на план работы, с соблюдением требований техники безопасности. Или за работу, выполненную в соответствии с требованиями к качеству, но с допущением небольшой погрешности, которую учащийся заметил и сам исправил.

Оценка «4» ставится за практическую работу, которая имеет несколько небольших погрешностей, выполненную с опорой на план или на технологическую карту при небольшой помощи учителя, с соблюдением правил техники безопасности.

Оценка «3» ставится за работу, которая выполнена с небольшим количеством ошибок при помощи учителя, с соблюдением правил техники безопасности.

Оценка «2» ставится за работу, выполненную с большим количеством ошибок, несмотря на постоянную помощь учителя, но при соблюдении правил техники безопасности.

Оценка тестовых заданий.

Оценка«5» ставится, если ученик правильно ответил на 89%-100% вопросов (заданий).

Оценка«4»ставится, если ученик правильно ответил на 77%-88% вопросов (заданий).

Оценка «3» ставится, если ученик правильно ответил на 53%-76% вопросов (заданий).

Оценка «2» ставится, если ученик правильно ответил на 0%-50% вопросов (заданий).

Организация труда

«5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

«4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технической дисциплины, правила техники безопасности.

«3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.

«2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приёмы труда

«5» ставится, если все приёмы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

«4» ставится, если приёмы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

«3» ставится, если отдельные приёмы труда выполнялись не правильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

«2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!