Организацион- ный этап. | Создание психологического настроя. Стратегия «ЗДРАВСТВУЙ ДРУГ МОЙ ДОРОГОЙ» Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия) Давно не виделись с тобой. Я здороваться могу - другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки) И по-дружески хочу друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание) Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся) Рожицу сострою, (строим рожицы) Я руками помашу – (машем руками как крыльями) | Другу спину почешу (чешем друг другу спину – просто весело!) Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу) Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля) Мы теперь с ним вместе, рядом, Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем) Подмигнем, удобно сядем. И начнем же наш урок! | | Приветствуют учителя, выполняют упражнение |
Реализация до- машнего задания. Актуализация знаний. | Анализ контрольных работ по теме «Лексика». Работа над ошибками Продолжи предложение. «Ты – мне, я – тебе» Омонимы – это слова… Синонимы – это слова… Антонимы – это слова… Паронимы – это слова… | Ученики записывают продолжения предложений, в паре рассказывают друг другу 2 определения понятий, приводя примеры. Оценивают друг друга. |
Выход на тему урока. Совместное целеполагание. | Анализ языкового материала. Закат Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины… (Е.Носов) Прочитать. О чем текст? Определить основную мысль текста. Красота захода солнца. Как автору удалось передать красоту заката? Найдите слова, употребленные в переносном значении. Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства. Совместное целеполагание | Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи Узнать (повторить) - научиться |
Открытие нового знания. Физминутка. «Вычерчивать» глазами: Рисуй восьмерку вертикально, Ты головою не крути. А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись, Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец, Зарядка окончена. Ты молодец! | Установи соответствие. Пример | Изобразительное средство | Разухабистое дерево | Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека | Ели задумчивы и серьезны, звезды уснули | Эпитет – образное определение предмета | Листья ольхи, словно детские ладони | Метонимия – название одного предмета употребляется вместо названия другого предмета, на основе связи между ними | Бурлящий водопад листвы | Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания | Три тарелки съел (вместо съел три тарелки супа) | Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства. Скрытое сравнение | Изучение материала учебника. Стр. 130 -131. Понятия «метафора, метонимия» Практическая работа в парах. Нахождение изобразительно – выразительных средств упр. № 297 Самостоятельная работа. Выразительно прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Белая береза» Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. | На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. | И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. | А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. | Задание: Найти и выписать в этом стихотворении все известные изобразительно – выразительные средства Проверьте ваши ответы, сверьтесь с доской Сравнение | Эпитеты | Метафора | Олицетворения | Принакрылась снегом, точно серебром | Сонная тишина Пушистые ветки Золотой огонь | Обсыпает ветки СЕРЕБРОМ, снежною КАЙМОЙ, белой БАХРОМОЙ, в золотом ОГНЕ | Береза принакрылась Заря, лениво обходя кругом… | Подготовка к созданию собственного текста. Подберите эпитеты к словам: Ствол – Тонкий, гибкий, стройный, белоснежный с черными полосочками Ветки – Нежные, хрупкие, хрустальные Листья - Изумрудные, клейкие, трепещущие Какие сравнения можно использовать при описании березки? Березка, как девушка, стройная и гибкая Ствол, как свеча Ветки, как руки Сережки, как девичье украшение Листики, как кудри Используя художественные средства языка, напишите сочинение – миниатюру «Удивительное дерево – береза» или «Зимняя березка» (на выбор) | Работают в паре. Устанавливают соответствие, делают записи в тетради: Разухабистое дерево – эпитет; Ели задумчивы и серьезны, звезды уснули – олицетворение; Листья ольхи, словно детские ладони – сравнение; Бурлящий водопад листвы – метафора; Три тарелки съел (вместо съел три тарелки супа) – метонимия Выясняют, что им не известны понятия метафора, метонимия Выполняют работу в парах. Самопроверка. Самооценка. Коллективная работа Индивидуальная творческая работа |