СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена краткая биография поэтессы и анализ двух стихотворений.

Просмотр содержимого документа
«А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.»

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворения

«Мужество»,

«Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) — один из самых ярких русских поэтов XX века. Свой псевдоним она отыскала в семейной истории (Ахматова — это девичья фамилия прабабушки по материнской линии, ведущей род от татарского хана Ахмата).

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) — один из самых ярких русских поэтов XX века. Свой псевдоним она отыскала в семейной истории (Ахматова — это девичья фамилия прабабушки по материнской линии, ведущей род от татарского хана Ахмата).

Дом Анны Ахматовой в Одессе Родилась Анна Горенко в селении Большой Фонтан под Одессой в семье морского инженера. Детство её прошло в Царском Селе под Петербургом, где она училась в гимназии. Образ «смуглого отрока» — лицеиста Пушкина — с юных лет завладел вниманием Ахматовой. У великого поэта она училась «священному ремеслу» художника. Дом Анны Ахматовой в Царском селе

Дом Анны Ахматовой в Одессе

Родилась Анна Горенко в селении Большой Фонтан под Одессой в семье морского инженера. Детство её прошло в Царском Селе под Петербургом, где она училась в гимназии. Образ «смуглого отрока» — лицеиста Пушкина — с юных лет завладел вниманием Ахматовой. У великого поэта она училась «священному ремеслу» художника.

Дом Анны Ахматовой в Царском селе

В 1911 году Ахматова впервые выступила под псевдонимом, в этом же году она познакомилась с А. А. Блоком, которого считала самым значительным из современных ей поэтов.

В 1911 году Ахматова впервые выступила под псевдонимом, в этом же году она познакомилась с

А. А. Блоком, которого считала самым значительным из современных ей поэтов.

"Сероглазый король"  — из сборника "Вечер".

В 1912 году выходит первый сборник стихов — «Вечер» тиражом 300 экземпляров.

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: "Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой". Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: "Нет на земле твоего короля..." 1910 г.

Ахматова рассказала так: "25 марта 1911 г. старого стиля

(Благовещенье) Гумилев вернулся из

своего путешествия в Африку.

В нашей первой беседе он между

прочим спросил меня: "А стихи

ты писала?" Я, тайно ликуя,

ответила: "Да". Он попросил

почитать, послушал несколько

стихотворений и сказал: "Ты поэт"... Решив, что надо делать книгу, Гумилев, не теряя ни дня, приступил к реализации своего решения.

Уже первые сборники стихов молодого поэта — «Вечер» (1912) и особенно «Чётки» (1914) — привлекли внимание читающей публики. Начинала Ахматова со стихов о любви и не переставала их писать никогда. В этой традиционной теме она сумела сказать своё неповторимое слово.

Уже первые сборники стихов молодого поэта — «Вечер» (1912) и особенно «Чётки» (1914) — привлекли внимание читающей публики. Начинала Ахматова

со стихов о любви и не

переставала их писать

никогда. В этой

традиционной теме она

сумела сказать своё

неповторимое слово.

Почти каждое её раннее стихотворение — это драма любви, мир глубоких чувств и сложных отношений. Стихи Ахматовой отличает точность, афористичность слова («Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу). Уже в ранних стихотворениях Ахматовой звучит ведущая тема русской литературы — тема поэзии, высокого предназначения Слова. Эта тема неотделима от размышлений поэта об историческом времени и о собственной судьбе.

Почти каждое её раннее стихотворение — это драма любви, мир глубоких чувств и сложных отношений.

Стихи Ахматовой отличает точность, афористичность слова («Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу).

Уже в ранних стихотворениях Ахматовой звучит ведущая тема русской литературы — тема поэзии, высокого предназначения Слова. Эта тема неотделима от размышлений поэта об историческом времени и о собственной судьбе.

Я научилась просто, мудро жить…  Я научилась просто, мудро жить,  Смотреть на небо и молиться Богу,  И долго перед вечером бродить,  Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи  И никнет гроздь рябины желто-красной,  Слагаю я веселые стихи  О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь  Пушистый кот, мурлыкает умильней,  И яркий загорается огонь  На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь  Крик аиста, слетевшего на крышу.  И если в дверь мою ты постучишь,  Мне кажется, я даже не услышу. 1912 г.

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

1912 г.

Творчество Ахматовой с годами всё больше наполнялось событиями и тревогами суровой эпохи. Лирически откликаясь на революционные события, Ахматова сделала свой нравственный выбор. Не принимая новых порядков, она считала своим долгом остаться в России, разделить её судьбу. Об этом она пишет в стихотворениях «Мне голос был. Он звал утешно...» (1917), «Не с теми я, кто бросил землю...» (1922). Пройдёт почти двадцать лет, и Ахматова с полным правом скажет о себе в поэме со знаменательным названием «Реквием» (написана в 1935 году): Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Творчество Ахматовой с годами всё больше наполнялось событиями и тревогами суровой эпохи. Лирически откликаясь на революционные события, Ахматова сделала свой нравственный выбор. Не принимая новых порядков, она считала своим долгом остаться в России, разделить её судьбу. Об этом она пишет в стихотворениях «Мне голос был. Он звал утешно...» (1917), «Не с теми я, кто бросил землю...» (1922). Пройдёт почти двадцать лет, и Ахматова с полным правом скажет о себе в поэме со знаменательным названием «Реквием» (написана в 1935 году):

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

 Ей довелось пройти через трагические испытания: потерять мужа, поэта Николая Гумилёва; пережить арест и тюремное заключение единственного сына, Льва Гумилёва, который впоследствии станет знаменитым учёным-историком.  Многие годы существовал официальный запрет на публикацию стихов Ахматовой. Но она до конца своих дней сохраняла нравственную стойкость, верность традициям, преданность поэтическому творчеству.

Ей довелось пройти через трагические испытания: потерять мужа, поэта Николая Гумилёва; пережить арест и тюремное заключение единственного сына, Льва Гумилёва, который впоследствии станет знаменитым учёным-историком.

Многие годы существовал официальный запрет на публикацию стихов Ахматовой. Но она до конца своих дней сохраняла нравственную стойкость, верность традициям, преданность поэтическому творчеству.

Великая Отечественная война Анну Ахматову застала в Ленинграде. Она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи. В годы войны Ахматова писала стихи высокого патриотического звучания. Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей. Чтобы пережить это ужасное время, требовалось огромное мужество.

Великая Отечественная война Анну Ахматову застала в Ленинграде. Она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи. В годы войны Ахматова писала стихи высокого патриотического звучания.

Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.

Чтобы пережить это ужасное время, требовалось огромное мужество.

В сентябре, когда город был уже взят в кольцо блокады, ей предложили выступить по радио. И она, никогда не питавшая иллюзий по поводу советского строя и светлого будущего, пережившая годы гонений и страха за своих близких, обратилась к ленинградцам, – и в первую очередь, к ленинградкам.*

В сентябре, когда город был уже взят в кольцо блокады, ей предложили выступить по радио. И она, никогда не питавшая иллюзий по поводу советского строя и светлого будущего, пережившая годы гонений и страха за своих близких, обратилась к ленинградцам, – и в первую очередь, к ленинградкам.*

Мы знаем, чтo ныне лежит на весах  И чтo совершается ныне.  Час мужества пробил на наших часах,  И мужество нас не покинет.  Не страшно под пулями мертвыми лечь,  Не горько остаться без крова, –  И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово.  Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем         Навеки ! О том же – ее знаменитые стихи, написанные в 1942 г.:

Мы знаем, чтo ныне лежит на весах И чтo совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем        Навеки !

О том же – ее знаменитые стихи, написанные в 1942 г.:

Объясните значение слова «МУЖЕСТВО». СМЕЛОСТЬ НЕСГИБАЕМОСТЬ ХРАБРОСТЬ НЕУСТРАШИМОСТЬ РЕШИМОСТЬ ОТВАГА Монумент

Объясните значение слова

«МУЖЕСТВО».

СМЕЛОСТЬ

НЕСГИБАЕМОСТЬ

ХРАБРОСТЬ

НЕУСТРАШИМОСТЬ

РЕШИМОСТЬ

ОТВАГА

Монумент "Мужество"

в Брестской крепости.

ДОБЛЕСТЬ

БЕССТРАШИЕ

СТОЙКОСТЬ

ГЕРОИЗМ

ТВЁРДОСТЬ

Объясните смысл слов «Мы знаем, что ныне лежит на весах» На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это мировая война Как вы понимаете выражение «час мужества пробил на наших часах»? Люди бросили орудия труда и взяли оружие. Наступил момент, когда необходимо проявить мужество, стойко переносить трудности, не поддаваясь обстоятельствам, преодолевая, может быть, и физические страдания.

Объясните смысл слов «Мы знаем, что ныне лежит на весах»

На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это мировая война

Как вы понимаете выражение «час мужества пробил на наших часах»?

Люди бросили орудия труда и взяли оружие. Наступил момент, когда необходимо проявить мужество, стойко переносить трудности, не поддаваясь обстоятельствам, преодолевая, может быть, и физические страдания.

Почему для поэта самым важным является сохранение «русского слова», родной речи? «…мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово».  Слово символизирует могущество русского народа и его верность своей стране и традициям. Защищая свою родину мы одновременно защищаем нашу культуру, речь, отчизну, всё, что связано с Россией.

Почему для поэта самым важным является сохранение «русского слова», родной речи?

«…мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».

Слово символизирует могущество русского народа и его верность своей стране и традициям. Защищая свою родину мы одновременно защищаем нашу культуру, речь, отчизну, всё, что связано с Россией.

Объясните смысл последней строки стихотворения. Почему в ней помещено только одно слово? Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем         Навеки ! Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.

Объясните смысл последней строки стихотворения. Почему в ней помещено только одно слово?

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем        Навеки !

Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.

ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ МУЖЕСТВО . Освещая тему мужества, Ахматова приводит пример образцовой самоотверженности, которому должен следовать русский человек в борьбе за свободное и честное русское счастье. ПАТРИОТИЗМ. Поэтесса уверена в том, что русский человек — не тот трус, которого испугает факт того, что даже стихотворец не отрицает возможности ужасной смерти под “мертвыми пулями”. Она понимает, что дух патриотизма в русском человеке неисчерпаем, как бы тяжело ни было нести его бремя как внутри страны, так и сражаясь с внешним врагом. РУССКАЯ КУЛЬТУРА . Одной из главных ценностей, за которые стоит идти в окопы, автор считает русскую речь — великий носитель национальной культуры. МУЖЕСТВО

ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ

МУЖЕСТВО .

Освещая тему мужества, Ахматова приводит пример образцовой самоотверженности, которому должен следовать русский человек в борьбе за свободное и честное русское счастье.

ПАТРИОТИЗМ.

Поэтесса уверена в том, что русский человек — не тот трус, которого испугает факт того, что даже стихотворец не отрицает возможности ужасной смерти под “мертвыми пулями”. Она понимает, что дух патриотизма в русском человеке неисчерпаем, как бы тяжело ни было нести его бремя как внутри страны, так и сражаясь с внешним врагом.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА .

Одной из главных ценностей, за которые стоит идти в окопы, автор считает русскую речь — великий носитель национальной культуры.

МУЖЕСТВО

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно. И это не случайно: такое звучание отождествляет стихотворные строки с клятвой победить, отстоять родную землю, родной язык и национальные традиции. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Основная идея произведения заключается в следующем: необходимо суметь сохранить чистое и свободное русское слово, защитить родную речь от иноземного влияния фашистских захватчиков. Анна Андреевна не сомневается в мужественности русского народа, видит его непоколебимую веру в скорую победу. Такая уверенность автора ощущается в каждой поэтической строке и передаётся читателям.

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно. И это не случайно: такое звучание отождествляет стихотворные строки с клятвой победить, отстоять родную землю, родной язык и национальные традиции.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Основная идея произведения заключается в следующем: необходимо суметь сохранить чистое и свободное русское слово, защитить родную речь от иноземного влияния фашистских захватчиков. Анна Андреевна не сомневается в мужественности русского народа, видит его непоколебимую веру в скорую победу. Такая уверенность автора ощущается в каждой поэтической строке и передаётся читателям.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В своём произведении Ахматова использует весьма скудную палитру средств художественной выразительности. Она делает это осознанно, стремясь придать поэтическому повествованию заметную строгость и торжественность. ТРОПЫ ПРИМЕРЫ ЭПИТЕТЫ «горько остаться», «великое, русское слово», слово «свободное, чистое» МЕТАФОРЫ «мы знаем, что ныне лежи на весах», «час мужества пробил…» ИНВЕРСИЯ «что ныне лежит на весах» ГРАДАЦИЯ «… свободным …. тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём» ИНВЕ́РСИЯ — нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности. ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений  с постепенным нарастанием или убыванием значимости. 

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В своём произведении Ахматова использует весьма скудную палитру средств художественной выразительности. Она делает это осознанно, стремясь придать поэтическому повествованию заметную строгость и торжественность.

ТРОПЫ

ПРИМЕРЫ

ЭПИТЕТЫ

«горько остаться», «великое, русское слово», слово «свободное, чистое»

МЕТАФОРЫ

«мы знаем, что ныне лежи на весах», «час мужества пробил…»

ИНВЕРСИЯ

«что ныне лежит на весах»

ГРАДАЦИЯ

«… свободным …. тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём»

ИНВЕ́РСИЯ — нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности.

ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений

с постепенным нарастанием или убыванием значимости. 

Ахматова содействовала обороне города не только стихами. Как и все ее согражданки, во время воздушных налетов она с противогазом и сумкой через плечо дежурила у  ворот Фонтанного Дома. Шестого сентября 1941 года Ленинград начали бомбить. В саду Фонтанного дома в качестве полевого бомбоубежища была вырыта

Ахматова содействовала обороне города не только стихами. Как и все ее согражданки, во время воздушных налетов она с противогазом и сумкой через плечо дежурила у  ворот Фонтанного Дома.

Шестого сентября 1941 года Ленинград начали бомбить. В саду Фонтанного дома в качестве полевого бомбоубежища была вырыта "щель", куда жильцы должны были прятаться во время обстрела.

В этот день были взорваны продовольственные склады, наступил голод. У Анны Андреевны начались дистрофические отеки. В конце сентября было принято решение о ее эвакуации.

28 сентября 1941 г. она летела на самолете в Ташкент, душой по-прежнему сопереживая оставляемому городу. Прямо в самолете к ней пришли стихи: Ленинградская тематика не уходит из ее стихов и во время эвакуации, – сводки военных действий и скорбные вести, доходившие из осажденного города, не давали забыть его ни на минуту. Птицы смерти в зените стоят.  Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит,  Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне  Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли:

28 сентября 1941 г. она летела на самолете в Ташкент, душой по-прежнему сопереживая оставляемому городу. Прямо в самолете к ней пришли стихи:

Ленинградская тематика не уходит из ее стихов и во время эвакуации, – сводки военных действий и скорбные вести, доходившие из осажденного города,

не давали забыть его ни на минуту.

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит, Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: "Хлеба!" – До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон смерть.

B годы Великой Отечественной войны Ахматова стала одним из тех поэтов, чьи стихи служили объединению народа во имя Победы. Они публиковались в газетах, часто звучали по радио. Поэт К. И. Чуковский, близкий знакомый Ахматовой, вспоминал: Дом Анны Ахматовой в Ташкенте  «Даже в позднейшие годы, в очередях за керосином, селёдками, хлебом, даже в переполненном жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, даже в больничной палате, набитой десятком больных, всякий, не знавший её, чувствовал её „спокойную важность“ и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге...» Анна Ахматова в Ташкенте

B годы Великой Отечественной войны Ахматова стала одним из тех поэтов, чьи стихи служили объединению народа во имя Победы. Они публиковались в газетах, часто звучали по радио.

Поэт К. И. Чуковский, близкий знакомый Ахматовой, вспоминал:

Дом Анны Ахматовой

в Ташкенте

«Даже в позднейшие годы, в очередях за

керосином, селёдками, хлебом, даже в

переполненном жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, даже в больничной палате, набитой десятком больных, всякий, не знавший её, чувствовал её „спокойную важность“ и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге...»

Анна Ахматова в Ташкенте

ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Постучись кулачком — я открою. До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со Смирновыми, у которых были дети – два мальчика Вова и Валя (Валентин). Мать мальчиков, уходя на работу, постоянно просила поэтессу присмотреть за ребятишками, и даже хвасталась знакомым, какая у нее

ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

Постучись кулачком — я открою.

До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со Смирновыми, у которых были дети – два мальчика Вова и Валя (Валентин). Мать мальчиков, уходя на работу, постоянно просила поэтессу присмотреть за ребятишками, и даже хвасталась знакомым, какая у нее "нянька".

Анна Андреевна Ахматова с Валей и Вовой Смирновыми, 1940 год

Семейству Смирновых эвакуироваться из блокадного Ленинграда не удалось.

В эвакуации Ахматова помогала раненым в госпитале и ни на день не забывала о покинутом ей Ленинграде. В 1942 году ей пришла горькая весть –

от голода умер Валя Смирнов. Естественно, что гибель мальчика Ахматова восприняла очень тяжело – почти как родного.

 Стихотворение вышло с посвящением: «Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда». В сборнике «Антология русской советской поэзии» (1957) это посвящение было изменено: «Памяти моего соседа, ленинградского мальчика Вали Смирнова».

Стихотворение вышло с посвящением:

«Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда».

В сборнике «Антология русской советской поэзии» (1957) это посвящение было изменено:

«Памяти моего соседа, ленинградского мальчика Вали Смирнова».

Постучись кулачком - я открою.  Я тебе открывала всегда.  Я теперь за высокой горою,  За пустыней, за ветром и зноем,  Но тебя не предам никогда...  Твоего я не слышала стока,  Хлеба ты у меня не просил.  Принеси же мне ветку клена  Или просто травинок зеленых,  Как ты прошлой весной приносил.  Принеси же мне горсточку чистой  Нашей невской студеной воды,  И с головки твоей золотистой  Я кровавые смою следы.  (Ташкент. 1942)

Постучись кулачком - я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда... Твоего я не слышала стока, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы. (Ташкент. 1942)

Ларичев картина «Блокадный хлеб» Kакие чувства вызвало у вас стихотворение Ахматовой «Постучись кулачком — я открою...»? Какова главная мысль стихотворения «Постучись кулачком — я открою...», посвящённого трагической судьбе ребёнка?

Ларичев картина «Блокадный хлеб»

Kакие чувства вызвало у вас стихотворение Ахматовой

«Постучись кулачком — я открою...»?

Какова главная мысль стихотворения «Постучись кулачком — я открою...», посвящённого трагической судьбе ребёнка?

Памятник блокадникам в Вологде  Эти строки одновременно и о Вале, и сотнях других детей, которые остались там, в Ленинграде одни, без защиты. Сердце Ахматовой стремится к ним, но она - далеко,

Памятник блокадникам

в Вологде

Эти строки одновременно и о Вале, и сотнях других детей, которые остались там, в Ленинграде одни, без защиты. Сердце Ахматовой стремится к ним, но она - далеко, "за высокой горою" и не сможет прийти им на помощь. В мире, созданным стихотворением, мальчик живет вечно, он всегда приносит ей такие узнаваемые вещи, но трагедия в том, что «там» остались его стоны, там остались голод и кровь, там он умер, без нее. Ему некому «постучать в дверь», и ему уже никогда «не откроют».

Питерские сироты,

детоньки мои!

Чем близки по идейно-эмоциональному содержанию и тематике стихотворения Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...»?  У Ахматовой нет прямых описаний войны - она ее не видела. Произведения Ахматовой в данном случае дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки.

Чем близки по идейно-эмоциональному содержанию и тематике стихотворения Ахматовой

«Мужество» и

«Постучись кулачком — я открою...»?

У Ахматовой нет прямых описаний войны - она ее не видела. Произведения Ахматовой в данном случае дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки.

 В мае 1944 г. эвакуированным наконец можно было вернуться в Ленинград. Полет в самолете вновь вызвал у Ахматовой размышления о неотделимости собственной судьбы от судьбы отечества: На сотни верст, на сотни миль,  На сотни километров  Лежала соль, шумел ковыль,  Чернели рощи кедров.  Как в первый раз я на нее,  На Родину, глядела.  Я знала: это все мое –  Душа моя и тело.

В мае 1944 г. эвакуированным наконец можно было вернуться в Ленинград. Полет в самолете вновь вызвал у Ахматовой размышления о неотделимости собственной судьбы от судьбы отечества:

На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела. Я знала: это все мое – Душа моя и тело.

5 марта 1966 года А. АХМАТОВА УМЕРЛА В ПОДМОСКОВНОМ САНАТОРИИ, ПОХОРОНЕНА В КОМАРОВЕ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ. « Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…» К .И. Чуковский

5 марта 1966 года

А. АХМАТОВА УМЕРЛА В ПОДМОСКОВНОМ САНАТОРИИ,

ПОХОРОНЕНА В КОМАРОВЕ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ.

« Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…»

К .И. Чуковский

1. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?   Мы детям  клянёмся, клянёмся  могилам,  Что нас покориться ничто не заставит! Повтор 2. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?   Разве не я   тогда у креста,  Разве не я  тонула в море,  Разве  забыли мои уста  Вкус твой, горе! Анафора

1. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура? Мы детям  клянёмся, клянёмся  могилам, Что нас покориться ничто не заставит!

Повтор

2. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура? Разве не я   тогда у креста, Разве не я  тонула в море, Разве  забыли мои уста Вкус твой, горе!

Анафора

3. Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру.   На грома дальнего раскат  Он, правда, был похож,  как брат ...  А этот был,  как пекло , сух... Сравнение 4. Определите вид тропа.   Птицы смерти  в зените стоят.  Кто идёт выручать Ленинград? 5. Определите вид тропа.   Двадцать четвёртую драму Шекспира  Пишет время  бесстрастной  рукой. Эпитет Метафора

3. Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру. На грома дальнего раскат Он, правда, был похож,  как брат ... А этот был,  как пекло , сух...

Сравнение

4. Определите вид тропа. Птицы смерти  в зените стоят. Кто идёт выручать Ленинград?

5. Определите вид тропа. Двадцать четвёртую драму Шекспира Пишет время  бесстрастной  рукой.

Эпитет

Метафора

7. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти друга» :  а) определите виды тропов;  б) назовите поэтические фигуры;   И в  День Победы, нежный и туманный ,  Когда заря, как зарево, красна,  Вдовою у могилы безымянной  Хлопочет   запоздалая  весна .  Она с колен  подняться не спешит ,  Дохнёт  на почку и траву  погладит ,  И бабочку с плеча на землю  ссадит ,  И первый одуванчик  распушит . 6. Назовите вид тропа.   К нам оттуда родные  берёзы  Тянут ветки, и ждут, и зовут . Олицетворение 7. а) Эпитет, олицетворение, метафора; 7. б) инверсия, сравнение;

7. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти друга» : а) определите виды тропов; б) назовите поэтические фигуры; И в  День Победы, нежный и туманный , Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной Хлопочет   запоздалая  весна . Она с колен  подняться не спешит , Дохнёт  на почку и траву  погладит , И бабочку с плеча на землю  ссадит , И первый одуванчик  распушит .

6. Назовите вид тропа. К нам оттуда родные  берёзы Тянут ветки, и ждут, и зовут .

Олицетворение

7. а) Эпитет, олицетворение, метафора;

7. б) инверсия, сравнение;

ИСТОЧНИКИ Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...» (narod.ru) Анна Ахматова ( portal-slovo.ru) 8a320cafcfa2fcadbb05a1c3fffe5b10.pdf (rilirb.ru) https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000545.0.8/articles/0.4.2.0

ИСТОЧНИКИ

Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...» (narod.ru)

Анна Ахматова ( portal-slovo.ru)

8a320cafcfa2fcadbb05a1c3fffe5b10.pdf (rilirb.ru)

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000545.0.8/articles/0.4.2.0


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!