Готовимся к ВПР-2018
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Снег ещё глубок з..рнист (2) . Даже за..ц пр..валивает..ся (3) до з..мли и своим брюхом чеш..т сне(г/к) наверху.
После д..роги птиц.. перелетают кормит..ся на поля, на те места, где стало черно.
Все б..рёзы на дожде как бы радос..но плач..т. Л..тят вниз капли сверкают и гаснут на снегу. От этого мало-помалу сне(г/к) становит..ся з..рнистым.
На дорог.. л..жат хрустальные остатки льда. (4) Ледя(н,нн)ое ложе, по которому б..жал поток, тоже размыло. Оно размякло под водой и на этом ж..лтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.
Ещё какая(нибудь) н..деля — и пр..рода н..чнёт закрывать землю цв..тами травами зеленеющими мхами тонкой м..л..дой пор..слью.
(По М. Пришвину)
Задание 3 .
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Л..тят вниз капли сверкают и гаснут на снегу.
Задание 4.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Было, досуг, цемент, углубить.
Задание 5.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ночь поднимается над лесами, она вся в свежих запахах, смутном свете, крике ночных птиц.
Задание 6.
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) на обеих руках 2) такой плакса 3) больше двухста деревьев 4) очень прекрасный
Задание 7.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) На столе стоят пироги и самовар. 2) Птицы верные наши помощники, защитники наших лесов и полей. 3) Он сразу же погрузился в мечты. 4) Луг очень красив.
Задание 8 .
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Прошедший снегопад и сильный ветер привели к обрыву проводов. 2) Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину. 3) Кушай вволюшку коровушка моя. 4) Белые облака медленно плыли по голубому небу.
Задание 9 .
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Растения непосредственно связаны с жизнью человека, с его культурой и историей. (2)Растения изменяют свой облик под влиянием руки человека. (З)Человек переносит не только культурные растения, но и дикие в другие места, далеко от их родины. (4)И встреченный в поле или на дороге сорняк вдруг оказывается памятником древнего события. (б)Например, как воспоминание о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году, осталось сорное растение свербига, семена которого вместе с сеном для лошадей завезли во Францию русские казаки.
(6)О более грозном событии говорят заросли аира в Литве. (7)В 1574 году ботаник Клузиус получил из Константинополя корневище аира. (8)Рос аир в Турции, Индии, странах юго-восточной Азии, а вот в Европе аира не было. (9)Его торжественно посадили в Вене на берегу пруда в одном из первых ботанических садов. (10)Однажды это растение показали одному поляку, посетившему Венский ботанический сад. (11)Его подвели к редчайшему растению. (12)Но гость, увидев аир, смеясь спросил: «Зачем посадили сюда траву, которая во множестве произрастает по берегам водоёмов по всей Литве?»
(13)Как же мог попасть в Литву аир, растущий в Малой Азии, Персии, Индии, Китае? (14)Эта загадка разрешается названием, которое дали аиру в Литве, — «татарская трава». (15)Татары занесли аир с юго-востока, так как царство их простиралось от Крыма до современной Прибалтики. (16)Аир, растущий по берегам озёр и тихих рек Литвы и Украины, где его сейчас называют «лепех», напоминает о тягостном трёхсотлетнем татарском иге. (По Н. М. Верзилину)
Задание 10.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11.
Почему в Литве аир назвали татарской травой?
Задание 12.
Определите и запишите лексическое значение слова «попасть» из предложения 13 . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(13)Как же мог попасть в Литву аир, растущий в Малой Азии, Персии, Индии, Китае?
Задание 13.
Определите стилистическую принадлежность слова «произрастает» из предложения 12 , запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
(12)Но гость, увидев аир, смеясь спросил: «Зачем посадили сюда траву, которая во множестве произрастает по берегам водоёмов по всей Литве?»
Задание 14.
Объясните значение фразеологизма повесить нос , запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.