СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 Подготовка к ЕГЭ. Тест "Русь в XV веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг по теме "Русь в XV в." предначначен для проверки знаний по теме

Просмотр содержимого документа
«8 Подготовка к ЕГЭ. Тест "Русь в XV веке"»

1


Тренинг по теме «Русь в XV в» Часть 1


п/п

Задание





1

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям, про­ис­хо­див­шим во вто­рой по­ло­ви­не XII—XV в.

1) посадское население 2) стрель­цы 3) по­ме­стье 4) по­жи­лое 5) ста­ро­об­ряд­цы

6) мест­ни­че­ство Ответ:

2

На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово (тер­мин).

Сбор­ник за­ко­нов, при­ня­тый в XV в. и сыг­рав­ший боль­шую роль в цен­тра­ли­за­ции Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства и со­зда­нии си­сте­мы об­ще­рус­ско­го права на­зы­вал­ся ____________.

Ответ:

3

Имя монгольского хана, возглавившего монгольское войско в 1480 году в событиях на реке Угре

Ответ:

4

Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) вотчина

Б) пожилое

В) приказ

Г) кормление


А

Б

В

Г






  1. центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

  2. наследственное земельное владение

  3. система содержания должностных лиц за счет местного населения

  4. плата крестьян при уходе от землевладельца

  5. обращение церковной собственности в светскую


5

Установите соответствие между событиями и годами

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) поход Тохтамыша на Москву

Б) поход князя Игоря на Византию

В) поход Владимира Мономаха против половцев

Г) нашествие Едигея


А

Б

В

Г






  1. 1382

  2. 1408

  3. 944

  4. 1111

  5. 1382

  6. 1237


6

Какие из перечисленных событий относятся к XV в.? Выберите три события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) начало княжения Дмитрия Шемяки в Москве

2) установление единого срока крестьянского перехода в Юрьев день

3) созыв первого Земского собора

4) учреждение патриаршества в России

5) утверждение двуглавого орла в качестве государственного символа России

6) пресечение династии Рюриковичей

7

 Вы­бе­ри­те из спис­ка три со­бы­тия, от­но­ся­щих­ся к прав­ле­нию Ивана III, и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ.

1) при­со­еди­не­ние Смо­лен­ска 2) вве­де­ние го­су­дар­ствен­но­го герба — дву­гла­во­го орла

3) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да 4) рас­цвет при­каз­ной си­сте­мы

5) со­зда­ние стре­лец­ко­го вой­ска 6) по­строй­ка крас­но­кир­пич­но­го Мос­ков­ско­го Крем­ля

8

Вы­бе­ри­те из спис­ка три ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, свя­зан­ные с кня­же­ни­ем Ивана III. За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ.

  1) хан Ахмат 2) хан Тох­та­мыш 3) Сер­гий Ра­до­неж­ский

4) Иосиф Во­лоц­кий 5) Софья Па­лео­лог 6) Елена Глин­ская

9

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных ниже лиц были со­вре­мен­ни­ка­ми князя Ивана III? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

  1) Софья Па­лео­лог 2) хан Ахмат 3) Мамай

4) Ари­сто­тель Фи­о­ра­ван­ти 5) До­ми­ни­ко Тре­зи­ни 6) Сер­гий Ра­до­неж­ский

10

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го про­пус­ка, обо­зна­чен­но­го бук­вой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Век

Со­бы­тие ис­то­рии Рос­сии

Со­бы­тие ис­то­рии за­ру­беж­ных стран

____________ (А)

Лю­беч­ский съезд кня­зей

____________ (Б)

XV в.

____________ (В)

____________ (Г)

XIII в.

____________ (Д)

За­хват Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми

____________ (Е)

Ку­ли­ков­ская битва

Битва на Ко­со­вом поле

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) раз­де­ле­ние хри­сти­ан­ской церк­ви на Во­сточ­ную (пра­во­слав­ную) и За­пад­ную (ка­то­ли­че­скую)

2) XIV в.

3) Нев­ская битва

4) взя­тие рус­ски­ми вой­ска­ми Ка­за­ни

5) кру­го­свет­ное пла­ва­ние экс­пе­ди­ции Ф. Ма­гел­ла­на

А

Б

В

Г

Д

Е







6) XI в.

7) от­кры­тие Аме­ри­ки Х. Ко­лум­бом

8) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству

9) XVI в.

11

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Со­бы­тие

Роль (зна­че­ние) со­бы­тия в ис­то­рии

Участ­ник со­бы­тия

Битва на реке Калке

__________(А)

Да­ни­ил Га­лиц­кий

__________(Б)

Ослаб­ле­ние агрес­сии кре­сто­нос­цев

__________(В)

__________(Г)

Пер­вый шаг к лик­ви­да­ции не­за­ви­си­мо­сти

Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки

Иван III

Битва при Пу­а­тье

__________(Д)

__________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

А

Б

В

Г

Д

Е







  1) Иван Ка­ли­та

2) Алек­сандр Нев­ский

3) оста­нов­ка араб­ских за­во­е­ва­ний

4) пре­кра­ще­ние на­бе­гов пе­че­не­гов

5) Ку­ли­ков­ская битва

6) пер­вое столк­но­ве­ние с мон­го­ла­ми

7) Карл Мар­телл

8) Ле­до­вое по­бо­и­ще

9) битва на реке Ше­ло­ни

12

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Со­бы­тие

Роль (зна­че­ние) со­бы­тия в ис­то­рии

Участ­ник со­бы­тия

Битва на реке Калке

__________(А)

Да­ни­ил Га­лиц­кий

__________(Б)

Ослаб­ле­ние агрес­сии кре­сто­нос­цев

__________(В)

__________(Г)

Пер­вый шаг к лик­ви­да­ции не­за­ви­си­мо­сти

Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки

Иван III

Жа­ке­рия

__________(Д)

__________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

А

Б

В

Г

Д

Е







1) Уот Тайлер

2) Алек­сандр Нев­ский

3) за­клю­че­ние пе­ре­ми­рия в ходе Сто­лет­ней войны

4) пре­кра­ще­ние на­бе­гов пе­че­не­гов

5) Ку­ли­ков­ская битва

6) пер­вое столк­но­ве­ние с мон­го­ла­ми

7) Ги­льом Каль

8) Ле­до­вое по­бо­и­ще

9) битва на реке Ше­ло­ни


За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.


Пропущенные элементы:

  1. Век

    Событие истории России

    Событие истории зарубежных стран


    X в.

    ________________(А)

    Образование Священной Римской империи

    XIII в.

    ________________ (Б)

    Возникновение английского парламента

    _______(В)

    Битва на реке Воже

    ______________(Г)

    _______(Д)

    Разгором печенегов под Киевом

    ______________(Е)

    дунайские походы князя Святослава Игоревича

  2. битва на реке Сити

  3. XV в.

  4. А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е







    Присоединение Твери к Московскому княжеству

  5. XI в.

  6. XIV в.

  7. Нормандское завоевание Англии

  8. Падение Византийской империи

  9. Жакерия во Франции

14

Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния сред­не­ве­ко­во­го ав­то­ра

 

«Царь же со всеми та­та­ра­ми пошел по Ли­тов­ской земле мимо Мцен­ска, Лю­бут­ска и Одо­е­ва и, придя, стал у Во­ро­тын­ска, ожи­дая, что ко­роль при­дет к нему на по­мощь. Ко­роль же не при­шел к нему и сил своих не по­слал — были у него свои меж­до­усо­бия, во­е­вал тогда Менгли-Гирей, царь пе­ре­коп­ский, ко­ро­лев­скую По­доль­скую землю, по­мо­гая ве­ли­ко­му князю. Ахмат же при­шел к Угре со всеми си­ла­ми, хотя пе­рей­ти реку. И при­шли та­та­ры, на­ча­ли стре­лять, а наши — в них, одни на­сту­па­ли на вой­ска князя Ан­дрея, дру­гие мно­гие — на ве­ли­ко­го князя, а тре­тьи вне­зап­но на­па­да­ли на во­е­вод. Наши по­ра­зи­ли мно­гих стре­ла­ми и из пи­ща­лей, а их стре­лы па­да­ли между на­ши­ми и ни­ко­го не за­де­ва­ли. И от­би­ли их от бе­ре­га. И много дней на­сту­па­ли, сра­жа­ясь, и не одо­ле­ли, ждали, пока ста­нет река. Были же тогда боль­шие мо­ро­зы, река на­ча­ла за­мер­зать. И был страх с обеих сто­рон — одни дру­гих бо­я­лись. И при­шли тогда бра­тья к ве­ли­ко­му князю в Кре­ме­нец — князь Ан­дрей и князь Борис. Князь же ве­ли­кий при­нял их с лю­бо­вью. Когда же река стала, тогда князь ве­ли­кий по­ве­лел сво­е­му сыну, ве­ли­ко­му князю, и брату сво­е­му князю Ан­дрею, и всем во­е­во­дам со всеми си­ла­ми пе­рей­ти к себе в Кре­ме­нец, боясь на­ступ­ле­ния татар — чтобы, со­еди­нив­шись, всту­пить в битву с про­тив­ни­ком. В го­ро­де же Москве в это время все пре­бы­ва­ли в стра­хе, пом­ни­ли о не­из­беж­ной уча­сти всех людей и ни от кого не ожи­да­ли по­мо­щи, толь­ко не­пре­стан­но мо­ли­лись со сле­за­ми и воз­ды­ха­ни­я­ми Спасу-все­дер­жи­те­лю и гос­по­ду богу на­ше­му Иису­су Хри­сту и пре­чи­стой его ма­те­ри, пре­слав­ной Бо­го­ро­ди­це. Тогда-то и свер­ши­лось пре­слав­ное чудо пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы: когда наши от­сту­па­ли от бе­ре­га, та­та­ры, думая, что рус­ские усту­па­ют им берег, чтобы с ними сра­жать­ся, одер­жи­мые стра­хом, по­бе­жа­ли. А наши, думая, что та­та­ры пе­ре­шли реку и сле­ду­ют за ними, при­шли в Кре­ме­нец. Князь же ве­ли­кий с сыном своим и бра­ти­ей и со всеми во­е­во­да­ми ото­шел к Бо­ров­ску, го­во­ря, что «на этих полях будем с ними сра­жать­ся», а на самом деле слу­шая злых людей — среб­ро­люб­цев бо­га­тых и брю­ха­тых, пре­да­те­лей хри­сти­ан­ских и угод­ни­ков ба­сур­ман­ских, ко­то­рые го­во­рят: «Беги, не мо­жешь с ними стать на бой». Сам дья­вол их уста­ми го­во­рил, тот, кто не­ко­гда вошел в змея и пре­льстил Адама и Еву. Вот тут-то и слу­чи­лось чудо пре­чи­стой: одни от дру­гих бе­жа­ли, и никто ни­ко­го не пре­сле­до­вал».

  Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) в союзе с ханом («царём») про­тив рус­ских вы­сту­пи­ли крым­ские та­та­ры

2) со­бы­тия, опи­сы­ва­е­мые в от­рыв­ке, про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XV в.

3) хан («царь) Ахмат вско­ре после опи­сан­ных со­бы­тий был убит сво­и­ми по­ли­ти­че­ски­ми кон­ку­рен­та­ми

4) Со­бы­тия, опи­сы­ва­е­мые в от­рыв­ке, про­изо­шли в пе­ри­од прав­ле­ния ве­ли­ко­го князя Ва­си­лия III

5) опи­сан­ное со­бы­тие вошло в ис­то­рию как «сто­я­ние на реке Воже»

6) со­юз­ни­ка­ми рус­ских в борь­бе с ханом («царём») Ах­ма­том стали крым­ские та­та­ры

15

Прочтите отрывок из летописи.

  «Князь великий… слышав измену дяди своего князя Юрия Дмитриевича… город Галич взял и сжёг… Князь Юрий Дмитриевич пошёл на великого князя… с детьми своими…

И был бой между ними, и одолел князь Юрий Дмитриевич, а князь великий побежал к Новгороду…

Пришёл же князь Юрий Дмитриевич под город Москву на Страстной неделе в среду, и стоял под городом неделю, а в среду на светлой неделе город Москву взял и княгинь великих, поймав, послал в Звенигород, и сел на великом княжении. А князь великий пошёл из Новгорода на Мологу, да к Костроме, да оттуда в Новгород Нижний; и князь Юрий Дмитриевич послал на него двух своих сыновей князей Дмитрия Шемяку да Дмитрия Красного… князю же великому не было ниоткуда помощи, и восхотел он в Орду идти. Стоящим же князьям Дмитриям во Владимире пришла весть, что отец их князь Юрий преставился, а брат их князь Василий старший сел на великом княжении в Москве. Посем же и сам [Василий] прислал к ним, поведав им смерть отцову, а своё здравие и княжение; они же ответили: «не восхотел Бог, чтобы княжил отец наш, а тебя и сами не хотим».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Великий московский князь, имя которого пропущено в тексте, — Иван III.

2) Великий московский князь, имя которого пропущено в тексте, был внуком великого князя Литовского Витовта.

3) В ходе междоусобной борьбы, о событиях которой говорится в летописи, великий московский князь, чьё имя пропущено в тексте, был ослеплён.

4) В приведённом фрагменте летописи подчёркивается единство сыновей князя Юрия Дмитриевича после его смерти.

5) В том же веке, в котором происходили описываемые в тексте события, к Москве был присоединён Псков.

6) Междоусобная борьба, о событиях которой говорится в тексте, продолжалась более четверти века.

16

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского.

  «Ни в каком другом краю Древней Руси не встретим такого счастливого подбора условий, благоприятных для широкого развития политической жизни. [Город] рано освободился от давления княжеской власти и стал в стороне от княжеских усобиц и половецких разбоев, не испытал непосредственного гнета и страха татарского, в глаза не видал ордынского баскака, был экономическим и политическим центром громадной промышленной области, рано вступил в деятельные торговые сношения и мог вступить в тесные культурные связи с европейским Западом, был несколько веков торговым посредником между этим Западом и азиатским Востоком. Дух свободы и предприимчивости, политическое сознание «мужей вольных» − нигде более в Древней Руси не соединялось столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества, необходимые для устроения крепкого и справедливого общественного порядка ».

  Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) упомянутый в тексте город — Владимир

2) особенностью политической жизни этого города было широкое самоуправление

3) автор считает, что особенности развития данного города были связаны, в том числе, с отдалённостью от Великой степи

4) город, которому посвящён текст, был присоединён к Москве в XV в.

5) В. О. Ключевский отмечает слабое развитие торговых отношений в городе

6) город, которому посвящён текст, был разрушен в годы нашествия Батыя

17

Прочтите отрывок из летописи.

  «Той же зимой князь великий, обмыслив с …митрополитом Филиппом и с матерью своей и с братьями и с боярами своими и послал Фрязина Ивана в Рим по царевну Софью…

Месяца же июня 24 отпустили царевну Софию из Рима за великого князя… Месяца сентября в 1 день, Фрязи и Греки из Рима пришли с царевною Софьей в немецкий город Любек… а в 10 день на корабль взошли. …Того же месяца в 21 пришла царевна кораблём в Колывань, а носило их море 11 дней. И с Колывани пошла октября в 1, а в Юрьев пришли того же месяца 6, а во Псков пришли октября в 11. Псковичи же воздали честь великую царевне и всем, что с нею…

И… сказали князю великому, что папский посол — легат Антоний идёт с царевною, а перед ним крест католический несут, потому что папа почесть великую дал послу своему идти так ему по всем землям… до Москвы… Слышав же сие, князь великий начал о том мыслити с матерью своею и с братьями и с б оярами своими; и н ачали и ные «не раниться ему о том» говорить; другие же говорили: «не бывало такого на нашей земле, чтобы почести были Латинской вере…»

Слышав же сие князь великий …послал к тому легату, чтобы не шёл перед ним католический крест, но повелел скрыть его».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Великий князь, о котором говорится в тексте, — Василий III.

2) Царевна, о приезде которой говорится в тексте, была из итальянского рода Медичи.

3) События, о которых говорится в тексте, относятся к XVI в.

4) Летописец указывает на разногласия среди московских бояр по вопросу об отношении к действиям папского легата.

5) В правление великого князя, о котором говорится в тексте, русские земли освободились от власти Орды.

6) Великий князь, о котором говорится в тексте, стал первым из московских государей использовать на гербе (печати) изображение двуглавого орла.

18

8

Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на схеме территории.

9

Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором сложились обозначенные на схеме границы Российского государства.

10

Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».

11

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.

2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».

3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.

4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.

5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.

6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!