АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Изобразительное искусство |
Учебный год | 2020-2021 |
Класс | 7 |
Количество часов в год | 7 - 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Разработчик программы: Бойко Ольга Дионисьевна, учитель первой категории
Тюменская область,
Тюменский район,
с. Мальково 2020 г.
Пояснительная записка
Настоящая адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для средней общеобразовательной школы для 7-9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (редакция от 31 января 2012г.).
Примерных программ среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03-1263).
Приказа Минпросвещения России №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, утвержденными приказом №233 от 08.05.2019 «О внесении изменений в феде- ральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию обра- зовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Мини- стерством просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г.№345».
Учебного плана МАОУ Мальковской СОШ на 2020-2021 учебный год, утверждённого приказом директора ОУ Пр. №115-О от 31.08.2020 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2011г. и Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5-8 классы. Под ред. Грошенкова И.А., допущенная Министерством образования РФ.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать/понимать:
-отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика,
декоративно-прикладное искусство)
-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);
-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм,композиция);
-выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;
-наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана,Прадо, Дрезденская галерея);
-значение изобразительного искусства в художественной культуре;
Уметь:
-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);
-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-восприятия и оценки произведений искусства;
-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Опыт творческой деятельности:
-Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.
-Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
-Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
-Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды.
-Проектирование и изготовление открыток.
-Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, соленого теста, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
-Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-
прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
-Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
-Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).
-Создание композиций на плоскости и в пространстве.
-Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение
национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.
-Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Личностные результаты освоения АООП общего образования:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» 7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека- 34 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Виды занятий | 7 класс |
Рисование с натуры | 8 |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 12 |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 10 |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 2 |
Резерв | 3 |
Итого за год | 35 |
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;
— осознание ценности труда, науки и творчества;
— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;
— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Рисование с натуры (8 ч.)
Трехмерное восприятие картины мира. Законы линейной перспективы. Перспектива прямоугольника и круга. Обратная перспектива в средневековом изобразительном искусстве. Явление световой перспективы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней. Светотеневые характеристики предметов. Длина и направление падающих теней. Изменение восприятия объемной формы. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения.
Передача в рисунках конструкции, пропорций, пространственного расположения, перспективного сокращения, объема, тональных отношений изображаемых объектов, а также художественной образности предметов. Цвет как средство выражения переживания от встречи с прекрасным. Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения предметов первого и второго плана. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Особенности выполнения рисунка мягкими художественными материалами (уголь, сангина).
Изображение с натуры предметов быта, природы, гипсовых моделей орнаментов, деталей архитектуры, натюрмортов, развитие умения видеть их красоту. Особенности построения предметов сложной формы.
Изображение головы человека: пропорции, характерные черты, мимика. Наброски и зарисовки фигуры человека. Особенности работы художника над образом изображаемого человека.
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч.)
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия, сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Композиционные закономерности (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.). Многофигурная композиция в закрытом и открытом пространстве. Сравнительная характеристика двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).
Условности передачи пространства в книжной иллюстрации. Создание художественного образа. Творчество ведущих художников-иллюстраторов.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч.)
Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство икебаны: стили и основные художественные приемы.
Интерьеры общественных и жилых зданий. Рукотворная красота, созданная архитекторами, дизайнерами, художниками. Красота монументальной декоративной живописи — мозаики, фрески, витражи. Задачи и принципы монументального искусства. Качества монументального искусства: строгие обобщенные формы, соразмерная содержанию динамика, долговечность используемых материалов.
Древнейшие украшения интерьеров — настенные росписи. Фреска — одна из техник стенных росписей. Техника мозаики, история возникновения и развития. Античная, византийская, современная мозаики.
Средневековый витраж. Витражные окна романского и готического стилей. Витражные геральдические композиции. Современное витражное искусство.
Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3 ч.)
Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи мира и России.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ урока. | Наименование разделов и тем | Кол. час. | Дата |
план | факт |
1 | Вид занятий: Рисование с натуры | 3 ч. | | |
| Рисование с натуры букета осенних цветов. (Модуль) | 1 | 03.09 | |
| Рисование с натуры натюрморта , (Модуль) | 1 | 10.09 | |
| Завершение натюрморта в цвете. (Модуль) | 1 | 17.09 | |
2 | Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 2 ч. | | |
| Беседа «Красота вокруг нас» (исторический и бытовой жанры, пейзаж, портрет, натюрморт). | 2 | 24.09 01.10 | |
4 | Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 3 ч. | | |
| Красота монументальной декоративной живописи. Витраж из цветной бумаги (Модуль) | 1 | 08.10 | |
| Витраж из цветной бумаги (Модуль) | 1 | 15.10 | |
| Завершение витража. (Модуль) | 1 | 05.11 | |
5 | Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению | 2 ч. | | |
| Осенний пейзаж. Монотипия. | 1 | 12.11 | |
| Завершение осеннего пейзажа гелевой чёрной ручкой. | 1 | 19.11 | |
6 | Вид занятий: Рисование с натуры | 2 ч. | | |
| Натюрморт, Линейные построения. (Модуль) | 1 | 26.11 | |
| Натюрморт, Тоновый рисунок. (Модуль) | 1 | 03.12 | |
7 | Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 1 ч | | |
| «Народ – творец прекрасного» (народное декоративно-прикладное искусство). | 1 | 10.12 | |
8 | Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 1 ч. | | |
| Декоративное рисование. Гжельская роспись. Прописи: цветы и птицы. | 1 | 17.12 | |
9 | Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению | 4 ч. | | |
| Трафаретный натюрморт. Композиция. (Модуль) | 1 | 24.12 | |
| Завершение трафаретного натюрморта в цвете. (Модуль) | 1 | 14.01 | |
| Зимний пейзаж (тушь на акварельном фоне). (Модуль) | 1 | 21.01 | |
| Завершение работы над зимним пейзажем. (Модуль) | 1 | 28.01 | |
10 | Вид занятий: Рисование с натуры | 14 ч. | | |
| Рисование с натуры головы человека. (Модуль) | 1 | 04.02 | |
| Завершение портрета. (Модуль) | 1 | 11.02 | |
| Рисование с натуры фигуры человека (наброски). | 1 | 18.02 | |
| Рисование коня. | 1 | 25.02 | |
| Иллюстрирование литературного произведения | 1 | 04.03 | |
| Завершение работы в цвете. | 1 | 11.03 | |
| Графика как вид изобразительного искусства. (Модуль) | 1 | 18.03 | |
| Декоративный графический натюрморт. | 1 | 25.03 | |
| Завершение декоративного графического натюрморта. | 1 | 08.04 | |
| Бумажная гравюра. Эскиз. | 1 | 15.04 | |
| Бумажная гравюра. | 1 | 22.04 | |
| Беседа «Живопись как вид изобразительного искусства». | 1 | 29.04 | |
| Изобразительное искусство зарубежных стран. (Модуль) | 1 | 06.05 | |
| Защита творческих проектов «Монументальная живопись». (Модуль) | 1 | 13.05 | |
11 | Резерв | 2 | 20.05 27.05 | |
Итого | 34 | | |
Лист контроля
Четверть | Дата | Замечание, рекомендации | Подпись проверяющего | Подпись учителя |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |