Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн "Тапёр". 6 класс»
А.И. Куприн «Тапёр»
ЦЕЛЬ
- познакомиться с идейно-художественным содержанием рассказа А.И.Куприна «Тапёр», утверждающим торжества чуда в жизни человека, подготовленного его талантом и трудолюбием
Выявление первоначальных впечатлений.
- Какое впечатление произвело на вас семейство Рудневых?
- Какой эпизод рассказа вас более всего взволновал и почему?
Многие писатели обращались к празднику Рождества Христова как к основе для своих произведений. И такие произведения получили название рождественских. Сегодня нам предстоит проанализировать один из рассказов А. И. Куприна и решить задачу: можно ли отнести рассказ А. И.Куприна к циклу рождественских и почему.
- Где происходит действие рассказа? (В доме семьи Рудневых). В рассказе «Тапер» изображена дореволюционная Россия, передана атмосфера старинного московского дома, дворянского быта. В центре повествования — семья Рудневых. Найдите в тексте описание семьи Рудневых.
- Как представлена в рассказе Ирина Алексеевна? Какими словами мы можем её охарактеризовать? (Ирина Алексеевна Руднева — жена Аркадия Николаевича, формально является хозяйкой дома, на самом же деле отстранилась и дистанцировалась от всего, что происходит в доме. С детьми и мужем не общается, как будто живет отдельно от них. Очевидно, горда и высокомерна. Ревнует мужа не потому, что любит, а потому, что его увлечения задевают ее гордость)
- Как Куприн представил хозяина дома - Аркадия Николаевича? Подтвердите примерами из текста то, как глава семьи организовывал культурную жизнь в своем доме.
- Что можно сказать о старшей сестре? ( Лидия Аркадьевна – старшая сестра. Она не выносила никакого шума и относилась к “милюзге” с холодным и вежливым презрением. Она говорила о Марксе и об аграрной системе и стремилась на высшие женские курсы, отличалась странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и принуждённому )
- Как вы охарактеризуете Татьяну Аркадьевну? ( Полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы, чуткая, наблюдательная )
- Какой образ выбрал писатель для двенадцатилетней Тиночки? ( Она впервые допущена к устройству ёлки, поэтому волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадалась ежеминутно кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету, пылкая, дружелюбно относилась к мальчику )
- Можем ли мы что-то сказать о младшей сестре, Кате? (Нет, в рассказе не описана ее личность)
- Какой мы можем сделать вывод о членах семьи Рудневых? (Каждый из членов семьи разный по характеру, манерам поведения, образу жизни, но, тем не менее, они являются одной семьей)
- Теперь давайте обратимся к названию рассказа. Тапёр. Что означает это слово? Как вы поняли из содержания произведения? Кто это?
Тапер - это музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах.
- Что же случилось перед праздником, почему все так отчаянно волнуются? ( Музыкантов все нет!).
- Почему семье Рудневых пришлось ускоренно искать тапёра? (Оркестр Рябова оказался уже разобранным ко дню елки)
- Найдите в тексте произведения портретную характеристику мальчика и выразительно прочитайте ( бледный, худощавый, в подержанном мундирчике, вихры темных волос, завивающихся «гнездышками», лицо некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами, большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица...» Они «смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно»).
- Какой детали его лица автор уделяет особое внимание? (Глазам. “Большие серые глаза – слишком большие – смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно”.)
- Что можно сказать о мальчике, судя по его глазам? (Глубокий, умный, решительный, волевой, много испытавший, с богатым внутренним миром.)
- Как звали юного тапёра? (Юрий Азагаров) Сколько ему было лет? (14)
- Кто из сестёр выразил своё недоумение, недоверие мальчику? (Лидия Аркадьевна)
- Найдите в рассказе диалог Лидии Аркадьевны и Юрия. Прочитаем по ролям.
- Как меняется выражение лица тапера , интонация его голоса в этом диалоге? Почему это происходит? (Вопросы Лидии Аркадьевны оскорбили в мальчике профессиональное чувство, перечисленные им музыкальные композиции сложны в исполнении и он гордится своим мастерством)
- Почему сразу же после этого диалога тапёр попросил разрешения что-либо исполнить? (Тапёр хотел продемонстрировать свое мастерство на деле, а не на словах)
- Найдите эпизод в рассказе, который показывает отношение тапёра к игре на музыкальном инструменте?
- Что доказывает наличие высокого уровня мастерства тапера? (То, что Юрий наугад выбрал нотную тетрадь с музыкальными произведениями и сыграл их)
- Давайте мысленно перенесёмся в дом Рудневых и послушаем “Венгерскую рапсодию” Ф. Листа, которую играл Юрий. Звучит фрагмент“Венгерской рапсодии” Ф.Листа.
- Как вы думаете, сложно ли исполнять данное произведение человеку, которому 14 лет?
- А вызывало ли трудности исполнение самому Юрию? Почему? (Нет, так как Юрий обладал талантом, мастерством, неординарными, выдающимися музыкальными способностями)
- В словаре С.И.Ожегова дается такое определение слову "талант": Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Какие ассоциации вызывает у вас слово «талант»? (Кластер: Талант – творчество, одаренность, глубина, многогранность, успех, триумф )
- Чего достиг Юрий Азагаров в свои годы? (Музыкант, сам зарабатывает себе на жизнь благодаря своему таланту).
- А что вам удалось сделать к своим 11 – 12 годам? Чем вы можете гордиться?
- Как вы думаете, достаточно ли человеку просто иметь талант, чтобы добиться определенного результата и успеха в жизни?
«Работа – это главное в жизни» (Э.Хемингуэй)
«Труд – отец счастья» (Франклин)
«Легким трудом счастья не добудешь» (К.Федин)
- Какая мысль объединяет эти высказывания?
(Нужно много трудиться, чтобы достичь желаемых результатов в жизни. Недостаточно иметь только талант к чему-либо, необходимо прикладывать усилия, чтобы добиться достойного результата. Нужно развивать данные тебе от природы способности , не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей)
- А как дальше развивались события в рассказе? (В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн)
- Как меняется игра Юрия? Прочитайте. ( Талантливый тапер был по достоинству оценен великим композитором)
- А только ли с Азагаровым произошло чудо в рассказ? (С Рубинштейном тоже случилось чудо: он нашел талантливого мальчика).
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет наше внимание на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем и чудом для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна. Прототипом для этого композитора Куприн не случайно выбираем Рубинштейна. Он открыл консерваторию и находил молодые таланты.
- Скажите, как сложилась дальнейшая судьба юного пианиста? Подтвердите свой ответ примером из текста. Какие черты характера помогли ему стать известным музыкантом? ( Трудолюбие - как основная черта характера) Настоящая фамилия героя рассказа -Арсений Николаевич Корищенко, который благодаря Антону Григорьевичу Рубинштейну поступил в Московскую консерваторию и окончил её с золотой медалью, стал известным музыкантом.
- Какова же главная идея произведения «Тапёр»?
У каждого в жизни случаются чудеса и по достоинству оценивается талант тогда, когда прикладываешь к этому все усилия.
- Какой урок можно извлечь из данного произведения?
Мало иметь талант, нужны трудолюбие, терпение, старание, везение, умение не опускать руки и идти вперед.