СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Вишневый сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Вишневый сад"»

Антон Павлович Чехов 1860-1904 г.  у рок №7 10 класс

Антон Павлович Чехов

1860-1904 г.

у рок №7

10 класс

Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия»

Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия»

Детство

Детство

Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.

Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.

В поисках вдохновения: Сахалин В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».

В поисках вдохновения: Сахалин

В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».

«Мелиховское сидение» «… Семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние признавал и он сам. Достаточно вспомнить об его «Мужиках» и «В овраге», где на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи.» Из воспоминаний брата писателя Михаила Чехова

«Мелиховское сидение»

«… Семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние признавал и он сам. Достаточно вспомнить об его «Мужиках» и «В овраге», где на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи.»

Из воспоминаний брата писателя Михаила Чехова

Знакомство с Л.Н.Толстым В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни».

Знакомство с Л.Н.Толстым

В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни».

Жена В 1898 году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились.

Жена

В 1898 году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились.

Пьеса «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад»

История создания Годы написания – 1901-1903 гг. Повод – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”. «Вишневый сад»- пьеса, рожденная в муках.

История создания

  • Годы написания – 1901-1903 гг.
  • Повод – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”.
  • «Вишневый сад»- пьеса, рожденная в муках.
Смысл названия Вишнёвый сад- главный СИМВОЛ пьесы. «ВишнЁвый» или «вишнЕвый»? Сначала был придуман центральный образ, который отразился в названии, затем- сюжет. Название как отражение судеб героев. Характер героев во многом раскрывается через их отношение к вишнёвому саду.

Смысл названия

  • Вишнёвый сад- главный СИМВОЛ пьесы.
  • «ВишнЁвый» или «вишнЕвый»?
  • Сначала был придуман центральный образ, который отразился в названии, затем- сюжет.
  • Название как отражение судеб героев.
  • Характер героев во многом раскрывается через их отношение к вишнёвому саду.
Жанровое своеобразие Почему не драма: В основе сюжета- комедийное начало. (Основные симпатии автора принадлежат Трофимову и Ане, которые не переживают никакой драмы.) Переживания героев не драматичные (Чехов не защищает, не утверждает, а разоблачает владельцев вишнёвого сада, он показывает их пустоту и ничтожество, их полную неспособность на серьёзные переживания.)  Почему не трагикомедия? Не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений, проходящих через всю пьесу, определяющих её сквозное действие.

Жанровое своеобразие

Почему не драма:

  • В основе сюжета- комедийное начало. (Основные симпатии автора принадлежат Трофимову и Ане, которые не переживают никакой драмы.)
  • Переживания героев не драматичные (Чехов не защищает, не утверждает, а разоблачает владельцев вишнёвого сада, он показывает их пустоту и ничтожество, их полную неспособность на серьёзные переживания.)

Почему не трагикомедия?

  • Не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений, проходящих через всю пьесу, определяющих её сквозное действие.
Жанровое своеобразие Что же это?  Лирическая комедия. Почему:  Положительные образы (Трофимов, Аня)- не драматические, а оптимистичные.  Из двух владельцев вишнёвого сада один (Гаев) даётся по преимуществу комически, а второй (Раневская) в таких драматических ситуациях, которые в основном содействуют показу их отрицательной сущности. Комическо-сатирическое изображение почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Пищика, Шарлотты, Яши, Дуняши.

Жанровое своеобразие

Что же это?

Лирическая комедия.

Почему:

  • Положительные образы (Трофимов, Аня)- не драматические, а оптимистичные.
  • Из двух владельцев вишнёвого сада один (Гаев) даётся по преимуществу комически, а второй (Раневская) в таких драматических ситуациях, которые в основном содействуют показу их отрицательной сущности.
  • Комическо-сатирическое изображение почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Пищика, Шарлотты, Яши, Дуняши.
Тематика, проблематика, идея Основные темы: Гибель «дворянских гнезд»; Разрушение старого уклада жизни; Смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями; Нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни; Гибели красоты в жизни людей; Уничтожение культуры.

Тематика, проблематика, идея

Основные темы:

  • Гибель «дворянских гнезд»;
  • Разрушение старого уклада жизни;
  • Смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями;
  • Нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни;
  • Гибели красоты в жизни людей;
  • Уничтожение культуры.
Тематика, проблематика, идея Проблематика пьесы Основной конфликт пьесы в непонимании между поколениями. Основная идея пьесы.  Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего.

Тематика, проблематика, идея

Проблематика пьесы

  • Основной конфликт пьесы в непонимании между поколениями.

Основная идея пьесы.

  • Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего.
Домашнее задание (на выбор): - Письменная характеристика мужских образов. -Письменная характеристика женских образов. -Мини эссе о том, как раскрывается в данном произведении проблема «отцов и детей».

Домашнее задание (на выбор):

- Письменная характеристика мужских образов.

-Письменная характеристика женских образов.

-Мини эссе о том, как раскрывается в данном произведении проблема «отцов и детей».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!