СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №55-56 Текст и его признаки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. образовательные: повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
  2. развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  3. воспитательные: воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

Просмотр содержимого документа
«9 класс №55-56 Текст и его признаки»

9 класс


Урок №55-56

Текст и его признаки

Цели:

  1. образовательные: повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;

  2. развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;

  3. воспитательные: воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают законы и правила построения текста как крупной синтаксической единицы речи; выделяют основные признаки текста; опознают и используют средства связи предложений в частях текста и частей в тексте; опознают типы речи; создают текст (описание, рассуждение, повествование).

Тип урока:

комбинированный (урок повторения и углубления учебного материала, изучения нового материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков).

Оборудование:

Карточки, раздаточный материал. Презентация. Русский язык. Учебник

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

  2. Игра «Угадай слово» (индивидуально, письменно)

- Сейчас я буду называть вам определение какого-либо языкового термина. Ваша задача – этот термин записать и взять из него ту букву, которую я попрошу. В результате из выбранных вами букв мы сможем составить слово и угадать тему нашего урока. Если ни у кого нет вопросов, то давайте начинать.

  1. Часть слова, располагающаяся перед корнем. Взять 5-ую букву (приставка)

  2. Часть речи, которая указывает на предмет, его признак или количество, но не называет его. Взять 2-ую букву естоимение)

  3. Изменяемая часть слова, не включаемая в основу. Взять 2-ую букву кончание)

  4. Служебная часть речи, которая соединяет однородные члены или части сложного предложения. Взять 1-ую букву (союз)

  5. Слово, которое используется в какой-либо области науки, техники, искусства. Взять 1-ую букву (термин).

(ключевое слово – «текст»)

  1. Объявление темы урока, постановка целей урока.

- Кто уже знает, о чем мы будем говорить? Правильно. Итак, тема нашего урока – «Текст и его признаки» (слайд 1). Запись темы урока в тетрадь

- Попробуйте определить для себя цель данного урока (слайд 2).

Приветствуют учителя.

Определяют тему урока, выполняя предложенные действия.

Формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Словарная работа «Соотнеси понятие и определение»

Текст: 

круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

Тема: 

проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)

Идея: 

несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Композиция: 

построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...



Выполняют упражнение на соотнесение, дают определения понятий, используемых на уроке.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практикум по теме урока.

Задание №1прочитайте набор предложений (распечатка).

(1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)

  • Можно ли их считать текстом? Можно из них составить текст?

  • Определите мысль, которая объединяет эти предложения.

  • Текст какого типа речи получится?

  • В каком предложении сформулировано положение, помогающее раскрыть мысль.

  • Какое предложение связано с ним по смыслу и грамматически?

  • Запишите предложения, чтобы получился текст.

  • Назовите основные признаки текста на основе выполненной работы.

Работа по тексту

а) выполните разбор слова по составу: СОВЕРШАЯ;
б) определите тип придаточного в 1-м предложении  получившегося текста;
в) выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд;
г) дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ;
д) замените словосочетание со способом связи согласование ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи управление.

Задание №2: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

Ожидаемые ответы:

- в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
- в третьем варианте текст.

Задание №3.

- Вы уже знаете, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Какие виды связи предложений в тексте вы знаете? (Существует два вида такой связи - цепная и параллельная) (слайды 9,10,11). Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.

Для анализа возьмем два текста.

Слайд 12

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

Схема цепной связи (на доске):

Д1 Н1

Д2 Н2

Д3 Н3

Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова “художник”.

2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.

Связь – цепная.

Слайд 13

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)

Схема параллельной связи (на доске):

Д1 Н1

Д2 (=Д1) Н2

Д3(=Д1,Д2) Н3

Средства связи предложений

- Повтор первого слова.

- Одинаковая конструкция предложений.

- Члены предложения выражены одинаковыми формами.

Связь – параллельная.



  1. Самостоятельная работа (СЛАЙД 14 – задание).

1 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес. (“Книжное обозрение”)

2 вариант

Задание: определите признаки текста, определите вид грамматической связи предложений

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.(Ю. Казаков)


  1. Наблюдение над языковым материалом.

(Материал для анализа – предыдущие тексты)

- Посмотрите еще раз на данные тексты. С помощью каких языковых средств они связаны между собой? (местоимения, наречия, повторы, синонимы, слова одной тематической группы, синтаксический параллелизм)

- Всё верно. Кроме того, обратите внимание, что глаголы или опущенные связки относятся к одному и тому же времени: настоящему. Единство временных форм глаголов-сказуемых также служит средством связи предложений в тексте. Таким образом, предложения могут связываться с помощью следующих языковых средств (СЛАЙД 15):

  1. Местоимения, наречия;

  2. Повторы;

  3. Синонимы;

  4. Слова на одну тему;

  5. Союзы;

  6. Синтаксический параллелизм (одинаковое строение предложений);

  7. Единство временных форм глаголов-сказуемых.


Задание №4.

- Определите средства связи предложений

  1. Предложения в тексте могут быть связаны с помощью связи через новое. Она часто выражается местоимениями (местоимение, единство временных форм глаголов-сказуемых)

  2. Друг познаётся в беде. Он твоя поддержка и опора в любом несчастье (местоимение, синонимы, слова одной тематической группы, единство временных форм)

  3. На каждое упоминаемое в книге подземелье пролит свет. В издании также есть обширные примечания (синоним, союз)

  4. Никто не может точно сказать, сколько существует на свете книг. В мире их даже больше, чем островов в океане (местоимение, синоним, единство временных форм)

  5. Потери, безусловно, неизбежны. Но надо осознавать эти потери как наши печали… (повтор, местоимение, союз)

  6. Мы сегодня говорим о тексте. И в следующий раз будем говорить о тексте (союз, повторы, синтаксический параллелизм, слова одной тематической группы)

  7. Надеюсь, что наш с вами урок не оказался напрасным. Я хочу верить, что он вам понравился и на занятии вы узнали что-то новое и интересное (местоимение, синоним, повтор, синтаксических параллелизм, единство временных форм глаголов-сказуемых)


  1. Работа с тестом «Верные и неверные высказывания» (СЛАЙД 16).

Проверьте себя (СЛАЙД 17).


Работа в группах, парах.

Составляют из набора предложений текст, выполняют грамматические задания к полученному тексту, определяют основные признаки текста на основе проделанной работы.

















































Выбирают из предложенных вариантов текст, аргументируют свой выбор.



























































Вспоминают основные виды связи (можно воспользоваться теоретическим материалом в раздатке к уроку), коллективно разбирают данные тексты, чертят схемы цепной и параллельной видов связи.



























































































Выполняют разбор текста самостоятельно. Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы).

























Проводят наблюдение над материалом текста, выявляют средства связи предложений в предложенных текстах, делают записи в тетрадь.







Пользуясь материалом в раздатке и сделанными записями в тетради, определяют средства связи предложенных предложений.

Взаимопроверка.





















Выполняют самостоятельно предложенный тест.

Самопроверка.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов. Рефлексия

  1. Сообщение учителя

- Наш с вами урок почти подошёл к концу. Я предлагаю вам ещё раз вспомнить, о чём мы с вами сегодня говорили, а для этого посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Вам требуется завершить предложения.

  1. Заполнение тематических карточек (индивидуально, письменно)

- Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных… (по смыслу и грамматически).

Основные признаки текста – это… (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, завершенность). Связь бывает двух видов: … (цепная и параллельная). Предложения могут связывать между собой с помощью … (повтора, местоимений, наречий, синонимов, слов одной тематической группы, союзов, синтаксического параллелизма, одинаковых форм глаголов).

  1. Сообщение учителя. Заполнение рефлексивных карточек.

- Вы сегодня молодцы. Огромное спасибо вам за работу. Чтобы лучше понять, как нам с вами сотрудничать дальше, я прошу вас заполнить карточки для рефлексии.

Оценочный лист

Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________

Тема урока ______________________________________________________________

ФИО ученика ____________________________________________________________


Что нового я узнал на уроке

Чему я научился

Где мне пригодятся знания




За работу я ставлю себе оценку ______, потому что ____________________________


Заполняют тематические и рефлексивные карточки.

Тематические карточки проверяет консультант группы и выставляет оценку за работу на уроке в группе, при работе в паре – проверяют друг у друга и выставляют оценку за работу на уроке.

Рефлексивные карточки (при наличии времени несколько зачитать) сдают учителю.

Домашнее задание

  1. Инструктаж о домашнем задании

  1. §38,39.

  2. Комплексный анализ текста.


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


Просмотр содержимого документа
«ДЗ - Практическая работа»

Практическая работа

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие



В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш .

В2. Из предложения ( выпишите слово с нулевым окончанием.

В3. Из предложения ; выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.









Таблица ответов

Номер задания

Ответ

А1

4)

А2

2)

А3

2)

А4

3)

А5

2)

В1

сшиблись

В2

испарений

В3

смело прокатился

В4

2

В5

4,14

В6

13


Просмотр содержимого документа
«ДЗ - РАБОТА С ТЕКСТОМ»

РАБОТА С ТЕКСТОМ


ОБ ИСТИНЕ


1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.


1) Гол..с отв..чавшего к..залось к..лол Пилату в висок был (не)выразимо мучит..лен и этот гол..с г..ворил: «Я игемон г..ворил о том что рухн..т храм старой веры и со..дастся новый храм ист..ны». 2) Прокуратор пр..изнес тяж..ло в..дохнув: «Зачем же ты бр..дяга на б..заре смущал народ рас..казывая про истину о которой ты (не)име..шь пр..дставления и что такое истина?»

3) И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спраш..ваю его о чем-то ненужном на суде... 4) Мой ум (не)служит мне бол..ше...» 5) И опять пом..рещилась ему чаша с темною жидк..стью. 6) «Яду мне, яду!» 7) И вновь он услыш..л гол..с:

8) «Ист..на в том что у тебя б..лит г..лова, б..лит так сильно что ты мал..душно помышля..шь о смерт... 9) Ты (не) только не в силах г..в..рить со мной но тебе трудно даже гл..деть на меня. 10) И с..йчас я (не)вольно являюсь тв..им палач..м что меня огорча..т. 11) Ты не мож..шь даже и думать о чем(нибудь) и мечта..шь только о том что(бы) пришла твоя с..бака единствен..ое (по)видимому существо к которому ты пр..вязан. 12) Но мучения твои сейчас кончат..ся г..лова пройдет». 13) Пилат поднял муч..нические глаза на ар..станта и увид..л что солнце уже д..вольно высоко стоит над гипподромом что луч пр..брался в колон..аду и по..ползает к стоптан..ым с..ндалиям Иешуа что тот ст..ронит..ся от со..нца.

(По М.А. Булгакову)

2. Стиль речи - _________________________________________________________________________

3. Тип речи - ___________________________________________________________________________

4. Основная тема текста - ________________________________________________________________

5. Идея текста - _________________________________________________________________________

6.Укажите фразу, которая противоречит содержанию текста.

А) Головная боль Пилата была настолько сильна, что он помышлял о смерти, чтобы избавиться от страданий.

Б) Иешуа избавляет Понтия Пилата от головной боли, чтобы прокуратор освободил его.

В) Иешуа верит, что Храм Истины – Любовь, Сострадание к ближнему – восторжествует в мире.

Г) Иешуа избавляет своего палача (Пилата) от головной боли от сострадания, жалости к нему.

7. Подберите синонимы к слову ИСТИНА (не менее 5 примеров), антонимы (не менее 5 примеров): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите, какой вид синтаксической связи используется в словосочетании «храм истины» - _______________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста 3 словосочетания с видом синтаксической связи примыкание:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста 3 именных словосочетания: _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Среди предложений 8 – 11 найдите сложное предложение, в составе которого есть придаточное следствия (напишите его номер): __________________________________________________________

12. Запишите номер сложного предложения со смешанной связью (сочинительной и подчинительной): _______________________________________________________________________

13. Укажите средство связи предложений 9-10: ______________________________________________

14. Найдите предложения, в которых есть обращение (запишите их номера): _______________________________________________________________________________________

15. Из предложений 1-5 выпишите составные именные сказуемые: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Найдите в тексте простые предложения, запишите их номера: ______________________________

17. Составьте схемы 1-2 предложений:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18. Дайте характеристику 6 предложению: «Яду мне, яду!»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Выпишите из текста простые односоставные назывные предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом (запишите номер предложения): _______________________________________________________________________________________

21. Какие проблемы поднимает автор в тексте?
Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите свою точку зрения. Свой ответ аргументируйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Оценка преподавателя ____________________


Работа над ошибками

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Карточки для подведения итогов»

Карточки для подведения итогов


Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основные признаки текста – это___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Связь бывает двух видов: ________________________________________________________________

Предложения могут связываться между собой с помощью _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточки для подведения итогов


Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основные признаки текста – это___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Связь бывает двух видов: ________________________________________________________________

Предложения могут связываться между собой с помощью _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточки для подведения итогов


Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основные признаки текста – это___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Связь бывает двух видов: ________________________________________________________________

Предложения могут связываться между собой с помощью _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточки для подведения итогов


Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Основные признаки текста – это___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Связь бывает двух видов: ________________________________________________________________

Предложения могут связываться между собой с помощью _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Оценочный лист

Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________

Тема урока ______________________________________________________________

ФИО ученика ____________________________________________________________


Что нового я узнал на уроке

Чему я научился

Где мне пригодятся знания








За работу я ставлю себе оценку ______, потому что __________________________________________



Оценочный лист

Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________

Тема урока ______________________________________________________________

ФИО ученика ____________________________________________________________


Что нового я узнал на уроке

Чему я научился

Где мне пригодятся знания








За работу я ставлю себе оценку ______, потому что __________________________________________



Оценочный лист

Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________

Тема урока ______________________________________________________________

ФИО ученика ____________________________________________________________


Что нового я узнал на уроке

Чему я научился

Где мне пригодятся знания








За работу я ставлю себе оценку ______, потому что __________________________________________



Оценочный лист

Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________

Тема урока ______________________________________________________________

ФИО ученика ____________________________________________________________


Что нового я узнал на уроке

Чему я научился

Где мне пригодятся знания








За работу я ставлю себе оценку ______, потому что __________________________________________


Просмотр содержимого документа
«РМ - ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ»

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

  1. Словарная работа «Соотнеси понятие и определение»

Текст: 

круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

Тема: 

проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)

Идея: 

несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Композиция: 

построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...



  1. Практикум по теме урока.

Задание №1прочитайте набор предложений

(1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)

  • Запишите предложения, чтобы получился текст.

  • Назовите основные признаки текста на основе выполненной работы.

Работа по тексту

а) выполните разбор слова по составу: СОВЕРШАЯ;
б) определите тип придаточного в 1-м предложении  получившегося текста;
в) выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд;
г) дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ;
д) замените словосочетание со способом связи согласование ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи управление.

Задание №2: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

Задание №3. Самостоятельная работа

1 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес. (“Книжное обозрение”)

2 вариант

Задание: определите признаки текста, определите вид грамматической связи предложений

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.(Ю. Казаков)


Задание №4.

- Определите средства связи предложений

  1. Предложения в тексте могут быть связаны с помощью связи через новое. Она часто выражается местоимениями.

  2. Друг познаётся в беде. Он твоя поддержка и опора в любом несчастье.

  3. На каждое упоминаемое в книге подземелье пролит свет. В издании также есть обширные примечания.

  4. Никто не может точно сказать, сколько существует на свете книг. В мире их даже больше, чем островов в океане.

  5. Потери, безусловно, неизбежны. Но надо осознавать эти потери как наши печали…

  6. Мы сегодня говорим о тексте. И в следующий раз будем говорить о тексте.

  7. Надеюсь, что наш с вами урок не оказался напрасным. Я хочу верить, что он вам понравился и на занятии вы узнали что-то новое и интересное.


  1. Подведение итогов.

- Продолжите предложения.

  1. Текст – это несколько предложений, связанных …

  2. Основные признаки текста – это …

  3. Связь бывает двух видов: …

  4. Предложения могут связываться между собой с помощью …




Просмотр содержимого документа
«РМ - ТЕОРИЯ Текст»

Текст — это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема — это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея — это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Она (как и тема) может быть выражена в заголовке текста. Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, поскольку представляет собой развёртывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.



Памятка «Правила составления текста»

«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:

1) в качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во-вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоимённых наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым;

2) следующие предложения должны присоединяться к первому с учётом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего — логических средств;

3) последнее предложение текста должно логически завершать фра гмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).



2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока (стр.102-104).

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

  2. Однокоренные слова.
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

  3. Синонимы.
    В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  4. Антонимы.
    У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

  5. Описательные обороты.
    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.
    1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
    1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели.Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

  4. Союзы (преимущественно сочинительные)
    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

  5. Частицы

  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)



Просмотр содержимого документа
«Работа с текстами в группах»

Работа с текстами в группах


Текст №1 (первая группа) 

Осень... Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли... сидишь дома, а на улице дождь и слякоть.

Именно осень А.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..» (Работа взята из сочинения - миниатюры ученика.)

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем. (Приходим к выводу, что нет в написанном ни композиционного единства частей: оно не обеспечено грамматической связью, потому нет и смысловой цельности, и относительной законченности. Существует лишь тематическое единство.)

3. Как исправить?


Текст №2 (вторая группа) 

1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.

2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».

3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.

4. Он был очень точен в своих изображениях.

5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите, какие признаки текста нарушены?

3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

4. Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения


Текст №3 (третья группа)

1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.

2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.

3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще березу.

4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.

5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях.


Комментарий: при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №55-56 Текст и его признаки»

ТЕКСТ И  ЕГО ПРИЗНАКИ

ТЕКСТ И

ЕГО ПРИЗНАКИ

Цели:

Цели:

  • дать определение текста;
  • обобщить сведения о тексте;
  • выявить основные признаки текста;
  • вспомнить основные способы и средства связи предложений в тексте
ТЕКСТ  (от лат. textum – ткань, связь, соединение)  Несколько предложений или абзацев,  связанных в целое темой и основной  мыслью

ТЕКСТ

(от лат. textum – ткань, связь, соединение)

Несколько предложений или абзацев,

связанных в целое темой и основной

мыслью

ВИДЫ ТЕКСТОВ:   - УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ   - КНИЖНЫЕ И РАЗГОВОРНЫЕ   - ПОДГОТОВЛЕННЫЕ И СПОНТАННЫЕ   - КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ

ВИДЫ ТЕКСТОВ: - УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ - КНИЖНЫЕ И РАЗГОВОРНЫЕ - ПОДГОТОВЛЕННЫЕ И СПОНТАННЫЕ - КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ

1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)

1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)

Работа по тексту а)  выполните разбор слова по составу: СОВЕРШАЯ;  б)  определите тип придаточного в 1-м предложении  получившегося текста;  в)  выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд;  г)  дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ;  д)  замените словосочетание со способом связи  согласование  ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи  управление.

Работа по тексту

а)  выполните разбор слова по составу: СОВЕРШАЯ; б)  определите тип придаточного в 1-м предложении  получившегося текста; в)  выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд; г)  дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ; д)  замените словосочетание со способом связи  согласование  ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи  управление.

Абзац

Абзац

  • Красная строка, отступ в начале строки.
  • Часть текста между двумя такими отступами.
Различают цепную и параллельную связь предложений.

Различают цепную и параллельную связь предложений.

При ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.  Особенности этого вида связи: — ДАННОЕ повторяется во всех  предложениях текста, НОВОЕ не  переходит в разряд ДАННОГО, — одинаковый порядок слов, — члены предложения выражены  одинаковыми грамматическими  формами

При ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.

Особенности этого вида связи:

— ДАННОЕ повторяется во всех

предложениях текста, НОВОЕ не

переходит в разряд ДАННОГО,

— одинаковый порядок слов,

— члены предложения выражены

одинаковыми грамматическими

формами

Главное в цепной связи — предложения сцепляются одно с другим . Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.  Особенности этого вида связи: — НОВОЕ предыдущего предложения  переходит в разряд ДАННОГО  следующего предложения, — повтор ключевого слова, замена его   синонимом, синонимическим  оборотом, местоимением, повтор  того или иного члена предложения

Главное в цепной связи — предложения сцепляются одно с другим . Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

Особенности этого вида связи:

— НОВОЕ предыдущего предложения

переходит в разряд ДАННОГО

следующего предложения,

повтор ключевого слова, замена его

синонимом, синонимическим

оборотом, местоимением, повтор

того или иного члена предложения

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин.

(Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачев)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

( Д. Лихачев)

определите признаки текста и вид грамматической связи предложений

определите признаки текста и вид грамматической связи предложений

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

  • Местоимения, наречия;
  • Повторы;
  • Синонимы;
  • Слова на одну тему;
  • Союзы;
  • Синтаксический параллелизм (одинаковое строение предложений);
  • Единство временных форм глаголов-сказуемых.
Тест “Верные и неверные высказывания”

Тест “Верные и неверные высказывания”

  • Текст состоит из предложений
  • К тексту нельзя придумать заглавие
  • Все предложения в тексте имеют границы
  • Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  • В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  • Текст можно разделить на части
  • Каждая часть текста записывается с красной строки
Проверь себя + «5» - 7 верных ответов - «4» – 6 верных ответов + «3» – 5 верных ответов - «2» – 4 и менее верных ответов + + +

Проверь себя

  • + «5» - 7 верных ответов
  • - «4» – 6 верных ответов
  • + «3» – 5 верных ответов
  • - «2» – 4 и менее верных ответов
  • +
  • +
  • +

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  1) Параграф 6, выучить правило на стр. 63, 67-68. 2) Упр. 148

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1) Параграф 6, выучить правило на стр. 63, 67-68.

2) Упр. 148

Просмотр содержимого презентации
«Приложение ТЕКСТ И ВИДЫ СВЯЗИ»

Русский язык  «Текст и его строение»   (9 класс)   Преподаватель русского языка  и литературы  МБОУ Петровской СОШ  Гончарова Светлана Владимировна

Русский язык «Текст и его строение» (9 класс) Преподаватель русского языка и литературы МБОУ Петровской СОШ Гончарова Светлана Владимировна

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение. Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически .  Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение. Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически .

Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

Между предложениями в тексте существует смысловая связь . Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Между предложениями в тексте существует смысловая связь . Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д.

Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Различают цепную и параллельную связь предложений.  При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются,при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.  Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто , в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.) Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между  предложениями . Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Различают цепную и параллельную связь предложений.

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим,

а сопоставляются,при этом благодаря параллелизму конструкций

возможны сопоставления или противопоставления.

Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены

предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто , в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.)

Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями . Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его  синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций. Рассмотрим рассказ В. Белова «На вокзале». (Пример взят из книги А. И. Горшкова «Русская словесность: От слова к словесности».) Задание: прочитайте текст и определите типы связи предложений в нём.

Главное в цепной связиповтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

Рассмотрим рассказ В. Белова «На вокзале». (Пример взят из книги А. И. Горшкова «Русская словесность: От слова к словесности».)

Задание: прочитайте текст и определите типы связи предложений в нём.

«Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал: — Жук, ну ты и жук! Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (...) И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (...)

«Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал:

— Жук, ну ты и жук!

Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (...)

И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (...)

Тип связи предложений в этом отрывке — лексический повтор: • зал ожидания... даже с котом — кот еще не стар — Пашка угостил кота рыбной головкой. К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка — она — ее. Грамматический повтор:  попил — перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения. Семантические и ассоциативные связи в этом тексте : вокзалы пустые — поездов мало — народу совсем нету; вокзалы чистые — никто не сорит шелуху семечек».

Тип связи предложений в этом отрывке — лексический повтор:

зал ожидания... даже с котомкот еще не стар — Пашка угостил кота рыбной головкой.

К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка — она — ее.

Грамматический повтор: попил — перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.

Семантические и ассоциативные связи в этом тексте : вокзалы пустые — поездов мало — народу совсем нету; вокзалы чистыеникто не сорит шелуху семечек».

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ   Все предложения в тексте (кроме первого) делятся на части: Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть предложения (из предыдущего предложения);связывает между собой предложения Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение; развивает мысль в тексте

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Все предложения в тексте (кроме первого) делятся на части:

Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть предложения (из предыдущего предложения);связывает между собой предложения

Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение;

развивает мысль в тексте

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ «НОВОЕ» становится «ДАННЫМ» в следующем предложении. Последующее связано с предыдущим. Предложения «сцепляются». 1. 2. 3. Вокруг города раскинулись леса. В лесах попадались озера с огромными соснами по берегам, Сосны все время тихонько шумели.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ

«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ»

в следующем предложении.

Последующее связано с предыдущим.

Предложения «сцепляются».

1.

2.

3.

Вокруг города раскинулись леса.

В лесах попадались озера с огромными

соснами по берегам,

Сосны все время тихонько шумели.

СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ:   - ПОВТОР СЛОВ - МЕСТОИМЕНИЯ -СИНОНИМЫ - ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА - ПЕРИФРАЗЫ и др.  Задание: составьте собственные примеры с данными видами связи

СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ:

- ПОВТОР СЛОВ

- МЕСТОИМЕНИЯ

-СИНОНИМЫ

- ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

- ПЕРИФРАЗЫ и др.

Задание: составьте собственные примеры с данными видами связи

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ «ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются... 1. 2. 3. 4. Леса оздоравливают землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими города».

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

«ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются...

1.

2.

3.

4.

Леса оздоравливают землю.

Они не только исполинские

лаборатории, дающие кислород.

Они поглощают пыль и ядовитые газы.

Их справедливо называют «легкими города».

СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:   -СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы) -ВВОДНЫЕ слова (во-первых, во-вторых, наконец) -наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там) - наречия ВРЕМЕНИ (сначала, потом) и др. Задание: составьте собственные примеры с данными видами связи

СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:

-СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

(одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы)

-ВВОДНЫЕ слова (во-первых, во-вторых, наконец)

-наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там)

- наречия ВРЕМЕНИ (сначала, потом) и др.

Задание: составьте собственные примеры с данными видами связи

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВА Миллионы разных цветов. .. лиловые колокольчики. .. белая кашка... СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима... мороз… снежок... сугробы... иней... ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже п рочитанному. СИНОНИМЫ (в том числе контекстные) Мимо плыли полянки... Убегали овраги... АНТОНИМЫ (в том числе контекстные) Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ Над головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВА

Миллионы разных цветов. .. лиловые колокольчики. .. белая кашка...

СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Зима... мороз… снежок... сугробы... иней...

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

(в том числе однокоренные слова)

Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже п рочитанному.

СИНОНИМЫ

(в том числе контекстные)

Мимо плыли полянки... Убегали овраги...

АНТОНИМЫ

(в том числе контекстные)

Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Над головой раздался стук дятла.

Лесной доктор обследовал больное дерево.

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ За окном опять метель. Зато на печке- то как тепло да уютно. МЕСТОИМЕНИЯ: -ЛИЧНЫЕ -УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. НАРЕЧИЯ Вдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом... ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ Хороша была Танюша. Краше не было в селе.

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ

За окном опять метель.

Зато на печке- то как тепло да уютно.

МЕСТОИМЕНИЯ:

-ЛИЧНЫЕ

-УКАЗАТЕЛЬНЫЕ

Звуки становились тише.

Они почти растворились в летнем зное.

Этот зной усыплял все живое вокруг.

НАРЕЧИЯ

Вдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом...

ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА

Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет.

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ

Хороша была Танюша. Краше не было в селе.

ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки . За окошком догорели огоньки . ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное , все знают о том, что... Оказывается , ... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…" width="640"

3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ПОРЯДОК СЛОВ = ИНТОНАЦИЯ

Я никак не мог уснуть. О ней все думал.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Но в камине дозвенели угольки . За окошком догорели огоньки .

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции)

Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

О чем мы говорили? О разном.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Наверное , все знают о том, что... Оказывается , ... Пожалуй, самое

интересное… Как выяснилось,…

Готовимся к ЕГЭ.    Укажите средства связи между предложениями А и Б. 1. А) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова. А) Союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение. 2 . А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души. а) Союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение. 3. А) Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия». Б) Написанный сразу по следам событий, роман несет нам жестокую правду о времени. а) Союз; б) лексический повтор; в) описательный оборот; г) антоним. 4 . А) Ученым, персонажам рассказа, предлагается создать антигравитационный двигатель. Б) Все знают, что это невозможно, поэтому работа стоит на нуле. а) Антоним; б) синоним; в) синтаксический параллелизм; г) указательное местоимение.

Готовимся к ЕГЭ.

Укажите средства связи между предложениями А и Б.

1. А) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.

А) Союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение.

2 . А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души.

а) Союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение.

3. А) Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия». Б) Написанный сразу по следам событий, роман несет нам жестокую правду о времени.

а) Союз; б) лексический повтор; в) описательный оборот; г) антоним.

4 . А) Ученым, персонажам рассказа, предлагается создать антигравитационный двигатель. Б) Все знают, что это невозможно, поэтому работа стоит на нуле.

а) Антоним; б) синоним; в) синтаксический параллелизм; г) указательное местоимение.

Если вы затруднились в последнем задании, вернитесь к теоретической части. Сделайте вывод по теме «Текст и его строение»
  • Если вы затруднились в последнем задании, вернитесь к теоретической части.
  • Сделайте вывод по теме «Текст и его строение»

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!