СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс Правописание А-О на конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала формирует навык правописания гласных О, А, на конце наречий, сопровождается мультимедийной презентацией. Урок построен по новым подходам в преподавании и обучении.

Просмотр содержимого документа
«7 класс Правописание А-О на конце наречий»

7 класс

Урок № 44. Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

  1. самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий;

  2. развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности;

  3. воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, интерактивный плакат, сигнальные карточки.

Ход урока.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи.



2. Грамматическая разминка.

  1. Грамматический анализ предложения.

Я (не)торопливо2 брожу по берегу (не)больш…й степной реч…нки, оставляя1 за собой след на мокрой траве.

Задания:

  • Объясните правописание слов.

  • Изобразите предложение схематично.

  • Произведите разборы.


2. «Мешочек каверзных вопросов»

(несколько учеников берут из мешочка по 1 заданию и отвечают на вопрос)

  • Сколько звуков в слове «петь»?

  • Назовите синоним к слову финиш.

  • Назовите главные члены предложения?

  • Назовите 5 приставок

  • Назовите неизменяемую часть речи?

  • Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

  • Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

  • Что значит шиворот - навыворот?-

  • Знать назубок-



Выполняют задания, данные по предложению.










3

Конец

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Наречие


Бегут


Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо


3. Этап планирования и целеполагания

- Прочитайте слова, записанные на доске, и определите часть речи: слева, вправо, изредка, насухо, дочиста, засветло.


- Найдите «опасное место» в наречии, написание которого объяснить пока не можем.


- Сформулируйте тему нашего урока.


- Какова задача нашего урока?


Это наречия.




«Опасные места» на конце наречий. Мы не знаем когда пишется а, когда о.

Правописание гласных на конце наречий.

Открыть способ проверки написания гласных на конце наречий.


4. Изучение нового материала.

- Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать без ошибок. Сегодня мы узнаем, от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

У наречий много секретов, давайте разгадаем один из них.

- Посмотрите ещё раз на наречия. Выделите в них приставку и суффикс.

- На какие группы можно их разделить?

- Разделим на группы, которые предложил…..(имя ученика, который назвал группы по написанию гласных).

- Запишите слова.

- Подумайте, от чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

- Что вы заметили? Обсудите в паре.


Чтение учебника с.124- правило.


Но и у меня есть еще один секрет. Достаточно взять слово ОКНО с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А.


  1. Исследование слов. Что общего.

  2. Разделите на две группы (работа в парах)

  3. Объясните своё решение

  4. Проверяем себя

  5. Теоретический материал (запись в тетрадь + примеры)


На, за, в - О

Из, до, с - А

в) Выводы детей. в наречиях с приставками -из, -до, -с, пишется суффикс -а;

- с приставками -на, - за, -в, суффикс о.


Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна


5. Закрепление

  1. Конструирование (упражнение № 277)

Задание:

К наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы -а -о. Составьте с наречиями предложения.

...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк..., ...далек..., ...высок..., ...редк...


  1. Комментированное письмо

Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., доходчив... об...яснить, сначал... выслушать.


  1. Работа с сигнальными карточками.

Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет наречие. Слев…, досрочн…, созвучн…, досин…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал… , влев…, нагол…, задолг…






















Если нужно вставить о – поднимают карточку те, кому досталась соответствующая буква.


6. Итог урока. Рефлексия.


Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

На своих листочках нарисуйте смайлик.

Рисуют смайлик:

грустный – не понравился урок, весёлый – понравился


7. Дом задание.

Выучить § 35.

«3» - упр.279;

«4» и «5» - упр. 276.



Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.


Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.


Просмотр содержимого презентации
«7 класс Правописание А-О на конце наречий»

БУКВЫ О И А НА  КОНЦЕ НАРЕЧИ Й   7 класс

БУКВЫ О И А НА КОНЦЕ НАРЕЧИ Й

7 класс

СОДЕРЖАНИЕ Исследование Правило Рассуждение Конструирование Комментирование Распределительный диктант Контрольное списывание

СОДЕРЖАНИЕ

Исследование

Правило

Рассуждение

Конструирование

Комментирование

Распределительный диктант

Контрольное списывание

ИССЛЕДУЙТЕ СЛОВА. ЧТО ОБЩЕГО? Разделите на две группы. Объясните свое решение.  Слева, затемно,  добела, изредка,  начисто, вправо.

ИССЛЕДУЙТЕ СЛОВА. ЧТО ОБЩЕГО?

Разделите на две группы.

Объясните свое решение.

Слева, затемно,

добела, изредка,

начисто, вправо.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ  Слева Затемно  Добела Начисто  Изредка Вправо

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слева Затемно

Добела Начисто

Изредка Вправо

ПРАВИЛО  В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а , если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. Пример:  до сух а (от  сухой  без приставки)  В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о , если они образованы от прилагательных, в которых уже были приставки. Пример:  досрочн о  (от  досрочный  с приставкой).  В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется буква о . Пример: на сух о (с приставкой на).

ПРАВИЛО

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется

буква а , если эти наречия образованы от бесприставочных

прилагательных.

Пример: до сух а (от сухой без приставки)

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется

буква о , если они образованы от прилагательных, в

которых уже были приставки.

Пример: досрочн о (от досрочный с приставкой).

В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется

буква о .

Пример: на сух о (с приставкой на).

БУКВЫ О – А  НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ С ПРИСТАВКАМИ если В – НА – ПИШИ О  ЗА –  Влев о Направ о Засветл о   если ИЗ – ДО – ПИШИ А  С –  Издавн а Докрасн а Слев а

БУКВЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ С ПРИСТАВКАМИ

если

В –

НА – ПИШИ О

ЗА –

Влев о

Направ о

Засветл о

если

ИЗ –

ДО – ПИШИ А

С –

Издавн а

Докрасн а

Слев а

РАССУЖДЕНИЕ  Доверительн ? - в этом наречии есть приставка до- , но она уже была в прилагательном доверительный , значит, наречие образовано с помощью суффикса -о ; пишу на конце букву -о ; Доверительно.  Досух? - в этом наречии есть приставка до- , но ее нет в прилагательном сухой , значит, наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса -а ; пишу на конце букву а : Досуха.

РАССУЖДЕНИЕ

Доверительн ? - в этом наречии есть приставка

до- , но она уже была в прилагательном

доверительный , значит, наречие образовано с

помощью суффикса ; пишу на конце букву ;

Доверительно.

Досух? - в этом наречии есть приставка до- ,

но ее нет в прилагательном сухой , значит, наречие

образовано с помощью приставки до- и суффикса ;

пишу на конце букву а :

Досуха.

«ПРАВИЛО ОКНА» дотемн а доверчив о дочист а но доходчив о досыт а досрочн о Почему? «Правило окна» распространяется на наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом.  в-,на-,за- -о  из-,до-,с- -а

«ПРАВИЛО ОКНА»

  • дотемн а доверчив о
  • дочист а но доходчив о
  • досыт а досрочн о
  • Почему?
  • «Правило окна» распространяется на наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом.
  • в-,на-,за- -о
  • из-,до-,с- -а

КОНСТРУИРОВАНИЕ Задание:   К  наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы -а -о . Составьте с наречиями предложения. ...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк..., ...далек..., ...высок..., ...редк... .

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Задание:

К наречиям добавьте нужные приставки,

допишите суффиксы -а -о . Составьте с

наречиями предложения.

...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк...,

...далек..., ...высок..., ...редк... .

ПРОВЕРКА Из давн а , с полн а,  с легк а , из далек а , с высок а , из ре дк а .  На глух о .

ПРОВЕРКА

Из давн а ,

с полн а,

с легк а ,

из далек а ,

с высок а ,

из ре дк а .

На глух о .

КОММЕНТИРОВАННОЕ  ПИСЬМО   Распределите наречия в 2 колонки, дописав суффиксы -о или - а . С четырьмя наречиями составьте предложения.  Снов..., занов..., запрост..., спрост..., исподтишк..., изредк..., справ..., издавн..., досыт..., направ..., слев..., сызнов..., влев..., досух..., вправ..., налев..., дочист..., накрепк..., начерн..., надолг..., нанов..., засветл..., замертв..., зажив..., заведом..., наглух... .

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО

Распределите наречия в 2 колонки, дописав

суффиксы или - а . С четырьмя наречиями

составьте предложения.

Снов..., занов..., запрост..., спрост..., исподтишк..., изредк..., справ..., издавн..., досыт..., направ..., слев..., сызнов..., влев..., досух..., вправ..., налев..., дочист..., накрепк..., начерн..., надолг..., нанов..., засветл..., замертв..., зажив..., заведом..., наглух... .

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Слев…, досрочн.., созвучн.., досин.., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ…, стеснительн.., дословн.., достаточн.., извилист.., исправн.., досыт.., доверительн.., сначал.. .

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Слев…, досрочн.., созвучн.., досин..,

изобильн.., доходчив.., издавн.., досух..,

справ…, стеснительн.., дословн..,

достаточн.., извилист.., исправн..,

досыт.., доверительн.., сначал.. .

ПРОВЕРКА До срочн о , с озвучн о , из обильн о , до ходчив о , с теснительн о , до словн о , до статочн о , из вилист о , ис правн о , до верительн о . С лев а , из давн а , до сух а , с прав а , до сыт а , с начал а ,

ПРОВЕРКА

До срочн о ,

с озвучн о , из обильн о ,

до ходчив о ,

с теснительн о ,

до словн о ,

до статочн о ,

из вилист о ,

ис правн о ,

до верительн о .

С лев а ,

из давн а ,

до сух а ,

с прав а ,

до сыт а ,

с начал а ,

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Мы вышли из  д ому затемн... . Все двери и окна были забиты наглух... . Справ... от дороги лес, слев... дача. Спешит река издалек... . Я снов... дома, снов... с о с воими родными. Дорога повернула влев..., потом вправ... . ( Не)зримый жаворонок сначал... поприветствует наступающее утро. Справ... ягоды горят, слев... — две осинки. Здесь готов бродить я дотемн... . Лишь изредк... олень пугливый пробежит. Мы побеспокоились задолг... до начала похода. Витенька вытер насух... лыжи. Сначал... всё нравилось. Откуда-то изредк... потягивало влагой .

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

  • Мы вышли из д ому затемн... .
  • Все двери и окна были забиты наглух... .
  • Справ... от дороги лес, слев... дача.
  • Спешит река издалек... .
  • Я снов... дома, снов... с о с воими родными.
  • Дорога повернула влев..., потом вправ... .
  • ( Не)зримый жаворонок сначал... поприветствует наступающее утро.
  • Справ... ягоды горят, слев... — две осинки.
  • Здесь готов бродить я дотемн... .
  • Лишь изредк... олень пугливый пробежит.
  • Мы побеспокоились задолг... до начала похода.
  • Витенька вытер насух... лыжи.
  • Сначал... всё нравилось.
  • Откуда-то изредк... потягивало влагой .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!