Утверждаю: | Согласовано: | Рассмотрено |
Директор МКОУ СОШ №14 имени В.И. Слядневой с. Надежда | Заместитель директора по УВР | на заседании МО |
_______________________ И. Ю. Табат | ________________ Е.А. Хорошенькова | Протокол № 1 от «30» августа 2023 года |
| | _____________ ____________________ |
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития
Курса Литературное чтение |
Предмет |
Класс: 3в
Кол-во часов | всего: 136 |
Часов в | неделю: 4 |
| |
Плановых контрольных уроков: 5, практических занятий __, лабораторных работ __.
Планирование составлено на основе _АООП НОО 2020г. |
|
|
Указать документ, год |
Учебник _Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. «Просвещение» Москва 2018г. _____________________________________________________________________________ |
______________________________________________________________________________________ |
Автор, название, издательство, год издания |
Составил(а) _____________________ ____ И.Ю. Рагозина |
Подпись Расшифровка подписи |
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373) с внесенными изменениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Авторской программы по литературному чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Литературное чтение: рабочие программы.1-4 класс». М.: «Просвещение», 2019 г. К учебнику Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. УМК «Школа России», Москва «Просвещение», 2019 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически | Домашнее задание |
Летописи. Былины. Жития 10ч. |
1 | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. С.2-6 | 4.09 | | С.2-6 |
2 | 2 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» С.7-9 | 5.09 | | С.7-9 |
3 | 3 | «И вспомнил Олег коня своего» С.10-11 | 6.09 | | С.10-11 |
4 | 4 | «Ильины три поездочки» 12-20 | 7.09 | | 12-20 |
5 | 5 | «Ильины три поездочки» 12-20 | 11.09 | | С. 12-20 |
6 | 6 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | 12.09 | | С.21-31 |
7 | 7 | Житие Сергия Радонежского. С.21-31 | 13.09 | | С.21-31 |
8 | 8 | Житие Сергия Радонежского. С.21-31 | 14.09 | | С. 21-31 |
9 | 9 | Житие Сергия Радонежского. С.32 (ПРОЕКТ) | 18.09 | | С.32 |
10 | 10 | Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития» С.33-34 | 19.09 | | С.33-34 №1 |
Чудесный мир классики 24ч. |
11 | 1 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок».С.35-47 | 20.09 | | С.35-47 |
12 | 2 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». С.48-59 | 21.09 | | С.48-59 |
13 | 3 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. С.48-59 | 25.09 | | С.48-59 |
14 | 4 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев С.48-59 | 26.09 | | С.48-59 |
15 | 5 | А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. С.62-67 | 27.09 | | С.62-67 |
16 | 6 | А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. С.62-67 | 28.09 | | С.62-67 |
17 | 7 | А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображаемому. С.67 | 2.10 | | С.67 |
18 | 8 | А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Авторское отношение к изображаемому. С.68-69 | 3.10 | | С.68-69 |
19 | 9 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной С.70-90 | 4.10 | | С.70-90 |
20 | 10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. С.70-90 | 5.10 | | С.70-90 |
21 | 11 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. С.70-90 | 9.10 | | С.70-90 |
22 | 12 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение С.92-96 | 10.10 | | С.92-96 |
23 | 13 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. С.97-111 | 11.10 | | С.97-111 |
24 | 14 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. С.97-111 | 12.10 | | С.97-111 |
25 | 15 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. С.97-111 | 16.10 | | С.97-111 |
26 | 16 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа С.112-118 | 17.10 | | С.112-118 |
27 | 17 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа С.112-118 | 18.10 | | С.112-118 |
28 | 18 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа С.112-118 | 19.10 | | С.112-118 |
29 | 19 | Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал» С.119 | 23.10 | | С.119 |
30 | 20 | А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа. С.120-134 | 24.10 | | С.120-134 |
31 | 21 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. С.120-134 | 25.10 | | С.120-134 |
32 | 22 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. С.120-134 | 26.10 | | С.120-134 |
33 | 23 | Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». С.135-136 | 6.11 | | С.135-136 |
34 | 24 | Контрольная работа по разделу «Чудесный мир классики».№1 | 7.11 | | |
Поэтическая тетрадь 12 ч |
35 | 1 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…». С.137-138 | 8.11 | | С.137-138 |
36 | 2 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» С.139-140 | 9.11 | | С.139-140 |
37 | 3 | А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении С.141 | 13.11 | | С.141 |
38 | 4 | А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения С.142 | 14.11 | | С.142 |
39 | 5 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» С.143-144 | 15.11 | | С.143-144 |
40 | 6 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». С.145 | 16.11 | | С.145 |
41 | 7 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении С.146 | 20.11 | | С.146 |
42 | 8 | Н.А. Некрасов «Школьник» С.147-148 | 21.11 | | С.147-148 |
43 | 9 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение С.148-149 | 22.11 | | С.148-149 |
44 | 10 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина С.150-151 | 23.11 | | С.150-151 |
45 | 11 | Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» С.152-153 | 27.11 | | С.152-153 |
46 | 12 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 28.11 | | №3С.154 |
Литературные сказки 14ч. |
47 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои С.155-167 | 29.11 | | С.155-167 |
48 | 2 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои С.155-167 | 30.11 | | С.155-167 |
49 | 3 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. С.155-168 | 4.12 | | С.155-168 |
50 | 4 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. Герои литературного произведения. Главная мысль С.169-179 | 5.12 | | С.169-179 |
51 | 5 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. Герои литературного произведения. Главная мысль С.169-179 | 6.12 | | С.169-179 |
52 | 6 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. Герои литературного произведения. Главная мысль С.169-179 | 7.12 | | С.169-179 |
53 | 7 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.С.180-191 | 11.12 | | С.180-191 |
54 | 8 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение. С.180-192 | 12.12 | | С.180-192 |
55 | 9 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение. С.180-192 | 13.12 | | С.180-192 |
56 | 10 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении. С.193-214 | 14.12 | | С.193-214 |
57 | 11 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части 193-214. | 18.12 | | 193-214. |
58 | 12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части 193-214. | 19.12 | | 193-214. |
59 | 13 | Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки» С.215 | 20.12 | | С.215 |
60 | 14 | Контрольная работа по разделу «Литературные сказки». №2 | 21.12 | | |
Делу время- потехе час 10ч. |
61 | 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.С.3-16 | 25.12 | | .С.3-16 |
62 | 2 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.С.3-16 | 26.12 | | С.3-16 |
63 | 3 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.С.3-16 | 27.12 | | С.3-16 |
64 | 4 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. С.17-23 | 28.12 | | С.17-23 |
65 | 5 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. С.17-23 | 8.01 | | С.17-23 |
66 | 6 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» С.24-28 | 9.01 | | С.24-28 |
67 | 7 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. С.29-34 | 10.01 | | С.29-34 |
68 | 8 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. С.29-34 | 11.01 | | С.29-34 |
69 | 9 | Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час» С.35-36 | 15.01 | | С.35-36 |
70 | 10 | Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час». С.36 | 16.01 | | С.36 №5 |
Страна детства 7ч. |
71 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» С.37-46 | 17.01 | | С.37-46 |
72 | 2 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». С.47-58 | 18.01 | | С.47-58 |
73 | 3 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». С.47-58 | 22.01 | | С.47-58 |
74 | 4 | М.М. Зощенко «Елка» с.59-64 | 23.01 | | с.59-64 |
75 | 5 | М.М. Зощенко «Елка» с.59-64 | 24.01 | | с.59-64 |
76 | 6 | Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства» С.65-66 | 25.01 | | С.65-66 |
77 | 7 | Проверочная работа по разделу «Страна детства». С.66 | 29.01 | | №6 С.66 |
Поэтическая тетрадь 5ч. |
78 | 1 | В.Я. Брюсов «Опять сон». С.67-69 | 30.01 | | С.67-69 |
79 | 2 | В.Я. Брюсов «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении С.70 | 31.01 | | С.70 |
80 | 3 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении. С.71 | 1.02 | | С.71 |
81 | 4 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях. С.72-73 | 5.02 | | С.72-73 |
82 | 5 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». С.74 №3 | 6.02 | | С.74 №7 |
Природа и мы 9ч. |
83 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. С.75-84 | 7.02 | | С.75-84 |
84 | 2 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. С.75-84 | 8.02 | | С.75-84 |
85 | 3 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. С.85-91 | 12.02 | | С.85-91 |
86 | 4 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. С.85-91 | 13.02 | | С.85-91 |
87 | 5 | М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. С.92-95 | 14.02 | | С.92-95 |
88 | 6 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка. С.96-99 | 15.02 | | С.96-99 |
89 | 7 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. С.100-110 | 19.02 | | С.100-110 |
90 | 8 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. С.100-110 | 20.02 | | С.100-110 |
91 | 9 | Проверочная работа по разделу «Природа и мы». С.111-112 | 21.02 | | С.111-112 |
Поэтическая тетрадь 10ч. |
92 | 1 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени С.113-115 | 22.02 | | С.113-115 |
93 | 2 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении. С.116-117 | 26.02 | | С.116-117 |
94 | 3 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета вы произведении. С.118 | 27.02 | | С.118 |
95 | 4 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в лирическом стихотворении. С.119 | 28.02 | | С.119 |
96 | 5 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения. С.120-126 | 29.02 | | С.120-126 |
97 | 6 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения. С.120-126 | 4.03 | | С.120-126 |
98 | 7 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения. С.120-126 | 5.03 | | С.120-126 |
99 | 8 | Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь». С.126 | 6.03 | | С.126 |
100 | 9 | Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь». С.126 | 7.03 | | С.126 |
101 | 10 | Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». №4 | 11.03 | | |
Родина 7ч. |
102 | 1 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте С.127-132 | 12.03 | | С.127-132 |
103 | 2 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте С.127-132 | 13.03 | | С.127-132 |
104 | 3 | С.Д. Дрожжин «Родине». С.133-137 | 14.03 | | С.133-137 |
105 | 4 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». С.138-139 | 18.03 | | С.138-139 |
106 | 5 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». С.138-139 | 19.03 | | С.138-139 |
107 | 6 | Обобщающий урок по разделу «Родина». Защита проектов | 20.03 | | Защита проектов |
108 | 7 | Проверочная работа по разделу «Родина». С.142 | 21.03 | | С.142 №10 |
Страна Фантазия 7ч. |
109 | 1 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. 143-149 | 1.04 | | 143-149 |
110 | 2 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. 143-149 | 2.04 | | 143-149 |
111 | 3 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. 143-149 | 3.04 | | 143-149 |
112 | 4 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра. С.150-157 | 4.04 | | С.150-157 |
113 | 5 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра. С.150-157 | 8.04 | | С.150-15 |
114 | 6 | Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия С.158 | 9.04 | | С.158 |
115 | 7 | Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия». С.158 | 10.04 | | С.158 №11 |
Зарубежная литература 20ч. |
117 | 1 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе С.159-166 | 11.04 | | С.159-166 |
118 | 2 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе С.159-166 | 15.04 | | С.159-166 |
119 | 3 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе С.159-166 | 16.04 | | С.159-166 |
120 | 4 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе С.159-166 | 17.04 | | 159-1 |
121 | 5 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. С.167-193 | 18.04 | | С.167-193 |
122 | 6 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. С.167-193 | 22.04 | | С.167-193 |
123 | 7 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. С.167-193 | 23.04 | | С.167-193 |
124 | 8 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. С.167-193 | 24.04 | | С.167-193 |
125 | 9 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. С.194-200 | 25.04 | | С.194-200 |
126 | 10 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. С.194-200 | 29.04 | | С.194-200 |
127 | 11 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. С.194-200 | 30.04 | | С.194-200 |
128 | 12 | С. Лагерлеф «Святая ночь». С.201-208 | 6.05 | | С.201-208 |
129 | 13 | С. Лагерлеф «Святая ночь». С.201-208 | 7.05 | | С.201-208 |
130 | 14 | С. Лагерлеф «Святая ночь». С.201-208 | 8.05 | | С.201-208 |
131 | 15 | С. Лагерлеф «В Назарете» С.209-216 | 13.05 | | С.209-216 |
132 | 16 | С. Лагерлеф «В Назарете» С.209-216 | 14.05 | | С.209-216 |
133 | 17 | С. Лагерлеф «В Назарете» С.209-216 | 15.05 | | С.209-216 |
134 | 18 | Контрольная работа №5 | 16.05 | | С.217 |
135 | 19 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». С.217 | 20.05 | | |
136 | 20 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». С.217 | 21.05 | | |
23