СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 51. Р.Р. Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Организовать деятельность учащихся для  совершенствования навыка использования изобразительных средств, для
  2. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся; развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;
  3. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Р.М.»

  1. Работа с текстом.

Прочитай. О чем текст? Определи основную мысль текста. Как автору удалось передать красоту заката?

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины… (Е.Носов)

  1. Установи соответствие.

    Пример

    Изобразительное средство

    Разухабистое дерево

    Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека

    Ели задумчивы и серьезны, звезды уснули

    Эпитет – образное определение предмета

    Листья ольхи, словно детские ладони

    Метонимия – название одного предмета употребляется вместо названия другого предмета, на основе связи между ними

    Бурлящий водопад листвы

    Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания

    Три тарелки съел (вместо съел три тарелки супа)

    Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства. Скрытое сравнение

  2. Самостоятельная работа.

Выразительно прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Найди и выпиши в этом стихотворении все известные изобразительно – выразительные средства

Сравнение:

Эпитеты:

Метафора:

Олицетворения:



  1. Работа с текстом.

Прочитай. О чем текст? Определи основную мысль текста. Как автору удалось передать красоту заката?

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины… (Е.Носов)

  1. Установи соответствие.

    Пример

    Изобразительное средство

    Разухабистое дерево

    Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека

    Ели задумчивы и серьезны, звезды уснули

    Эпитет – образное определение предмета

    Листья ольхи, словно детские ладони

    Метонимия – название одного предмета употребляется вместо названия другого предмета, на основе связи между ними

    Бурлящий водопад листвы

    Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания

    Три тарелки съел (вместо съел три тарелки супа)

    Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства. Скрытое сравнение

  2. Самостоятельная работа.

Выразительно прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Найди и выпиши в этом стихотворении все известные изобразительно – выразительные средства

Сравнение:

Эпитеты:

Метафора:

Олицетворения:



Просмотр содержимого документа
«Урок № 51. Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте»

4


5 класс

Урок 51.

Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте.

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся для совершенствования навыка использования изобразительных средств, для

  2. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают изобразительные средства языка.

  2. Умеют давать толкование лексического значения слова, употреблять в речи изобразительные средства, доказывать принадлежность слова к лексической группе;

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «ЗДРАВСТВУЙ ДРУГ МОЙ ДОРОГОЙ»

Здравствуй, друг мой дорогой!

(изображаем радость, удивление, объятия) 
Давно не виделись с тобой. 
Я здороваться могу - другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки) 
И по-дружески хочу друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание) 
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся) 
Рожицу сострою, (строим рожицы) 
Я руками помашу – (машем руками как крыльями) 

Другу спину почешу

(чешем друг другу спину – просто весело!) 
Воротник ему поправлю,

(поправляем воротнички друг другу) 
Громко песенку спою

(поём: ля-ля-ля) 
Мы теперь с ним вместе, рядом, 
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем) 
Подмигнем, удобно сядем. 

И начнем же наш урок!


Приветствуют учителя, выполняют упражнение

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. Анализ контрольных работ по теме «Лексика». Работа над ошибками

  2. Продолжи предложение. «Ты – мне, я – тебе»

Омонимы – это слова…

Синонимы – это слова…

Антонимы – это слова…

Паронимы – это слова…


Ученики записывают продолжения предложений, в паре рассказывают друг другу 2 определения понятий, приводя примеры. Оценивают друг друга.

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Анализ языкового материала.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

(Е.Носов)

Прочитать.

О чем текст?

Определить основную мысль текста. Красота захода солнца.

Как автору удалось передать красоту заката?

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.

  1. Совместное целеполагание

Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи














Узнать (повторить) - научиться

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!


  1. Установи соответствие.

Пример

Изобразительное средство

Разухабистое дерево

Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека

Ели задумчивы и серьезны, звезды уснули

Эпитет – образное определение предмета

Листья ольхи, словно детские ладони

Метонимия – название одного предмета употребляется вместо названия другого предмета, на основе связи между ними

Бурлящий водопад листвы

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания

Три тарелки съел (вместо съел три тарелки супа)

Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства. Скрытое сравнение


  1. Изучение материала учебника. Стр. 130 -131. Понятия «метафора, метонимия»

  2. Практическая работа в парах.

  1. Нахождение изобразительно – выразительных средств упр. № 297

  2. Самостоятельная работа. Выразительно прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Задание: Найти и выписать в этом стихотворении все известные изобразительно – выразительные средства

Проверьте ваши ответы, сверьтесь с доской

Сравнение


Эпитеты


Метафора

Олицетворения

Принакрылась снегом, точно серебром


Сонная тишина

Пушистые ветки

Золотой огонь


Обсыпает ветки СЕРЕБРОМ,

снежною КАЙМОЙ, белой БАХРОМОЙ,

в золотом ОГНЕ

Береза принакрылась

Заря, лениво обходя кругом…


  1. Подготовка к созданию собственного текста.

  1. Подберите эпитеты к словам:

  • Ствол – Тонкий, гибкий, стройный, белоснежный с черными полосочками

  • Ветки – Нежные, хрупкие, хрустальные

  • Листья - Изумрудные, клейкие, трепещущие

  1. Какие сравнения можно использовать при описании березки?

  • Березка, как девушка, стройная и гибкая

  • Ствол, как свеча

  • Ветки, как руки

  • Сережки, как девичье украшение

  • Листики, как кудри

  1. Используя художественные средства языка, напишите сочинение – миниатюру «Удивительное дерево – береза» или «Зимняя березка» (на выбор)

Работают в паре. Устанавливают соответствие, делают записи в тетради:

Разухабистое дерево – эпитет;

Ели задумчивы и серьезны, звезды уснули – олицетворение;

Листья ольхи, словно детские ладони – сравнение;

Бурлящий водопад листвы – метафора;

Три тарелки съел (вместо съел три тарелки супа) – метонимия

Выясняют, что им не известны понятия метафора, метонимия




Выполняют работу в парах. Самопроверка. Самооценка.





















Коллективная работа






Индивидуальная творческая работа

  1. Подведение

итогов.

Рефлексия. Стратегия «ПЛЮМИН»

Учащиеся подводят итоги урока, называя плюсы, минусы и что было интересного на уроке

Домашнее задание.


Нарисовать березку такой, какой она будет в ваше любимое время года.

Завершить написание текста-описания вашей картины (5-7 предложений) или сочинить стихотворение по своей картине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!