СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационные классные часы "Я пятиклассник"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия адаптационных занятий для пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационные классные часы "Я пятиклассник"»



«Я пятиклассник»

(Адаптационные занятия для пятиклассников)










Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Однако переход пятиклассников в среднее звено является важным этапом в жизни учащихся. Поэтому роль профилактических занятий, тренингов в адаптации обучающихся очень велика.


Конспекты занятий для обучающихся пятых классов (11-12 лет).

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки пятиклассникам в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи: 1.формирование у учащихся:

- представление об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2. Ознакомление учащихся:

- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;

- с разными формами коммуникации;

- с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.

3. Создание условий для:

- снижения тревожности;

- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;

- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.















Занятие 1.

Тема: Что такое 5 класс?

Цели: познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации, мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активность и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Каждая пара за столом приветствует своего соседа словами «Добрый день, Лена»… и все «Добрый день, Елена Владимировна»

2. Сообщение целей занятия. Принятие правил.

У каждой пары на столе карточка с правилами, надо дополнить еще одним.

3. Работа по теме.

Упражнение «Продолжи фразу»

На доске висит плакат с рисунком горы, которая отображает школьный путь с первого класса до одиннадцатого.

Посмотрите внимательно на свой путь. Вы дошли почти до середины своего школьного пути. Что-то вы уже видели, знаете, умеете, а что-то вам предстоит еще узнать, научиться. Я предлагаю вам сейчас продолжить фразы «В начальной школе мне больше всего запомнилось…», «В пятом классе я могу (хочу)…». Вы передаете игрушку соседу и продолжаете фразы.

Обобщение высказываний: вы все имеете довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. А вот каким он будет зависит от вас. Что нового появилось у вас с переходом в пятый класс? Беседа о том, что их ожидает в пятом классе.

Упражнение «Те, кто…»

Встаньте те, кто любит мороженое, те, кто родился в сентябре, кому нравится играть в футбол.

Возьмитесь за руки все, кто является учеником пятого класса.

Оказывается, у вас очень много общего при всем при том, что вы все разные.

Упражнение «Что важно для меня?»

Представьте, что вы с родителями уезжаете надолго на каникулы на необитаемый остров и вам предлагают взять с собой только три вещи самые необходимые для вас. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листке.

Далее идет обсуждение.

3. Рефлексия.

Кто-нибудь выбрал тоже что и ты?

Чьи записи тебя удивили?

Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

О ком ты узнал что-нибудь новое?

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите 2 смайлика из четырех, каждый из них подписан: интересно, весело, трудно, скучно (грустно).




Занятие 2

Пятый класс. Что нового?

Необходимые материалы: бумага для записей и рисования желательно не только белая, но и цветная), ватман, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, мягкая игрушка.

Ход занятия.

1. Вступление.

Цель: создание условий для понимания ребятами целей работы

Ну вот и наступил тот день, когда вы стали пятиклассниками. Вступили на порог средней ступени обучения в школе. А трудно ли быть школьником вообще?

Игра – передавая мягкую игрушку друг другу, объясняем: учеником быть хорошо, потому что…, учеником быть плохо, потому что…

А когда учиться в школе было легко? Напишите на листочках отличия начальной школы от пятого класса. (по вариантам)

(по окончании выписываются слова на доске)


2. Благодарность начальной школе.

Цель: поддержка расставания с начальной школой.

А сейчас проведем небольшую акцию, которая называется « Начальная школа, спасибо за…» Сейчас каждый из вас выберет любой листок любого цвета. Вырежьте из него любую фигуру и напишите на нем фразу «Начальная школа, спасибо за ...» и продолжите ее.

(по окончании работы некоторые зачитывают свои записи, потом приклеивают на большой лист с заголовком «Начальная школа, спасибо за…».


3. Рисунок.

Цель: осознание различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы».

И в заключении я предлагаю вам нарисовать себя в двух рисунках: «Я в начальной школе» и «Я в средней школе».

(по окончании выставка работ, где все пытаются угадать кто и где.)


4. Обобщение.















Занятие 3

Наш класс.

Необходимые материалы: бумага для рисования (небольшие листочки), ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, лист ватмана с рисунком дерева, скотч.


Ход занятия.


1. Вступление.

Цель: введение в тему.

Вспомните, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом занятии.

Что-то нового в вашей школьной жизни произошло?


2. Создание портрета класса.

Цель: формирование сплоченности, повышение ценности личности каждого учащегося.

Сегодня мы попытаемся создать портрет своего класса. Выберите любой цветной лист и изобразите на нем то, что может расти на дереве… Вырежьте это по контуру… А теперь напишите на нем свое имя и одно свое самое лучшее качество, которым вы можете быть полезны своему классу. Например: Я смогу выступать от класса на соревнованиях по стрельбе.

(готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал сам автор. Автор комментирует свою работу.)


3. Подведение итогов.

Оказывается, в нашем классе все очень достойные ученики и могут быть полезны своему классу.






















Занятие 4

Понимаем ли мы друг друга? Я и мои друзья.


Цели:

- показать значимость собственного Я, подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими, показать важность взаимопонимания.

- актуализация чувств, отражающих опыт общения со сверстниками, обратить внимание детей на самих себя, воспитывать тактичность, вежливость.


Ход занятия

Упражнение с мягкой игрушкой «Мне в классе нравится - мне в классе не нравится»

Игра «Что ты видел сегодня красивого»

Сегодня поговорим о хорошем. И вначале расскажите, что вы сегодня видели хорошего? Передаем игрушку (мяч, пенал…) и рассказываем. Одинаковых ответов быть не должно.

Упражнение «Рисунок по инструкции»

Сосредоточьтесь. Нарисуйте на своих листах домики. Теперь переверните листы. Сейчас работаем в парах. Один закрывает глаза и рисует под диктовку другого. В конце работы сравнивают с оригиналом. Меняются ролями и начинают заново.

Обсуждение.

Интересно было так работать?

Легко ли было работать с закрытыми глазами?

В чем была трудность?

От чего зависит хороший рисунок?

Упражнение «Кораблик успеха»

Пришло время рассказать о своих достоинствах. Сейчас каждый из вас рисует линию и говорит одно свое хорошее качество. Так у нас должен получиться корабль.

Игра «Гомеостат» или «счет по порядку с закрытыми глазами»

А теперь поиграем. Строимся в две шеренги. По моему сигналу все вместе должны повернуться в одну сторону, предварительно не договариваясь. (следует добиться хорошего результата)

Игра «Пойми меня»

Одновременно все произносят одно только свое слово, а ведущий пытается услышать и запомнить все слова. Потом ведущий меняется.

А сейчас к доске выходят 2 человека. Один будет изображать глухого, другой неподвижного. Вы должны договориться о подарке другу.

В чем была трудность?

Рефлексия.

Трудно ли оценивать себя?

Что нового вы узнали о себе и своих сверстниках?





Занятие 5

«Я – солнце»

(внеклассное занятие на сплочение коллектива и повышение самооценки).



Цель:

1. Нормализовать уровень тревожности обучающихся; развивать навыки сотрудничества со сверстниками, навыки уверенного поведения.

2. Показать участникам тренинга значимость умения эффективно строить взаимоотношения.

3. Сформировать сплоченность группы (класса).


Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части; листы А4 с солнышком и лучиками по количеству участников, ручка, карандаши или фломастеры, белый лист А4 с жирной точкой.


Ход занятия

Психолог знакомит участников тренинга с правилами работы на занятии:

  • Проявлять активность.

  • Слушать друг друга, не перебивая.

  • Говорить только от своего лица.

  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.

  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.


Организационный момент.

Участники располагаются на стульях, образующих замкнутый круг.



Упражнение №1.

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу”.

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе?

Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качеств, поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Нужно заострить внимание учащихся, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.



Упражнение № 2 “Слепой и поводырь”

Это упражнение позволяет учащемуся почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя.

Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести “слепого” по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения учащиеся меняются местами”.

После упражнения происходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

- Как ты чувствовал себя, когда был “слепым”?

- Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

- Знал ли ты все время, где ты?

- Как ты себя ощущал в роли поводыря?

-Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?”





Упражнение №3 «Черное-белое»

Предлагается рассмотреть рисунок «Чёрное-белое»

-Что вы видите?

-На самом деле - это белое пространство, а на нём чёрная точка. Так и в жизни, зачастую мы видим негатив, а положительное не замечаем. Важно научиться различать хорошее в людях, событиях, акцентировать внимание на плюсах жизни.

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга, со своими индивидуальными качествами, особенностями. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как эффективно строить отношения с теми, кто нас окружает, кто с нами рядом.

Давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его).

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …).

Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли (не смогли) найти общее решение. (Можно рассказать историю про трех слепых мудрецов, которые описывали слона, трогая его спереди, сбоку, сзади).

- Так и вы все разные и воспринимаете мир по-разному.

В каждом из вас есть положительные и отрицательные качества.

Какие вы знаете отрицательные качества, которые вам мешают общаться, быть дружными?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.


Какие вы знаете положительные качества, которые помогают быть сплоченными?

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

- умение владеть собой,

- чуткость,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

- бескорыстие,

- принятие другого таким, какой он есть, со своими особенностями, чертами характера, качествами личности.

К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, пытаемся узнать и понять другого, а не руководствуемся лишь своим эгоистическим чувством «Я, МНЕ, МОЁ», то нам легче найти общий язык друг с другом.


Упражнение №4 «Я – солнце»

Материал: листы А4 с солнышком и лучиками по количеству участников, ручка, карандаши или фломастеры (на каждого участника).


Упражнение №5 «Солнце свети для того, кто..»

Участники меняются местами в кругу по принципу «Солнце светит для того, кто сегодня пришел в белой рубашке» и т.д.



Обратная связь: Что понравилось на занятии?

Что нового узнали?




Литература

1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога/Н.Н.Ежова. – Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.


2. Титова, С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе/Под ред. С.В.Титовой. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.

3. Беляева Е.М. Программа Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в основной школе. – Губкинский: МБОУ СОШ №7, 2016. – 20с.

4. Личные конспекты по психокоррекции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!