СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А Блок. Стихотворение"Ветхая избушка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    На уроке дети знакомятся с А.А. Блоком, его биографией. Ведется работа над стихотворением "Ветхая избушка", применяются премы,как научить детей  думать над произведением « от  текста к смыслу»,т.е вести текстуальный анализ;  развивается   творческая  деятельность через выразительное чтение, рисование словесных картин и т.д.

Просмотр содержимого документа
«А.А Блок. Стихотворение"Ветхая избушка"»

Литературное чтение  3 класс

Литературное чтение

3 класс

Долгожданный дан звонок-  Начинается урок.  Каждый день – всегда, везде,  На занятиях, в игре,  Смело, четко говорим  И тихонечко сидим.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Домашнее задание: Найти олицетворения в стихотворении «Воробышки» (зима поёт-аукает, баюкает, облака плывут, метелица стелется, вьюга стучит и злится).  Соотнесите название стихотворений с фамилиями авторов, написавших эти стихи:    Саша Чёрный Черёмуха. Воробышки.  А.А. Блок Что ты тискаешь утёнка.  С.А.Есенин Воробей. Слон.

Домашнее задание: Найти олицетворения в стихотворении «Воробышки»

(зима поёт-аукает, баюкает, облака плывут, метелица стелется, вьюга стучит и злится).

Соотнесите название стихотворений с фамилиями авторов, написавших эти стихи:

Саша Чёрный

Черёмуха. Воробышки.

А.А. Блок

Что ты тискаешь утёнка.

С.А.Есенин

Воробей. Слон.

А лександр Александрович Блок     ( 1880 – 1921 г .)  Родился А. А. Блок в Петербурге в семье профессора. Бабушка, мать и тетки были писательницами, ему «на роду было написано заниматься литературой».Воспитанием занимался дед, знаменитый ботаник А. Н. Бекетов. Почти все детство Саша прожил в его имении под Клином. С детства его окружали родные и близкие люди, очень любившие стихи. Эта любовь передалась и маленькому Саше. Свои первые стихи он написал в пять лет.  Жил на свете котик милый,  Постоянно был унылый,-  Отчего – никто не знал,  Котя это не сказал.  А в 13 лет вместе с братьями стал издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным автором и главным художником.  В старших классах Блок увлекался театром. Даже мечтал стать актёром. Но любовь к литературе победила. Его стихи напечатались в разных журналах, выходили отдельными сборниками.  Его стихи о природе, о красоте, о любви, о детских воспоминаниях.

А лександр Александрович Блок

( 1880 – 1921 г .)

Родился А. А. Блок в Петербурге в семье профессора. Бабушка, мать и тетки были писательницами, ему «на роду было написано заниматься литературой».Воспитанием занимался дед, знаменитый ботаник А. Н. Бекетов. Почти все детство Саша прожил в его имении под Клином. С детства его окружали родные и близкие люди, очень любившие стихи. Эта любовь передалась и маленькому Саше. Свои первые стихи он написал в пять лет.

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый,-

Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал.

А в 13 лет вместе с братьями стал издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным автором и главным художником.

В старших классах Блок увлекался театром. Даже мечтал стать актёром. Но любовь к литературе победила. Его стихи напечатались в разных журналах, выходили отдельными сборниками.

Его стихи о природе, о красоте, о любви, о детских воспоминаниях.

 Дидактическая игра  «Что там за окном»

Дидактическая игра

«Что там за окном»

Тема урока А. А. Блок. Стихотворение.  «Ветхая избушка»   Цели:  активизировать читательскую и речевую  деятельность.  Задачи:  у чить думать над произведением « от текста к смыслу»,т.е вести текстуальный анализ;  развивать творческую деятельность через выразительное чтение, рисование словесных картин;  развивать эмоционально- чувственное отношение к действительности;  воспитывать любовь к поэзии.

Тема урока

А. А. Блок. Стихотворение.

«Ветхая избушка»

Цели: активизировать читательскую и речевую

деятельность.

Задачи:

  • у чить думать над произведением « от текста к смыслу»,т.е вести текстуальный анализ;
  • развивать творческую деятельность через выразительное чтение, рисование словесных картин;
  • развивать эмоционально- чувственное отношение к действительности;
  • воспитывать любовь к поэзии.
 Словарная работа  Ветхая( избушка)-  старая, рыхлая, разрушающаяся .     Шалунишка-  ребята, которые любят шалить, побаловаться.   Резвая -  быстрая, подвижная.  Ан (вот) –  восклицание, выражающее удивление.

Словарная работа

Ветхая( избушка)-

старая, рыхлая, разрушающаяся .

Шалунишка-

ребята, которые любят шалить, побаловаться.

Резвая -

быстрая, подвижная.

Ан (вот) –

восклицание, выражающее удивление.

«Выставка словесных картин». Чтение по четверостишиям, рисование словесных  картин, придумывание названий каждой картине. 1. Старушка и избушка. 2. Катание с горы. 3. Строим снежный дом. 4. Игра в доме.  5. На дворе весна.

«Выставка словесных картин».

Чтение по четверостишиям, рисование словесных

картин, придумывание названий каждой картине.

1. Старушка и избушка.

2. Катание с горы.

3. Строим снежный дом.

4. Игра в доме.

5. На дворе весна.

 Анализ стихотворения.  -О ком автор говорит в самом начале стихотворения? (О бабушке)  -Как он её называет? Как он к ней относится?  (Старушка).     (Доброта и сердечность ощущаются в  строках Блока по отношению к ней).  -Бабушка старенькая, когда идёт- ногами шаркает. И избушка поскрипывает от старости. С помощью каких звуков автор постарался нам передать это в своём стихотворении?  (/ш/, /с/, /х/ ). -Как же нам следует читать эти строчки? Каков темп, характер нашего чтения? ( Тихо, медленный). (На внуков).  -На кого любуется бабушка? (Шалунишками). - Как их поэт называет?  -Как он относится к этим ребятам?  (Образы «внуков-шалунишек» даются поэтом с теплотой, любовью, пониманием их детских забав).

Анализ стихотворения.

-О ком автор говорит в самом начале стихотворения?

(О бабушке)

-Как он её называет? Как он к ней относится?

(Старушка).

(Доброта и сердечность ощущаются в

строках Блока по отношению к ней).

-Бабушка старенькая, когда идёт- ногами шаркает. И избушка поскрипывает от старости. С помощью каких звуков автор постарался нам передать это в своём стихотворении?

(/ш/, /с/, /х/ ).

-Как же нам следует читать эти строчки? Каков темп, характер нашего чтения?

( Тихо, медленный).

(На внуков).

-На кого любуется бабушка?

(Шалунишками).

- Как их поэт называет?

-Как он относится к этим ребятам?

(Образы «внуков-шалунишек» даются поэтом с теплотой, любовью, пониманием их детских забав).

- Что делают ребята? Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть нам игру ребят. (Бегают, смеются, лепят, быстрых санок бег).  - Какое у них настроение? Найдите в тексте слова, которые помогут определить это настроение ребят.  (Весел, смеются, звонко, резвая).  - Игра у них быстрая, подвижная, настроение –весёлое, как же нужно читать эти строки?  ( Весело, радостно).  - Бабушка сидит, смотрит в окно. Как вы думаете, о чем она думает?  (Любуется внуками, вспоминает, как она была маленькой)

- Что делают ребята? Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть нам игру ребят.

(Бегают, смеются, лепят, быстрых санок бег).

- Какое у них настроение? Найдите в тексте слова, которые помогут определить это настроение ребят.

(Весел, смеются, звонко, резвая).

- Игра у них быстрая, подвижная, настроение –весёлое, как

же нужно читать эти строки?

( Весело, радостно).

- Бабушка сидит, смотрит в окно. Как вы думаете, о чем она думает?

(Любуется внуками, вспоминает, как она была маленькой)

Но время очень быстро идёт:  детство сменяет юность, зрелость,  а там и старость не за горами. Какими строчками стихотворения это передал автор? Завтра выпьют чаю, Глянут из окна, - Ан, уж дом растаял, На дворе – весна!

Но время очень быстро идёт:

детство сменяет юность, зрелость,

а там и старость не за горами.

Какими строчками стихотворения это передал автор?

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна, -

Ан, уж дом растаял,

На дворе – весна!

Выразительное чтение Правила выразительного чтения:  читаем медленно, чтобы можно было  представить картину, описанную автором;  после каждой строчки делаем короткую паузу  и паузы на знаки препинания;  постараемся прочитать так, чтобы передать  настроение автора и выразить свои чувства.

Выразительное чтение

Правила выразительного чтения:

  • читаем медленно, чтобы можно было

представить картину, описанную автором;

  • после каждой строчки делаем короткую паузу

и паузы на знаки препинания;

  • постараемся прочитать так, чтобы передать

настроение автора и выразить свои чувства.

«Подбери пословицу»  -Какая из пословиц может выразить основную мысль стихотворения:  «Счастье – лучшее богатство».  или «Всё идёт своим чередом».

«Подбери пословицу»

-Какая из пословиц может выразить основную мысль стихотворения:

«Счастье – лучшее богатство».

или

«Всё идёт своим чередом».

После чтения стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» возникли такие строки: Время летит, его не вернуть Долог и труден наш жизненный путь. Но зимы идут и весны спешат. Всё чаще и чаще мы смотрим назад. Детство и юность давно позади, Что нас ждёт, вон там, впереди? Старость и мудрость! Они не случайны. Это основа жизненной тайны.    Как вы думаете, кому бы они принадлежали, если бы герои  этого стихотворения заговорили, бабушке или ребятам?  Почему?

После чтения стихотворения А. Блока

«Ветхая избушка» возникли такие строки:

Время летит, его не вернуть

Долог и труден наш жизненный путь.

Но зимы идут и весны спешат.

Всё чаще и чаще мы смотрим назад.

Детство и юность давно позади,

Что нас ждёт, вон там, впереди?

Старость и мудрость!

Они не случайны.

Это основа жизненной тайны.

  • Как вы думаете, кому бы они принадлежали, если бы герои

этого стихотворения заговорили, бабушке или ребятам?

Почему?

Домашнее задание:  выучить стихотворение  «Ветхая избушка» наизусть.  Рефлексия.  Что на вас произвело впечатление на уроке?   Какое задание вам показалось наиболее интересным?

Домашнее задание:

  • выучить стихотворение

«Ветхая избушка» наизусть.

Рефлексия.

  • Что на вас произвело впечатление на уроке?

  • Какое задание вам показалось наиболее интересным?

Самооценка.  На сколько вам понравилась ваша работа на уроке? - не очень понравилась работа.  отлично,  - хорошо,    Спасибо за работу!

Самооценка.

На сколько вам понравилась ваша работа на уроке?

- не очень понравилась работа.

  • отлично,

- хорошо,

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!