С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, изменились системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.
Цель адаптационного периода – помочь учащимся познакомиться с новыми ситуациями.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Основные задачи.
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в
жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?
а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.
б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?
в) существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.
В данный возрастной период мнение сверстников представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Классному руководителю и учителям-предметникам необходимо сейчас:
- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;
- оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;
- способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;
- сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.
В этом учебном году в 10 классе обучается 27 учащихся. 16 из них учащиеся 9А класса, который и составил основу вновь сформированного коллектива. Ещё 7 учащихся – перешли из параллельного 9Б класса, и 4 - новые ученики нашей школы. Все ребята легко влились в коллектив, так как многие из них общались между собой вне школы ранее.
В классе мною было проведено анкетирование по изучению отношения к школьным предметам, мотивов учебной деятельности, удовлетворенности школьной жизнью.
Отношение к школьным предметам.
Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент в анкетировании. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.
Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. По опросам ребятам чужды мотивы престижности и мотивы собственного благополучия. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: русская литература, всемирная история, физкультура. Самыми нужными предметами ребята считают русский и английский языки, математику.
20 % – хорошая школьная мотивация;
80% баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
Так что пожелаем успехов десятиклассникам и напомним, что учеба – самый тяжелый труд.
А учителям напомним о том, что оказание помощи это:
- безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;
- отношения должны быть естественными, чувства неподдельными
- обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;
- относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.
Классный руководитель: Зубко О.Н.