Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
для обучающихся 6 класса (с нарушением слуха (глухой ребенок), с интеллектуальными нарушениями)
Разработчик: Первененко О.А.,
учитель-дефектолог,
учитель русского языка и литературы
Тамбов 2019 г.
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования факультатива по предмету «Развитие речи» разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных образовательных учреждений) от 10.04.2002г. №29/2065 - п. программы основ.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида под редакцией Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова
Программа специальной общеобразовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы). Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РФ, М.-1989.
Данная программа факультатива разработана на основе и является дополнением к адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования по предмету «Развитие речи».
Цели и задачи программы
Цель реализации рабочей программы факультатива по развитию речи – обучение языку глухих детей, имеющих легкие интеллектуальные нарушения развития в соответствии с принципами действующей в специальных учреждениях I вида коммуникативной системой обучения (С. А. Зыков).
Основные задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
формировать речевую деятельность;
развивать языковую способность, речевое поведение;
формировать лексическую, грамматическую, фонетическую стороны словесной речи;
формировать коммуникативные умения обучающихся (сообщение, побуждение, вопрос);
развивать умение правильно строить предложения (на доступном уровне), чередовать вопросительные и повествовательные предложения в диалоге;
развивать умение составлять рассказы о выполненных действиях, по картине;
развивать умение описывать предметы в сравнительной форме.
Место факультатива по предмету «Развитие речи» в учебном плане.
Согласно учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных классов с нарушением слуха (глухие) с интеллектуальными нарушениями на изучение факультатива по предмету «Развитие речи» в 6 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения
факультатива по предмету «Развитие речи»
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Познавательные УУД
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
употреблять в соответствии с задачей высказывания предложения предусмотренных типов, отбирать и строить предложения по образцу;
уметь начать, продолжить, закончить беседу или изменить ее тему: Я хочу сообщить (узнать, выяснить, добавить, уточнить, возразить, поговорить о другом...); Я хочу рассказать о ...; Я хочу спросить о ...;
выражать согласие, несогласие с высказыванием собеседника: Я думаю также (иначе, по-другому); Ты прав (неправ, ошибаешься); Докажи, что...; Я (не) согласен с тобой (с Вовой, с вами);
отвечать на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога;
выражать оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса, ответа, сообщения);
объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, используя различные связки: вдруг, неожиданно, а затем, одновременно, точно так же, после всего, несмотря на..., как только...;
использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида с учетом продолжительности, законченности или повторяемости действия;
заменять в связном тексте повторяющиеся существительные личными местоимениями;
описывать отдельные события, явления, предметы или сравнивать их между собой;
составлять рассказы о выполненных действиях, по картине, на заданную тему;
написать изложение проработанного с учителем текста по коллективно составленному плану, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии.
Тематическое планирование
Темы | Кол-во часов |
| |
Составление диалога | 1 |
Составление рассказа по материалам экскурсии | 19 |
Написание писем | 6 |
Изложение | 8 |
Всего | 34 |
Содержание учебной программы.
Составление диалога по теме: «Воспоминания о летних каникулах: Самый лучший день лета».
Ведение дневника событий, ведение записной книжки, составление записок о доме, о семье.
Написание писем.
Написание изложения по темам: «Аэропорт», «Дом фабриканта», «В морозный день», «Берегите хлеб».
Средства обучения.
Учебно-методическая литература:
Для учащихся:
Картинный наглядно-демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки.
Быкова Л.М., Кричевская Л.Д. Развитие речи. Учебник для 4 класса школы глухих. – М.: Просвещение, 1992.
2. Носкова Л.П., Колтуненко И.В. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. – М.: Просвещение, 2000.
Для учителя:
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Развитие речи в школе для глухих детей: метод. пособие. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет ресурсы:
1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
2. Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
5. Русская грамматика. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/