СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №47-48 «Любовь небесная» и «любовь земная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. увидеть, какое значение в жизни И. С. Тургенева имело такое чувство, как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявить типичные черты в характере русского дворянина 19 века;
  2. совершенствуют умение работать с художественным текстом и постигать его содержание,  характеризовать литературного героя;
  3. способствовать воспитанию такого нравственного понятия как сочувствие, сопереживание, воспитанию таких ценностных категорий, как любовь, счастье; формировать коммуникативную и речевую компетенции.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №47-48 Тургенев Вешние воды»

9 класс


Урок №47-48

«Любовь небесная» и «любовь земная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

Цели:

выявление в повести содержания двух разных категорий: любви земной и любви небесной.

Задачи:

  1. увидеть, какое значение в жизни И. С. Тургенева имело такое чувство, как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявить типичные черты в характере русского дворянина 19 века;

  2. совершенствуют умение работать с художественным текстом и постигать его содержание, характеризовать литературного героя;

  3. способствовать воспитанию такого нравственного понятия как сочувствие, сопереживание, воспитанию таких ценностных категорий, как любовь, счастье; формировать коммуникативную и речевую компетенции.

Прогнозируемые результаты:

делают обобщающие выводы, применяют имеющиеся знания в новой (проблемной) ситуации; используют связную речь для выражения своих мыслей, выясняют отношение к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.

Оборудование:

Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник». Слайд-презентация. Рисунок «Джемма и Санин в саду». Рисунки – символы: железное кольцо, бутон красной розы (эти предметы являются визуальными носителями художественной детали в повести И.С.Тургенева « Вешние воды».)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

- Наверно, нет писателя, который бы в произведениях не касался темы любви. Но нет, наверно, и писателя, для которого любовь значила бы столь же много, как для Тургенева. И не случайно всех своих героев писатель подвергает «испытанию любовью». Была у писателя необычная любовь, которая составила счастье и печаль всей его жизни. Полина Виардо. Женщина, которую он боготворил всю жизнь, женщины, имя которой стало для него символом добра, нравственной красоты, любви? Но семью создать с ней Тургенев не смог. Эта удивительная любовь длилась 40 лет. Писатель был счастлив, несмотря на то что всю жизнь прожил «на краю чужого гнезда». Возможно, в очередной раз думая о Полине Виардо, создаёт он повесть «Вешние воды», где размышляет о любви, как о величайшем счастье и величайшем страдании.

«Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды».

П.В.Анненков, друг И.С.Тургенева

  1. Целеполагание.

- Что такое любовь? Сколько людей, столько и мнений. Композиторы, поэты, певцы, философы, психологи, учёные – все пытаются дать ответ на этот вопрос и не находят ответа.

Мы не будем искать ответа на этот вопрос, мы попытаемся ответить на другой: почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Осмысление названия «Вешние воды».

- А начнем мы наш сегодняшний разговор с попытки понять, о чем говорит нам название повести. Откройте толковый словарь и ответьте на вопрос: что значит «вешние»?

Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

- Но ведь в повести речь идет не о природе, а о людях. Как тогда мы можем понять название произведения?

У И.С. Тургенева выражение «вешние воды» употребляется применительно к человеку. Это своего рода метафора. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. С другой стороны, это стремительное течение жизни – было и унеслось в прошлое, миновало.

- Да, я думаю, что вы правы. Об этом говорит и эпиграф повести. Прочтите его и попробуйте объяснить, как он раскрывает основное содержание произведения. Какое из предложенных вам толкований названия соответствует эпиграфу?

Весёлые годы,

Счастливые дни –

Как вешние воды

Промчались они!

(Из старинного романса.)

* Примечание. Настроение писателя поэтически выражено в эпиграфе к повести. Дело в том, что, находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом героини «Вешних вод» - Джеммы.

- А теперь давайте вспомним героев произведения. Назовите их.

Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов.

- Кто из них главный герой?

Дмитрий Павлович Санин.

- Как Тургенев начинает свою повесть? (чтение начала повести)

- О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги?

- Вспомните главу 27-ю (встреча в саду). О чем говорят Санин и Джемма? Какое чувство владеет ими? Счастливы ли они?

- Как же случилось, что герои не сберегли свое прекрасное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват? Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам.

  1. Работа по группам.

- Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысль и чувства.

1 группа. Джемма.

- Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало).

«Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… и особенно глаза, тёмно-серые, с чёрной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…»

Особого внимания, конечно, заслуживают ее глаза – тёмно-серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джеммы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини.

- Ее характер, душевные качества. Назовите три самых важных ее поступка, помогающих понять главное в характере.

- Значение имени героини.

Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень: «Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет! - Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень)».


2 группа. Санин.

- Портрет Санина (гл. 14). Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?

«Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин».

Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. «Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет?

- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.


3 группа. Мария Николаевна Полозова.

- Портрет Марии Николаевны Полозовой. (С кем сравнивает автор героиню?)

- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.

- Какое сравнение М.Н. Полозовой (с кем?) настораживает вас?

Это пресмыкающееся и хищная птица. Змея и ястреб (гл. 42). Женщина-кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.)

Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.)


4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу.


Джемма

Мария Николаевна

Искренность, чистота, верность, одухотворённость, способность глубоко чувствовать и безоглядно, бескорыстно любить в сочетании с силой характера.

Сильная женщина, не связанная ни религиозными, ни нравственными установками. Вопрос об измене, долге, любви просто не стоит для героини.

Светлый, вдохновляющий образ, возвышенный и возвышающий – «любовь небесная».

Роковая, порочная, притягивающая силой. Любовь-стихия, любовь-страсть - «любовь земная».



Критерии

для сравнения

Джемма Розелли

Марья Николаевна

Полозова

1.

Социальная принадлежность

Дочь кондитера

Дочь откупщика, миллионерша, по мужу - дворянка.

2.

Воспитание, манеры

Домашнее, деликатная и доверчивая, непосредственная, в чем-то наивная

Домашнее, учили приходящие учителя; знает французский, немецкий, латынь; манеры светской дамы

3.

Возраст

19

22

4.

Семантика имени

Драгоценный камень, прекрасный цветок

Мария – отвергающая; Николай – победитель народов; Полозова - змея (полоз).

5.

Семейное положение

Не замужем

Замужем

6.

Портретные детали

Темно-серые великолепные торжествующие глаза, темные кудри, изящная стройность стана

Светло-серые хищные глаза, густые русые волосы, прелестнейшая шея, удивительные плечи и стан

7.

Используемые сравнения

Мадонна; чистая, непорочная голубица

Змея, кошка, хищная птица, амазонка, колдунья, присуха

8.

Литературные вкусы

Немецкие романтики

Вергилий, русские народные песни

9.

Способности

Хорошо представляет комических персонажей, приятный голос

Артистка в жизни, хотя комедии предпочитает драму. В совершенстве владеет несколькими языками. Хорошо разбирается в людях, умеет слушать

10.

Вера и жизненные принципы

«Если я твоя, так вера твоя - моя вера!»

«Я люблю свободу и не признаю обязанностей...»

11.

Отношение к стихийным силам природы (грозе)

Страх

Радость, восторг.

12.

Судьба

Удачный во всех отношениях брак

Ранняя смерть


5 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь.

- Что говорят подарки об их обладательницах?

Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из жесткого кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться.

Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования, и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце, и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только мимолетности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.


  1. Итоговая беседа

После сообщений, сделанных группами, проводится итоговая беседа.

- Ребята, обратите внимание на название темы урока. Ведь недаром вынесено такое противопоставление: любовь земная и любовь небесная. На жизненном пути главного героя встречаются две женщины, каждая по-своему притягивающая к себе Санина. Мы должны определить, какая же из них повлияла на судьбу героя и что это была за любовь.

  • Что несла Санину любовь Джеммы?

Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

  • Что несёт Санину любовь графини Полозовой?

Чувство Полозовой – это любовь-страсть, любовь-разрушение. Герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу.

Звучит музыка.

- Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души.

А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувства героев, она опустошила героя духовно.

  • Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье?

- Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя.

Повесть завершается элегическим аккордом. Тургенев не презирает героя, он заставляет задуматься и быть сильным.

Определяют лексическое значение слова «вешний», дают толкование названия и эпиграфа к повести, называют главных героев повести, отвечают на вопросы учителя, связанные со знанием текста произведения.

























Для рассмотрения и решения проблемной ситуации работают в группах по предложенным заданиям, оформляют записи в виде таблицы, кластера.

Представляют наработки








































































































Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги, характеризуя «любовь земную» и «любовь небесную»

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Письменная работа

Напишите мини-сочинение «Какая любовь, на ваш взгляд, ближе Тургеневу: любовь земная или любовь небесная?»

Пишут мини-сочинение, читают в группе, выбирают лучшее – «Авторский стул»

Домашнее задание

  1. Чтение романа «Отцы и дети»

  2. Индивидуальное задание по теме: История написания романа «Отцы и дети». Прототипы героев романа.

Записывают домашнее задание


Просмотр содержимого документа
«Отрывок из повести - начало»

Часу во втором ночи он вернулся в свой кабинет. Он выслал слугу, зажегшего свечки, и, бросившись в кресло около камина, закрыл лицо обеими руками. Никогда еще он не чувствовал такой усталости -- телесной и душевной. Целый вечер он провел с приятными дамами, с образованными мужчинами; некоторые из дам были красивы, почти все мужчины отличались умом и талантами -- сам он беседовал весьма успешно и даже блистательно... и, со всем тем, никогда еще то "taedium vitae", о котором говорили уже римляне, то "отвращение к жизни" -- с такой неотразимой силой не овладевало им, не душило его. Будь он несколько помоложе -- он заплакал бы от тоски, от скуки, от раздражения: горечь едкая и жгучая, как горечь полыни, наполняла всю его душу. Что-то неотвязчиво-постылое, противно-тяжкое со всех сторон обступило его, как осенняя, томная ночь; и он не знал, как отделаться от этой темноты, от этой горечи. На сон нечего было рассчитывать: он знал, что он не заснет.

Он принялся размышлять... медленно, вяло и злобно.

Он размышлял о суете, ненужности, о пошлой фальши всего человеческого. Все возрасты постепенно проходили перед его мысленным взором (ему самому недавно минул 52-й год) -- и ни один не находил пощады перед ним. Везде все то же вечное переливание из пустого в порожнее, то же толчение воды, то же наполовину добросовестное, наполовину сознательное самообольщение, -- чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, а там вдруг, уж точно как снег на голову, нагрянет старость -- и вместе с нею тот постоянно возрастающий, все разъедающий и подтачивающий страх смерти... и бух в бездну! Хорошо еще, если так разыграется жизнь! А то, пожалуй, перед концом пойдут, как ржа по железу, немощи, страдания ... Не бурными волнами покрытым, как описывают поэты, представлялось ему жизненное море -- нет;он воображал себе это море невозмутимо гладким, неподвижным и прозрачным до самого темного дна; сам он сидит в маленькой, валкой лодке -- а там, на этом темном, илистом дне, наподобие громадных рыб, едва виднеются безобразные чудища: все житейские недуга, болезни, горести, безумие, бедность, слепота... Он смотрит -- и вот одно из чудищ выделяется из мрака, поднимается выше и выше, становится все явственнее, все отвратительно явственнее. Еще минута -- и перевернется подпертая им лодка! Но вот оно опять как будто тускнеет, оно удаляется, опускается на дно -- и лежит оно там, чуть-чуть шевеля плесом... Но день урочный придет - и перевернет оно лодку.

 Он тряхнул головою, вскочил с кресла, раза два прошелся по комнате, присел к письменному столу и, выдвигая один ящик за другим, стал рыться в своих бумагах, в старых, большею частью женских, письмах. Он сам не знал, для чего он это делал, он ничего не искал -- он просто хотел каким-нибудь внешним занятием отделаться от мыслей, его томивших. Развернув наудачу несколько писем (в одном из них оказался засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой), -- он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, сбираясь сжечь весь этот ненужный хлам. Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую осьмиугольную коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку. В коробке, под двойным слоем пожелтевшей хлопчатой бумаги, находился маленький гранатовый крестик.

Несколько мгновений с недоумением рассматривал он этот крестик -- и вдруг слабо вскрикнул...Не то сожаление, не то радость изобразили его черты. Подобное выражение являет лицо человека, когда ему приходится внезапно встретиться с другим человеком, которого он давно потерял из виду, которого нежно любил когда-то и который неожиданно возникает теперь перед его взором, все тот же -- и весь измененный годами. Он встал и, возвратясь к камину, сел опять в кресло -- и опять закрыл руками лицо... "Почему сегодня? именно сегодня?" -- думалось ему, и вспомнил он многое, давно прошедшее...

Вот что вспомнил он...

Но нужно сперва сказать его имя, отчество и фамилию. Его звали Саниным, Дмитрием Павловичем.


Просмотр содержимого документа
«РМ - работа в группах»

1 группа.

Джемма.

1. Портрет Джеммы. Чтение и анализ деталей портрета.

2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

-------------------------------------------------------------------------------------

2 группа.

Санин.

1. Портрет Санина. Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?

2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

-------------------------------------------------------------------------------------

3 группа.

Мария Николаевна Полозова.

1. Портрет Марии Николаевны Полозовой. Чтение и анализ деталей портрета. С кем сравнивает автор героиню?

2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

-------------------------------------------------------------------------------------

4 группа.

Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.



-------------------------------------------------------------------------------------

5 группа.

Раскрыть символическое значение подарков героинь.

Зачитать эпизоды. Что говорят подарки об их обитательницах?


Просмотр содержимого презентации
«Тургенев»

Не улетай, не улетай,  Живой мечты очарованье!  Ты возвратило сердцу рай –  Минувших дней воспоминанье .  Николай Языков «Элегия».

Не улетай, не улетай, Живой мечты очарованье! Ты возвратило сердцу рай – Минувших дней воспоминанье .

Николай Языков «Элегия».

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать видений.. … и там вдали, где роща так туманна, Где луг едва трепещет над тропой,- Елена, Лиза, Маша, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна- Собралися воздушною толпой. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И действенной, и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты.  У Тургенева все – о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом – о кипении жизни, «юной и свежей». Но эти три повести, написанные в разное время, стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они – о первой любви.

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать видений..

и там вдали, где роща так туманна, Где луг едва трепещет над тропой,- Елена, Лиза, Маша, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна- Собралися воздушною толпой. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И действенной, и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты.

У Тургенева все – о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом – о кипении жизни, «юной и свежей». Но эти три повести, написанные в разное время, стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они – о первой любви.

Словарь Ожегова:  Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

Словарь Ожегова: Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

И.С. Тургенев использует словосочетание «вешние воды» применительно к человеку: любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток.

И.С. Тургенев использует словосочетание «вешние воды» применительно к человеку: любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток.

Группа №2. Хотя Санин искренне любит Джемму, но еще до появления Марии Николаевны Полозовой читатель может усомниться в счастливом будущем влюбленных. Найдите эти подсказки автора. Группа №1. Найдите и прочитайте описание внешности и манер жениха Джеммы – господина Клюбера. Может ли Джемма любить такого человека? Обоснуйте свой ответ. Группа №4 . Что могут означать в контексте повести подаренные Санину гранатовый крестик и железное кольцо? Что же в конечном счете, по-вашему мнению, одерживает вверх – гранатовый крестик или железное кольцо? Группа №3. Какую роль играет роза в истории отношений Джеммы и Санина? Сколько раз и в каком контексте она упоминается?

Группа №2. Хотя Санин искренне любит Джемму, но еще до появления Марии Николаевны Полозовой читатель может усомниться в счастливом будущем влюбленных. Найдите эти подсказки автора.

Группа №1. Найдите и прочитайте описание внешности и манер жениха Джеммы – господина Клюбера. Может ли Джемма любить такого человека? Обоснуйте свой ответ.

Группа №4 . Что могут означать в контексте повести подаренные Санину гранатовый крестик и железное кольцо? Что же в конечном счете, по-вашему мнению, одерживает вверх – гранатовый крестик или железное кольцо?

Группа №3. Какую роль играет роза в истории отношений Джеммы и Санина? Сколько раз и в каком контексте она упоминается?

Задание: прочитайте статью учебника (стр. 225 -228) и ответьте на вопросы письменно в тетради.

Задание: прочитайте статью учебника (стр. 225 -228) и ответьте на вопросы письменно в тетради.

  • Какова форма повествования в повести «Вешние воды»? С какой целью данную форму использует автор?
  • Что положено в основу повести?
  • На каком принципе строится сюжет повести? Раскройте этот принцип.
Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

Что несёт Санину любовь графини Полозовой? Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Что несёт Санину любовь графини Полозовой?

Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной.

Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной.

Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье? Куда отправляется герой, чтобы «… вспомнить и лица, давно позабытые…»?      Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.

Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье? Куда отправляется герой, чтобы «… вспомнить и лица, давно позабытые…»?

  Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!