СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс Урок №39-40 Фонвизин История создания комедии Недоросль Сюжет и конфликт комедии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Сатира и юмор в литературе" 

Просмотр содержимого документа
«7 класс Урок №39-40 Фонвизин История создания комедии Недоросль Сюжет и конфликт комедии»

04-05.02.21

Русская литература 7 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №39-40

Д.И.Фонвизин. Знакомство с биографией и творчеством писателя.

История создания комедии «Недоросль». Сюжет и конфликт комедии.

Цели обучения

(кратко)

  • познакомиться с творчеством Д.И. Фонвизина, его комедией «Недоросль»;

  • выявить конфликт, на котором строится действие в пьесе, его связь с эпохой;

  • выделить элементы композиции драматического текста;

  • анализировать художественные образы комедии.

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

  1. Изучи информационную карточку

«Денис Иванович Фонвизин».

Денис Иванович Фонвизин — образованнейший человек своего времени, переводчик, автор стихов и басен, сатирик и драматург. Родился будущий писатель в большой обедневшей дворянской семье. Дружная, глубоко религиозная семья жила культурными интересами.

В 1755 году в Москве открылся университет. В подготовительную школу при университете был зачислен и десятилетний мальчик Денис Фонвизин. Учился он прекрасно. В гимназии познакомился с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы. Особую склонность он проявлял к изучению языков.

В числе лучших учеников Фонвизина направляют в Петербург. От этой поездки у него остались в памяти два события: встреча с М. В. Ломоносовым и знакомство с отцом первого русского театра, талантливейшим актером-самородком Ф. Г. Волковым. Побывал Фонвизин и в самом театре. “Действия, произведенного на меня театром, почти описать невозможно”, — позднее вспоминал он.

По окончании гимназии Фонвизин становится студентом. Но учиться ему не пришлось. Вскоре он поступает на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком.

В 25 лет Д. И. Фонвизин написал свою первую комедию “Бригадир”, которая имела успех у зрителей. После представления комедии в театре известный государственный сановник Потемкин произнес фразу, ставшую крылатой: “Умри, Денис, лучше не напишешь!”

Истинную славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла комедия “Недоросль”, над которой он работал в течение многих лет. Режиссером первой театральной постановки был сам автор, который больше всего заботился о положительных ролях в пьесе. Речи Стародума в исполнении крупнейшего русского актера И. А. Дмитревского находили отклик у публики. Как писали газеты тех дней, по окончании спектакля зрители бросили на сцену И. А. Дмитревскому кошелек, наполненный золотом и серебром.

Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была и остается одним из актуальнейших произведений русских классиков. Широта взглядов писателя, его глубокие убеждения о пользе образования и просвещения, нашли отражение в создании этого гениального произведения.


  1. Просмотри видеоурок – презентацию «Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»» по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=6S4EWKUGJ40&feature=emb_logo


  1. Историческая справка.

Дворянский недоросль – подросток, поступивший в государеву ратную службу и ставший взрослым в 15 лет. С царствования Петра Великого служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее прежней, поэтому «отлынивание» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства.

Недоросль (в словаре С. И. Ожегова) -я, м. 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу.

2. (Разговорно-ироничное.) Недоучившийся, глуповатый молодой человек.


Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)


Ответь

  1. Ответь на вопросы (устно)

  • Что раньше обозначало слово «недоросль»?

  • Какие недостатки обличает Фонвизин в комедии «Недоросль»?

Ответь на вопросы устно

Выполни

  1. Выполни задания в тетради.

Задание №1.

Прочти приведенные высказывания. Как данные цитаты характеризуют Фонвизина и его комедию «Недоросль»? Дай развернутый ответ.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»


…Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

А.С. Пушкин. «Послание к цензору»


«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» Н.В. Гоголь


«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». В.Г. Белинский


Задание №2.

Выполни комплекс заданий, состоящий из 9 упражнений, на платформе онлайн-мектеп (Анализ сюжета, композиции, художественных образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»), прочитав конспект урока на сайте.


Задание №3. «ПОПС-формула».

Существуют разные точки зрения относительно основного конфликта в комедии «Недоросль». Одна из них такова: поскольку главная борьба в комедии происходит за руку Софьи, то ведущим конфликтом является любовный. Другая точка зрения: главный конфликт заключается в борьбе просвещенных дворян с крепостниками-невеждами.

Какое из этих мнений вам кажется более правильным? Докажи свою позицию.

  • Позиция: «Я считаю, что …»

  • Обоснование: «Потому что…»

  • Подтверждение: «Подтверждается эта мысль следующими примерами …»

  • Следствие: «Следовательно, …»




Развернутый ответ














https://onlinemektep.org/




Ответ в форме ПОПС-формулы

Рефлексия

  • Я знаю о творчестве Д.И. Фонвизина, его комедии «Недоросль»».

  • У меня получилось:

  • выявить основной конфликт пьесы, его связь с эпохой;

  • выделить элементы композиции драматического текста;

  • проанализировать художественные образы комедии.

Поставь знаки

«+» или «-»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!