9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. ОРЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________ С.А. Краснова
Приказ №207-Д от 30.08.2016
Приложение к Основной общеобразовательной программе начального общего образования
(ФГОС НОО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1-4 классы
на 2016-2017 учебный год
Л.Г. Северинова.
Учитель изобразительного искусства.
Высшая квалификационная категория.
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей – предметников эстетического цикла и рекомендована к утверждению.
Протокол №1 от «30 » августа 2016 г.
Руководитель ШМО ______________________Настепанин В.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), Примерной программой по изобразительному искусству и учебным планом школы.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Предмет | Класс | Уровень изучения | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемые учебники |
Изобразительное искусство | 1 кл. | Базовый | «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 класс под редакцией Б.М. Неменского | Государственная | Неменская Л.А. под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 1 класс. М.- Просвещение |
Изобразительное искусство | 2 кл. | Базовый | «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 класс под редакцией Б.М. Неменского | Государственная | Коротеева Е.И. под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 2 класс. М.- Просвещение |
Изобразительное искусство | 3 кл. | Базовый | «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 класс под редакцией Б.М. Неменского | Государственная | Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 3 класс. М.- Просвещение |
Изобразительное искусство | 4 кл. | Базовый | «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 класс под редакцией Б.М. Неменского | Государственная | Неменская Л.А. под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 4 класс. М.- Просвещение |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 класс | ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ | 33часа |
1 четверть | Ты учишься изображать | 9 часов |
2 четверть | Ты украшаешь | 7 часов |
3 четверть | Ты строишь | 9 часов |
4 четверть | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 8 часов |
***
2 класс | ИСКУССТВО И ТЫ. | 34 часа |
1четверть | Как и чем работают художник. | 9 часов |
2четверть | Реальность и фантазия. | 7 часов |
3четверть | О чём говорит искусство. | 10 часов |
4четверть | Как говорит искусство. | 8 часов |
| ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. | 34 часа |
1 четверть | Искусство в твоем доме | 9 часов |
2 четверть | Искусство на улицах твоего города | 7 часов |
3 четверть | Художник и зрелище | 10 часов |
4 четверть | Художник и музей | 8 часов |
***
4 класс | КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). | 34часа |
1 четверть | Истоки родного искусства | 9 часов |
2 четверть | Древние города нашей Земли | 7 часов |
3 четверть | Каждый народ — художник | 10 часов |
4 четверть | Искусство объединяет народы | 8 часов |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерные черты предметов.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерные черты.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ С.А. Краснова
приказ № 207 от 30.08.2016
Приложение к Рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство»
(ФГОС НОО)
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для учащихся 1-4 классов
на 2016-2017 учебный год. Л.Г. Северинова.
Учитель изобразительного искусства.
Высшая квалификационная категория.
Календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании ШМО учителей – предметников эстетического цикла и рекомендовано к утверждению
Протокол № _1__ от 30.08.2016
Руководитель ШМО ___________ В.Б. Настепанин
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе (33часа- 1час в неделю)
Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе является:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
« ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ».
№ п/п | Тема урока | Дата | Корректировка |
| 1 ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ, 16 Ч. |
1 | 1 | Изображения всюду вокруг нас. Урок-путешествие. | 04.09 | |
2 | 2 | Изображения всюду вокруг нас. Урок-игра. | 11.09 | |
3 | 3 | Мастер изображения учит видеть. Урок-путешествие. | 18.09 | |
4 | 4 | Мастер изображения учит видеть. Урок-игра. | 25.09 | |
5 | 5 | Изображать можно пятном. Урок-путешествие. | 02.10 | |
6 | 6 | Изображать можно пятном. Урок-игра. | 09.10 | |
7 | 7 | Изображать можно в объеме. Урок-путешествие. | 16.10 | |
8 | 8 | Изображать можно в объеме. Урок-игра. | 23.10 | |
| 2 ЧЕТВЕРТЬ, 8Ч. |
9 | 1 | Изображать можно линией. Урок-путешествие. | 06.11 | |
10 | 2 | Изображать можно линией. Урок-игра. | 13.11 | |
11 | 3 | Разноцветные краски. Урок-путешествие. | 20.11 | |
12 | 4 | Разноцветные краски. Урок-игра. | 27.11 | |
13 | 5 | Разноцветные краски. | 04.12 | |
14 | 6 | Изображать можно и то, что невидимо ( настроение) | 11.12 | |
15 | 7 | Художники и зрители. | 18.12 | |
16 | 8 | Художники и зрители (обобщение) | 25.12 | |
| 3 ЧЕТВЕРТЬ, 9Ч. ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ, 11Ч. |
17 | 1 | Мир полон украшений. | 15.01 | |
18 | 2 | Мир полон украшений. | 22.01 | |
19 | 3 | Красоту надо уметь замечать. | 29.01 | |
20 | 4 | Красоту надо уметь замечать. | 05.02 | |
21 | 5 | Узоры на крыльях. | 19.02 | |
22 | 6 | Узоры на крыльях. | 26.02 | |
23 | 7 | Украшения птиц. | 05.03 | |
24 | 8 | Украшения птиц. | 12.03 | |
25 | 9 | Узоры, которые создали люди. | 19.03 | |
| | IV ЧЕТВЕРТЬ, 9Ч. |
26 | 1 | Как украшает себя человек. Мастер украшения помогает сделать праздник | 02.04 | |
27 | 2 | Как украшает себя человек. Мастер украшения помогает сделать праздник | 09.04 | |
| | ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ, 7Ч. |
28 | 3 | Постройки в нашей жизни. | 16.04 | |
29 | 4 | Постройки в нашей жизни. | 23.04 | |
30 | 5 | Домики, которые построила природа. | 30.04 | |
31 | 6 | Домики, которые построила природа. | 07.05 | |
32 | 7 | Дом снаружи и внутри. | 14.05 | |
33 | 8 | Дом снаружи и внутри. | 21.05 | |
34 | 9 | Строим город. | 28.05 | |
ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ.
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Постройки в нашей жизни. | | | | | |
2 | Домики, которые построила природа. | | | | | |
3 | Дом снаружи и внутри. | | | | | |
4 | Строим город. | | | | | |
5 | Строим город. | | | | | |
6 | Все имеет свое строение | | | | | |
7 | Постройка предметов ( упаковка) | | | | | |
8 | Город , в котором мы живем. | | | | | |
9 | Выполнение в цвете композиции «Город , в котором мы живем». | | | | | |
4 ЧЕТВЕРТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ.
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Совместная работа трех Братьев – Мастеров | | | | | |
2 | Сказочная страна | | | | | |
3 | Сказочная страна | | | | | |
4 | Праздник весны. Конструирование из бумаги. | | | | | |
5 | Урок любования. Умение видеть. | | | | | |
6 | « Здравствуй Лето!». | | | | | |
7 | « Здравствуй Лето!». | | | | | |
8 | Подготовка выставки для родителей «Я вижу мир». | | | | | |
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 класс
(34 часа - 1 час в неделю)
Целью художественного воспитания и обучения во 2 классе является:
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
ТЫ И ИСКУССТВО
1 ЧЕТВЕРТЬ.
ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
2 а | 2 б | 2 в | | |
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира | | | | | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона | | | | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель | | | | | |
4 | Выразительные возможности аппликации | | | | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | | | | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | | | | | |
7 | Выразительные возможности бумаги | | | | | |
8 | Сочетании различных материалов при выполнении работы. | | | | | |
9 | Обобщение темы четверти. | | | | | |
2 ЧЕТВЕРТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Изображение и реальность | | | | | |
2 | Изображение и фантазия | | | | | |
3 | Украшение и реальность | | | | | |
4 | Украшение и фантазия. | | | | | |
5 | Постройка и реальность | | | | | |
6 | Постройка и фантазия | | | | | |
7 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки работают вместе. ( Обобщение темы) | | | | | |
О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО.
3 ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Выражение характера изображаемых животных | | | | | |
2 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | | | | | |
3 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | | | | | |
4 | Образ и характер человека, выраженный в объеме | | | | | |
5 | Выражение характера человека через украшение | | | | | |
6 | Выражение намерений через украшение | | | | | |
7 | Изображение природы в разных состояниях | | | | | |
8 | В изображении , украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | | | | | |
9 | В изображении , украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | | | | | |
10 | Обобщение темы четверти. | | | | | |
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
4 ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника. | Корректировка |
1 | Цвет – выразительное средство; теплые и холодные цвета | | | | | |
2 | Цвет – выразительное средство; глухие и звонкие цвета | | | | | |
3 | Линия – выразительное средство; ритм линий | | | | | |
4 | Линия – выразительное средство; характер линий | | | | | |
5 | Ритм пятен как выразительное средство | | | | | |
6 | Пропорции выражают характер | | | | | |
7 | Средства выразительности - ритм линий , пятен, цвет. | | | | | |
8 | Обобщающий урок года. | | | | | |
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе
Целью художественного воспитания и обучения в 3 классе является
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
Искусство вокруг нас.
1четверть
Искусство в твоем доме.
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
3 а | 3 б | 3 в |
1 | Твои игрушки придумал художник. | | | | | |
2 | Твои игрушки придумал художник. | | | | | |
3 | Посуда у тебя дома. | | | | | |
4 | Посуда у тебя дома. | | | | | |
5 | Мамин платок | | | | | |
6 | Обои и шторы в твоем доме. | | | | | |
7 | Твои книжки. | | | | | |
8 | Поздравительная открытка. | | | | | |
9 | Что сделал художник в твоем доме (обобщение темы) | | | | | |
2 четверть Искусство на улицах твоего города
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Памятники архитектуры – наследие веков. | | | | | |
2 | Парки, скверы, бульвары. | | | | | |
3 | Ажурные ограды. | | | | | |
4 | Фонари на улицах и в парках. | | | | | |
5 | Витрины магазинов. | | | | | |
6 | Транспорт в городе. | | | | | |
7 | Что сделал художник на улицах города. (обобщение темы) | | | | | |
3 четверть
Художник и зрелище
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Художник в цирке. | | | | | |
2 | Художник в цирке. | | | | | |
3 | Художник в театре. | | | | | |
4 | Художник в театре. | | | | | |
5 | Маски. | | | | | |
6 | Театр кукол. | | | | | |
7 | Театр кукол. | | | | | |
8 | Афиша и плакат. | | | | | |
9 | Афиша и плакат. | | | | | |
10 | Школьный праздник – карнавал. | | | | | |
4 четверть Художник и музей
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Музеи в жизни города. | | | | | |
2 | Музеи в жизни города. | | | | | |
3 | Картина-портрет | | | | | |
4 | Картина-пейзаж | | | | | |
5 | Картина-натюрморт | | | | | |
6 | Картины исторические и бытовые | | | | | |
7 | Скульптура в музее и на улице | | | | | |
8 | Художественные выставки | | | | | |
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе. (34 часа)
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
1 ЧЕТВЕРТЬ
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
4 а | 4 б | 4 в |
1 | Пейзаж родной земли. | | | | | |
2 | Пейзаж родной земли. | | | | | |
3 | Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир. | | | | | |
4 | Деревня – деревянный мир. | | | | | |
5 | Образ красоты человека. Женский образ. | | | | | |
6 | Образ красоты человека . Мужской образ. | | | | | |
7 | Русские узоры-обереги. | | | | | |
8 | Народные праздники. | | | | | |
9 | Народные праздники. Монтаж коллективного панно | | | | | |
2 ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Древнерусский город – крепость. | | | | | |
2 | Древние соборы. | | | | | |
3 | Древний город и его жители. | | | | | |
4 | Древнерусские воины – защитники. | | | | | |
5 | Города Русской земли. | | | | | |
6 | Узорочье теремов. | | | | | |
7 | Праздничный пир в теремных палатах. | | | | | |
3 ЧЕТВЕРТЬ
КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК.
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Страна восходящего солнца. Художественная культура Японии. | | | | | |
2 | Страна восходящего солнца. Художественная культура Японии. | | | | | |
3 | Искусство народов гор и степей. | | | | | |
4 | Искусство народов гор и степей. | | | | | |
5 | Художественная культура Средней Азии | | | | | |
6 | Художественная культура Древней Греции. | | | | | |
7 | Художественная культура Древней Греции. | | | | | |
8 | Художественная культура средневековой Западной Европы. | | | | | |
9 | Художественная культура средневековой Западной Европы. | | | | | |
10 | Многообразие культур в мире (обобщение) | | | | | |
4 ЧЕТВЕРТЬ ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.
№ п/п | Тема урока | Дата | Материал учебника | Корректировка |
1 | Все народы воспевают материнство. | | | | | |
2 | Все народы воспевают материнство. | | | | | |
3 | Все народы воспевают мудрость старости. | | | | | |
4 | Все народы воспевают мудрость старости. | | | | | |
5 | Сопереживание – великая тема искусства | | | | | |
6 | Герои, борцы и защитники | | | | | |
7 | Юность и надежды | | | | | |
8 | Искусство народов мира. ( Обобщение ) | | | | | |