СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9А класс. 23.04.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«9А класс. 23.04.24 Домашняя работа»

2.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1)  герои живут (предложение 1)

2)  они страдают (предложение 2)

3)  нам трудно представить (предложение 3)

4)  чувства доведены (предложение 4)

5)  проникаемся (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга  — всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием к героям.

3.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 

1)  В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

2)  Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3)  Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

4)  В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

5)  Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В)  Вводное слово выделяется запятыми.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Камни, белые и гладкие, резко отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья.

2)  Умение держать слово  — главное достоинство человека, которое заключается в способности сделать всё, что он пообещал.

3)  «Нет ничего такого,  — утверждал М. Горький,  — что нельзя было бы уложить в простые и ясные слова».

4)  Мой одноклассник стоял возле дома, осматриваясь по сторонам, и, очевидно, поджидал кого-то.

5)  Ледник, огибая утёсы, стоящие отдельно, начинался сразу за отвесными скалами, упирающимися вершинами в бездонное небо.

 

5.  Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.  

Для изучения русской деревянной архитектуры XVI−XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

6.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 

1)  СЦЕПЛЕНИЕ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

2)  ВИДНЕЕТСЯ (вдали)  — буква Ь не пишется в неопределённой форме глагола.

3)  НЕБЫЛИЦА  — НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ.

4)  ПЕЧЁНЫЙ (картофель)  — в корне слова после шипящих под ударением пишется буква Ё.

5)  УСЕЯННЫЙ (ягодами)  — перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени -НН- пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола.

7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

 

В апреле всюду, куда н(1).. взглянешь, ст(2)..лется над землёй туман. Просохли протал(3)..нки, синеют луж(4)..цы от раста(5)..вшего снега. Прилетели скворцы, соб(6)..рают зёрнышки. Но к вечеру ударил мороз, в течени(7).. ночи шёл снег, а к утру завьюж(8)..ло по-зимн(9)..му.

8.  Раскройте скобки и запишите слово «гектары» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Поля, засеянные пшеницей, занимали десятки (гектары).

9.  Замените словосочетание «пшеничные зёрна», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и и девочки перестали общаться.

2)  Оля и Люся часто ссорились и поэтому перестали дружить.

3)  Люся высоко чтила прославленного мастера и очень хотела попасть на встречу с ним.

4)  Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти на встречу со знаменитым художником.

5)  Друзей очень легко потерять, но гораздо трудней найти.

– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги  — это бывшие друзья,  — сказала нам однажды наша дочь Оля.  — (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых!  — поясняла Оленька.  — (5)Или Болконских».

(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале,  — рассказывала в тот вечер Оля.  — (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник  — это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше?  — спросила я дочь.

– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́!  — в рифму пошутила Оленька.

– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.

– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

– (35)Не нашла места в зале?  — задумчиво произнесла я.  — (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

 

(По А. Алексину) *

 

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

11.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых!  — поясняла Оленька.  — Или Болконских».

2)  Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3)  — А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4)  — Не нашла места в зале?  — задумчиво произнесла я.  — Если бы ты нашла его у себя в сердце...

5)  Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.

12.  Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!