СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по « Трудовое обучение» разработана на основе примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по технологии для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

Целью данной программы является:

-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.


Общая характеристика учебного предмета.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Настоящая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Начальное общее образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёные, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, А.Р.Лурии, П.Н.Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М.Кольцова).

Ни один предмет не даёт возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе и дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л. С. Выготский) необходим людям многих профессий.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощрённая наблюдательность» (Л.С.Рубинштейн).

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

- интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения;

- знания о гигиене учебного труда и организации учебного места.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль своих действий по результату.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

- проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

Обучающийся получит возможность научиться:

– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– основам смыслового восприятия познавательных текстов;

– выделять существенную информацию из познавательных текстов;

– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

- понимать важность коллективной работы;

- контролировать свои действия при совместной работе;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

- следить за действиями других участников совместной деятельности;

- принимать другое мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания.


Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание пря­моугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структу­ры узора (повторение или чередование элементов), распо­ложение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе изучения яв­лений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе во­просам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудо­вом процессе. Самостоятельное описание предметов. Ис­пользование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.


Предметные результаты

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании;

-самостоятель­но сравнивать образец с натуральным объектом, чуче­лом, игрушкой;

- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоя­тельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самосто­ятельно;

-придерживаться плана при выполнении из­делия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов



Учебно – тематический план


№ п/п.

Тема урока.

Кол-во уроков

Экскурсии

1 четверть (14ч.)



1.

Работа с природными материалами

3

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

2.

Работа с бумагой и картоном

4


3.

Работа с проволокой

3


4.

Работа с древесиной

4

Экскурсия в столярную мастерскую

2 четверть (12,25 ч.)



5.

Работа с металлоконструктором

4


6.

Работа с бумагой и картоном

8


3 четверть (17.5 ч.)



7.

Работа с бумагой и картоном

5


8.

Работа с текстильными материалами

7


9.

Работа с древесиной

6


4 четверть (15,75)



10.

Работа с бумагой и картоном

Знакомство с объёмными изделиями из картона и бумаги.

6


11.

Знакомство с текстильными материалами.

4


12.

Работа с металлоконструктором

6



Итого: 59,5




СОДЕРЖАНИЕ

Первая четверть

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного мате­риала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных почат­ков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соедине­ний. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пла­стилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное исполь­зование случайных материалов.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в из­делиях из картона. Материалы, применяемые для окантов­ки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумаж­ные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по ли­нейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных поло­сок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.


РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свой­ства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: ку­сачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигие­нических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сги­бание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание прово­локи кусачками.


РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

Экскурсия в столярную мастерскую.

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть но­жом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под уг­лом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.

Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждач­ной бумагой.

Изготовление по образцу плечиков для одежды из круг­лой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратно­го сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении древесины. Свойства древесины: ло­мается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Орга­низация рабочего места, правила безопасной работы и со­блюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Стро­гание и зачистка древесины напильником и наждачной бу­магой.


Вторая четверть

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление по замыслу объемных изделий из различ­ных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Кле­ящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Компоновка различных деталей с по­мощью клея, проволоки, ниток.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по об­разцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение при­емов работы ключом и отверткой.

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух пла­нок 9. Составление из собранных плоских фигур более слож­ных (домик, машина, паровоз).

Разборка собранных изделий.

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Сборка стола по образцу из большой пластины (крыш­ка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Раз­борка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с по­мощью учителя.

Сборка по образцу и техническому рисунку стула из ма­лого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отверт­ка. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. За­винчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Пра­вильная хватка инструментов.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя.

Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Органи­зация рабочего места и санитарно-гигиенические требова­ния при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаб­лонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесь­мы и других материалов к деталям из картона.


Третья четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками.

Технические сведения. Элементарные понятия о про­фессии картонажника-переплетчика. Технологические осо­бенности изделий из бумаги и картона (детали изделий скле­ивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. По­нятие о группах инструментов и их назначении: для размет­ки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначе­нием переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного про­изводства. Организация рабочего места и санитарно-гигие­нические требования при работе с бумагой и картоном. Пра­вила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по линейке. Применение уче­нического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесе­ние рицовки по линейке с фальцем.


РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражне­ния на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бума­ги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых сре­зов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по са­мостоятельно составленной выкройке из нескольких сложен­ных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инст­рументы, применяемые при работе с текстильными мате­риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильное пользование иглой и на­перстком. Выполнение косого обметочного стежка: введе­ние иглы сверху вниз в вертикальном положении относи­тельно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов ме­шочка, подушечки-прихватки косыми стежками.


РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов ку­кольной мебели с применением соединения деталей на гвоз­дях (стол, стул, кресло, кровать).

Самостоятельное изготовление по образцу из полуфаб­рикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.

Технические сведения. Элементарные понятия о ви­дах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фане­ре. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило (у учителя), клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ши­рины и толщины бруска. Организация рабочего места, сани­тарно-гигиенические требования. Правила безопасной рабо­ты.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Под­бор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древеси­ны акварельными красками и гуашью.

Четвертая четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Раз­метка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении картона как материала для изготовления различ­ной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробоч­ного картона. Способы изготовления коробок. Правила без­опасной работы.

Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на лини­ях сгиба. Сгибание картона и склеивание по сты­кам. Оклеивание бумагой объемных изделий.


РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учите­лем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д.

Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Офор­мление бахромой.



РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

Самостоятельная сборка по образцу и техническому ри­сунку стола с перекрещенными ножками из большого пла­то, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (сред­них). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорож­ного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют ра­боту по заделу.

Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти.

Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.


РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

Самостоятельное изготовление по образцу и по представ­лению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся вы­полняют изделия по образцу.

Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти.

Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.


Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:

Проект.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  • Самостоятельная ориентировка в задании

  • Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя

  • Подбор материалов и инструментов для работы

  • Анализ своего изделия и изделия товарища

  • Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов,

и слов, обозначающих пространственные отношения предметов


Материально- техническое обеспечение.

Учебники:

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специального

( коррекционного) образовательного учреж.VIII вида/ СПб: филиал издательства Просвещение, 2012 / только для практической работы в классе/

Дополнительная литература:

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Дата

Вид урока

Виды деятельности уч-ся


1 четверть (14 ч.)



Работа с природными материалами

3





Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

1


Экскурсия

Беседа о природе. Сбор природного материала. ПТБ


Изготовление паука из природного материала.

2


Комбинированный

Беседа о животных. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Работа с бумагой и картоном

4





Изготовление подложек квадратной формы.

2


Комбинированный

Показ образца. Анализ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Окантовка картона полосками бумаги.

2


Комбинированный

Показ образца. Анализ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Работа с проволокой

3





Изготовление фигурок рыб из проволоки.

3


Комбинированный

Беседа о свойствах проволоки Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Работа с древесиной

4





Экскурсия в столярную мастерскую

1


Экскурсия

Экскурсия в столярную мастерскую. ПТБ


Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры.

1


Комбинированный

Беседа о свойствах бумаги. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Изготовление флажков из бумаги и палочек.

1


Комбинированный

Беседа о свойствах бумаги. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Изготовление колышков для комнатных цветов из палочек.

1


Комбинированный

Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


2 четверть (12,25ч.)




Комбинированный

Работа с металлоконструктором

4





Знакомство с металлоконструктором. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок

2


Изучение нового материала

Знакомство с металлоконструктором. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Сборка по образцу квадрата

2


Комбинированный

Показ образца. Анализ образца. Подбор деталей для работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Работа с картоном и бумагой.

8





Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

3


Комбинированный

Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Изготовление ёлочных игрушек.

2


Комбинированный

Беседа о Новом годе. Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Коллективная работа.


Изготовление карнавальных масок.

2


Комбинированный

Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Коллективная работа.


Изготовление карнавальных головных уборов.

Отделка изделий аппликативными украшениями

1



Беседа о Новом годе. Показ образца. Составление плана работы. Коллективная работа.


3 четверть (17,5 ч.)



Работа с бумагой и картоном

5





Изготовление доски для игры в шашки.

2


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Изготовление папки для тетрадей.

3


Комбинированный

Показ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Работа с текстильными материалами

7





Ознакомление с косым обмёточным стежком.

2


Комбинированный

Беседа о свойствах тканей. ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Упражнения на полосе картона по готовым проколам.

2


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Изготовление закладки из фотоплёнки.

2


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Оформление концов закладки кисточками.

1


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Работа с древесиной.

6





Вбивание гвоздя в древесину.

2


Комбинированный

ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Извлечение гвоздя из древесины.

2


Комбинированный

ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Ввёртывание шурупа в древесину.

1


Комбинированный

ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Знакомство с полуфабрикатами кукольной мебели.

1


Комбинированный

ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


4 четверть (15,75 ч.)



Работа с бумагой и картоном

Знакомство с объёмными изделиями из картона и бумаги.

6





Разметка развёртки коробки по шаблону.

3


Комбинированный

Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Коллективная работа.


Склеивание коробки по стыкам.

3


Комбинированный

Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Работа в парах.


Знакомство с текстильными материалами.

4





Составление рисунка по образцу на бумаге в клетку.

2


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Составление рисунка по образцу на бумаге в клетку Самостоятельная работа.


Вышивание рисунка на льняном полотне.

1


Самостоятельная работа

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Оформление вышивкой салфетки.

1


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.


Работа с металлоконструктором

6





Сборка тележки из металлоконструктора.

2


Комбинированный

ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.


Изготовление по представлению вагончика.

2


Комбинированный

Показ образца. Анализ образца. Работа в парах. Выставка работ.


Изготовление по представлению машины.

2


Комбинированный

Показ образца. Беседа о машинах. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!