СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация десятиклассников

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит текст выступления, ппрезентацию и анкету

Просмотр содержимого документа
«адаптация»



С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.

Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, изменились системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

Цель адаптационного периода – помочь учащимся познакомиться с новыми ситуациями.

Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи.

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в

жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.


Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

в) существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

В данный возрастной период мнение сверстников представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.


Классному руководителю и учителям-предметникам необходимо сейчас:

- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;

- оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;

- способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;

- сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.


В этом учебном году в 10 классе обучается 27 учащихся. 16 из них учащиеся 9А класса, который и составил основу вновь сформированного коллектива. Ещё 7 учащихся – перешли из параллельного 9Б класса, и 4 - новые ученики нашей школы. Все ребята легко влились в коллектив, так как многие из них общались между собой вне школы ранее.

В классе мною было проведено анкетирование по изучению отношения к школьным предметам, мотивов учебной деятельности, удовлетворенности школьной жизнью.


Отношение к школьным предметам.


Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент в анкетировании. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.

Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. По опросам ребятам чужды мотивы престижности и мотивы собственного благополучия. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.

Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: русская литература, всемирная история, физкультура. Самыми нужными предметами ребята считают русский и английский языки, математику.



20 % – хорошая школьная мотивация;

80% баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;


Так что пожелаем успехов десятиклассникам и напомним, что учеба – самый тяжелый труд.

А учителям напомним о том, что оказание помощи это:

- безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;

- отношения должны быть естественными, чувства неподдельными

- обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;

- относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.


Классный руководитель: Зубко О.Н.

Просмотр содержимого документа
«анкета»


Русс. яз.

Литер.

Алгебра

Информ.

Иностр.язык

История

Общест.

Географ.

Физика

Химия

Биолог.

ОБЖ

Искус. во

Ф-ра

Геометр.

























˅ - люблю предмет

● – хочу знать предмет

! - заставляю себя заниматься

▲ – не люблю предмет

■ – самый трудный для меня предмет

+ - самый нужный для меня предмет

: - очень много задают домашней работы

Кроме этого я провела исследование «Живая анкета». Ребятам были предложены вопросы.

1. Мое настроение сегодня: только у 2 человек настроение было весёлое, остальным было грустно и тревожно.

2. Больше всего мне нравится проводить свободное время: у телевизора, слушать музыку, читать и гулять.

3. Я считаю, что учеба в школе мне нужна для того, чтобы: получить базу знаний и поступить в ВУЗ.

4.В других людях мне нравится: доброта, отзывчивость, честность, преданность, чувство юмора.

Просмотр содержимого презентации
«адаптация»

Адаптация   10 класс

Адаптация

10 класс

приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха. приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.

приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

изменение социального окружения десятиклассников новая учебная ситуация, формы и методы обучения интенсификация учебных нагрузок эмоциональный дискомфорт школьная дезадаптация
  • изменение социального окружения десятиклассников
  • новая учебная ситуация, формы и методы обучения
  • интенсификация учебных нагрузок
  • эмоциональный дискомфорт
  • школьная дезадаптация

- обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено

Основные задачи: 1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник». 2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника. 3. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Основные задачи:

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Трудности: 1. Адаптация к классному коллективу в новом составе. 2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение 3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения. 4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Трудности:

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение

3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Что учесть?: Интересы в учёбе Наличие общеучебных навыков, желания учиться Право на личное пространство Необходимость формирования ответственности Чувство юмора в общении

Что учесть?:

  • Интересы в учёбе
  • Наличие общеучебных навыков, желания учиться
  • Право на личное пространство
  • Необходимость формирования ответственности
  • Чувство юмора в общении

10 класс: 27 учащихся, из которых: 16 - переведены из 9 «А» класса 7 - переведены из 9 «Б» класса 4 - перешли из других УО

10 класс:

27 учащихся, из которых:

16 - переведены из 9 «А» класса

7 - переведены из 9 «Б» класса

4 - перешли из других УО

Отношение к школьным предметам: много д/з беларуская литература люблю география русская литература хочу знать русский язык заставляю себя история всемирная не люблю физика математика физкультура физика английский язык география трудно  история Беларуси математика самый нужный русский язык не нужен вообще физика математика география английский язык

Отношение к школьным предметам:

много д/з

беларуская литература

люблю

география

русская литература

хочу знать

русский язык

заставляю себя

история всемирная

не люблю

физика

математика

физкультура

физика

английский язык

география

трудно

история Беларуси

математика

самый нужный

русский язык

не нужен вообще

физика

математика

география

английский язык

Отношение к школе: 1.Тебе нравится в школе? 2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? 4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? 6. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям? 7. Ты хотел бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие учителя? 8. У тебя в классе много друзей? 9.Тебе нравятся твои одноклассники? 20 % – хорошая школьная мотивация; 80% баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

Отношение к школе:

1.Тебе нравится в школе?

2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

6. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?

7. Ты хотел бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие учителя?

8. У тебя в классе много друзей?

9.Тебе нравятся твои одноклассники?

20 % – хорошая школьная мотивация;

80% баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

Помощь - это:  безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.  отношения должны быть естественными, чувства неподдельными  обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;  относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению

Помощь - это:

  • безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.
  • отношения должны быть естественными, чувства неподдельными
  • обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;
  • относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!