I Вызов II Реали-зация смысла. I Рефлексия | 1. На экране начало слайдовой презентации. 1 слайд. Звучит музыка. Слова учителя: - Часто ли мы задумываемся о счастье? Наверное, у каждого из нас своё представление о нём. Многие писатели пытались ответить на вопрос, что такое счастье. Среди них Андрей Платонов. Уч-ль читает титры с экрана: - Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом. - Мне кажется, эти слова можно отнести к платоновским героям, и, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить « от силы растущего сердца». Но в начале герой этого не знает, как, впрочем, не знаем и мы. 2. Как нам раскрыть хотя бы малую толику непростого платоновского мира? Лучше начать с самого писателя. 2 слайд. Поразмышляем над псевдонимами А.Платонова. 3 слайд - Вот такие емкие псевдонимы были у писателя, который создал рассказ, по которому наш урок. 4 слайд. 3. Рассказ имеет сложную судьбу, об этом обязательно нужно сказать. 4. Целеполагание. - Определим цель и задачу урока. 5 слайд. 1.Работа по содержанию рассказа с помощью приёма «круг ассоциаций». - Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? - Расширьте круг ассоциаций. - А теперь сделайте вывод о том, что же такое возвращение. 2. Анализ эпизодов. Приём «Двухчастный дневник». Эпизод «Иванов и Маша». 6,7,8,9,10,11 слайды сменяются во время ответа уч-ся. - Не вызывает ли поступок Иванова осуждение? (Элемент дискуссии). 3. Анализ эпизода «Встреча с родными». - «Мать – это родина, народ, женское начало, душа, … природа. Отец – это начало мужское, духовное, идеальное. И они не должны существовать отдельно, потому что тогда возникают дисгармония и трагедия». Женя постарается показать нам, что в семье Ивановых дисгармония, разлад. Сменяютя 12,13,14, 15,16 слайды во время ответа уч-ся. - Сделайте вывод из анализа эпизода. 4. Анализ эпизода «Ссора с женой». Слайды 17, 18, 19, 20. 5.Анализ финального эпизода «Возвращение» Слайды 21,22,23. Сделаем вывод: Слайды 24 «Любовь не отнимает» 25 «Любовь не разлучает» 26 «Свеча» 6. Итог урока: - Слово сердце повторяется в тексте около 15 раз, от него, согревающего своим теплом, «действительно должно приходить счастье» и именно такое сердце «просыпается» в груди Иванова, человека, вернувшегося к себе. 1.Дома: Слайд 27 прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа); письмо герою (Иванову, Петрушке…); эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение» 2. Рефлексия: составление синквейна. Слайд 28 Темы: сердце, возвращение, любовь, Петрушка, Настя, герои, Семен Евсеич. 3. Слайд 29: - на экране 3 смайлика, соответствующие различному настроению, они пронумерованы, учитель просит уч-ся выбрать смайлик, который отражает их внутреннее состояние после общения с рассказом Андрея Платонова. 4.Выставляет оценки за урок, благодарит детей за работу. | Смотрят презентацию. Реализация индивидуального домашнего задания. Уч-ся даёт толкование псевдонимов писателя, обращаясь к кластеру, который был составлен самостоятельно. Меремьянина Н. рассказывает об истории публикации рассказа. Формулируют цель: Цель урока: познакомиться с рассказом А.Платонова «Возвращение» (герои, сюжет, идея). Задача урока: развить умение анализировать текст, раскрывать его суть через портрет, пейзаж, заглавие. Называют ассоциации, записывают их на маркерной доске цветными маркерами, в соответствии с тем, какой цвет, по их мнению, соответствует данной ассоциации. Куда? С кем? От О По чего? чём? чему? Лю Как Домой Война бовь пройдёт встреча Делают вывод: - Это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том, как произойдёт встреча. (Зверев М. получает лист для индивидуальной работы, на котором в течение урока составляет краткую характеристику главных героев). Индивидуальное задание Квасова А. делится мыслями, чувствами по прочтении эпизода. Дневник был подготовлен дома. Высказывают своё мнение, соблюдая корректность. Колоскова Е. анализирует эпизод. Делают вывод: война действительно внесла в семью трагедию – Петрушка лишён детства, Настя не знает отца. Панина Н. Вывод: душа Иванова никак не может «оттаять», он берёт на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Казарцева О. Анализируя эпизод, уч-ся уделяет внимание частям: - утро в доме Ивановых - Иванов решил уехать к Маше - «Его сердце ожесточилось…» Выразительное чтение эпизода на фоне музыки. Делают вывод (можно обратиться к кластеру, который был составлен на основе ассоциаций): автор имеет ввиду возвращение героя к себе, к своей семье; ребёнок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей, своих родителей, он нашёл в себе силы понять отца и простить его; гармонию восстановила любовь. Выбирают одно из заданий, записывают в дневник. Создают синквейн, зачитывают по желанию. Уч-ся выбирают смайлик и озвучивают свой выбор. Зверев Миша сдаёт лист с записями, которые он делал в течение урока, работа будет оценена после проверки. |