Операционно-деятельный этап | Сообщение темы урока. Тема нашего урока «Емельян Пугачев. Народный защитник или злодей?» - В каких произведениях литературы упоминается об этой исторической личности? (В исторических песнях; в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; в поэме С. А. Есенина «Пугачев») Первый блок. Исторические песни. Тематическим центром для устного творчества второй половины XVIII в. являются песни, связанные с крестьянской войной 1773—1774 гг. (Прослушивание исторических песен из фонохрестоматии) Задание по группам. Самостоятельная работа в группах. Отметьте в текстах песен, как называет народ Емельяна Пугачева. -О чем это говорит? (Народная любовь к герою видна из песен «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Люди назвали Пугачева «народным заступником», «звёздочкой», «добрым молодцем», «красным солнышком», а себя после его казни — «сиротами». Это ещё более подчёркивает благодарность народа к сделанному Емельяном Пугачёвым, сожаление о его гибели) Выступление групп. В любом случае народ любил и уважал казака-самозванца за все его качества, писал о нём как о самом близком человеке. И даже не мог смириться с исходом восстания – пошла новая легенда, что якобы на самом деле Емельян Иванович жив, где-то собирает силы, и вот-вот снова придёт на помощь крестьянам. А на казнь вместо него добровольно пошёл обычный солдат. Второй блок. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Анализ ее глав, посвященных Пугачеву. Задание по группам. Самостоятельная работа в группах. 1. Первая встреча с Пугачевым. Глава 2 «Вожатый». "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское ". Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как для него, так и для читателя. Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – брат. Савельич тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв же, мы считаем, - с точки зрения христианской морали, милосердия и благодарности.
2. Глава 6 «Пугачевщина». Само название главы «Пугачевщина» несет на себе большую смысловую нагрузку. Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет. Значит, пугачевщина—страшное стихийное явление, а Пугачев—злодей. Подтверждение этому мы находим в письме, которое получает капитан Миронов. Из этого письма мы узнаем, что Пугачев—самозванец, так как выдает себя за Петра 3. Он предстает злодеем, который собрал шайку, разорил крепости, произведя везде грабежи и «смертные убийства». В разговорах жителей крепости Пугачев предстает как «неведомая сила». Капитан Миронов читает воззвание Пугачева, где разбойник предупреждает командиров о бесполезности сопротивления, угрожая им казнью. Все в ужасе и понимают, что «дни их крепости сочтены». В 6 главе Пугачев представлен как злодей, а пугачевщина как стихийное, опасное явление, непонятно почему нарушающее спокойную жизнь обитателей Белогорской крепости. (Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости».) 3. Глава 7 «Приступ» Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость". Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. 4.Глава 8 «Незваный гость» Название главы «Незваный гость» Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем. В главе даётся портрет Пугачёва, каким видит его Гринёв. «Черты лица его, правильные и довольно приятные». В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В не много пословиц и поговорок: «Кто не поп, тот батька», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Кроме этого мы слышим народную песню « Не шуми, мати зелёная дубровушка» в исполнении Пугачёва. Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь. Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва. (Прослушивание сказки, которую рассказывает Пугачев) Выступление групп, выводы. Заполнение сводной таблицы. Глава | Характеристика Е.Пугачева | Глава «Вожатый» | | Глава «Приступ» | | Глава «Незваный гость» | | Глава «Мятежная слобода» | | Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода - черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблюдательности. После прочтения повести сразу напрашивается многогранный образ Емельяна Пугачева. Он и хвастлив, и умен, и злобен, и великодушен и милосерден, всевластен, то дурён, а то зависим. Но также он изображен как сильная, могучая личность, обладающая человечностью и благородством. Емельян Пугачев - предводитель восстания - изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, смекалка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем. А.С.Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого. Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (М. Цветаева) - Согласны вы с этим высказыванием? Третий блок. Образ Пугачева в поэме С.Есенина «C таким, как Пугачев, на любую битву не страшно идти!»– восклицал Есенин, знавший наизусть многие эпизоды «Капитанской дочки». Индивидуальное задание. Выразительное чтение отрывков из поэмы наизусть. Беседа по вопросам. - Как представлен образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев»? (Пугачев у Есенина - и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль»). -Чем Пугачев озабочен? (Он искренне озабочен судьбой крестьянства: Как живет здесь мудрый наш мужик? Герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять.) -Что советует народу Пугачёв, когда узнает, что Екатерина после смерти Петра III отдала все богатства края «под надзор дворян»? Неужели в народе нет суровой хватки Вытащить из сапогов ножи И всадить их в барские лопатки? - Какую же мысль несет в себе образ Пугачева, вышедший из-под пера С. Есенина? (Есенин раскрывает в образе Пугачева черты могучего бунтаря, который по призванию должен повести казаков и крестьян дорогой мести и борьбы к свободе. Но народ, желавший получить свободу, еще неспособен был ее завоевать. Вся надежда крестьян и казаков на лучшее будущее была связана с верой в хорошего царя. В Пугачёве Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.) Слово учителя: Пугачев – центральный образ поэмы. Трагический образ…Кроме Пугачева, никто почти в трагедии не повторяется: в каждой сцене новые лица. Это придает большое движение и выдвигает основную роль Пугачева. В начале поэмы, измученный долгой дорогой, больной, спасшийся от врагов и смерти, он приходит на Яик, чтобы «грозно свершить свой замысел». Его сердце откликается на «стон придавленной, придушенной черни» и грусть деревни. Он сам из простого рода, и в груди «ворочается зверенышем теплым душа». Но он твердо знает, что нужно душу «перестроить наново», так как жизнь требует от человека крепости, силы, мощи, бесстрашия: «Прочь жалость телячьих нег!», «Жизнь – это лес большой, где заря красным всадником мчится. Нужно крепкие, крепкие иметь клыки». Он твердо уверен, что его «значение», «призвание» заключается в том, чтобы люто мстить тем, кто грабил и мучил, кто «возневолил» мужицкую Русь. Он «жестокий поводырь» буйствующих россиян. Чернь любит его за буйство и удаль. Именно с ним простолюдство связывает свои надежды и мечты о неожиданной радости, которая «упадет на мужицкую Русь. В последней главе перед нами стареющий Пугачев, одинокий и всеми преданный. Ушли былая мощь, сила, а с ними и юность. Но то, что выстрадано Пугачевым: образ родной, бесконечно любимой земли, родной стороны – остаются в сердце. Отчаянье и душевная тяжесть, вызванные крушением замысла, а значит и надежды, охватывают героя. Но последние слова – трепетное, сердечное, теплое обращение: «Дорогие мои… дорогие… хорошие…» - тем, кто его предал, черни, простолюдству, мужицкой Руси Личность Пугачева представлена в поэме Есенина неординарной, противоречивой и трагичной. С одной стороны, Пугачев появляется, как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным. Это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями. Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание. (Просмотр видеоматериала из кинофильма «Русский бунт») | Записывают тему урока, формулируют цель и задачи. Прослушивают и прочитывают русские народные песни о Пугачёве, определяют отношение к герою. Анализируют главы повести, характеризуют образ Пугачева, делают записи в тетради после выступления каждой группы, подводят итоги по изображению Пугачёва Пушкиным. выступления групп сопровождаются аудио- и видеофайлами. Прослушивание отрывков наизусть из поэмы Есенина (индивидуальное задание – работа с одаренными детьми), обсуждение образа Пугачева по поэме. |