СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Лабораторные работы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы проводятся с помощью лупы,световых микроскопов,а самое интересное с помощью электронного микроскопа,

детям нравится печатать,рисовать снимать и создавать небольшие фрагменты фильма.

Просмотр содержимого документа
«6 класс Лабораторные работы»

Автор: ИсангильдинаК.К.

Лабораторные работы 6 класс

Л.Р №1

Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений.

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2.Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3 .Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?



Л.Р№2

Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

1.Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным стеклом, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

3.Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.



Л.Р.№3

Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом.

1.Рассмотрите на рисунке (5) последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

2.Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3.Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.

4.При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

6.Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

7.Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9.Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество- цитоплазму ( она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Л.Р.№4

Пластиды в клетках элодеи.

1.Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля , положите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат по микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

3.Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Л.Р.№5

Рассматривание плодовых тел шляпочных грибов.

1.Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов.

2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

Л.Р.№6

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

  1. Рассмотрите внимательно предложенные грибы.

  2. 2. Определите, какие из них являются съедобными, а какие ядовитыми.

  3. Зарисуйте грибы в тетради и подпишите.

  4. Заполните таблицу.



Грибы съедобные

Грибы ядовитые







Л.Р.№7

Изучение строения плесневых грибов.

1.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

2.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

3.Зарисуйте строение гриба мукор и подпишите названия его основных частей.

4.Рассмотрите сначала с помощью лупы, а затем с помощью микроскопа плесень, выращенную дома на хлебе.

2.Найдите начальные стадии развития, а затем и поздние стадии развития плесени (по наличию черных головок со спорами). Сделать рисунки.

Л.Р.№8

Изучение внешнего строения водорослей.

1.Поместите на предметное стекло микроскопа каплю « цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду ( грушевидной формы тело с заостренным передним концом) или хлореллу ( тело шаровидной формы).

3.Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

5.Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

Л.Р.№9

Изучение внешнего строения мха.

Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

2. Определите форму, размер, расположение и и окрас листьев.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие?

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Л.Р.№10

Изучение строения папоротника

1.С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

2.Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

3.Зарисуйте побеги хвоща.

Л.Р.№11

Изучение строения спороносящего папоротника.

1.Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму , размеры и окраску вайи.

2.Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вайи в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

3.Сравните папоротники со мхами. Найдите признаки сходства и различия.

4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Л.Р.№12

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

1. Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

2.Пользуясь таблицей « Признаки хвойных деревьев», определите , какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

3. Рассмотрите форму , размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Название растения

Хвоя

Шишка


Длина

Окраска

Располож. на ветке

размер

Форма

чешуек

плотность



4. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Л.Р.№13

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

1.Рассмотрите предложенные растения или рисунки цветковых (покрытосеменных) растений. Какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними. Приведите примеры таких растений (7 р.)

2.Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Название растения

Дерево, кустарник, или трав. растение

Однолетнее, двулетн, многолетн. растение

Сколько раз в жизни плодоносит

Где растет







Л.Р.№14

Строение семян двудольных растений на примере семени фасоли.

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

  2. НА вогнутой стороне семени найдите рубчик- место прикрепления семени к семяножке.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле ( от греч. Слов «микрос» - и пиле- ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

  4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку.

  5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

  6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

  7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.



Л.Р.№15

Строение семени однодольного растения на примере зерновки пшеницы.



1.Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

2.Рассмотрите с помощи лупы разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

4.Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия ее частей.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.



Л.Р.№16

Стержневая и мочковатая корневые системы.

1.Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2.Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, а какие мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой коневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой коневой системой.

5.По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.

6.Заполните таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности

строения корневой

системы







Л.Р.№17

Изучение строения корневого чехлика и корневых волосков

1.Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка - корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.

3.Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

4.Сто общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

5.Сделайте вывод.

Л.Р.№18

Строение почек. Расположение почек на стебле.

1.Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.

2.Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

3.Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой. С помощью рисунка найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

4.Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и генеративных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунки их в учебнике.

5.Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Л.Р.№19

Клеточное строение листа

  1. Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовьте препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите под микроскопом. ( Можно использовать готовые препараты кожицы листа)

  2. Найдите бесцветные клетки клетки кожицы. Рассмотрите их фрму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?

  3. Найдите устьичные клетки. Чем они отличаются от других клеток кожицы лука?

  4. Зарисуйте кожицу лука под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам.

  5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.



Л.Р.№20

Клеточное строение листа.

1.Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы листа, устьица.

2.Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?

3. Найдите межклетники. Каково значение их?

Найдите проводящие пучки листа. Какими клетками они образованы?

4.Какие фукнкции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.

5.Зарисуйте поперечный срез листа и подпишите все части.



Л.Р.№21

Внутренне строение ветки дерева.

1.Рассмотрите ветку, найдите чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

2. Приготовьте поперечный и продольный срез ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите названия каждого слоя.

3.Иглой отделите кору, попробуйте ее изогнуть, сломать. Растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб, где он расположен, каково значение его для растения.

4.На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине.Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

6.Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7.На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец прироста и определите возраст дерева.

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной , от древесины более позднего времени года.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту - лежащие ближе к сердцевине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.



Л.Р.№22

Строение клубня

1.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2.Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля(рис.95).

4.Зарисуйте поперечный срез клубня.

5.Капните на срез клубня йодом. Объясните. Что произошло. 6.Докажите, что клубень – видоизмененный побег.



Л.Р.№23

Строение луковицы

1.Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи.

2.Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

3.Докажите, что луковица - видоизмененный подземный побег.



Л.Р.№24

Изучение строения цветка.

Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки пестик.

2.Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3.Определите, какой околоцветник у данного цветка - простой или двойной.

4.Определите какая чашечка- раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик - свободнолепестный или сростнолепестный.

5.Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6.Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестики?

7.Зарисуйте части цветка и подпишите.

8.Составьте формулу изученного цветка.



Л.Р.№25

Ознакомление с различными видами соцветий.

1.Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

2.Определите ,как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называют эти соцветия.

3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.



Л.Р.№26

Классификация плодов. Ознакомление с сухими и сочными плодами.



  1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

  2. 2.Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

  3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия

  4. Заполните таблицу.

Название растения

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемян. Или многосемян









Л.Р.№27

Химический состав растений

1.Положите в пробирку кусочки частей растения или несколько семян. И нагрейте их на слабом огне. Что появится на стенках пробирки?

2. Возьмите комочек теста ( оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.

3.В марле осталась тягучая клейкая масса - клейковина..Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

4. Добавьте в стакан с мутным водой , в которой промывали тесто, 2 – 3 капли йода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

5.Положите на бумагу семена подсолнечника, льна ( илидругих масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

6. Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав растений.

7.Наурейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке останется зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

8.Сделайте общий вывод , о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.



Л.Р. №28 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого - либо другого древесного растения, простоявшего 2 – 4 суток в подкрашенной воде. Установите , какой слой стебля окрасился.

2.Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

3.Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

4. Зарисуйте срезы.

5.Сделайте выводы об особенностях передвижения минеральных веществ по стеблю.



Л.Р.№29

Размножение комнатных растений черенками.

  1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями с предложенных вам комнатных растений.

  2. Удалите с них 2 нижних листа, поместите в стаканы (или банки) с водой так, чтобы нижний узел был в воде. Поставьте черенки в теплое и хорошо освещенное место.

  3. Через каждые 3 – 4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся проточной водой.

  4. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.

  5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система и почки не тронутся в рост.

  6. Ведите регулярные наблюдения за их ростом и развитием, записывайте в таблицу.

Название растения

Даты

Начала окоренения

Начала образования придаточных корней

Высадки в цветочные горшки

Начала роста побегов


















Л.Р.№30

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе

1.Внимательно рассмотрите предложенные растения.

2.По признакам семейств определите принадлежность растения к тому или иному семейству, пользуясь алгоритмом действий( переходы- теза – антитеза).

3. Сделать в тетради соответствующие записи действий.

4. Определенные названия растений записать.



Л.Р. №31 Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

1. Рассмотрите предложенные растения с/х культур.

2. Определите особенности их внешнего строения_ строение стебля, особенности строения листа, наличие или отсутствие узлов, Определите тип соцветия, особенности плода _ все характерные признаки.

3.Сделайте описание, данные сведите в таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения стебля

Особенности строения листа

Тип соцве

тия

Тип плода

Значение



















Л.Р.№32.Строение пшеницы( ржи , ячменя).



1.Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?

2.Рассмотрите стебель пшеницы ( ржи, ячменя).Как называют такой стебель ? В чем его особенность?

3.Изучите строение листа злаковых. Рассмотрите основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение?

4.Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?



Л.Р.№33 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

1.Изучите особенности строения растений вашей местности. Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы,(тонкая , толстая, нежная, плотная, глянцевая, восковым налетом); опушены ли листья; где и как расположены устьица, особенности других органов.

2.Определите, к каким экологическим группам можно отнести эти растения. Укажите признаки, на основании которых вы сделали вывод.

3.Сделайте такое же описание нескольких растений из школьного гербария.

Определит, к каким экологическим группам относятся изученные растения.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!