СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №36(37) Сложноподчиненные предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  • обобщение и систематизация  знаний по теме «Виды сложноподчиненных предложений»;
  • формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи;
  • развитие навыков монологической речи; умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы; умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • воспитание положительного отношения к знаниям вообще и изучению русского языка  

Просмотр содержимого документа
«9 класс Контрольная работа по СПП»

ВАРИАНТ 1

Обязательная часть


I. Определите значение придаточных предложений.

1. Мелькнула мысль, что где-то далеко лопнула шина. (Л.Обухова)

2. Жизнь, что враг тебе сохраняет, не награда, а позор. (А.Кешоков)

3. Со всеми остальными в доме он был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке. (И.Тургенев)

4. Все, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан. (С.Бабаевский)

5. Он идет торопливо, так что лошадь едва поспевает за ним. (М.Горький)

6. В первую минуту он почувствовал себя настолько усталым и разбитым, что ему хотелось зарыться с головой в шинель и снова заснуть, забыв о Метелице и о своих недугах. (А.Фадеев)

7. У этого маяка фонари были устроены так, что на разных расстояниях от порта они давали огонь разного цвета. (К.Паустовский)

8. Оттого я присмирел, что я слышу топот дальний. (А.Пушкин)

9. Что бы ни случилось, я вернусь сюда. (В.Фирсов)

10. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. (Е.Носов)

11. Когда Борис хитрить не перестанет, давай народ искусно волновать. (А.Пушкин)

12. Теперь, когда войной грозят нам, я всегда припоминаю этот зал. (К.Симонов)

13. Там, где они недавно проходили, что-то глухо ухнуло. (В.Кожевников)

14. Она стала уже теперь догадываться, где не одну–две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой. (М.Пришвин)

15. Мягкая, точно бархатная темнота вокруг, как бывает влажной весенней ночью. (М.Пришвин)


II. Произведите полный синтаксический разбор 4-го предложения.

Дополнительная часть


III. Закончите сложноподчиненное предложение Приятель мой и проводник еще спали… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4) следствия, 5) присоединительным. (5 баллов)


IV. Составьте предложение по схеме: (когда…), [гл.], (что…); укажите значение придаточных.

ВАРИАНТ 2

Обязательная часть


I. Определите значение придаточных предложений.

1. Слаще дареной конфеты любой хлеб, что самим заработан тобой. (А.Кешоков)

2. Сердце сжималось от мысли, что впереди нас ждут более тяжкие испытания. (О.Чистовский)

3. То, что я принял за облако, был густой утренний туман над Клязьмой-рекой. (С.Антонов)

4. Нос судьи невольно понюхал верхнюю губу, что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. (Н.Гоголь)

5. Кровь стучит в висках так, что заглушает рев мотора. (Б.Можаев)

6. В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (К.Паустовский)

7. Снег все становился белее и ярче, так что ломило глаза. (Л.Толстой)

8. И оттого, что шли они молча и без выстрелов, серо-зеленые, как выходцы с того света, – они появились внезапно, – мне стало по-настоящему страшно. (Н.Грибачев)

9. Что б ни таила земля, на свет все выведет время… (Гораций)

10. Все пораньше разошлись по своим комнатам, чтобы завтра встать вовремя. (З.Шишова)

11. Как голова пуста, так голове ума не придадут места. (А.Крылов)

12. В искусстве никогда всего не решишь, как в любви никогда всего не скажешь. (К.Федин)

13. В обед, когда рабочие выходили из корпусов, Яков присматривался к ним. (М.Горький)

14. В минуты, когда особенно сводило ноги, на висках бисером проступал пот. (М.Шолохов)

15. Я вижу тебя там, куда мой падший дух не досягает уже. (А.Пушкин)


II. Произведите полный синтаксический разбор 14-го предложения, укажите значение придаточного.


Дополнительная часть


III. Закончите сложноподчиненное предложение Мы вернулись домой поздно… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4) цели, 5) присоединительным.


IV. Составьте предложение по схеме: [гл.], (что…), (когда…); укажите значение придаточного.

ВАРИАНТ 3

Обязательная часть


I. Определите значение придаточных предложений.


1. Маврину принято называть сказочницей, что вообще-то верно. (Е.Дорош)

2. Ночь теперь была черной, как кусок атласа, что лежал на столе. (С.Дангулов)

3. Его убеждение, что якобы горячий чай утоляет жажду, казалось нам нелепым. (О.Чистовский)

4. В голосе Дубова было такое, что все головы, вздрогнув, повернулись к нему. (А.Фадеев)

5. Обычно сухой туман бывал настолько плотен, что совершенно исчезали очертания соседних гряд и барханов. (О.Чистовский)

6. За обедом Алексей так отодвинул от себя тарелку с супом, что все содержимое ее выплеснулось на скатерть. (Е.Пермитин)

7. Однажды Варюша проснулась оттого, что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно. (К.Паустовский)

8. Что бы ни сделал Абалкин, ему спуску не давали. (А.Овчинникова)

9. Я тотчас запечатал письмо, чтобы не перечитывать. (А.Н. Толстой)

10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (Н.Мамин-Сибиряк)

11. Зачем упразднять эти маленькие, честно поработавшие значки, когда во всякой организованной членораздельной и музыкальной речи они все равно присутствуют. (С.Маршак)

12. Я приехал к плотине, когда вертолет, как большая жужжащая стрекоза, вышел на курс, повис над островами и сбросил первую фугаску – тяжелую стальную грушу. (В.Архангельский)

13. Он писал всюду, где его заставала страсть писать. (К.Паустовский)

14. Командир первой роты спросил, где кормить солдат. (Э.Казакевич)

15. Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (А.Пушкин)


II. Произведите полный синтаксический разбор 3-го предложения.


Дополнительная часть


III. Закончите сложноподчиненное предложение Он ходил в старой, потрепанной кепке… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4) определительным, 5) присоединительным.


IV. Составьте предложение по схеме: [ … , (что…), …], (когда…); укажите значение придаточных.

КЛЮЧИ


Обязательная часть


Вариант 1


1. Изъяснительное придаточное;

2. определительное;

3. присоединительное;

4. местоименно-определительное;

5. следствия;

6. степени;

7. образа действия;

8. причины;

9. уступки;

10. цели;

11. условия;

12. времени;

13. места;

14. изъяснительное;

15. сравнительное.


Вариант 2


1. Определительное;

2. изъяснительное;

3. местоименно-определительное;

4. присоединительное;

5. степени;

6. степени;

7. следствия;

8. причины;

9. уступки;

10. цели;

11. условия;

12. сравнительное;

13. времени;

14. определительное;

15. места.





Вариант 3


1. Присоединительное;

2. определительное;

3. изъяснительное;

4. степени;

5. степени;

6. образа действия;

7. причины;

8. уступки;

9. цели;

10. следствия;

11. условия;

12. времени;

13. места;

14. изъяснительное;

15. сравнительное.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок № 36 СПП Обобщение»

9 класс


Урок №36(37)

Сложноподчиненные предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор

Цель:

Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи:


  • обобщение и систематизация знаний по теме «Виды сложноподчиненных предложений»;

  • формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи;

  • развитие навыков монологической речи; умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы; умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • воспитание положительного отношения к знаниям вообще и изучению русского языка

Предполагаемые результаты:

учащиеся опознают сложноподчинённые предложения, определяют их структуру и средства связи; различают виды придаточных и виды подчинения; расставляют знаки препинания согласно пунктуационным правилам; моделируют предложения по вопросам и схемам; производят синонимическую замену различных синтаксических конструкций.

Тип урока:

комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма урока:

урок-практикум

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап


  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

  2. Мотивация учебной деятельности.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памяти». (Л.Н. Толстой)

Задание:

-Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу предложения, определите вид предложения, придаточной части.

  1. Целеполагание.

Слово учителя.

- На предыдущих уроках мы с вами изучили СПП, постарались выяснить, чем оно отличается от других видов СП, какие средства связи используются в СПП, какие виды придаточных предложений существуют. Все эти теоретические сведения нужны нам для овладения практическими умениями постановки знаков препинания в СПП. Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению всего того, что вы изучили и чему научились на предыдущих уроках, посвященных изучению темы «Сложноподчиненное предложение».

Учащиеся приветствуют учителя.

Зачитывают эпиграф урока, обсуждают смысл высказывания, определяют структуру предложения.

Записывают тему и эпиграф урока, формулируют цели и задачи урока.

  1. Этап актуализации знаний.

  1. Стратегия «Научи другого». Словарный диктант с взаимопроверкой.

Так как,

то есть,

как-то,

потому что,

если бы,

когда-нибудь,

по-видимому,

оттуда,

куда-нибудь,

мало-помалу,

оттого что,

как будто,

для того чтобы,

затем чтобы,

вследствие того что,

в силу того что,

так что,

из-за того что,

в связи с тем что.


При взаимопроверке используется слайд № 2.


  1. Блиц-опрос


    1. В СПП, как и в любом сложном, может быть

      1. любое количество основ;

      2. только две основы;

      3. две и более основ.

    2. В СПП для связи используются

      1. сочинительные союзы;

      2. подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;

      3. только интонация.

    3. СПП состоит

      1. только из придаточных предложений;

      2. из двух независимых предложений;

      3. из главного и одного или нескольких придаточных.

    4. Придаточные предложения

      1. отвечают на вопросы всех членов предложения;

      2. не отвечают на вопросы;

      3. отвечают на вопросы второстепенных членов предложения.

    1. Придаточное предложение может стоять

      1. только перед главным;

      2. только после главного;

      3. перед главным, в середине главного, после главного.

    2. Придаточные отделяются от главного

      1. с помощью интонации;

      2. с помощью одной или нескольких запятых;

      3. с помощью тире и двоеточия.

    3. Придаточное предложение поясняет

      1. только главное;

      2. только придаточное, само себя;

      3. может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное



При проведении блиц-опроса используются слайды № 3 – 9.


  1. Среди написанных на доске предложений найдите СПП.

    1. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

    2. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

    3. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

    4. В ком добра нет, в том правды мало.

При проведении данного вида работы используется слайд № 10.


Работа в паре.

Записывают словарные слова, проверяют по слайду.













Работа в паре.

Отвечают на вопросы тестового характера, проверяют друг у друга



























Стратегия «Снежный ком» (при работе в группе – индивидуально, в парах, группах)

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практикум по теме «СПП с одним придаточным».

  1. Добавьте по вопросам придаточные предложения, определите их тип, объясните постановку знаков препинания.

1. Мы разбили лагерь (где?)... .

2. Подснежники появляются (когда?)... .

3. (Отчего?) ... высокая спелая рожь низко наклонилась.

4. Для того (для чего?) ... нужно много читать.

5. Мы пойдём за грибами (при каком условии?).

6. Было ещё холодно (несмотря на что?).

7. На воду опустился густой туман (что из этого следовало?)


При проведении данного вида работы используется слайд № 11-13.


  1. Схематический диктант (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).\\ Работа с таблицей (одна на парту). Используется слайд № 14-15.

Предложения

Типы придаточных

  1. Сколько ни свети солнце на бурьян, на нём розы не растут


  1. Не видели они, как время пролетело.


  1. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.


  1. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.


  1. Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет.


  1. Откуда солнышко встаёт, оттуда и лето красное придёт.


  1. Я заснул крепко так, что не видел ни одной станции.



  1. Соотнести предложения с типом придаточного (упражнения тестового характера). Используется слайд № 16 -19.

Работа в группах.

Учащиеся моделируют предложения, определяя вид придаточного по вопросу.












Не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП











Учащиеся соотносят предложения со значением придаточных, записывая в тетради номера и значения.

Стратегия «Карусель» (взаимопроверка в группах - каждое задание)

Повторение типов подчинений нескольких придаточных (используется слайд №20).

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Устный синтаксический разбор. Используется слайд № 21.

  • Дети рассказали], (что нарезали тех цветов), (которые любила мама).

  • (Когда поднялось солнце), [мы увидели картину], (которая удивила всех).

  • Смешно было], (как в саду шагал садовник), (как скрипела его тачка).

  • [Лесник знал], (где живет белка) и (где ходят на водопой кабаны).


  1. Упражнение на соотнесение.

- Соотнести схему с предложением, расставить знаки препинания, указать тип подчинения придаточных (упражнения тестового характера). Используется слайд № 22 -27.


  1. Моделирование.

- Из трёх простых предложений составьте одно сложное. Определите тип подчинения.

  • В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).

  • Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).

  • В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как).

  • В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя).

Используется слайд № 28.

  1. Корректорская правка.

- Исправьте грамматическую ошибку.

Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

  • Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

  • Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.

Используется слайд № 29.

Учащиеся приводят примеры из домашнего упражнения.

Работа в группах.

Проводят устный синтаксический разбор, определяя вид подчинения, объясняя знаки препинания, составляя вертикальные схемы на доске.

Стратегия «Карусель» (каждая группа – 1 предложение). Самопроверка.

Соотносят предложенные схемы с данными предложениями, указывая вид подчинения. Самопроверка.


Моделируют предложения с несколькими придаточными, определяют вид подчинения.

Стратегия «Карусель» (каждая группа – 1 предложение). Самопроверка.








Корректируют предложения, предлагая различные варианты, делают выводы о целесообразности синтаксической синонимии

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Оцените ваши действия на уроке.

  • Мне было трудно – 3 балла

  • Есть над чем поработать – 4 балла

  • Могу себя похвалить! – 5 баллов

Лист самооценки.

Работа в группе


Работа в паре


Самостоятельная работа


Общая оценка своей работы на уроке


Используется слайд № 30.


Рефлексируют собственную деятельность на уроке, используя предложенные критерии









Домашнее задание

Домашняя контрольная работа по теме «СПП» (на 3 варианта)

Во избежание списывания формируются 3 группы: учащиеся продвинутого уровня, учащиеся достаточного уровня, учащиеся среднего уровня.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«Таблица типы придаточных»

ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

тип прида-

точного

вопрос

связь присловная / неприсловн.

средства связи

указа-

тельные слова в ГП

пример

союзы

союзные слова

определи-тельное

какой?

сущ. или мест. в главной части


который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

такой, тот

Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом, что стоял на горе, был хорошо виден.

изъясни-

тельное

падеж-

ные вопросы

глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства

что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли

что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько

то, тот, та, те

Известие о том, что я приеду, его не обрадовало. Я не знаю, как ему об этом сказать. Надо, чтобы он пришел.

присое-

динительное




что (в любой падежной форме), отчего, почему, зачем


Отец долго не приезжал, что всех беспокоило. Я здоров, чего и вам желаю.

Обстоятельственные придаточные

времени

когда, как долго, с каких пор, до каких пор?


когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг

когда (если относится к тогда или др. наречию со знач. времени в главной части)

тогда

Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили.

места

где, куда, откуда?

мест. (см. указательные слова), наречие


где, куда, откуда

там, туда, оттуда

Я был там, где никто из вас не был. Пойду, куда глаза глядят.




причины

почему, отчего?


потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что



Я очень нервничал, так как был не до конца готов к ответу.

следствия

Каково след-

ствие?


так что



Было холодно, так что из дома мы не выходили.

условия

при каком условии?


если (...то / так / тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если



Если ты не позвонишь, я буду волноваться.

цели

зачем, с какой целью?


чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только


затем

Они пришли, чтобы проститься.

уступки

несмотря на что, вопреки чему?


хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай

что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни


Хотя я болел, но задание выполнил. Как я ни стремился домой, поехать туда мне не удалось.

сравнения

как что, подобно чему?


как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы


так

Листья зеленеют, словно их кто-то вымыл. Было так тихо, как бывает только в лесу.

меры и степени

в какой мере, степени?

мест. (см. указательные слова), наречие

что, чтобы, любой сравнительный союз

насколько, сколько

так, такой, настолько, (не) столько

Было так тихо, что стало не по себе. Мы поднялись на такую высоту, что захватывало дух.

образа действия

как, каким образом?

так


как

так

Я всё сделал так, как ты мне сказал.



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №36 СПП Обобщение»

Словарный диктант

Словарный диктант

Блиц-опрос

Блиц-опрос

  • В СПП, как и в любом сложном, может быть
  • любое количество основ;
  • только две основы;
  • две и более основ.
Блиц-опрос

Блиц-опрос

  • В CПП для связи используются
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;
  • только интонация.
Блиц-опрос 3.  CПП состоит

Блиц-опрос

3. CПП состоит

  • только из придаточных предложений;
  • из двух независимых предложений;
  • из главного и одного или нескольких придаточных.
Блиц-опрос 4. Придаточные предложения

Блиц-опрос

4. Придаточные предложения

  • отвечают на вопросы всех членов предложения;
  • не отвечают на вопросы
  • отвечают на вопросы второстепенных членов предложения
Блиц-опрос 5. Придаточное предложение может стоять

Блиц-опрос

5. Придаточное предложение может стоять

  • только перед главным;
  • только после главного;
  • перед главным, в середине главного, после главного.
Блиц-опрос 6. Придаточные отделяются от главного

Блиц-опрос

6. Придаточные отделяются от главного

  • с помощью интонации;
  • с помощью одной или нескольких запятых;
  • с помощью тире и двоеточия.
Блиц-опрос 7. Придаточное предложение поясняет

Блиц-опрос

7. Придаточное предложение поясняет

  • только главное;
  • только придаточное, само себя;
  • может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное
Среди данных предложений Найдите СПП

Среди данных предложений Найдите СПП

  • Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
  • В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
  • Живопись Левитана, как считают искусствоведы. отражает неброскую красоту средней полосы России.
  • В ком нет добра, в том правды мало.
1. Мы разбили лагерь ( где? )... . 2. Подснежники появляются ( когда? )... . 3. ( Отчего? ) ... высокая спелая рожь низко наклонилась. 4. Для того ( для чего? ) ... нужно много читать. 5. Мы пойдём за грибами ( при каком условии? ). 6. Было ещё холодно ( несмотря на что? ). 7. На воду опустился густой туман ( что из этого следовало? )

1. Мы разбили лагерь ( где? )... .

2. Подснежники появляются ( когда? )... .

3. ( Отчего? ) ... высокая спелая рожь низко наклонилась.

4. Для того ( для чего? ) ... нужно много читать.

5. Мы пойдём за грибами ( при каком условии? ).

6. Было ещё холодно ( несмотря на что? ).

7. На воду опустился густой туман ( что из этого следовало? )

где? 1. [    ] , (где ). - места  когда? 2. [    ] , (когда ). - времени  отчего? 3. (Оттого что ) , [    ] . - причины  зачем? 4. (Для того чтобы) , [    ] . - цели 12

где?

1. [ ] , (где ). - места

когда?

2. [ ] , (когда ). - времени

отчего?

3. (Оттого что ) , [ ] . - причины

зачем?

4. (Для того чтобы) , [ ] . - цели

12

при каком условии?  5. [    ] , (если ). - условия несмотря на что?  6. [    ] , (хотя ). - уступки что из этого следовало?  7. [    ] , (так что ). - следствия 13

при каком

условии?

5. [ ] , (если ). - условия

несмотря

на что?

6. [ ] , (хотя ). - уступки

что из этого

следовало?

7. [ ] , (так что ). - следствия

13

Типы придаточных по значению   Предложения Типы придаточных 1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут. 2) Не видели они, как время пролетело. 3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. 4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ. 5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет. 6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет. 7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

Типы придаточных по значению

Предложения

Типы придаточных

1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут.

2) Не видели они, как время пролетело.

3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.

5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет.

6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет.

7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

Типы придаточных по значению Предложения Типы придаточных 1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут. Обстоятельственное, уступка 2) Не видели они, как время пролетело. Изъяснительное 3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. Обстоятельственное, сравнение 4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ. Обстоятельственное, цель 5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет. Обстоятельственное, время 6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет. Обстоятельственное, место 7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции. Обстоятельственное, следствие

Типы придаточных по значению

Предложения

Типы придаточных

1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут.

Обстоятельственное, уступка

2) Не видели они, как время пролетело.

Изъяснительное

3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

Обстоятельственное, сравнение

4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.

Обстоятельственное, цель

5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет.

Обстоятельственное, время

6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет.

Обстоятельственное, место

7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

Обстоятельственное, следствие

Соотнесите предложения с типом придаточного а) придаточное места 1. Оттуда, где была река, веяло сыростью. б) придаточное уступки в) придаточное цели 2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека. г) придаточное причины 1 – а 2 – г 3 – в 4 – б 3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного. 4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.

Соотнесите предложения с типом придаточного

а) придаточное места

1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.

б) придаточное уступки

в) придаточное цели

2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.

г) придаточное причины

1 – а

2 – г

3 – в

4 – б

3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.

4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.

Соотнесите предложения с типом придаточного 1. Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов. а) придаточное места б) придаточное времени в) придаточное цели 2. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается. г) придаточное условное 3. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней. 1 – б 2 – а 3 – г 4 – в 4. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё горло распевал песни.

Соотнесите предложения с типом придаточного

1. Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.

а) придаточное места

б) придаточное времени

в) придаточное цели

2. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

г) придаточное условное

3. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней.

1 – б

2 – а

3 – г

4 – в

4. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё

горло распевал песни.

Соотнесите предложения с типом придаточного а) придаточное причины 1. Теперь, когда всё уже стало известно, мне было очень жаль моего брата. б) придаточное времени в) придаточное уступки 2. Первыми тронулись на юг болотные птицы, так как болота начали уже замерзать. г) придаточное условное 1 – б 2 – а 3 – г 4 – в 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. 4. Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий.

Соотнесите предложения с типом придаточного

а) придаточное причины

1. Теперь, когда всё уже стало известно, мне было очень жаль моего брата.

б) придаточное времени

в) придаточное уступки

2. Первыми тронулись на юг болотные птицы, так как болота начали уже замерзать.

г) придаточное условное

1 – б

2 – а

3 – г

4 – в

3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

4. Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий.

Соотнесите предложения с типом придаточного а) придаточное причины 1. Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. б) придаточное следствия в) придаточное цели 2. Зло существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать на коромысле. г) придаточное условное 1 – г 2 – в 3 – б 4 – а 3. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала. 4. Меня захватила эта книга, потому что до сих пор я ничего не знал про революционеров.

Соотнесите предложения с типом придаточного

а) придаточное причины

1. Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.

б) придаточное следствия

в) придаточное цели

2. Зло существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать на коромысле.

г) придаточное условное

1 – г

2 – в

3 – б

4 – а

3. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала.

4. Меня захватила эта книга, потому что до сих пор я ничего не знал про революционеров.

1. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.  [ ] ( ) ( ) 2. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.  [ ]  ( ) ( ) 3. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.  [ ]  ( ) ( ) 20

1. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

[ ] ( ) ( )

2. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

[ ]

( ) ( )

3. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.

[ ]

( ) ( )

20

Типы подчинения нескольких придаточных Схемы Последовательное подчинение Примеры [ Дети рассказали ] , (что нарезали тех цветов),(которые любила мама).  [ ], ( ) , ( ) 2) Параллельное подчинение  ( ), [ ] , ( ) (Когда поднялось солнце), [ мы увидели картину ] , ( которая удивила всех). Однородное подчинение  [ ], ( ), ( ) [ Смешно было ] ,( как в саду шагал садовник),( как скрипела его тачка). Если придаточные однородные и соединены союзом и , то запятая между ними не ставится  [ ] , ( ) и ( ) [ Лесник знал ] ,( где живет белка) и (где ходят на водопой кабаны).

Типы подчинения нескольких придаточных

Схемы

  • Последовательное подчинение

Примеры

[ Дети рассказали ] , (что нарезали тех цветов),(которые любила мама).

[ ], ( ) , ( )

2) Параллельное подчинение

( ), [ ] , ( )

(Когда поднялось солнце),

[ мы увидели картину ] , ( которая удивила всех).

  • Однородное подчинение

[ ], ( ), ( )

[ Смешно было ] ,( как в саду шагал садовник),( как скрипела его тачка).

  • Если придаточные однородные и соединены союзом и , то запятая между ними не ставится

[ ] , ( ) и ( )

[ Лесник знал ] ,( где живет белка) и (где ходят на водопой кабаны).

А. [ ], (так что ), (что ), ( потому что ).  5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 3 4 5 2 6 1 22

А. [ ], (так что ), (что ), ( потому что ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

3

4

5

2

6

1

22

Б. [ ], (когда ), (с которым ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 23

Б. [ ], (когда ), (с которым ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

23

В. [ ], (что ), (что ), ( что ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 4 5 3 6 2 1 24

В. [ ], (что ), (что ), ( что ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

4

5

3

6

2

1

24

Г. [ ], (что, (когда), ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 25

Г. [ ], (что, (когда), ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

25

Д. (когда ), [ ], (что ). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 26

Д. (когда ), [ ], (что ).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

26

Е. [ ], (в котором) и (который). 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. 4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. 1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6 2 5 4 3 1 27

Е. [ ], (в котором) и (который).

5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.

4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.

3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.

6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

6

2

5

4

3

1

27

В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая). В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова. Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые). Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе. В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как). В нашей школе, которая находится при институте, имеются прекрасные кабинеты, так как организации института помогают деньгами и оборудованием. В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя). В доме, который виднелся в конце переулка, зажгли лампы, хотя было ещё светло. 28

В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).

В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова.

Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).

Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе.

В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как).

В нашей школе, которая находится при институте, имеются прекрасные кабинеты, так как организации института помогают деньгами и оборудованием.

В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя).

В доме, который виднелся в конце переулка, зажгли лампы, хотя было ещё светло.

28

Исправление грамматической ошибки  Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

Исправление грамматической ошибки

Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.

  • Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
  • Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.
Рефлексия Лист самооценки. Оцените ваши действия на уроке. Мне было трудно – 3 балла Есть над чем поработать – 4 балла Могу себя похвалить! – 5 баллов Работа в группе Работа в паре Самостоятельная работа Общая оценка своей работы на уроке

Рефлексия Лист самооценки.

Оцените ваши действия на уроке.

  • Мне было трудно – 3 балла
  • Есть над чем поработать – 4 балла
  • Могу себя похвалить! – 5 баллов

Работа в группе

Работа в паре

Самостоятельная работа

Общая оценка своей работы на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!