Урок №17 | Школа |
Дата | ФИО учителя Алямкина В.А. |
Класс 7 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: |
Тема раздела, подраздела | Молодежная культура: Интернет и социальные сети. Общение в социальных сетях |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: | СГ5: участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения; Ч2:выявлять структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль; Ч3: понимать применение и объяснять явное и скрытое (подтекст) значение отдельных слов и выражений в тексте; П5: писать разные виды эссе, в том числе аргументативное, выражая свое отношение к проблеме; СРН4: использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях. |
Языковая цель: | Все учащиеся: знают о преимуществах и недостатках общения в сети; умеют определять тему, основную мысль текста, выражать свое мнение, выявлять значение слов и словосочетаний в тексте; использовать знаки препинания при обособленных обстоятельствах; Большинство учащихся: знают о преимуществах и недостатках виртуальной дружбы; уметь устанавливать логические связи с помощью текстов различных типов между понятиями «человек» - «общение в социальных сетях»; Некоторые учащиеся смогут: использовать полученные знания для анализа, описания, аргументации, подведения итогов в разных сферах жизнедеятельности. |
Ключевые слова и фразы: | Предметная лексика: социальные сети, онлайн-общение, виртуальная и реальная жизнь, компьютерная зависимость Терминология: тема, основная мысль текста, обособленные обстоятельства и определения, переносное значение слова, эссе-рассуждение Полезные фразы для диалога\письма: Письменные подсказки: опорная схема «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах», карточка ПОПС - формула |
Предыдущее обучение: | Аудирование и говорение: понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную информацию; определять основную мысль, опираясь на ключевые слова, словосочетания; участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме. Чтение: определять основную мысль, выявляя структурные части и объясняя смысл построения текстов; понимать основную информацию текста, извлекая известную и неизвестную информацию; формулировать вопросы, оценивающие текст с точки зрения актуальности, ценности, качества и полезности; извлекать информацию из различных источников, сравнивая полученные сведения, определяя разные точки зрения. Письмо: излагать подробно, кратко, выборочно содержание текстов; писать эссе различных типов речи; корректировать текст, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки. |
ПЛАН |
Планируемое время и этапы | Запланированная деятельность | Ресурсы |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Прием «Золотая рыбка» (деление на группы). На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки разных цветов. Учащиеся выбирают рыбку и формируют 4 разноуровневые группы. | |
Вызов | Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды. - Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. У каждого из вас сегодня своя «золотая рыбка». Загадайте желание, напишите о ваших ожиданиях от сегодняшнего занятия. Теперь попытаемся сделать из наших ожиданий одну огромную «золотую рыбу». И пусть все желания-ожидания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам сегодня будут сопутствовать удача и успех! Мотивация учебной деятельности. Прием «Аквариум». 2 мин. Учитель включает детей в деятельность на личностно-значимом уровне: задает вопросы учащимся, находящимся в «аквариуме» (по одному человеку от группы), обращаясь к их личному опыту. Для чего люди посещают социальные сети? В каких социальных сетях ты общаешься? Почему ты выбрал именно их? Что для тебя привлекательнее: реальное общение или виртуальное? Почему? Как бы вы прокомментировали эпиграф урока – слова Л.Н.Толстого: «Совершенствоваться можно только в жизни и общении между людьми» Вопрос классу: Целеполагание. 2 мин. Учитель предлагает глаголы для формулировки целей, выслушивает учащихся, корректирует, озвучивает цели при изучении грамматики, комментируют работу учащихся по самооценке на протяжении всего урока. | Приветствуют учителя. Пишут ожидания на цветных стикерах, прикрепляют, формируя «рыбку» (или проговаривают вслух) Учащиеся в группе «Аквариум», опираясь на свой личный опыт, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся класса внимательно слушают и прогнозируют тему урока, возможно проблему, над которой будут работать на уроке. Записывают тему урока и эпиграф, формулируют цели, используя предложенные учителем глаголы. ФО: самооценка «Карта мысли» Критерии оценки: активно выдвигал идеи при обсуждении темы, цели – 3 б с интересом участвовал в определении темы, цели – 2 б согласился с большинством при определении цели, темы урока (не принимал активного участия) – 1 б | Изображение «золотой рыбки», цветные стикеры. Презентация по теме урока. https://www.youtube.com/watch?v=pZcS05oZVB4 Индивидуальные карты мысли |
Осмысление | Работа с текстом. Прием «Мозговой штурм» 10 мин. Дает инструктаж по выполнению упражнения, определяет обязательный уровень для учащихся С,В,А. При выполнении работы оказывает помощь при возникших затруднениях. Работа с текстом «Компьютерная зависимость». Прием «Фишбоун». 15 мин. Дает инструктаж по выполнению работы с текстом, консультирует при затруднении учащихся, организует презентацию работ и их оценивание. Дискуссия. Прием «Чаша весов». 8-10 мин. Предлагает каждой группе заполнить одну из частей предложенной таблицы, организует дискуссию, фиксирует листы таблицы на доске, дополняет записи при обсуждении проблемы. Живое общение (+) | Интернет (-) | … … … | … … … | Живое общение (-) | Интернет (+) | … … … | … … … | Прием «Трехминутное эссе». 5 мин. Предлагает учащимся выразить свои мысли по проблеме урока: «Могут ли социальные сети заменить реальное общение?» Организует проверку задания, заслушивая учащихся уровня С,В,А (или желающих прочитать эссе учащихся) | Индивидуальная работа. Выполняют упражнения № 420 А,Б,В Дифференция: С - выполняют обязательно 1-3 задания по карте мысли; В - выполняют 1-5 задания; А – все предложенные задания. Работа в группе. Обсуждают в группе выполненные задания: выступления учащихся в порядке С-В-А. Учащиеся группы дополняют друг друга и учащиеся А корректируют и исправляют ответы при наличии ошибок. ФО: самооценка «Карта мысли» | критерии оценки | балл | С | Восстановить порядок следования абзацев | 1 | С | Определить основную мысль, записать ее одним предложением. | 1 | С | Определите значение слова «стена» | 1 | В | Объясните значение словарных слов: несовершеннолетний, депрессия, симптом | 1 | В | Укажите значение выражений: непреодолимое желание быть в онлайн, вкладывать эмоции в онлайн-общение | 1 | А | Подберите пароним, объясните различия значений: опросить | 1 | А | Составить визитную карточку обособленного обстоятельства | 1 | Работа в группе. Читают текст упражнение 102 А,В, обсуждают предложенную проблему, фиксируют свои мысли при помощи графического органайзера. Дифференция: С – фиксируют симптомы компьютерной зависимости; выясняют значение непонятных слов, например, «эйфория» («нижние косточки») В, А – предлагают методы борьбы по каждому симптому компьютерной зависимости («верхние косточки») А – презентуют работу, делают вывод по предложенной проблеме («хвост»). ФО: взаимооценка «Цепочка пожеланий» Работа в группе. Учащиеся подбирают аргументы, определяя положительные и отрицательные черты живого общения и общения в Интернете. ФО: самооценка «Карта мысли» успешно работал в группе (был лидером в выполнении задания, помогал, объяснял и т.д., не испытывал затруднений) – 2 б участвовал в работе по мере своих возможностей (принимал участие в обсуждении задания, не проявляя активности, испытывал затруднения) – 1 б передал инициативу партнерам в группе (не принимал участие в обсуждении заданий, испытывал затруднения в данном материале) – 0 б *Примечание: Групповая работа по составлению «фишбоуна» и подбор аргументов по дискуссии оцениваются по одинаковым критериям в «Карте мысли» Формулируют свои мысли по предложенному вопросу, аргументируют его, используя ПОПС - формулу: П – позиция: «Я считаю, что…» О – обоснование: «Потому что…» П – пример: «Я могу доказать это на примере…» С – следствие: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» ФО: самооценка «Карта мысли» высказал свою позицию и объяснил ее – 1 б высказал свою позицию, аргументировал ее, привел пример – 2 б высказал свою позицию, аргументировал ее, привел пример, сделал вывод – 3 б Прием «Авторский стул» - трое учащихся разного уровня достижений представляют свои результаты классу. ФО: «Три хлопка» | Учебник Сабитовой З.К., стр. 213-214 Эталон выполнения заданий - презентация по теме урока. Словари, ресурсы Интернета. Сабитова З.К. Рабочая тетрадь 7 класс, стр. 90-91 Заготовка «Фишбоун» Лист А-4, фломастеры https://www.youtube.com/watch?v=agwKEVsOp4Q https://www.youtube.com/watch?v=QCfQ9SC6udg Опорная карточка ПОПС - формулы |
Рекомендуемое домашнее задание | Инструктаж домашнего задания. 1 мин. Уровень А – упражнение №424 (эссе-повествование по плану о роли телефона в нашей жизни) Уровень В – упражнение №412 Б (составить текст по предложенным словосочетаниям) Уровень С – упражнение №425 («Лови ошибку» -письменно отрабатывают постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах) | Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки, задают уточняющие вопросы | Учебник, опорная схема |
Рефлексия | Рефлексия «Пьедестал почета». 1 мин. Предлагает учащимся подсчитать баллы по карте мысли и определить свое место на пьедестале при помощи стикеров. | Учащиеся подводят подсчет баллов по своей карте мысли и прикрепляют цветной стикер на «Пьедестал почета». 1 место – 17-15 баллов 2 место – 14-10 баллов 3 место – 9-5 баллов | Цветные стикеры, рисунок «пьедестала» |
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями |
Учащиеся уровня С – поддержка осуществляется при помощи опорных схем, словарей, консультирования учащимися уровня В,А Учащиеся уровня А – выдвижение гипотез решения проблемы, их аргументация, формулировка выводов; презентация работы группы по обсуждаемой проблеме; создание эссе-повествования (домашнее задание) | Виды ФО: Самооценка «Карта мысли» Взаимооценка «Цепочка пожеланий» ФО: «Три хлопка» Итоговая рефлексия «Пьедестал почета» | Межпредметные связи: психология – «киберпсихология», «психология Интернета», «оффлайн» ИКТ – демонстрация презентации. Ценности: формирование понимания живого общения для узнавания нового и совершенствования человека. |
Рефлексия: |
Были ли цели обучения достижимыми? | |
Чему сегодня научились учащиеся? | |
Какой была атмосфера обучения? | |
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? | |
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |
Итоговое оценивание |
Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)? |
1 |
2 |
Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)? |
1 |
2 |
Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? |
1 2 |