Ссылки на интерактивные тесты, упражнения учебника Упражнение №1 (учебник, стр. 12 - 5 баллов). Прочитай сказку. Ответь устно на вопросы. Понравилась ли тебе сказка? Аргументируй свою позицию. Какие чудеса совершил Ильяс? Можно ли их назвать чудесами? Как можно назвать эту сказку? Предложи свои варианты. Письменно составь 3 тонких вопроса по содержанию сказки Из предложенных утверждений (учебник, стр. 12) выбери те, которые передают тему сказки и основную мысль сказки. Запиши в таблицу: Тема сказки | Основная мысль сказки | | | Юноша Ильяс полюбил девушку Танап и однажды признался ей в этом, предложив стать его женой. – Но, – сказала Танап, – я пойду за тебя замуж только тогда, когда ты исполнишь три моих желания. Так вот тебе первая задача, – заявила девушка и указала на одно из деревьев в лесу. – Видишь это дерево? Сделай так, чтобы оно заговорило. Опечалился юный Ильяс, но в душе твердо решил не отступать от своего обещания. Целых два месяца никто в ауле не знал, где он. На исходе третьего месяца Ильяс возвратился в аул. Он нес на плечах тяжелый мешок. Не говоря ни слова, юноша взял топор и срубил дерево, на которое указала Танап. Распилив широкий ствол дерева, Ильяс сделал несколько тонких, гладких дощечек, прорезал в них разной величины отверстия. Из мешка он достал множество диковинных вещиц, винтиков и небольшой лист бумаги, на котором было что-то нарисовано. Вскоре юноша внес в дом Танап небольшой ящик, возился с проводами, тянул их в разные стороны, потом, просверлив отверстие в стене, соединил провод с ящиком. И произошло чудо: деревянный ящик заговорил! Но на следующий день девушка напомнила Ильясу, что он должен выполнить еще две задачи. – Я готов, — спокойно ответил он, – говори, что я должен делать. – Хочу видеть девушку, во всем похожую на меня. Долго думал Ильяс о том, как выполнить эту задачу, и снова отправился в город. Так прошел год, и в один прекрасный день Ильяс вернулся. Он принес с собой маленькие лопаточки, ножи невиданной формы и большую глыбу белой глины. Свалил Ильяс белую глину возле дома Танап, принялся за работу, изредка поглядывая на Танап. Закончив работу, Ильяс отошел в сторону. Перед Танап стояла белая фигура девушки одного с ней роста. Подойдя поближе, Танап в белой девушке узнала себя. Пришли соседи и в один голос вскричали: – Смотрите, еще одна Танап появилась! Так выполнил Ильяс вторую задачу. На другой день Танап сказала юноше: – Если ты выдержишь и последнее испытание, то я стану твоей женой. – В чем же состоит третья задача? – нетерпеливо вскричал Ильяс. – Ты должен приручить могучую синюю птицу, что живет за горами и морями, и привезти ее ко мне, – ответила Танап и ушла, оставив Ильяса в глубоком раздумье. В тот же день юноша в третий раз покинул аул. И опять помчались дни и месяцы. Однажды, когда близился к концу третий год, люди увидели над аулом огромную птицу. Распластав гигантские синие крылья, она шумно покружилась над аулом и неожиданно опустилась на поляну перед домом Танап. Из-под крыла выпрыгнул человек в кожаном костюме и бодро зашагал навстречу выбежавшей Танап. – Ильяс, ты ли это? – воскликнула девушка. – Конечно, я. А это – синяя птица. Я прилетел на ней за тобой. Упражнение №2 (5 баллов). Прочитай письмо к читателю сказки от девушки Танап (учебник, стр. 13). Найди в тексте слова с ошибками и запиши их в тетрадь в исправленном варианте. Объясни графически орфограммы. |