Литературное чтение
3 класс
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Домашнее задание: Найти олицетворения в стихотворении «Воробышки»
(зима поёт-аукает, баюкает, облака плывут, метелица стелется, вьюга стучит и злится).
Соотнесите название стихотворений с фамилиями авторов, написавших эти стихи:
Саша Чёрный
Черёмуха. Воробышки.
А.А. Блок
Что ты тискаешь утёнка.
С.А.Есенин
Воробей. Слон.
А лександр Александрович Блок
( 1880 – 1921 г .)
Родился А. А. Блок в Петербурге в семье профессора. Бабушка, мать и тетки были писательницами, ему «на роду было написано заниматься литературой».Воспитанием занимался дед, знаменитый ботаник А. Н. Бекетов. Почти все детство Саша прожил в его имении под Клином. С детства его окружали родные и близкие люди, очень любившие стихи. Эта любовь передалась и маленькому Саше. Свои первые стихи он написал в пять лет.
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,-
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.
А в 13 лет вместе с братьями стал издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным автором и главным художником.
В старших классах Блок увлекался театром. Даже мечтал стать актёром. Но любовь к литературе победила. Его стихи напечатались в разных журналах, выходили отдельными сборниками.
Его стихи о природе, о красоте, о любви, о детских воспоминаниях.
Дидактическая игра
«Что там за окном»
Тема урока
А. А. Блок. Стихотворение.
«Ветхая избушка»
Цели: активизировать читательскую и речевую
деятельность.
Задачи:
- у чить думать над произведением « от текста к смыслу»,т.е вести текстуальный анализ;
- развивать творческую деятельность через выразительное чтение, рисование словесных картин;
- развивать эмоционально- чувственное отношение к действительности;
- воспитывать любовь к поэзии.
Словарная работа
Ветхая( избушка)-
старая, рыхлая, разрушающаяся .
Шалунишка-
ребята, которые любят шалить, побаловаться.
Резвая -
быстрая, подвижная.
Ан (вот) –
восклицание, выражающее удивление.
«Выставка словесных картин».
Чтение по четверостишиям, рисование словесных
картин, придумывание названий каждой картине.
1. Старушка и избушка.
2. Катание с горы.
3. Строим снежный дом.
4. Игра в доме.
5. На дворе весна.
Анализ стихотворения.
-О ком автор говорит в самом начале стихотворения?
(О бабушке)
-Как он её называет? Как он к ней относится?
(Старушка).
(Доброта и сердечность ощущаются в
строках Блока по отношению к ней).
-Бабушка старенькая, когда идёт- ногами шаркает. И избушка поскрипывает от старости. С помощью каких звуков автор постарался нам передать это в своём стихотворении?
(/ш/, /с/, /х/ ).
-Как же нам следует читать эти строчки? Каков темп, характер нашего чтения?
( Тихо, медленный).
(На внуков).
-На кого любуется бабушка?
(Шалунишками).
- Как их поэт называет?
-Как он относится к этим ребятам?
(Образы «внуков-шалунишек» даются поэтом с теплотой, любовью, пониманием их детских забав).
- Что делают ребята? Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть нам игру ребят.
(Бегают, смеются, лепят, быстрых санок бег).
- Какое у них настроение? Найдите в тексте слова, которые помогут определить это настроение ребят.
(Весел, смеются, звонко, резвая).
- Игра у них быстрая, подвижная, настроение –весёлое, как
же нужно читать эти строки?
( Весело, радостно).
- Бабушка сидит, смотрит в окно. Как вы думаете, о чем она думает?
(Любуется внуками, вспоминает, как она была маленькой)
Но время очень быстро идёт:
детство сменяет юность, зрелость,
а там и старость не за горами.
Какими строчками стихотворения это передал автор?
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна, -
Ан, уж дом растаял,
На дворе – весна!
Выразительное чтение
Правила выразительного чтения:
- читаем медленно, чтобы можно было
представить картину, описанную автором;
- после каждой строчки делаем короткую паузу
и паузы на знаки препинания;
- постараемся прочитать так, чтобы передать
настроение автора и выразить свои чувства.
«Подбери пословицу»
-Какая из пословиц может выразить основную мысль стихотворения:
«Счастье – лучшее богатство».
или
«Всё идёт своим чередом».
После чтения стихотворения А. Блока
«Ветхая избушка» возникли такие строки:
Время летит, его не вернуть
Долог и труден наш жизненный путь.
Но зимы идут и весны спешат.
Всё чаще и чаще мы смотрим назад.
Детство и юность давно позади,
Что нас ждёт, вон там, впереди?
Старость и мудрость!
Они не случайны.
Это основа жизненной тайны.
- Как вы думаете, кому бы они принадлежали, если бы герои
этого стихотворения заговорили, бабушке или ребятам?
Почему?
Домашнее задание:
«Ветхая избушка» наизусть.
Рефлексия.
- Что на вас произвело впечатление на уроке?
- Какое задание вам показалось наиболее интересным?
Самооценка.
На сколько вам понравилась ваша работа на уроке?
- не очень понравилась работа.
- хорошо,
Спасибо за работу!