СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП "Речь и альтернативная коммуникация для 3 класса по 2 варианту.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»»


«Согласовано»

Родитель _____________

/ /

«__»__________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_____________//

«__»____________2018г.

«Утверждаю»

Директор школы _______________

/ /

«__»__________2018г.
















Адаптированная общеобразовательная программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

на 2018/2019 учебный год

учителя Халиловой Анфисы Габдулаухатовны

класс 3

По учебному плану 2 часа в неделю.

Количество часов 68




















Год составления: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­2018г.


Примерная специальная индивидуальная образовательная программа

ВАРИАНТ 2

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелой умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования.

Результаты освоения адаптированной ООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

Возможные предметные результаты должны отражать:








1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. часа в неделю

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.

Содержание учебного предмета для обучающихся дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.

Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических  изображений,  пиктограмм,  напечатанных  слов,  электронных  устройств).

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили и овладели умениями в коммуникации общего характера: откликаются на имя и положительно реагируют невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполняют доступным способом инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в классе отведены 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью:

адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

- использование пишущего предмета по назначению,

- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

- рассматривание иллюстраций.

Базовые учебные действия.

Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,

- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценивается динамика достижений в коммуникации.

Ученик откликается эмоционально и двигательно на свое имя, в знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.

ученик выполняет простую инструкцию взрослого в знакомой ситуациях, проявляет интерес к знакомому сверстнику; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные и согласные звук и буквы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

Кол-во часов

1


2


3


4


5


6


7


8

9

10


11

12


13

14

15

16


17


18

19


20

21

22

23


24


25


26

27

28

29

30

31


32

1. Русские народные сказки «Колобок», «Репка». Различение графического изображения букв. Прописывание элементов букв.

2. Звук и буква А, а, У, у. Строчная буква «а, у» и упражнения в написании. Письмо слогов «ау – уа, уа – ау». Работа с разрезной кассой слогов.

3. Звук и буква М, м. Строчная буква «м» и упражнения в ее написании. Слова с буквой. Выкладывание буквы «м» из палочек, мозаики».

4. Прописная буква «А, У, М». Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой. Работа по картинкам букваря.

5. Звук и буква О, о. Строчная и прописная буква «О, о». Слоги с буквой «о». Рисование – обведение геометрических фигур по клеткам.

6. Соединение прямых линий в фигуры, контурами напоминающие буквы. Чтение букв, слогов, коротких слов.

7. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы. Чтение написанных букв и слогов: ау, уа, ом, мо, ум, му.

8. Звук и буква С, с. Слоги и слова с буквой «С». Раскрашивание и штриховка.

9. Строчная и прописная буква «С, с». Слоги и слова с ней. Чтение по букварю, работа по картинкам.

10. Звук и буква Х, х. Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой «Х». Узнавание и различение образов графем (букв).

11. Чтение по букварю. Списывание с букваря знакомых слогов и слов (по возможности).

12. Звук и буква Ш, ш. Выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Слоги и слова с буквой «Ш».

13. Раскрашивание и штриховка. Копирование с образца букв, слогов.

14. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

15. Чтение по букварю слов, предложений, работа с картинками. Списывание с букваря.

16. Звук и буква Л, л., выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Раскрашивание и штриховка.

17. Строчная и прописная буква «Л». Копирование с образца и чтение буквы, слогов, слов по букварю, из букв разрезной азбуки. Узнавание и различение образов графем (букв).

18. Слоги открытые и закрытые, слова с буквой «Л». Работа по картинкам.

19. Звук и буква «ы», выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.

20. Слоги и слова с буквой «ы». Копирование с образца букв, слогов.

21. Чтение слогов, слов. Звукобуквенный анализ и письмо слогов и слов.

22. Составление слов из букв разрезной азбуки. Работа по картинкам.

23. Звук и буква «н», выделение звука и буквы в слове. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.

24. Письмо прописной и строчной буквы Н, н. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур.

25. Звук и буква «Р, р». Знакомство с буквой. Выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.

26. Прописная и строчная буква «Р, р», слоги, слова и предложения с ней.

27.Слоги и слова со звуком и буквой «Р». Звукобуквенный анализ

28.Составление и чтение слов со звуком и буквой «Р» и предложений. Копирование с образца слов.

29. Различай л – р. Слоги и слова с буквами л – р. Копирование с образца отдельных слов.

30. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

31. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слов. Работа с картинками. Чтение по букварю.

32. Повторение пройденного материала: чтение и письмо гласных и согласных букв; копирование с образца отдельных слов.

2


2


2


2


2


2


2


2

2

2


2

2


2

2

2

2


2


2

2


2

2

2

2


2


2


2

2

2

3

3

3


3

Итого


68



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

часы

Дата

Личностные

Коррекционные Предметные

Задачи

Базовые учеб- ные действия

1



2



3



4



5



6



7



8


9



10



11


12



13


14


15


16



17




18


19



20


21


22


23



24



25



26


27


28


29


30


31



32

1. Русские народные сказки «Колобок», «Репка». Различение графического изображения букв. Прописывание элементов букв.

2. Звук и буква А, а, У, у. Строчная буква «а, у» и упражнения в написании. Письмо слогов «ау – уа, уа– ау». Работа с разрезной кассой слогов.

3. Звук и буква М, м. Строчная буква «м» и упражнения в ее написании. Слова с буквой «м». Выкладывание буквы из палочек, мозаики

4. Прописная буква «А, У, М». Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой. Работа по картинкам букваря.

5. Звук и буква О, о. Строчная и прописная буква «О, о». Слоги с буквой «о». Рисование – обведение геометрических фигур по клеткам.

6. Соединение прямых линий в фигуры, контурами напоминающие буквы. Чтение букв, слогов, коротких слов.

7. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы. Чтение написанных букв и слогов

8. Звук и буква С, с. Слоги и слова с буквой «С». Раскрашивание и штриховка.

9. Строчная и прописная буква «С, с». Слоги и слова с ней. Чтение по букварю, работа по картинкам.

10. Звук и буква Х, х. Раскрашивание и штриховка. Слоги и слова с буквой «Х». Узнавание и различение образов графем букв.

11. Чтение по букварю. Списывание с букваря знакомых слогов и слов (по возможности).

12. Звук и буква Ш, ш. Выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Слоги и слова с буквой «Ш».

13. Раскрашивание и штриховка. Копирование с образца букв, слогов.

14. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

15. Чтение по букварю слов, предложений, работа с картинками. Списывание с букваря.

16. Звук и буква Л, л., выделение звука и буквы в словах. Письмо буквы по обводке и по образцу. Раскрашивание и штриховка.

17. Строчная и прописная буква «Л». Копирование с образца и чтение буквы, слогов, слов по букварю, из букв разрезной азбуки. Узнавание и различение образов графем букв.

18. Слоги открытые и закрытые, слова с буквой «Л». Работа по картинкам.

19. Звук и буква «ы», выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.

20. Слоги и слова с буквой «ы». Копирование с образца букв, слогов.

21. Чтение слогов, слов. Звукобуквенный анализ и письмо слогов и слов.

22. Составление слов из букв разрезной азбуки. Работа по картинкам.

23. Звук и буква «н», выделение звука и буквы в слове. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.

24. Письмо прописной и строчной буквы Н, н. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур.

25. Звук и буква «Р, р». Знакомство с буквой. Выделение звука и буквы в словах. Письмо элементов буквы по обводке и по образцу.

26. Прописная и строчная буква «Р, р», слоги, слова и предложения с ней.

27.Слоги и слова со звуком и буквой «Р». Звукобуквенный анализ

28.Составление и чтение слов со звуком и буквой «Р» и предложений. Копирование с образца слов.

29. Различай л – р. Слоги и слова с буквами л – р. Копирование с образца отдельных слов.

30. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

31. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слов. Работа с картинками. Чтение по букварю.

32. Повторение пройденного материала: чтение и письмо гласных и согласных букв; копирование с образца отдельных слов.

2



2


2


2


2


2



2


2



2


2


2



2


2



2

2


2


2


2




2


2



2


2

2


2



2


2



2


2


3


3



3




3


Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность.

Проявляет доброе, уважительное отношение взрослым

Выражает эмоционально

- положи тельный фон

Сформированы навыки сотрудничества с учителем,

доверительного отношения

к взрослым

Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям.

Наблюдает за окружающими предметами.

Проявляет интерес к занятиям, усидчивость

Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира.

Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Уметь устанавливать и поддерживать контакты

(учитель-ученик).

Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу

Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре.

Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение

к взрослым.

Соотнесение себя со своим именем.

Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения.

Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).

Проявляет навыки культурного поведения

Откликается эмоционально и двигательно на свое имя, В знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.



Умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Умения и навык повторять фразы за учителем.

Умение и навык принимать участие в беседе, слушать внимательно.

Умение различать неречевые звуки окружающей действительности.

Навык имитации звуков окружающей действительности.

Умение и навык показывать предметные картинки и подбирать к ним действие.

Умение выполнять поручения по словесной инструкции учителя.

Умение слушать сказки и пересказывать их по иллюстрациям.

Умение соотносить звук и букву.

Умение соотносить звук и букву.

Умение различать гласные и согласные звуки.

Умение составлять рассказ по сюжетной картине с помощью вопросов учителя.

Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

Имитация звуков окружающей действительности.

Звуки речевые и неречевые, их различение.

Составление предложений по сюжетной картинке, и подбор слов к предметным картинкам.

Выполнение поручений по словесному заданию учителя.

Выделение из слов звука в ударной позиции, начало слова.

Звуки гласные и согласные.

Сказка.

Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Находить разницу между предметами.

Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия.

Переносить с одного места на другое бытовые предметы.

Удерживать карандаш, проводить линии.

Находить свои личные вещи.

Ориентироваться в собственном теле.

Брать и приносить предмет по требованию учителя.

Понимать обращенную речь.

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя.

Показывать на себе и на кукле части.

Выполнять действия по картинке. Сопровождать игру речью.

Показывать жестом.

Находить предмет по требованию учителя.

Производить манипуляции с игрушками.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Выполняет последовательно организованные движения

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Понимает инструкцию по пиктограммам

Наблюдает за окружающими предметами

Принимает помощь от учителя

Наблюдает за окружающими предметами

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Выполняет действие способом рука-в-руке;

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Понимает жестовую инструкцию

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!