СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов «Шуточка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов «Шуточка»»

Технологическая карта урока литературы

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Класс: 6

  3. Тема урока: А. П. Чехов «Шуточка»

  4. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  5. Место данного урока в содержании курса: из русской литературы XIX в.

  6. Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / авт. – сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 302 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  7. Ресурсы: учебная хрестоматия

  8. Методы: метод работы с учебником, фронтальный опрос

Цель: рассмотреть рассказ А. П. Чехова «Шуточка», определить основную идею рассказа

Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать навык анализа литературного произведения, диалогической и монологической речи;

  2. Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы;

  3. Воспитательные: способствовать формированию мира чувств.



Этап урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

1

Проверка ДЗ

Учитель проверяет ДЗ, т.е. пересказ отрывков по группам, индивидуальное задание ученика.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему, проблему и цель урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии своей работы.

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтектовую, концептуальную); пользоваться изучающим видом чтения; извлекать информацию предоставленную в различных формах; пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; излагать содержание прочитанного подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Личностные результаты:

Формирование оценочно-эмоционального отношения к прочитанному; формирование восприятия текста, как произведения исключительного.

Технология оценивания.

Алгоритм самооценки:

  1. Что нужно было сделать? Какова была цель? Что нужно было получить в результате?

  2. Удалось ли получить результат? Найден ли ответ?

  3. Справился полностью правильно/ с незначительной ошибкой (с какой? В чем?)?

  4. Какую оценку ты себе ставишь?

Уровни:

  1. Необходимый уровень (базовый). Решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, т.е. то, что необходимо всем. Оценка «хорошо».

  2. Программный (повышенный) уровень. Решение нестандартной задачи, где требуется применить знания по новой, изученной в данной момент теме, либо применить «старые» знания в новой, непривычной ситуации. Оценка «отлично».

  3. Максимальный уровень. Решение сверхзадачи, т.е. применение самостоятельно добытых знаний или умений по неизученному материалу. Оценка «отлично».

2

Цель урока

- На данном уроке мы поговорим о смыслах рассказа А. П. Чехова «Шуточка».

3


Работа с текстом

  1. Формулирование темы урока. Работа с текстом перед чтением.

- Дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Шуточка». Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он? (смешной рассказ, о какой-то смешной шутке).

- А в действительности, о чем или о ком идет речь в рассказе? (в рассказе речь идет о девушке Наде и молодом человеке, который тайно признавался ей в любви, от чего девушка страдала, а для него это было шуткой).

Формулирование темы урока.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Работа с текстом рассказа.

В. Давайте подумаем, какое чувство испытывала героиня перед тем как спуститься с горы? Найдите цитаты в тексте.

О. в тексте («Но Наденька боится. Все пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сеть ей в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, она сойдет с ума»).

П. своими словами (героиня боится, она бледнеет, и гора кажется ей страшной пропастью).

В. А что толкает ее спуститься с горы еще раз?

О. в тексте («Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова (Я люблю вас, Наденька!) или нет? Да или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный самый важный на свете. Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждет, не заговорю ли я … Я вижу, она борется с собой, ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко, страшно, мешает радость…»).

П. своими словами (Надю мучает вопрос, сказал ли герой слова «Я люблю вас, Наденька!» или ей это послышалось).

В. Какие чувства испытывает Наденька когда слышит слова: «Я люблю вас, Наденька!»?

О. в тексте («Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказала те четыре слова или же они только послышались ей в шуме вихря?», «Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили , потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоумение»).

П. своими словами (Надя мучается, ее волнует вопрос, кто сказал те четыре слова? Она терзается собственными мыслями).

В. Когда в последний раз героем были произнесены слова «Я люблю вас, Надя!»? Какие чувства испытывала героиня в этот момент?

О. в тексте («Вот наступает весенний месяц март… Как-то перед отъездом, дня за два, в сумерки…», «Она вскрикивает, улыбается во все лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая»).

П. своими словами (Это было перед отъездом героя в Петербург. Весной. Надя обрадовалась, вновь услышав эти слова).

В. Как Наденька относится к этому событию спустя годы?

О. в тексте («… для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни …»).

П. своими словами (Для Нади это хорошие воспоминания).

В. Как герой относится к своему поступку спустя годы?

О. в тексте («А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…»).

П. своими словами (Герой понимает, что все это было для него шуткой).

  1. Работа с текстом после чтения.

Учащиеся размышляют, высказывают свое мнение.

- Кто является героями рассказа? (Наденька и повествователь).

-Почему автор не дает имя герою? Ваше мнение (повествование ведется от первого лица и можно предположить, что сам автор является героем этого рассказа).

- Как вы думаете, искренне ли герой выражает свои чувства? (искренне, возможно он, в самом деле, был влюблен в Надю, но боялся ей в этом признаться).

- Был ли счастлив герой в тот момент, когда произносил эти слова? Ваше мнение (да, возможно он был счастлив, ему приносило радость наблюдать за тем, как ведет себя Надя).

- Можно ли назвать рассказ «Шуточка» смешным? (нет) Почему? (для главного героя эта история была шуткой, а для героини нет, она терзалась и мучилась).

- Перечитайте два последних абзаца и определите их роль в раскрытии идеи произведения. Какова основная идея рассказа? (идея рассказа в том, что только спустя годы главный герой задумался о своих поступках, совершенных в молодости, о пустоте человеческих мыслей).

- Что дает понять этот рассказ? (Этот рассказ позволяет нам взглянуть на человека с другой стороны. Оценить, как человек чувствует, выражает свои чувства, всегда ли он искренен).

4

Итог урока

- Отличается ли этот рассказ от других рассказов А. П. Чехова?

Рассказ «Шуточка» отличается от привычных рассказов Чехова, которые чаще всего пронизаны иронией, сарказмом, и призваны высмеивать человеческие пороки. Здесь этого всего нет. Он немного юмористический, но больше этот рассказ, конечно, о самом нежном и приятном чувстве, чувстве влюблённости.

5

Домашнее задание

- Прочитать рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

- стр. 103, после уроков, задание 1 (подготовьте инсценировку одного из рассказов А. П. Чехова).

6

Рефлексия

Продолжите фразы:

  1. Прочитав рассказ А. П. Чехова «Шуточка» я понял, что…

  2. Мне захотелось…

  3. На уроке я приобрел…

  4. Теперь я знаю, что…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!