СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №49(50) И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Просмотр содержимого документа
«9 класс Тургенев Отцы и дети Раздаточный материал»

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

1. Замысел романа 

♦ Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает ...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

♦ И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей».

2. Сюжет и композиция

В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,

Базаров

и

Аркадий Кирсанов


Павел Петрович Кирсанов


Анна Сергеевна Одинцова


Родители Базарова


Ситников и Кукшина


Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:

Первый круг

Приезд в Марьино

(М)

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрица­ние - мы отрицаем».

Первая встреча с Одинцовой (О)

Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к ка­кому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое бо­гатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.

Приезд в имение родителей (Р)

«...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький)

«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцо­вой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства База­рова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любо­вью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.

Второй круг

Приезд в Марьино (М)

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристо­кратией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.

Базаров заезжает к Одинцовой (О)

Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на ко­торые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова.

Базаров у родителей (Р)

Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяго­тится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к сво­им старикам перед смертью он не может.

Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг стано­вится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.

 


3. Теория Базарова


Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:

искусство

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»

природу как предмет для восхищения

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

любовь

«белиберда»

и даже...

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко госпо­дин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

- Мы отрицаем все.

- Все?

- Все.

- Как? Не только искусство, поэзию... но и ...страшно вымолвить...

- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим катего­ричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

4. Основные конфликты в романе

Отцы и дети

Теория и жизнь

Наиболее острое столкно­вение происходит между Базаровым и Павлом Пет­ровичем Кирсановым.

Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой.

Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории ни­гилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить придуманной, «головной» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви, то есть всего того, что Базаров пренебрежительно назы­вает «белибердой».

«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вра­жде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно про­валивается всюду». («Формула жука» П. Вайль, А. Генис)

Из письма И. С. Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».


Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок № 49 Тургенев Отцы и дети Вводный урок»

9 класс

Урок № 49 Тургенев — создатель русского романа. История создания романа “Отцы и дети”. Характеристика эпохи 60-х годов XIX века

Цели:

  1. напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни;

  2. рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

  3. воспитывать у учащихся интерес к творчеству Тургенева.

Тип урока – изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок, посвященный творчеству И. С. Тургенева, я назвала словами А. С. Пушкина: “И даль свободного романа...” , которые так точно характеризуют поэтику произведений этого замечательного художника слова - Ивана Сергеевича Тургенева. В центре нашего внимания сегодня - ваши впечатления от первого прочтения романа “Отцы и дети”, развитие жанра романа в России в XIX веке, история создания романа “Отцы и дети”, отражение эпохи 60 годов XIX века в произведении, особенности литературного творчества Тургенева.

II. Проверка знаний материала предыдущего урока

Тест-опрос по 2 вариантам. (Приложение №1)

1. Творческое задание, выполненное учеником “Экскурсия в музей Тургенева” - презентация в PowerPoint

(Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя “И даль свободного романа” (Приложение №2)

III. Тургенев — создатель русского романа. слайд №1

  • Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если уж он затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

  • Писарев в статье “Базаров” отмечал: “Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа. “ Это отзывы о романе современников Тургенева, а что можете сказать вы?

- Каково ваше первое впечатление от произведения?

- Какие проблемы романа являются современными и для нас? (Например, отношение к природе, отношения отцов и детей)

- Назовите героев романа.

- Чем Базаров отличается от других героев?

- Наверняка при знакомстве с главным героем у вас создалось собственное отношение к его взглядам, поступкам. Как вы считаете, чему можно поучиться у главного героя?

(Силе води, самообладанию в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; целеустремленности, работоспособности; он враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремится разобраться во всем самостоятельно. )

- Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

- Почему это произведение относится к жанру романа? Каковы вообще особенности романной формы?

(Особенности романной формы большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, к эпохе в целом, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве , но художественная завершенность).

- Как же данный роман связан с эпохой?

III. История создания романа “Отцы и дети”

1. Время создания романа. (Рассказ ученика)

Роман написан в 1861 году. Время действия -1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли.. Это годы исторического перелома, период подготовки и проведения крестьянской реформы. Общество разделилось на 2 лагеря; разночинцы-демократы и дворяне (консерваторы и либералы). Во время правления Александра 11 в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась “для себя”, то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

2. Дополнение учителя к рассказу об эпохе.

1. (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил)

2. Новое поколение, поколение 1860-х, испытывало глубокую усталость от атмосферы всеобщего говорения, обсуждения, споров. Оно не хотело более "объяснять мир", оно желало изучать и переделывать его. В 1860-х годах началось повальное увлечение молодёжи "положительным" знанием, то есть естественными науками, биологией, химией, медициной. Интерес к естествознанию усиливался и благодаря научным открытиям, сделанным в те же 60-е годы известными русскими учёными — А. М. Бутлеровым, И. М. Сеченовым, Д. И. Менделеевым. Естественные науки позволяли осязать, видеть объект изучения, и что не менее важно — из этого научного знания гораздо проще было извлечь реальную пользу, применить плоды изысканий на практике.

- Кто из героев романа может быть назван героем своего времени?

Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения.

Но в статье “Базаров” Писарев верно отмечал, что роман Тургенева “Отцы и дети” не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы?

Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти “новые люди”- разночинцы - демократы.

IV. Развитие жанра романа в творчестве Тургенева.

1. Слово учителя с элементами беседы.

Роман “Отцы и дети” - не первый в творчестве Тургенева. До него писателем было создано уже 3 романа. Почему так пристально обращается Тургенев к жанру романа. И не он один.

Слайд №2

- Вспомните, что расцвет романа наступает в XIX в., как называют эту одну из самых ярких страниц мировой культуры? (Эпоха русского романа.)

- Почему? (В первых рядах прогрессивно развивающегося жанра романа XIX в. Находились произведения русской литературы. )

Получили широкое распространение самые различные разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический Успешно, как никогда раньше, развивается психологический роман. (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, “Анна Каренина” Л. П. Толстого), и в то же время создаются колоссальные эпопеи (“Война и мир, ).

Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны: жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов”. – писал Белинский.

Большой вклад в разработку формы жанра внесли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров , М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. Г. Чернышевский , Л. П. Толстой и Ф. М. Достоевский и другие русские писатели, они отразили в своих произведениях напряженные этические и философские поиски века.

Тургенева по праву считают создателем русского романа, он стал знаменитым, когда уже не было Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевский был на каторге, а Толстой был еще молодым писателем.

- Кого же ищет Тургенев, так настойчиво обращаясь к жанру романа? ( Нового героя времени) Какого герояи?

Слайд №3 “Тургенев-романист”

Обратить внимание уч-ся на романы Тургенева, затем обратиться к тем, которые были написаны до “Отцов и детей”.

2. Рассказ подготовленных уч-ся о романах, предшествующих “Отцам и детям” (одновременно демонстрируются слайды)

а) “Рудин” слайд №4

В романе “Рудин” Тургенев подвел итог своим многолетним наблюдениям над характером “лишнего человека” и в образе главного героя нарисовал выразительный портрет человека, в котором сконцентрировались мысли и чувства, наиболее характерные для русских людей культурного слоя эпохи 40-х годов прошлого столетия. Рудин изображен в романе как человек умный и талантливый, мечтающий о благе человечества, о полезной и плодотворной деятельности. Он верит в торжество великих идеалов. По его мнению, ценность любого человека определяется, прежде всего, его образованностью, культурой, верой в самого себя, в силу своего разума. Смысл жизни Рудин видит в труде, направленном на общеполезное дело. Он осуждает лень и малодушие, призывает к активной деятельности. Но сам он оказался совершенно неспособным претворить свои идеалы в жизнь, он не сумел применить свои богатые возможности на деле. У него были ум, знания, высокие устремления, но не было ни воли, ни характера, ни умения трудиться. К тому же Рудин не знал жизни, истинных потребностей своей страны. Рудин оказался, по словам Герцена, “умной ненужностью”

б) “Дворянское гнездо” слайд №5

В этом романе Тургенев также продолжает разрабатывать тему “лишнего человека” дворянского сословия. Усиленно находясь в поиске нового героя, Тургенев понял, что в среде дворянства его не найти. И образ главного героя - последнего “лишнего человека” - Лаврецкого - это т.н. лебединая песня всему дворянскому классу. И в романе “Накануне” он создает образ нового героя.

в) “Накануне” слайд №6

В романе “Накануне” главный герой - болгарин Инсаров. Человек из разночинной среды. Новый герой Тургенева полностью отказался от всего личного, посвятивший свою жизнь одной великой цели - спасти свой народ от порабощения, освободить родную Болгарию от гнета иноземных завоевателей.

То, что в центре нового произведения оказался герой из разночинной среды, говорит о том, что писатель почувствовал, что их время прошло, что им на смену пришли люди иного склада, с иными мыслями и устремлениями.

Но, признав главными деятелями героической борьбы за освобождение болгарского народа разночинцев-демократов, Тургенев полагал, что на подобную роль русские демократы пока не могут претендовать. Этим и объясняется то обстоятельство, что героем романа “Накануне” писатель решил сделать не русского, а болгарина, который считал, что ради освобождения своей страны от иноземного ига, следовало забыть классовые противоречия и объединить все силы во имя одной цели.

3. Беседа с учащимися.

- Как выдумаете, ребята, почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? (потому что вот этого объединения противостоящих друг другу классов в России не было ) Как меняется образ нового героя от романа к роману?

Русская жизнь и отечественная литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, русского Инсарова. О его незамедлительном появлении убежденно писал в финале своей статьи “Когда же придет настоящий день?” Н.А. Добролюбов. И он явился в лице Базарова.

- Как вы думаете, в чем новизна этого героя? (в том, что, в отличие, например, от Печориных и Рудиных в нем, по словам Писарева, “знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”)

слайд №7

Роман “Отцы и дети” был начат Тургеневым в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1861 году (и опубликован в 1862г в ж. “Русский вестник”). Он писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о “новых людях”.

- Как вы думаете, каков смысл названия романа “Отцы и дети”. Связано ли это, по-вашему, с основным конфликтом романа?

После ответа детей слайд №8, затем обобщение учителя:

Действительно, в романе тесно сплетаются семейный конфликт поколений и конфликт идеологический. В романе речь идёт не только о семейных взаимоотношениях (у Базарова нет вражды с отцом, а Аркадий недалеко ушёл от Николая Петровича). Понятия “старшее поколение” и “младшее поколение” имели определённый политически смысл: “дети” - это сторонники новых, передовых идей, которые отрицают прошлое и верят в будущее, отцы – те, которые живут прошлым, хотя его уже нет, и не верят в светлое будущее, поэтому главный конфликт романа - мировоззренческий.

Итак, мы видим, что это произведение остро полемическое. В романе присутствуют две прямо противоположные тенденции - антидемократическая и антидворянская.

Особенность литературного творчества Тургенева в том, что он был художником весьма объективным и в большинстве своих романов стремился по возможности критически относиться к противоборствующим силам: “Настоящие столкновения - те, в которых обе стороны до известной степени правы”. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Позднее он так сформулировал этот свой принцип: “.. точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.

Таким образом, Тургенев, как большой художник, преодолевал свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей и старался нарисовать в основном верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века. И это действительно так.

А если нет, то тогда как можно объяснить следующие слова либерала Тургенева:

Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?... Они лучшие из дворян и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”.

Я прошу вас запомнить эти слова Тургенева, поскольку на последующих уроках мы попробуем доказать, так ли это.

Слайд №9

Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Зачитать слова со слайда, задать вопросы учащимся:

- Каких критиков знаете?

- Как вы думаете, о чем спор?

Спор в основном шел по образу Базарова, одни, например, Антонович, называли Базарова болтуном и циником, другие, такие, как Писарев, видят в нем знамение времени.

Уч-ся в роли критиков об основных спорах:

1. "Антонович" отрицает жизненность, социальную и художественную значимость книги Тургенева, приравнивая ее к бездарному роману писателя третьего ряда В. И. Аскоченского "Асмодей нашего времени". В целом "Отцы и дети" характеризуются как злостный пасквиль на молодое поколение и панегирик "отцам"; главный герой романа Базаров предстает болтуном и циником.

2. "Катков" утверждает, что нигилизм, вопреки мнению его апологетов, есть "отрицательный догматизм со своими идолами и сектантством... религия, опрокинутая, исполненная внутреннего противоречия и бессмыслицы,... религия, которая может иметь своих учителей и фанатиков". Поэтому с болезнью нигилизма необходимо бороться путем усиления охранных начал, и Тургенев первым показал пример такой борьбы, призывая к ней и других писателей.

3. "Писарев" категорически не согласен с обвинениями в адрес Базарова, видя в нем знамение времени. Он рассказывает о причинах появления людей, подобных Базарову, дает анализ складу его мышления, его жизненных устремлений, поведения в обществе, подчеркивая при этом, что это тип "нового человека", которого так долго ждали, ибо "у Базаровых есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое". На возражения других "критиков", упрекающих Базарова за его гордость и себялюбие, "Писарев" парирует: "Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок... Он... умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью".

Учитель резюмирует диалог критиков, конкретизируя две полярные точки зрения на героя.

На следующих уроках мы познакомимся и с другими т. з: Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Страхова, а пока:

- Как вы думаете, авторское отношение к героям, какое оно?

- А к Базарову?

В качестве размышления на перспективу, предлагаю послушать слова самого Тургенева:

В письме к А. Фету: "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести - я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу"

Или другое: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели”

- Попробуйте выразить позицию Тургенева через подпись к рисунку на слайде №9 (можно раздать)

(Примечание. Предварительно на слайде подпись “Нет сладу ни с детьми, ни с отцами.” обесцветить)

- Когда мы открываем первую страницу романа, читаем: “Посвящается памяти В. Г. Белинского”.

Слайд №10

- Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман именно В. Г, Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского. Он разночинец, сын флотского врача, что послужило, в какой-то мере, источником качеств, похожих на Базарова.)

V. Подведение итогов урока

Я думаю, наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, так как у вас пока еще не сложился сколько-нибудь определенный взгляд на роман и его главного героя, а есть только его первичное восприятие. С этой целью и будут проходить наши уроки "погружения" в роман. Мы поговорим и о социальном конфликте, и о любви, которая была послана герою как испытание, поговорим и том, какие тайны скрывает роман, и о спорах, рожденных прочтением романа современниками Тургенева и его потомками, а пока вот вам задание на следующий урок:

VI. Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать цитатный материал из текста романа о Н. П. Кирсанове, П. П. Кирсанове , Аркадии Кирсанове, Евгении Базарове Особо обратите внимание , т.к. все эти характеристики очень важны в понимании образов героев и постоянно будут нам нужны при анализе романа. (Записано на доске.)

1. Внешность;

2. происхождение;

3. воспитание;

4. черты характера, образование;

5. общественно-политические взгляды;

6. отношение с окружающими;

7. речь, лексика.

Мне было приятно сегодня работать с вами, спасибо за урок, до свидания.

Основные вопросы спора:

  • об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

  • о принципе деятельности нигилистов;

  • об отношении к народу;

  • о взглядах на искусство и природу.


Братья Кирсановы

Базаров




Подведите итоги спора: дайте сравнительную характеристику мировоззренческих позиций «отцов» и «детей».


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Таблица «Ассоциативный ряд»

по названию романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»


Задание: Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «отцы и дети»?

Какие отношения между ними возможно?

Запишите свои ассоциации в таблицу.



Отцы



Дети


Взаимоотношения


Отцы и дети

































Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Таблица «Ассоциативный ряд»

по названию романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»


Задание: Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «отцы и дети»?

Какие отношения между ними возможно?

Запишите свои ассоциации в таблицу.



Отцы



Дети


Взаимоотношения


Отцы и дети

Пожилые люди

Старики

Родители

Рассудительные

Умудрённые опытом

Учителя

Консерваторы

Люди устаревших взглядов

Молодые люди

Юнцы

Легкомысленные

Безрассудные

Нуждающиеся в помощи

Прогрессивные

Люди новых взглядов

Деятельные

Любовь

Враждебность

Равнодушие

Ненависть

Уважение

Доверие

Зависимость

Разные поколения, не понимающие друг друга, противоборствующие, вечно спорящие

Двигатели прогресса

Символ жизни


Анализируем таблицу

В первых двух колонках мы встречаем и бытовые, и отвлечённые ассоциации. Их почти поровну. Сами эти слова и являются обозначением конфликта. Какие бы ни были взаимоотношения между сторонами этого конфликта, он неизбежен. Именно поэтому, объединённые в последней колонке, они сразу же приобретают символическое, отвлечённое значение. Таким образом, самим названием романа Тургенев заявил скорее о его философском, вечном звучании, нежели о политическом, идеологическом.

Само же название романа заставляет читателей искать конкретных соответствий в окружающей жизни. Политическая борьба в России, ожидание перемен в обществе, утверждение в социальной жизни нового класса предрекали роману не только популярность, но и однобокое, тенденциозное понимание.







Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4

Задание группы № 1


Время создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Время создания романа характеризуется расколом в обществе, политической борьбой, уходом с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» своё место. Это время ожидания реформ.

Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедова. В XX веке такую же роль выполнит роман Максима Горького «Мать». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвозвратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой переломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит вокруг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.

История создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  1. Разрыв с «Современником». За два года до написания романа Тургенев пережил тяжёлый и мучительный разрыв с «Современником», в организации которого он участвовал и с которым сотрудничал пятнадцать лет. Этот журнал принёс ему известность, подарил дружбу с Некрасовым, Белинским. Теперь же отношения с ним стали просто унизительными для писателя: ему предпочли «молодого и нахального выскочку» Добролюбова, давшего свою интерпретацию романа «Накануне», не устроившую Тургенева. Добролюбов представлял то самое молодое поколение, которое пришло на смену «отцам». Между ним и Тургеневым не могло возникнуть понимания: слишком они были разными.

Добролюбов потряс своей нетерпимой позицией в отношении «чистого искусства», в частности Пушкина. Он написал возмутившую Тургенева рецензию на 7 том Пушкина, бесцеремонную и просто несправедливую. А далее он обратил свой гнев против взглядов поколения Тургенева, видя именно в этих людях своих врагов. Затем последовала рецензия на роман «Накануне», возмутившая Тургенева.

Тургенев фактически поставил Некрасова перед выбором, и Некрасов предпочёл ему Добролюбова.

  1. План романа. Тургенев начинает знакомиться с трудами вульгарных материалистов, кумиров Добролюбова. Они отрицают всё, что дорого любому нормальному человеку: «нет любви, есть лишь «физиологическое влечение»; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством – есть лишь «физиологическое раздражение нервных окончаний»; нет преемственности в смене поколений, и молодёжь должна с порога отрицать «ветхие» идеалы «старичков». Материя и сила!»

Мог ли Тургенев, такой впечатлительный человек, не представлять себе этого нового героя нового времени?

По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Эту версию поддерживает и объясняет Н.Чернышевский.

Тургенев опровергал эту точку зрения. Приводя свою версию: «Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте, - дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». … в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Приложение 5

Задание группы № 2


Современники о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»


  1. А.И. Герцен – писатель, публицист, критик, издатель, один из первых политических эмигрантов, из статьи «Ещё раз Базаров».

Тургенев был больше художник в своём романе, чем думают, и оттого сбился с дороги, и, по-моему, очень хорошо сделал, - шёл в комнату, попал в другую, зато в лучшую…

Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой базаров увлёк Тургенева, и, вместо того чтобы пресечь сына, он выпорол отцов.


  1. Отставной генерал, один из числа тех многих недовольных генералов, которые получили отставку после Крымской войны.

Признаюсь, я эту дребедень, называемую повестями и романами, не читаю. Но куда ни придёшь – только и разговоров, что об этой книжке… стыдят, уговаривают прочитать. Делать нечего – прочитал… Молодец сочинитель; если встречу где-нибудь, то расцелую его! Молодец! Ловко ошельмовал этих лохматых господчиков и учёных! Молодец!.. Придумал же им название – нигилисты! Попросту ведь это значит глист!.. Молодец! Нет, этому сочинителю за такую книжку надо бы дать чин, поощрить его, пусть сочинит ещё книжку об этих пакостных глистах, что развелись у нас!


  1. Н. Страхов, критик, публицист, философ, из критического очерка «И. Тургенев. Отцы и дети», опубликованного в 1862 г. в «Русском вестнике».

Какой же смысл романа? – спросят любители голых и точных выводов. Составляет ли, по-вашему, Базаров предмет для подражания? Или же, скорее, его неудачи и шероховатости должны научить Базаровых не впадать в ошибки и крайности настоящего Базарова? Одним словом, написан ли роман за молодое поколение или против него? Прогрессивный он или ретроградный? Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий возможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний.


  1. Л. Нелидова (настоящее имя – Л.Ф. Ламовская), писательница.

Разве не ясно, что такой, как он есть, Базаров головой выше всех окружающих! И разве не поразительно, что именно он, Тургенев, которого все, начиная с него самого, постоянно упрекали в бесхарактерности, мог создать Базарова, этот образец настоящего мужского характера, каких в литературе, как и в жизни, у нас меньше всего!


  1. Из сатирического журнала «Искра».

В журнале была напечатана карикатура, изображавшая Тургенева, тычущего грязную метлу прямо в нос Базарову. На соседнем рисунке тот же Тургенев угодливо сливал из умывального кувшина воду на руки Павлу Петровичу Кирсанову. Подпись под карикатурой прямо говорила, что «детей» Тургенев очернил, вывалял в грязи, а отцов он «умывает, причёсывает, старается показать их беленькими. Приносит им и мыло, и духи, и благородные щёточки, и гребёночки».

Просмотр содержимого документа
«Приложение 6»

Приложение 6

Задание группы № 3


Дмитрий Минаев


Отцы и дети? Параллель


Уж много лет без утомления

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну:

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти

Как прежде, в старину.


Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана,

Лишь у Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.


И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?


Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург1?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?


Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

1862


1 Рыцарь Тогенбург – благородный герой баллады Ф. Шиллера, известной нам в переводе В Жуковского.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №49-50»

9 класс


Урок №49-50

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа.

Цели:

организовать исследовательскую деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Задачи:

  1. актуализация субъективного опыта учащихся перед осмыслением нового материала по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»;

  2. осмысление нового материала по истории создания и спорам вокруг романа через исследовательскую деятельность учащихся на уроке с использование ИКТ;

  3. совершенствование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ

Прогнозируемые результаты:

учащиеся умеют выделять проблему исследования; выдвигают гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками (обработка и оформление информации с использованием ИКТ); презентуют результат самостоятельного исследования с использованием ИКТ; делают выводы и анализ проведенной исследовательской работы; проводят рефлексию собственной, групповой и коллективной деятельности.

Тип урока:

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Оборудование:

дидактический раздаточный материал, ноутбуки, приложения для создания и оценивания презентаций

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный этап (2 минуты).

  1. Позитивный настрой учителя и учащихся.

  2. Формирование целевых установок урока и плана работы на уроке (исследовательская деятельность учащихся на уроке: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез её решения, обоснование выдвинутых гипотез, переоформление для применения, применение).

  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (8 минут) (начало организации исследовательской деятельности учащихся на уроке, т.е. постановка проблемы исследования и выдвижение гипотез её решения):

  1. Сообщение темы урока, демонстрация её на слайде презентации к уроку (см. Приложение 1), формулирование совместно с учащимися цели урока.

  2. Учитель актуализирует субъективный опыт учащихся, предлагая технику «Ассоциативный ряд» (см. Приложение 2): «Обсудите, какие персонажи могут встретиться в романе с названием «Отцы и дети»? Какие отношения между ними возможны? Запишите свои ассоциации в таблицу и сделайте вывод, может ли произведение с названием «Отцы и дети» вызвать интерес у читателей?

  3. Заслушивание ответов учащихся по работе с таблицей «Ассоциативный ряд» (см. Приложение 3).

  4. Учитель предлагает вниманию учащихся эпиграф урока:

«Отцы и дети» - едва ли не самая шумная и

скандальная книга в русской литературе»

П. Вайль и А. Генис,

- с целью определения значимости темы для дальнейшего изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и организации исследовательской деятельности учащихся на уроке.

  1. Учитель организует начало исследовательской деятельности групп учащихся на уроке.

Приветствуют учителя.








Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока.


Подбирают ассоциации, заполняют предложенную таблицу, представляют ассоциативные ряды.




Учащиеся формулируют для дальнейшего исследования проблему, опираясь на высказывание авторов эпиграфа, и выдвигают гипотезы решения проблемы исследования. Далее всё это представляется для прослушивания.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Этап изучения нового материала (30 минут)

  1. Распределение задания по группам:

  • 1 группа – дидактический печатный материал «Время и история создания романа «Отцы и дети» (см. Приложение 4);

  • 2 группа – дидактический печатный материал «Современники Тургенева о романе «Отцы и дети» (см. Приложение 5);

  • 3 группа – дидактический печатный материал «Стихотворение Дмитрия Минаева «Отцы и дети» (см. Приложение 6).

  1. Учитель даёт установку на выполнение следующих этапов исследования: обоснование выдвинутых гипотез и переоформление для применения: «Изучите предложенный материал, найдите в нём подтверждение или опровержение выдвинутых вами гипотез и оформите своё исследование в виде презентации с использованием программы Microsoft Power Point, требования к которой находятся в «Памятке № 1» у каждого компьютера (см. Приложение 7). Подготовьте выступление от группы с опорой на правила выступления с презентацией по правилам «Памятки № 2» (см. Приложение 8).



  1. Этап первичной проверки понимания изученного (20 минут)

Учитель организует заключительный этап исследования на уроке – применение (обсуждение и вывод). Обращается к учащимся с установкой: «При выступлении групп с презентацией своего исследования члены одной группы выступят экспертами по требованиям к созданию презентации «Памятки № 1», члены другой группы проэкспертируют выступающего по тем правилам, которые были предложены в «Памятке № 2».

  1. Слушаются выступления представителей от групп с результатами и выводами исследования.

  2. Выслушиваются выступления экспертной оценки групп-слушателей.


  1. Этап закрепления изученного (5 минут).

Учитель осуществляет процесс осмысления учащимися изученного материала и совершенствования способов деятельности через фронтальный опрос:

  1. Как ты действовал, работая над проблемой исследования?

  2. Почему именно так ты выполнял задание?

  3. Какие действия ты осуществлял, чтобы провести исследование?

  4. Как ты выстраивал план своего ответа при выступлении?


  1. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности (10 минут).

Учитель даёт установку на обобщение и систематизацию знаний и способов действий учащихся с использованием Интернет: «В процессе исследования мы с вами разрешили проблему, выдвинутую в начале урока. Пришли к выводу о том, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» на самом деле «шумная и скандальная книга русской литературы». Хотелось бы услышать от вас, дорогие исследователи, может ли быть так интересно для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»? Своё мнение вы выскажите, став участниками форума по вопросам жизни и творчества И.С. Тургенева по электронному адресу: www.turgenev.org.ru/

Продолжение исследовательской деятельности учащихся на уроке: обоснование выдвинутых гипотез и переоформление для применения – создание презентаций












Группы представляют презентации с результатами и выводами исследования, оценивают работу других групп, используя Памятку №2, выступают с экспертной оценкой.





Отвечают на вопросы учителя фронтально.






Учащиеся высказывают свою точку зрения об актуальности произведения Тургенева «Отцы и дети» для современного читателя.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Этап подведения итогов урока – рефлексия (3 минуты).

Учитель организует процесс подведения итогов урока и мобилизует учащихся на рефлексию:

«Я»,

«МЫ»,

«ДЕЛО»

Учащиеся осуществляют самооценку («Я»), оценку работы в группе («МЫ»), оценку работы класса («ДЕЛО») при организации исследовательской деятельности на уроке с использованием ИКТ

Домашнее задание

  1. Этап информации о домашнем задании (2 минуты):

  1. Учитель мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания.

  2. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания:

а) прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»;

б) создать коллаж или презентацию на тему «Система образов романа «Отцы и дети» или «Основные сюжетные линии романа «Отцы и дети».

Второе задание можно выполнять как индивидуально, так и в парах.

  1. Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок № 49 Тургенев Отцы и дети Вводный урок»

«И даль свободного романа … ».  Иван Сергеевич Тургенев

«И даль свободного романа».

Иван Сергеевич Тургенев

Расцвет романа- XIX век  Разновидности жанра:

Расцвет романа- XIX век

Разновидности жанра:

  • Социальный
  • Политический
  • Исторический
  • Философский
  • Психологический
  • Любовный
  • Семейно-бытовой
  • Приключенческий
  • Фантастический
Тургенев- романист

Тургенев- романист

  • «Рудин»(1855)
  • «Дворянское гнездо»(1858)
  • «Накануне»(1860)
  • «Отцы и дети»(1861)
  • «Дым»(1861)
  • «Новь»(1876)
«Рудин» (1855г) Роман “ Рудин” описывает облик человека 1840-х годов, его реальный вклад в историю. Он из захудалого дворянского рода, он беден, почти нищ, и вынужден жить за чужой счёт, но Рудин жаждет деятельности Рудин  гибнет во время французской революции 1848 года. Он появляется на вершине баррикады с красным знаменем в одной руке, с “кривой и тупой саблей” в другой и кричит “что-то напряжённым, тонким голосом, карабкаясь кверху”.

«Рудин» (1855г)

Роман “ Рудин” описывает облик человека 1840-х годов, его реальный вклад в историю.

Он из захудалого дворянского рода, он беден, почти нищ, и вынужден жить за чужой счёт, но Рудин жаждет деятельности

Рудин гибнет во время французской революции 1848 года. Он появляется на вершине баррикады с красным знаменем в одной руке, с “кривой и тупой саблей” в другой и кричит “что-то напряжённым, тонким голосом, карабкаясь кверху”.

Роман “Дворянское гнездо” (1858)  Основное действие приходится на 1842 год, он посвящён судьбам русского дворянства, постепенно сходящего с исторической сцены. Лиза и Лаврецкий “ Дворянское гнездо” —  это “наблюдения над русской жизнью”, над её лицами, тайными и явными переменами в ней.   Лиза Калитина

Роман “Дворянское гнездо” (1858)

Основное действие приходится на 1842 год, он посвящён судьбам русского дворянства, постепенно сходящего с исторической сцены.

Лиза и Лаврецкий

Дворянское гнездо” — это “наблюдения над русской жизнью”, над её лицами, тайными и явными переменами в ней.

Лиза Калитина

“ Накануне”(1859г)  События романа “ Накануне”, законченного в 1859 году, приурочены к 1853 году. Главным героям романа, Елене Стаховой и Дмитрию Инсарову , чужды сомнения в их призвании на земле, полезное дело, которое так искал Рудин, наконец нашлось.  Смысл жизни болгарина Инсарова — в освобождении Болгарии от власти турок. Борьба за свободу болгар становится и делом Елены, вышедшей за Инсарова замуж.

Накануне”(1859г)

События романа “ Накануне”, законченного в 1859 году, приурочены к 1853 году. Главным героям романа, Елене Стаховой и Дмитрию Инсарову , чужды сомнения в их призвании на земле, полезное дело, которое так искал Рудин, наконец нашлось.

Смысл жизни болгарина Инсарова — в освобождении Болгарии от власти турок. Борьба за свободу болгар становится и делом Елены, вышедшей за Инсарова замуж.

“ Отцы и дети”   (1862)

Отцы и дети” (1862)

Роман “Отцы и дети” был начат Тургеневым в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1861 году. Он писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.
  • Роман “Отцы и дети” был начат Тургеневым в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1861 году. Он писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.
Роман написан в 1861 году. Время действия -1855-1861 гг. - период, сложный для России.

Роман написан в 1861 году. Время действия -1855-1861 гг. - период, сложный для России.

  • В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно.
  • Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли.. Это годы исторического перелома, период подготовки и проведения крестьянской реформы. Общество разделилось на 2 лагеря; разночинцы-демократы и дворяне (консерваторы и либералы). Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.
Роман назван «Отцы и дети» не случайно. Конфликт «отцов» и «детей» в романе имеет и историческую, и общечеловеческую основу.

Роман назван «Отцы и дети» не случайно. Конфликт «отцов» и «детей» в романе имеет и историческую, и общечеловеческую основу.

  • Историческая основа: идейная борьба дворян -либералов и революционных демократов - разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Общечеловеческая основа: проблемы взаимоотношений детей и родителей в семье.
В романе нашел отражение исторический процесс смены поколений.

В романе нашел отражение исторический процесс смены поколений.

  • 40-е гг. Х I Х века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс.
  • 50-60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
Разночинцы
  • Разночинцы«люди разного чина и звания», межсословная категория населения в России Х I Х века; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинного слоя в России было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда .
И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
  • И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? Какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о “новых людях”.
  • В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? Какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о “новых людях”.
“ Отцы и дети”  посвящены памяти В.Г. Белинского, представителя демократического движения 1840-х годов и — разночинца. Вынося имя Белинского на титульную страницу романа, Тургенев точно бы предупреждает читателя: главным героем его будет лицо нового сословия, такой же разночинец, до сих пор гость в русской литературе редкий .
  • Отцы и дети” посвящены памяти В.Г. Белинского, представителя демократического движения 1840-х годов и — разночинца. Вынося имя Белинского на титульную страницу романа, Тургенев точно бы предупреждает читателя: главным героем его будет лицо нового сословия, такой же разночинец, до сих пор гость в русской литературе редкий .
Проблема “отцов и детей” — проблема вечная представитель “детей” -будущий медик, Евгений Васильевич Базаров.  Представитель старшего поколения в романе  Николай Петрович Кирсанов . Представителем “отцов” выступает и  Павел Петрович Кирсанов Смена поколений, сопровождающаяся обновлением вкусов и взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми.

Проблема “отцов и детей” — проблема вечная

  • представитель “детей” -будущий медик, Евгений Васильевич Базаров.

Представитель старшего поколения в романе Николай Петрович Кирсанов .

  • Представителем “отцов” выступает и Павел Петрович Кирсанов

Смена поколений, сопровождающаяся обновлением вкусов и взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми.

Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году в журнале “Русский вестник” и сразу же привлёк к себе внимание читателей.    В печати появилось огромное число критических откликов на роман — следовательно, “Отцы и дети” были злободневны, Тургенев задел “больную” для общества тему.  «Нет сладу ни с детьми , ни с отцами» Рис. Из сатирического журнала «Оса»1868 г

Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году в журнале “Русский вестник” и сразу же привлёк к себе внимание читателей.

В печати появилось огромное число критических откликов на роман — следовательно, “Отцы и дети” были злободневны, Тургенев задел “больную” для общества тему.

«Нет сладу ни с детьми , ни с отцами»

Рис. Из сатирического журнала «Оса»1868 г

Жанр – роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным , использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным , глубокое исследование человеческих характеров – психологическим .
  • Жанр – роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным , использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным , глубокое исследование человеческих характеров – психологическим .

«Отцы и дети» -

роман социально-психологический

Композиция - моноцентрическая
  • Композиция - моноцентрическая

родители

Н.П.Кирсанов

Базаров

П.П.Кирсанов

Ситников,

Кукшина

А.С.Одинцова

Аркадий

Образ героя занимает центральное место в композиции романа. Все остальные лица романа

группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним,

резче и ярче оттеняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум и силу,

свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Композиция – кольцевая (повтор с 22 главы)
  • Композиция – кольцевая (повтор с 22 главы)

Во время странствий Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино - Никольское- Базаровка.

Таким образом, читатель сначала знакомится с героем, а затем становится свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с П.П. Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Одинцовой) меняются его взгляды и убеждения.

Никольское

(имение

Одинцовой)

Марьино

(усадьба

Кирсановых)

Базаровка

(домик

родителей)

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.

  • Внешний конфликт отображается на уровне отношений героев: между «отцами» и «детьми».
  • Внутренний конфликт происходит в душе Базарова: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).
Базаров и братья Кирсановы Социально-политический конфликт Любовный конфликт Семейный конфликт Базаров и Одинцова Базаров и родители

Базаров и братья Кирсановы

Социально-политический конфликт

Любовный конфликт

Семейный конфликт

Базаров и

Одинцова

Базаров и

родители

Основные вопросы спора: об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам; о принципе деятельности нигилистов; об отношении к народу; о взглядах на искусство и природу. Братья Кирсановы Базаров Подведите итоги спора: дайте сравнительную характеристику мировоззренческих позиций «отцов» и «детей».

Основные вопросы спора:

  • об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.

Братья Кирсановы

Базаров

Подведите итоги спора: дайте сравнительную характеристику мировоззренческих позиций «отцов» и «детей».

Разночинец Базаров в «дворянском гнезде» Кирсановых. Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети». В чем причины трагического одиночества Базарова? Нужны ли Базаровы России в наше время? Проблема «отцов и детей» в изображении Тургенева. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»? Что делает Базарова героем своего времени?
  • Разночинец Базаров в «дворянском гнезде» Кирсановых.
  • Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети».
  • В чем причины трагического одиночества Базарова?
  • Нужны ли Базаровы России в наше время?
  • Проблема «отцов и детей» в изображении Тургенева.
  • Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
  • Что делает Базарова героем своего времени?

Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети».

I Чуткость Тургенева-художника к веяниям времени.

(Социально-историческая обстановка в годы написания романа).

II «Отцы» и «дети» в романе Тургенева.

  • Характеристика «отцов» и «детей»:
  • Характеристика «отцов» и «детей»:

а) характеристика братьев Кирсановых;

б) трагическое одиночество Базарова;

в) место Аркадия в конфликте поколений.

  • а) характеристика братьев Кирсановых; б) трагическое одиночество Базарова; в) место Аркадия в конфликте поколений.
  • а) характеристика братьев Кирсановых; б) трагическое одиночество Базарова; в) место Аркадия в конфликте поколений.
  • Проблематика споров представителей разных поколений:
  • Проблематика споров представителей разных поколений:

а) место дворянства в обществе;

б) идеализм и материализм в миропонимании;

  • а) место дворянства в обществе; б) идеализм и материализм в миропонимании;
  • а) место дворянства в обществе; б) идеализм и материализм в миропонимании;
  • в) искусство и наука;
  • в) искусство и наука;
  • в) искусство и наука;

г) дружба и любовь;

д) нравственные принципы человека и понятие общественного долга.

  • г) дружба и любовь; д) нравственные принципы человека и понятие общественного долга.
  • г) дружба и любовь; д) нравственные принципы человека и понятие общественного долга.
  • Многозначность исхода конфликта:
  • Многозначность исхода конфликта:

а) историческая обреченность «отцов»;

б) трагичность «победы» детей.

  • а) историческая обреченность «отцов»; б) трагичность «победы» детей.
  • а) историческая обреченность «отцов»; б) трагичность «победы» детей.

III Исторически обусловленное и вечное в романе Тургенева. (Современность проблематики романа Тургенева).

Герой своего времени в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

I Основная тема романа И.С.Тургенева.

II Характеристика Базарова как героя того времени.

  • Социальные черты:
  • Социальные черты:

а) происхождение, воспитание и образование;

б) привычка к труду и лишениям.

  • а) происхождение, воспитание и образование; б) привычка к труду и лишениям.
  • а) происхождение, воспитание и образование; б) привычка к труду и лишениям.
  • Общественно-политические взгляды:
  • Общественно-политические взгляды:

а) стремление изменить общественный строй;

б) отрицание прогрессивной роли дворянства;

в) уважение к трудовому народу (без его идеализации).

  • а) стремление изменить общественный строй; б) отрицание прогрессивной роли дворянства; в) уважение к трудовому народу (без его идеализации).
  • а) стремление изменить общественный строй; б) отрицание прогрессивной роли дворянства; в) уважение к трудовому народу (без его идеализации).
  • Философские взгляды:
  • Философские взгляды:

а) материалистический взгляд на природу и человека;

б) атеизм.

  • а) материалистический взгляд на природу и человека; б) атеизм.
  • а) материалистический взгляд на природу и человека; б) атеизм.
  • Личные качества:
  • Личные качества:

а) ум, знания, увлеченность наукой;

б) сила воли, энергия;

в) резкость и прямота суждений;

г) способность к глубокому чувству.

  • а) ум, знания, увлеченность наукой; б) сила воли, энергия; в) резкость и прямота суждений; г) способность к глубокому чувству.
  • а) ум, знания, увлеченность наукой; б) сила воли, энергия; в) резкость и прямота суждений; г) способность к глубокому чувству.

III Историческая роль базаровых.

Нигилист в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» I  Определение понятия «нигилизм» дворянами и революционерами – демократами. II Сущность нигилизма Базарова. Материализм и атеизм Базарова. Уважение к труду и пренебрежительное отношение к паразитическому образу жизни дворян. Отрицание дворянской культуры. Стремление к коренной ломке существующего строя. Защита интересов народа. Отсутствие положительной программы. Материализм и атеизм Базарова. Уважение к труду и пренебрежительное отношение к паразитическому образу жизни дворян. Отрицание дворянской культуры. Стремление к коренной ломке существующего строя. Защита интересов народа. Отсутствие положительной программы. III Чем опасна и полезна базаровщина? Историческое значение базаровых .

Нигилист в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

I Определение понятия «нигилизм» дворянами и революционерами – демократами.

II Сущность нигилизма Базарова.

  • Материализм и атеизм Базарова. Уважение к труду и пренебрежительное отношение к паразитическому образу жизни дворян. Отрицание дворянской культуры. Стремление к коренной ломке существующего строя. Защита интересов народа. Отсутствие положительной программы.
  • Материализм и атеизм Базарова.
  • Уважение к труду и пренебрежительное отношение к паразитическому образу жизни дворян.
  • Отрицание дворянской культуры.
  • Стремление к коренной ломке существующего строя.
  • Защита интересов народа.
  • Отсутствие положительной программы.

III Чем опасна и полезна базаровщина? Историческое значение базаровых .

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Приложение 1  Тема урока: И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.  Споры вокруг романа.

Приложение 1

Тема урока:

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа.

Споры вокруг романа.

И  с  с  л  е  д  о  в  а  н  и  е постановка проблемы исследования выдвижение гипотез её решения обоснование выдвинутых гипотез переоформление для применения применение

И с с л е д о в а н и е

постановка проблемы исследования

выдвижение гипотез её решения

обоснование выдвинутых гипотез

переоформление для применения

применение

Исследование I . постановка проблемы исследования II . выдвижение гипотез её решения

Исследование

I . постановка проблемы исследования

II . выдвижение гипотез её решения

«Ассоциативный ряд» Задание:  Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «Отцы и дети»?  Какие отношения между ними возможны?  Запишите свои ассоциации в таблицу: ОТЦЫ ДЕТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦЫ И ДЕТИ

«Ассоциативный ряд»

Задание:

  • Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «Отцы и дети»?
  • Какие отношения между ними возможны?
  • Запишите свои ассоциации в таблицу:

ОТЦЫ

ДЕТИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ОТЦЫ И ДЕТИ

Отцы и дети» - едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе   П. Вайль и А. Генис

Отцы и дети» - едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе

П. Вайль и А. Генис

Исследование III . IV . переоформление для применения обоснование выдвинутых гипотез

Исследование

III .

IV . переоформление для применения

обоснование выдвинутых гипотез

Исследование  применение (обсуждение и вывод)

Исследование

применение (обсуждение и вывод)

Исследование

Исследование

  • Как ты действовал, работая над проблемой исследования?
  • Почему именно так ты выполнял задание?
  • Какие действия ты осуществлял, чтобы провести исследование?
  • Как ты выстраивал план своего ответа при выступлении?
Форум по вопросам жизни и творчества И.С. Тургенева Электронный адрес  в Интернете: http://www.turgenev.org.ru/forum.shtml  Интересно ли для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»?

Форум по вопросам жизни и творчества И.С. Тургенева

Электронный адрес

в Интернете:

http://www.turgenev.org.ru/forum.shtml

Интересно ли для вас, современных читателей, произведение с названием

«Отцы и дети»?

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
  • создать коллаж или презентацию на тему «Система образов романа «Отцы и дети» или «Основные сюжетные линии романа «Отцы и дети».
Рефлексия

Рефлексия

  • «Я» - самооценка
  • «МЫ» - оценка работы в группе
  • «ДЕЛО» - оценка работы класса
Список литературы:

Список литературы:

  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс. I часть. – М.: Вако, 2002.
  • Угроватова Т.Ю., Плеханова А.М., Лыкова В.Д. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX века. Вторая половина. Часть 1. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
  • http://www.turgenev.org.ru/forum.shtml


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!