СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9А 26.04.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«9А 26.04.24 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  

1)  потенциал огромен (предложение 1)

2)  он заключён (предложение 2)

3)  превышает показатели (предложение 3)

4)  возможности имеются (предложение 4)

5)  обладают ресурсами (предложение 5)

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-⁠отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

2.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 

1)  Предложение 1 простое нераспространённое.

2)  В предложении 2 составное именное сказуемое.

3)  Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4)  Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

5)  Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

3.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.

2)  Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию.

3)  Дунул ветер  — на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.

4)  Мы знаем, что Солнце  — типичная звезда, далеко не самая большая.

5)  Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах  — всё внушало невольную тоску.

 

4.  Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.

5.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)  РЕШЕНА (задача)  — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3)  ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4)  (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

6.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. 

Одежда опричн(1)..ков представляла собой разительную прот(2)..воположность лохмоть(3)..м нищих: царские телохранит(4)..ли бл(5)..стали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая шапочка, усаж(6)..нная жемчугом и дорогими камнями, и все они казал(7)..сь ж(8).. выми украшен(9)..ями волшебного дворца, с которым составляли как бы единое целое.

7.  Раскройте скобки и запишите слово «восемьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

После спектакля режиссёр обратился с речью к (восемьсот) зрителям.

8.  Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Венька попросил маму приобрести ему пиджак для школы.

2)  В пиджаке Венька чувствовал себя белой вороной среди одноклассников.

3)  Все одноклассники пришли в школу в пиджаках.

4)  Венька слышал от одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.

5)  Виталькин пиджак был красивый и, по мнению мамы, должен был подойти сыну по размеру.

(1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша, и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.

– (3)Мам, я опять подрался…  — медленно произнёс он и виновато замолчал.

(4)Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.

– (6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.

(8)Венька повесил трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. (12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…»  — радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.

(18)Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые  — в толстовках. (21)Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.

– (23)Вот! (24)Примерь!  — щебетала она над Венькой.  — (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

(27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. (35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

 

(По С. А. Лубенец) *

 

* Лубенец Светлана Анатольевна — современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

10.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм

1  Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.

2)  В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.

3)  Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.

4)  Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.

5)   — Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

11.  В предложениях 27–33 найдите слово с лексическим значением «изысканный, изящный». Выпишите это слово.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!