СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения.»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Фащевская средняя школа имени отличника народного образования

Николая Емельяновича Колесника»








А. С. Грибоедов.

Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения

(урок литературы в 9 классе)










Подготовила учитель

русского языка и литературы:

Вергунова Татьяна Анатольевна








2023-2024 учебный год

Тема. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения.

Цель: определить смысл названия комедии.

Задачи:

1) совершенствовать умение анализировать драматическое произведение;

2) развивать речь, мышление, совершенствовать умение точно и лаконично формулировать свои высказывания;

3) продолжать работу по внедрению проблемного обучения в образовательный процесс;

4) воспитывать любовь к художественной литературе.

Эпиграф:

Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)

Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)

В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)

Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)

Умный любит учиться, а дурак учить. (А. Чехов)

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Эмоциональный настрой.


  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Слово учителя:

Уже несколько уроков, как мы с вами пустились в литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена».

Также оно считается одним из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

Парадоксы его судьбы начались до его официального «рождения»: комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес «Горе от ума-2», в которых «вычислялась» дальнейшая судьба ее героев.

Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают «миллион терзаний».

Парадоксально и то, что «Горе от ума» - эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой-то мере прототип Чацкого.

Наконец, парадокс заключен в самом названии «Горе от ума». Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: «Ум подготавливает счастье». Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

Вооружимся же высказыванием французского историка Марка Бока «Тексты… внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать» и повторим изученный материал.


  1. Вспомним героев комедии.

- Обсуждение списка действующих лиц и их говорящих фамилий:

  1. «Фамусов (от лат.Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения.

  2. Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации.

  3. Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не желающего перемен и потакающего во всём жене.

  4. Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.

  5. Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борь-бы, недовольный окружающим миром.

  6. Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими.

  7. Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.

  8. Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».


  1. Беседа.

  1. Для какого литературного направления характерны говорящие фамилии? (Для классицизма.)

  2. С какой целью использован этот приём?

(Говорящие фамилии характеризуют героев до непосредственного знакомства читателя с ними.)


  1. Проверка знания содержания пьесы:

- Расставьте основные события пьесы в хронологическом порядке:

  1. Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.

  2. Приезд Чацкого.

  3. Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.

  4. Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.

  5. Сплетня о безумии Чацкого.

  6. Разговор Чацкого и Репетилова.

  7. Прозрение Софьи.

  8. Отъезд гостей.

  9. Отъезд Чацкого из Москвы.

  10. Бал у Фамусова.

Правильный ответ: 4; 2; 3; 1; 10; 5; 8; 6; 7; 9.


  1. Определение учебных задач урока.

  1. Слово учителя.

Прочитайте высказывание и предположите цель нашего урока.

Первоначальное заглавие комедии «Горе уму» автор впоследствии несколько изменил «Горе от ума». Изменилась не только форма слов, но и смысл фразы.

Какой вопрос возникает?

Какова цель нашего урока?

Определяем цель работы:

• Определить смысл названия комедии. Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?


  1. Эпиграф.

Цели и задачи определены. Давайте выберем эпиграф нашего урока.


  1. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

Поразмышляем над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?

(Ответы учащихся)

- Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».

А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.



1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

выступает как начало страдательное.




2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.



Какой вывод можно сделать?


Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.


«Горе уму» - это горе умному человеку от окружающих,

«Горе от ума» - это горе окружающим от умного человека.

А как сам А.С. Грибоедов отвечал на этот вопрос?

Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим».

Кого имел в виду писатель? (После ответа демонстрируются иллюстрации к произведению, на которых изображены фамусовское общество и Чацкий).

Обратите внимание, Грибоедов называет Чацкого «здравомыслящим человеком», а представителей «фамусовского» общества - глупцами. Это в очередной раз доказывает, что проблема ума стоит в центре произведения.


Слайд 3.

  1. Беседа:

Мы сказали, что автор причисляет Фамусова к глупцам.

А как вы считаете, умен ли Фамусов?

Умен ли Чацкий?

Одинаково ли отвечают Фамусов и Чацкий на вопрос: «Что значит быть умным человеком?»

Какого же человека считает умным Фамусов? А Чацкий?

  1. Работа с таблицей.

Умный человек в понимании

Фамусова

Чацкого

знатный, богатый человек, имеющий власть, почёт и уважение сильных мира сего, изворотливый, т.е умеющий приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную материальную выгоду.

любознательный, образованный, порядочный, творческий человек, стремящийся к личной независимости и открыто высказывающий свои взгляды. Чацкий считает, что главное не удержаться при дворе («Служить бы рад, прислуживаться тошно»), а говорит о том, что необходимо служить людям.


Фамусовское общество

Чацкий

Фамусовское общество в понятие «умный человек» вкладывает

а) умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную выгоду;

б) умение жить заключается в количестве крепостных душ, в получении титула и чина, в выгодной женитьбе или замужестве.

Тот, кто сумел этого достичь, независимо от средств достижения, считается умным.

Ч. считает, что умный человек

а) не просто должен уметь использовать уже сложившиеся условия жизни и быть образованным (это требование обязательно), он должен уметь свободно оценить существующие условия с точки зрения здравого смысла;

б) он должен изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют.

Тот, кто изменяет жизнь в соответствии с требованиями времени, тот и умен. (примеры противоречия здравому смыслу:

1д., 7явл. (стр.41-42 – ученый полк

2д., 5 явл. (стр.64) – «борзые три собаки»


Чтобы ответить на эти вопросы, послушаем героев.

  1. Анализ монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»

Слайд 4.

Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…». Во время чтения на слайдах появляются иллюстрации с изображением Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.

Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).

Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?

Смысл употребления этого синонимичного слова проясняется лишь во время обращения к словарю, автор которого В.И. Даль был современником А.С. Грибоедова.

  1. Прочитаем словарные статьи.

Смышленный человек – изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный

или сметливый. (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная

версия. – М.:Эксмо.2002г., стр.603)

Умный человек – кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий не всякому доступное, рассудительный и заключающий здраво, прямо, верно. (Там же, стр.674.)

Почему же автор комедии в монологе Фамусова использует слово «смышлен», а не «умен»?

На какую черту характера «умного человека», в понимании Фамусова, обращает внимание автор?

Учащиеся дописывают в тетрадь определения «изворотливый, сметливый».

Слайд 5.

Обобщите, каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова. (Развернутый ответ на вопрос)

Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)

  1. Анализ отрывка из монолога Чацкого «А судьи кто?»

Мы теперь знаем, какого человека считает умным Фамусов.

Давайте разберемся, какого человека считаем умным Чацкий. Послушайте монолог этого героя «А судьи кто?» в исполнении профессионального актера и подумайте над этим вопросом.

Слайд 6.

В то время, когда звучит монолог Чацкого, на экране демонстрируются иллюстрации комедии «Горе от ума», на которых изображается Чацкий.

Как понять выражения «враг исканий», «в науки он вперит ум, алчущий познаний»?

Какие черты характера симпатичны Чацкому?

(Ученики продолжают заполнять таблицу, вписывая определения «самостоятельный, порядочный, любознательный, волевой» и др.)

Обратим внимание на выражение:

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Что мы называем высоким и прекрасным? (Служение Отечеству, людям, науке, любовь к Родине).

Именно об этих высоких и прекрасных порывах говорил А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву», обращаясь к прототипу Чацкого:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

На слайде появляются портреты Пушкина и Чаадаева и отрывок из названного стихотворения.

Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого. (Вывод формулируют ученики).

Слайд 7.

Мы видим, что герои произведения по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все, устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.

Каждый человек в жизни определяет для себя быть «берущим» или «дающим». Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» - на пути к величию» (Мат.20:26).

Служение людям – такой выбор сделал и А.С. Грибоедов, и герой его комедии Чацкий.

А какой выбор делают Софья и Молчалин? Чьи взгляды на «умного человека» разделяют они?

Слайд 8.

(На экране появляются портреты героев)

Учащиеся отвечают, что Софья и Молчалин разделяют точку зрения Фамусова, доказывая цитатами из текста.


  1. Итог урока


Таким образом, численный перевес на стороне «фамусовского» общества. Столкновение неизбежно.

Кто, по-вашему, победил в этом противостоянии – Чацкий или «фамусовское» общество?

А по мнению автора? (Обращаем внимание на заглавие произведения).

Слайд 9.

Вспомним цель урока. Сегодня на уроке мы должны определить, в чем смысл названия комедии.

Обратимся к схемам, с которыми мы уже сегодня работали.

Какой вывод можно сделать? (Вывод формулируют ученики).


Вывод к уроку: само название пьесы уже подводит читателей к пониманию основного конфликта произведения – противостояния Чацкого и «фамусовского» общества. На первый взгляд, победителей нет: Чацкий изгнан из этого общества и страдает, чувствуя свою невостребованность, а само общество напугано появлением в их среде подобного человека.

А.С. Грибоедов, изменив название комедии, считает, что победитель – Чацкий. Он не принят этим обществом, но остался верен своим принципам. Именно в этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».

Слайд 10.


  1. Рефлексия.

Звучит вальс, автором которого является А.С. Грибоедов.

Сегодня на уроке я:

  1. Что получилось и что не получилось?

  2. Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

  3. Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

  4. Какие новые вопросы возникли в конце урока?


Казалось бы, все понятно. Осталось последнее «но».

Не слишком ли странно ведет себя Чацкий для умного человека?


  1. Оценки.

Оценивание работы на уроке.


  1. Домашнее задание.

Написать небольшое рассуждение, продолжив фразу: «Если бы А.С. Грибоедов жил в наше время и писал о современном Чацком, то он назвал бы свою комедию…» ИЛИ

«Почему так странно для умного человека ведет себя Чацкий?»








ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист

Фамилия, имя__________________________________ Дата________________

Тема. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения.

Эпиграф:

Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)

Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)

В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)

Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)

Умный любит учиться, а дурак учить. (А. Чехов)

Гельвеций, французский философ-материалист 18 века, писал: «Ум подготавливает счастье».

Французский историк Марк Бок: «Тексты… внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать»



Список действующих лиц и их говорящих фамилий:

  1. «Фамусов (от лат. Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения.

  2. Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации.

  3. Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не желающего перемен и потакающего во всём жене.

  4. Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.

  5. Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим миром.

  6. Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими.

  7. Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.

  8. Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».


Расставьте основные события пьесы в хронологическом порядке:

  1. Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.

  2. Приезд Чацкого.

  3. Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.

  4. Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.

  5. Сплетня о безумии Чацкого.

  6. Разговор Чацкого и Репетилова.

  7. Прозрение Софьи.

  8. Отъезд гостей.

  9. Отъезд Чацкого из Москвы.

  10. Бал у Фамусова.













Прочитайте высказывание и предположите цель нашего урока.

Первоначальное заглавие комедии «Горе уму» автор впоследствии несколько изменил «Горе от ума». Изменилась не только форма слов, но и смысл фразы.

*******************

А как сам А.С. Грибоедов отвечал на этот вопрос?

Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим».

Умный человек в понимании

Фамусова

Чацкого















Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня на уроке я:

  1. Что получилось и что не получилось?

  2. Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

  3. Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

  4. Какие новые вопросы возникли в конце урока?


Домашнее задание.

Написать небольшое рассуждение, продолжив фразу: «Если бы А.С. Грибоедов жил в наше время и писал о современном Чацком, то он назвал бы свою комедию…»

ИЛИ

«Почему так странно для умного человека ведет себя Чацкий?»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)


Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)

В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)

Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений.

(И. Лажечников)

Умный любит учиться, а дурак учить.

(А. Чехов)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


«Горе уму»

«Горе от ума»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Презентация.

Слайд 1


Слайд 2



Слайд 3






Слайд 4




Слайд 5







Слайд 6





Слайд 8





Слайд 9




Слайд 10





Слайд 11






Слайд 12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!