Словарный диктант
Блиц-опрос
- В СПП, как и в любом сложном, может быть
- любое количество основ;
- только две основы;
- две и более основ.
Блиц-опрос
- В CПП для связи используются
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;
- только интонация.
Блиц-опрос
3. CПП состоит
- только из придаточных предложений;
- из двух независимых предложений;
- из главного и одного или нескольких придаточных.
Блиц-опрос
4. Придаточные предложения
- отвечают на вопросы всех членов предложения;
- не отвечают на вопросы
- отвечают на вопросы второстепенных членов предложения
Блиц-опрос
5. Придаточное предложение может стоять
- только перед главным;
- только после главного;
- перед главным, в середине главного, после главного.
Блиц-опрос
6. Придаточные отделяются от главного
- с помощью интонации;
- с помощью одной или нескольких запятых;
- с помощью тире и двоеточия.
Блиц-опрос
7. Придаточное предложение поясняет
- только главное;
- только придаточное, само себя;
- может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное
Среди данных предложений Найдите СПП
- Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
- В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
- Живопись Левитана, как считают искусствоведы. отражает неброскую красоту средней полосы России.
- В ком нет добра, в том правды мало.
1. Мы разбили лагерь ( где? )... .
2. Подснежники появляются ( когда? )... .
3. ( Отчего? ) ... высокая спелая рожь низко наклонилась.
4. Для того ( для чего? ) ... нужно много читать.
5. Мы пойдём за грибами ( при каком условии? ).
6. Было ещё холодно ( несмотря на что? ).
7. На воду опустился густой туман ( что из этого следовало? )
где?
1. [ ] , (где ). - места
когда?
2. [ ] , (когда ). - времени
отчего?
3. (Оттого что ) , [ ] . - причины
зачем?
4. (Для того чтобы) , [ ] . - цели
12
при каком
условии?
5. [ ] , (если ). - условия
несмотря
на что?
6. [ ] , (хотя ). - уступки
что из этого
следовало?
7. [ ] , (так что ). - следствия
13
Типы придаточных по значению
Предложения
Типы придаточных
1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут.
2) Не видели они, как время пролетело.
3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.
5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет.
7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.
Типы придаточных по значению
Предложения
Типы придаточных
1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут.
Обстоятельственное, уступка
2) Не видели они, как время пролетело.
Изъяснительное
3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
Обстоятельственное, сравнение
4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.
Обстоятельственное, цель
5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
Обстоятельственное, время
6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет.
Обстоятельственное, место
7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.
Обстоятельственное, следствие
Соотнесите предложения с типом придаточного
а) придаточное места
1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.
б) придаточное уступки
в) придаточное цели
2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.
г) придаточное причины
1 – а
2 – г
3 – в
4 – б
3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.
4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
Соотнесите предложения с типом придаточного
1. Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.
а) придаточное места
б) придаточное времени
в) придаточное цели
2. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.
г) придаточное условное
3. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней.
1 – б
2 – а
3 – г
4 – в
4. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё
горло распевал песни.
Соотнесите предложения с типом придаточного
а) придаточное причины
1. Теперь, когда всё уже стало известно, мне было очень жаль моего брата.
б) придаточное времени
в) придаточное уступки
2. Первыми тронулись на юг болотные птицы, так как болота начали уже замерзать.
г) придаточное условное
1 – б
2 – а
3 – г
4 – в
3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4. Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий.
Соотнесите предложения с типом придаточного
а) придаточное причины
1. Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.
б) придаточное следствия
в) придаточное цели
2. Зло существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать на коромысле.
г) придаточное условное
1 – г
2 – в
3 – б
4 – а
3. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала.
4. Меня захватила эта книга, потому что до сих пор я ничего не знал про революционеров.
1. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
[ ] ( ) ( )
2. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
[ ]
( ) ( )
3. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
[ ]
( ) ( )
20
Типы подчинения нескольких придаточных
Схемы
- Последовательное подчинение
Примеры
[ Дети рассказали ] , (что нарезали тех цветов),(которые любила мама).
[ ], ( ) , ( )
2) Параллельное подчинение
( ), [ ] , ( )
(Когда поднялось солнце),
[ мы увидели картину ] , ( которая удивила всех).
[ ], ( ), ( )
[ Смешно было ] ,( как в саду шагал садовник),( как скрипела его тачка).
- Если придаточные однородные и соединены союзом и , то запятая между ними не ставится
[ ] , ( ) и ( )
[ Лесник знал ] ,( где живет белка) и (где ходят на водопой кабаны).
А. [ ], (так что ), (что ), ( потому что ).
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
3
4
5
2
6
1
22
Б. [ ], (когда ), (с которым ).
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
6
2
5
4
3
1
23
В. [ ], (что ), (что ), ( что ).
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
4
5
3
6
2
1
24
Г. [ ], (что, (когда), ).
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
6
2
5
4
3
1
25
Д. (когда ), [ ], (что ).
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
6
2
5
4
3
1
26
Е. [ ], (в котором) и (который).
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
6
2
5
4
3
1
27
В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).
В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова.
Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).
Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе.
В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как).
В нашей школе, которая находится при институте, имеются прекрасные кабинеты, так как организации института помогают деньгами и оборудованием.
В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя).
В доме, который виднелся в конце переулка, зажгли лампы, хотя было ещё светло.
28
Исправление грамматической ошибки
Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
- Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
- Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.
Рефлексия Лист самооценки.
Оцените ваши действия на уроке.
- Мне было трудно – 3 балла
- Есть над чем поработать – 4 балла
- Могу себя похвалить! – 5 баллов
Работа в группе
Работа в паре
Самостоятельная работа
Общая оценка своей работы на уроке