СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа по предметам "Речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа по предметам "Речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир"»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья № 18» г. Ульяновска



Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

на заседании МО

Зам. директора по УВР

Директор ОГКОУ

Протокол № ____

от _____________г.



_______А.

школы-интерната №18


__________________

_________Трофимова Н.В._


«____» _______

2023 г.

«___» 2023 г.





Рабочая программа по предметам

математические представления, речь и альтернативная коммуникация, окружающий социальный мир, окружающий природный мир

для 11«В» класса, на 2023/2024 учебный год







Разработала:

Романенко Е.И.









г. Ульяновск

2023 г.













Пояснительная записка

Данная рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир» для 11 В класса разработана в соответствии с нормативными документами:

- - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2.

Категория учащихся – учащиеся 11класса с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Срок освоения программы 2023-2024 учебный год.

Количество часов в неделю – 4 часа, в год -136 часов.


Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает доступные средства общения. Содержание учебного предмета для обучающихся 11 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником. Реализация содержания учебного предмета в 11 классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов).

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 11 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Учебный предмет включает 3 раздела: - коммуникация, - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, - чтение и письмо. Задачи предмета: В разделе "Коммуникация": - закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, - овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации, - создание практики диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся. В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации": - совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия, - расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо": - совершенствование ручной и мелкой моторики, - закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, - расширение возможностей элементарных графомоторных умений, - совершенствование слухового внимания и слухового восприятия, - закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения учебного предмета:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

Базовые учебные действия

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

• умение выполнять инструкции педагога;

• использование по назначению учебных материалов;

• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

• в течение определенного периода времени,

• от начала до конца,

• с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Содержание рабочей программы Содержание рабочей программы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы.


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Чтение и письмо Глобальное чтение Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).


Математические представления

3 часа в неделю, 102 часа в год

Познавательные ценности:

➢ научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

➢ овладеют основами, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые начальные вычислительные навыки; ➢ научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач в пределах программы, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

➢ получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно действия сложения и вычитания с числами в пределах программы; накопят некоторый опыт решения простых текстовых задач;

➢ познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры. Ценность добра: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Коммуникативные ценности: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ценность человечества: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые результаты освоения учебной программы.

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться. В основе содержания обучения математике лежит овладение обучающимися следующими видами ключевых компетенций:

➢ Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

➢ Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

➢ Коммуникативная. Включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим.

➢ Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

➢ Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». При изучении предмета математики у учащихся должны быть сформированы следующие учебные действия и ключевые компетенции:

➢ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции).

➢ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (информационно-коммуникативные компетенции).

➢ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (информационнокоммуникативные компетенции).

➢ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры (учебно-познавательные компетенции).

➢ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков) (учебно-познавательные компетенции).

В сфере познавательных учебных действий должны быть cформированы:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; пространственные, временные представления.

⚫ Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

⚫ Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

⚫ Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

⚫ Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

⚫ Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

⚫ Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

⚫ Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 17-ти (20-ти).

⚫ Умение обозначать арифметические действия знаками.

⚫ Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

⚫ Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

⚫ Умение определять длину, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

В сфере личностных учебных действий должны быть сформированы:

➢ основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

➢ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

➢ выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);

➢ адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

➢ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

➢ ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции); В сфере регулятивных учебных действий должны быть сформированы:

➢ умение выполнять инструкции учителя (учебно-познавательные компетенции); ➢ умение принимать и сохранять направленность взгляд на говорящего взрослого, на задание (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

➢ умение использовать по назначению учебные материалы (учебно-познавательные и информационные компетенции);

➢ умение выполнять действия по образцу и по подражанию (учебно-познавательные и социальные компетенции);

➢ умение выполнять задание от начала до конца (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

➢ умение умения выполнять задание в течение определенного периода времени (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

➢ умение выполнять задание с заданными качественными параметрами (учебно-познавательные и общекультурные компетенции); ➢ умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);

➢ умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д. В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы:

➢ умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);

➢ умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационнокоммуникативные компетенции);

➢ умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).

11 класс Число 17.

Десятичный состав числа 17.

Письмо числа 17.

Присчитывание и отсчитывание по единице, двойке в пределах 17. Место числа в числовом ряду.

Порядковый счёт в пределах 17. Соотношение количества, числа и цифры в пределах 17. Входная контрольная работа «

Числа от 1 до 17». Анализ контрольной работы Сравнение чисел по величине и в пределах 17.

Сравнение чисел по их месту в числовом ряду в пределах 17.

Приёмы сложения в пределах 17. Приёмы вычитания в пределах 17. Приемы сложения и вычитания в пределах 17 Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 17.

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 17.

Измерение времени по часам с точностью до 1ч.

Число 18. Десятичный состав числа 18.

Письмо числа 18. Присчитывание и отсчитывание по единице в пределах 18.

Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт в пределах 18. Количественные, порядковые числительные в пределах 18.

Соотношение количества, числа и цифры в пределах 18. Сравнение чисел по величине в пределах 18.

Сравнение чисел по их месту в числовом ряду в пределах 18.

Приёмы сложения в пределах 18.

Приёмы сложения в пределах 18.

Приёмы вычитания в пределах 18. Приёмы вычитания в пределах 18.

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание чисел в пределах 18»

Анализ контрольной работы Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 18.

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 18.

Измерение времени по часам. Половина часа. Число 19.

Десятичный состав числа 19.

Письмо числа 19.

Присчитывание и отсчитывание по единице, двойке в пределах 19.

Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт в пределах 19.

Количественные, порядковые числительные в пределах

19. Соотношение количества, числа и цифры в пределах 19.

Сравнение чисел по величине в пределах 19.

Сравнение чисел по их месту в числовом ряду в пределах 19.

Приёмы сложения в пределах 19.

Приёмы сложения в пределах 19. Приёмы вычитания в пределах

19. Приёмы вычитания в пределах

19. Приемы сложения и вычитания в пределах 19

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах

19. Единицы времени: месяц, год. Обозначение. Порядок месяцев. Календарь. Число 20.

Письмо числа 20. Присчитывание и отсчитывание по единице, двойке в пределах 20. Место числа в числовом ряду.

Порядковый счёт в пределах 20.

Сравнение чисел по величине в пределах 20.

Приёмы сложения в пределах 20.

Приёмы сложения в пределах 20.

Приёмы вычитания в пределах 20.

Приёмы вычитания в пределах 20.

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 20.

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 20.

Контрольная работа №3 «Решение примеров и задач в пределах 20»

Анализ контрольной работы № 4.

Повторение.

Геометрический материал Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Длина отрезка. Окружность и круг. Геометрические тела: куб, брус, шар.

Итоговая контрольная работа №4 по теме: «Повторение».

Анализ контрольной работы. Единицы (меры) массы Единицы (меры) ёмкости Единицы (меры) стоимости.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса.

Планируемые результаты освоения (знания и умения): ➢ знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;

➢ знание состава однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

➢ знание десятичного состава двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;

➢ знание линий, прямая, кривая, отрезок;

➢ знание названия, порядок дней недели, количество суток в недели;

➢ умение читать, записывать, откладывать на счётах числа в пределах 20.

Уметь сравнивать числа в пределах 20;

➢ умение присчитывать по 1,2 в пределах 19;

➢ умение выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 20;

➢ умение решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;

➢ умение кратко записывать содержание задачи.

➢ умение пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями для установления порядка месяцев в году;

➢ умение различать меру массы, меру емкости, меру стоимости. Геометрические фигуры и величины

➢ умение чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам. ➢ умение чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;

➢ умение различать окружность и круг; чертить окружности разных радиусов.

Окружающий природный мир

3 часа в неделю, 102 часа в год


Познавательные ценности:

➢ научатся использовать начальные природоведческие знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений;

➢ научатся обогащать свою речь специальными природоведческими терминами, словами, словосочетаниями, обозначающим объекты и явления природы;

➢ научатся применять природоведческие знания и приобретут начальный опыт применения этих знаний в повседневных ситуациях;

Ценность добра: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Коммуникативные ценности: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ценность человечества: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий природный мир» В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

При изучении предмета ««Окружающий природный мир» у обучающихся должны быть сформированы следующие учебные действия и ключевые компетенции: Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной компетенции. Планируемые результаты освоения программы являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих — учебный план, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы оценки и др. В результате освоения учебного предмета у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).

В сфере познавательных учебных действий должны быть cформированы:

1) Элементарные представления о неживых объектах:

⚫ Умение давать полные ответы на вопросы, описывать объекты неживой природы под руководством учителя

⚫ Умение составлять по сюжетной картинке предложения из 3-4 слов

Овладение способностью пользоваться природоведческими и знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

⚫ Умение правильно вести себя в присутствии животных, учитывая их повадки. В сфере личностных учебных действий должны быть сформированы:

➢ основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

➢ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

➢ выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);

➢ адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

➢ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

➢ ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции); В сфере регулятивных учебных действий должны быть сформированы:

➢ умение выполнять инструкции учителя (учебно-познавательные компетенции); ➢ умение принимать и сохранять направленность взгляд на говорящего взрослого, на задание (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

➢ умение использовать по назначению учебные материалы (учебно-познавательные и информационные компетенции);

➢ умение выполнять действия по образцу и по подражанию (учебно-познавательные и социальные компетенции);

➢ умение выполнять задание от начала до конца (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

➢ умение умения выполнять задание в течение определенного периода времени (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

➢ умение выполнять задание с заданными качественными параметрами (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

➢ умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);

➢ умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д. В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы:

➢ умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);

➢ умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);

➢ умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);

➢ умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).

Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»

Объекты природы.

Узнавание Солнца.

Знание значения солнца в жизни человека и в природе.

Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).

Знание знаменитых космонавтов.

Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха.

Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.

Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.

Изображение земной поверхности на карте.

Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса.

Знание значения леса в природе и жизни человека.

Различение растений (животных) леса.

Соблюдение правил поведения в лесу.

Узнавание луга. Узнавание луговых цветов.

Знание значения луга в природе и жизни человека.

Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др).

Знание способов их добычи и значения в жизни человека.

Узнавание воды.

Знание свойств воды.

Знание значения воды в природе и жизни человека.

Узнавание реки.

Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека.

Соблюдение правил поведения на реке.

Узнавание водоема.

Знание значения водоемов в природе и жизни человека.

Соблюдение правил поведения на озере (пруду).

Узнавание огня.

Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное).

Знание значения огня в жизни человека.

Соблюдение правил обращения с огнем.

Знакомство с понятиями планета, звёзда (география) Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Наша местность (природоведение).

Вода, полезные ископаемые {естествознание).

Различение цвета и его оттенков {изобразительная деятельность).

Практические работы.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции. Путешествия (на карте) по нашей стране.

Входная контрольная работа №1 «Живая и неживая природа»

Контрольная работа №2 «Явления природы»

Контрольная работа №3«Водоемы»

Итоговая контрольная работа №4 «Огонь»


Окружающий социальный мир.

3 часа в неделю, 102 часа в год


При изучении данного предмета одновременно с другими задачами решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и другое. Воспитывается желание, и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческое отношение к домашнему труду. Обучающийся учится соблюдать правила безопасной работы и гигиены труда. Также на уроках развиваются психические процессы: обоняние, осязание, ловкость, скорость; внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалка, сообразительность, воображение, фантазия, интерес к национальным традициям.

Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий социальный мир»:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

При изучении предмета «Окружающий социальный мир» у учащихся должны быть сформированы следующие учебные действия и ключевые компетенции: Коммуникативная

➢ Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление.

➢ Уметь представить свой класс, школу.

➢ Владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

➢ Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

➢ Владеть способами совместной деятельности в группах, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. ➢ Иметь позитивные навыки общения.

Информационная

➢ Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями.

➢ Владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон и другое.

➢ Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, компьютерные программы, в том числе текстовые и графические редакторы, электронную почту, Интернет.

Ценностно-смысловая

➢ Ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях.

Общекультурная

➢ Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки или религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Учебно-познавательная

➢ Элементы логической, методической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебнопознавательных проблем.

Социально-трудовая

➢ Выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Компетенция личностного самосовершенствования.

➢ Способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;

➢ личная гигиена, забота о собственном здоровье,

➢ внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности. Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир». 11 класс.

Задачи:

➢ Формирование знаний о способах выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривания чай и варки яиц.

➢ Формирование знаний о правилах закаливания организма.

➢ Ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правилами стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.

➢ Формирование знаний о месте работы, должности членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, о своих правах и обязанностях в семье

➢ Ознакомление с правилами поведения в культурно – досуговых учреждениях; Разговора со сверстниками и старшими.

➢ Формирование знаний о гигиенических требованиях к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия. ➢ Расширение знаний о видах междугородного транспорта, стоимости проезда, порядке приобретения билета.

➢ Расширение знаний о видах магазинов промышленных товаров, видах специализированных магазинов, правилах поведения в магазине и общении с работниками магазинов

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса. Планируемые результаты освоения программы:

➢ Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.

➢ Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ.

➢ Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.

➢ Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани.

➢ Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье.

➢ Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.

➢ Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.

➢ Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов.

➢ Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города.

➢ Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей.

➢ Вызвать «скорую помощь» и врача на дом, записываться на прием к врачу - специалисту в поликлинике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!