Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Тематическое родительское собрание
Педагог-психолог
Письменная О.Н.
09.12.21 г.
Уважаемые родители!
- Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем,
- а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Вроде всё как обычно – уроки, учителя, домашние задания… Однако почему-то ребёнок вдруг изменился в характере, стал хуже учиться, стал раздражительным или замкнутым…
Успешность адаптации
- Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс,
- а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
- интеллектуальной готовности ,
- насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Проблемы школьной адаптации
1. Изменение условий обучения
Начальная школа
Переход в 5-й класс
- ОДИН основной учитель
- ОДИН кабинет
- ОДИН классный коллектив
- ОДНИ требования
- Завоевать авторитет у
- МНОГО учителей-предметников
- МНОГО кабинетов
- МНОГО других ребят
- МНОГО разных требований
- Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей
ОДНОГО учителя
Проблемы школьной адаптации
2. Изменение требований
3. Отсутствие контроля
4. Пробелы в знаниях
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации :
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелания выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
«Общий уровень адаптации пятиклассников»
Трудности адаптации
* трудности, связанные с организацией учебной деятельности:
- часто приходит в школу с невыученными уроками,
- пропускает уроки,
- значительно снижен контроль со стороны родителей,
- родители редко учитывают рекомендации учителя относительно обучения ребенка,
- при обучении проявляет крайнюю невнимательность, отвлекаем, акцент на второстепенных признаках,
- сложно справляется с заданиями из-за истощаемости нервной системы и соматической ослаблености,
- навыки чтения и письма значительно ниже чем у сверстников;
- у доски теряется, говорит тихо и невнятно.
* наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья:
- тревожность, ранимость, раздражительность, слезливость,
- высокая утомляемость, чрезмерная невнимательность,
- отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность,
- заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство,
- драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство,
- головные боли, головокружение, плохой аппетит,
- навязчивые привычки: грызение ногтей, карандашей;
- тики;
- явления вегетативной дистонии: повышенная
чувствительность к шуму, яркому свету, жаре, духоте,
нарушение аппетита, сна.
* жалобы со стороны родителей:
- чрезмерная усталость после школы,
- недосыпание, нарушение сна,
- страх темноты, одиночества,
- непослушание, конфликтность,
- беспричинный подъем температуры,
- плохой аппетит
* трудности, связанные с учебной деятельностью
* признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья
часто приходит в школу с невыученными уроками,
* жалобы самих родителей
пропускает уроки,
тревожность, ранимость, раздражительность, слезливость,
значительно снижен контроль со стороны родителей,
чрезмерная усталость после школы,
высокая утомляемость, чрезмерная невнимательность,
отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность,
родители редко учитывают рекомендации учителя относительно обучения ребенка,
недосыпание, нарушение сна,
страх темноты, одиночества,
заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство,
при обучении проявляет крайнюю невнимательность, отвлекаем, акцент на второстепенных признаках,
драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство,
сложно справляется с заданиями из-за истощаемости нервной системы и соматической ослабленности,
непослушание, конфликтность,
головные боли, головокружение, плохой аппетит,
беспричинный подъем температуры,
навыки чтения и письма значительно ниже чем у сверстников;
у доски теряется, говорит тихо и невнятно.
навязчивые привычки: грызение ногтей, карандашей;
плохой аппетит
тики;
явления вегетативной дистонии: повышенная
чувствительность к шуму, яркому свету, жаре, духоте,
нарушение аппетита, сна.
«Три сита»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаю чтобы у нас были мир, добро и правда.
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Тематическое родительское собрание
Педагог-психолог
Письменная О.Н.
09.12.21 г.