Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. - Наверно, нет писателя, который бы в произведениях не касался темы любви. Но нет, наверно, и писателя, для которого любовь значила бы столь же много, как для Тургенева. И не случайно всех своих героев писатель подвергает «испытанию любовью». Была у писателя необычная любовь, которая составила счастье и печаль всей его жизни. Полина Виардо. Женщина, которую он боготворил всю жизнь, женщины, имя которой стало для него символом добра, нравственной красоты, любви? Но семью создать с ней Тургенев не смог. Эта удивительная любовь длилась 40 лет. Писатель был счастлив, несмотря на то что всю жизнь прожил «на краю чужого гнезда». Возможно, в очередной раз думая о Полине Виардо, создаёт он повесть «Вешние воды», где размышляет о любви, как о величайшем счастье и величайшем страдании. «Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды». П.В.Анненков, друг И.С.Тургенева Целеполагание. - Что такое любовь? Сколько людей, столько и мнений. Композиторы, поэты, певцы, философы, психологи, учёные – все пытаются дать ответ на этот вопрос и не находят ответа. Мы не будем искать ответа на этот вопрос, мы попытаемся ответить на другой: почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось. | Приветствуют учителя. Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока. |
Операционно-деятельный этап | Осмысление названия «Вешние воды». - А начнем мы наш сегодняшний разговор с попытки понять, о чем говорит нам название повести. Откройте толковый словарь и ответьте на вопрос: что значит «вешние»? Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы). - Но ведь в повести речь идет не о природе, а о людях. Как тогда мы можем понять название произведения? У И.С. Тургенева выражение «вешние воды» употребляется применительно к человеку. Это своего рода метафора. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. С другой стороны, это стремительное течение жизни – было и унеслось в прошлое, миновало. - Да, я думаю, что вы правы. Об этом говорит и эпиграф повести. Прочтите его и попробуйте объяснить, как он раскрывает основное содержание произведения. Какое из предложенных вам толкований названия соответствует эпиграфу? Весёлые годы, Счастливые дни – Как вешние воды Промчались они! (Из старинного романса.) * Примечание. Настроение писателя поэтически выражено в эпиграфе к повести. Дело в том, что, находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом героини «Вешних вод» - Джеммы. - А теперь давайте вспомним героев произведения. Назовите их. Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов. - Кто из них главный герой? Дмитрий Павлович Санин. - Как Тургенев начинает свою повесть? (чтение начала повести) - О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги? - Вспомните главу 27-ю (встреча в саду). О чем говорят Санин и Джемма? Какое чувство владеет ими? Счастливы ли они? - Как же случилось, что герои не сберегли свое прекрасное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват? Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам. Работа по группам. - Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысль и чувства. 1 группа. Джемма. - Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало). «Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… и особенно глаза, тёмно-серые, с чёрной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…» Особого внимания, конечно, заслуживают ее глаза – тёмно-серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джеммы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини. - Ее характер, душевные качества. Назовите три самых важных ее поступка, помогающих понять главное в характере. - Значение имени героини. Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень: «Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет! - Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень)». 2 группа. Санин. - Портрет Санина (гл. 14). Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя? «Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин». Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. «Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет? - Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере. 3 группа. Мария Николаевна Полозова. - Портрет Марии Николаевны Полозовой. (С кем сравнивает автор героиню?) - Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере. - Какое сравнение М.Н. Полозовой (с кем?) настораживает вас? Это пресмыкающееся и хищная птица. Змея и ястреб (гл. 42). Женщина-кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.) Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.) 4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу. Джемма | Мария Николаевна | Искренность, чистота, верность, одухотворённость, способность глубоко чувствовать и безоглядно, бескорыстно любить в сочетании с силой характера. | Сильная женщина, не связанная ни религиозными, ни нравственными установками. Вопрос об измене, долге, любви просто не стоит для героини. | Светлый, вдохновляющий образ, возвышенный и возвышающий – «любовь небесная». | Роковая, порочная, притягивающая силой. Любовь-стихия, любовь-страсть - «любовь земная». | | Критерии для сравнения | Джемма Розелли | Марья Николаевна Полозова | 1. | Социальная принадлежность | Дочь кондитера | Дочь откупщика, миллионерша, по мужу - дворянка. | 2. | Воспитание, манеры | Домашнее, деликатная и доверчивая, непосредственная, в чем-то наивная | Домашнее, учили приходящие учителя; знает французский, немецкий, латынь; манеры светской дамы | 3. | Возраст | 19 | 22 | 4. | Семантика имени | Драгоценный камень, прекрасный цветок | Мария – отвергающая; Николай – победитель народов; Полозова - змея (полоз). | 5. | Семейное положение | Не замужем | Замужем | 6. | Портретные детали | Темно-серые великолепные торжествующие глаза, темные кудри, изящная стройность стана | Светло-серые хищные глаза, густые русые волосы, прелестнейшая шея, удивительные плечи и стан | 7. | Используемые сравнения | Мадонна; чистая, непорочная голубица | Змея, кошка, хищная птица, амазонка, колдунья, присуха | 8. | Литературные вкусы | Немецкие романтики | Вергилий, русские народные песни | 9. | Способности | Хорошо представляет комических персонажей, приятный голос | Артистка в жизни, хотя комедии предпочитает драму. В совершенстве владеет несколькими языками. Хорошо разбирается в людях, умеет слушать | 10. | Вера и жизненные принципы | «Если я твоя, так вера твоя - моя вера!» | «Я люблю свободу и не признаю обязанностей...» | 11. | Отношение к стихийным силам природы (грозе) | Страх | Радость, восторг. | 12. | Судьба | Удачный во всех отношениях брак | Ранняя смерть | 5 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь. - Что говорят подарки об их обладательницах? Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из жесткого кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования, и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце, и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только мимолетности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений. Итоговая беседа После сообщений, сделанных группами, проводится итоговая беседа. - Ребята, обратите внимание на название темы урока. Ведь недаром вынесено такое противопоставление: любовь земная и любовь небесная. На жизненном пути главного героя встречаются две женщины, каждая по-своему притягивающая к себе Санина. Мы должны определить, какая же из них повлияла на судьбу героя и что это была за любовь. Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви? Чувство Полозовой – это любовь-страсть, любовь-разрушение. Герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу. Звучит музыка. - Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души. А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувства героев, она опустошила героя духовно. - Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Повесть завершается элегическим аккордом. Тургенев не презирает героя, он заставляет задуматься и быть сильным. | Определяют лексическое значение слова «вешний», дают толкование названия и эпиграфа к повести, называют главных героев повести, отвечают на вопросы учителя, связанные со знанием текста произведения. Для рассмотрения и решения проблемной ситуации работают в группах по предложенным заданиям, оформляют записи в виде таблицы, кластера. Представляют наработки Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги, характеризуя «любовь земную» и «любовь небесную» |