СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №37 Из чаши мудрости испей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, реализуемые на данном уроке:

5.П2 - понимать основное содержание текста;

5.П5 - писать эссе-повествование, эссе-рассуждение;

5.Ч5 - формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту;

5.СРН4 - использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении, в предложениях с однородными членами

Просмотр содержимого документа
«РР Рассуждение»

ОК № 9

РАССУЖДЕНИЕ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО


РАССУЖДАТЬЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ

Строение рассуждения- доказательства


1.Тезис (утверждение, которое нужно доказать:

Почему так, а не иначе?)

потому что

так как

2.Аргументы (доказательства, обоснования,

доводы, примеры.)

а)……………….;

б)……………….;

в)………………..;


итак З.Вывод (Что из этого следует?) - бывает не всегда.

поэтому

следовательно

Таким образом

Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев - смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.


Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. НЕ случайно акул считают опасными рыбами.


Говорят еще: глуп, как гусь ... А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает своих хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору - гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор - сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто шляется по чужим домам?» (А.И.Куприн.)

ЗАДАНИЯ


1 .Прочитайте первый текст. Разберите его по предложенной схеме.

Найдите тезис, аргументы, вывод.

Обратите внимание на средства связи частей текста.

2.Сравните 2 и 3 тексты. Что общего в этих рассуждениях и чем они различаются? Сопоставьте вторые части этих рассуждений (обоснования).

В каком случае о поведении животного лишь сообщается, а в каком - поведение животного изображается (рисуется картина)? Почему?

3.Письменно составьте ответ на вопрос: почему мы пишем «на площадке», но «на площади»?


OK № 10

РАССУЖДЕНИЕ - ОБЪЯСНЕНИЕ

Строение рассуждения - объяснения




Что это такое?





I ЧАСТЬ II ЧАСТЬ

Определение понятия Текст

в ней раскрываются в ней сообщаются остальные признаки:

основные признаки существенные, но не обязательные.

один-два по своему строению 2 часть напоминает

описание предмета.

1. Откроем книгу. Первое, с чем мы встретимся, - лист бумаги, прикрепленный с одной стороны к переплетной крышке. Это лист как бы соединяет переплет с книгой. Называется он форзацем. «Фор» по-немецки означает «перед», «зац» - «набор». Иногда это чистый лист бумаги. Но иногда форзац становится элементом художественного убранства печатного издания.

2. Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер -«маленький», а корень - сам предмет), бежать и прибежать (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие). (Энциклопедический словарь юного филолога.)


ЗАДАНИЯ

1 .Перечислите признаки, по которым этот отрывок называем текстом. Определите способ связи предложений в тексте.

2.Прочитайте текст. Расскажите, что вы узнали из приведенной статьи.

3.Пополните свой словарик заимствованным словом форзац. Поставьте ударение в этом слове.

4.0пределите стиль 2 текста, затем тип речи. В обоих случаях дайте развернутое обоснование своего решения. Высказывания какого типа вы будете создавать? Построив ответ, выделите в нем части, характерные для данного типа речи. 5.Письменно ответьте на вопрос «Что такое описание? повествование? рассуждение?» (одно на выбор). Свой ответ оформите в виде рассуждения-объяснения.

ПАМЯТКА

Как отличить рассуждение-объяснение от описания предмета?

1.Прежде всего, задайте вопрос к тексту.

Если можно поставить вопрос, какой предмет? то это - описание;

если можно поставить вопрос, что это такое? то это рассуждение-объяснение.

2.При неуверенности в своем ответе, подумайте, какова цель текста?

а) воссоздать видимый, воспринимаемый зрением образ конкретного предмета -
это описание.

б) раскрыть содержание отвлеченного понятия, которое нельзя увидеть - это
рассуждение-объяснение.

3.Наконец, можно обратиться к приему фотографирования.


ОК № 11


РАССУЖДЕНИЕ - РАЗМЫШЛЕНИЕ

Как быть?

Что делать?



Строение рассуждения- размышления



задает себе вопросы

отвечает на них

сам перебирает варианты ответов:

одни принимает

другие отвергает

Воля является главным компонентом в аппарате управления самим собой. Какие же чувства надо культивировать в себе, и какие подавлять? Разумеется, нельзя драться, даже если очень обижен. А если на тебя напали? Разве не следует обороняться? А право защищать свою любовь? Но и нельзя эту защиту доводить до уничтожения того, кто тебя любит.

В юности мне приходила в голову мысль о самоубийстве на почве неразделенной любви. Что меня остановило на этом краю? Мысль о близких мне людях, о том потрясении и страданиях, которые я мог бы им принести. Я должен был страдать сам, но не перекладывать свои страдания на других. Значительно позже я понял, что мои страдания также счастье жизни, ее полнота, сила, красота. Без таких страданий я многого бы не понял.

(В.Розов.)


ЗАДАНИЯ

- Выделите в тексте элементы рассуждения - размышления.

- Как построен этот фрагмент? Какого он стиля?

- Какие языковые средства в нем активно используются?

- Продолжите рассуждение-размышление.

Что такое книга в наше время? Роскошь? Необходимость? ...




Просмотр содержимого документа
«Русский язык _Я1_5 класс_Жизненные ценности_10 урок_Из чаши мудрости испей_Краткосрочный план»


Дата:

ФИО учителя:

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока №37

5.3. Жизненные ценности

3.10. «Из чаши мудрости испей»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.П2 - понимать основное содержание текста;

5.П5 - писать эссе-повествование, эссе-рассуждение;

5.Ч5 - формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту;

5.СРН4 - использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении, в предложениях с однородными членами

Цели урока

Учащиеся смогут:

- излагать основное содержание текста.

- узнать о том, как в казахском ауле в сознании детей формировали понятие о связи поколений, воспитывали уважение к старшим;

- сформулировать вопросы к тексту;

- изобразить генеалогическое древо своей семьи; написать эссе-рассуждение.

Привитие ценностей


Уважение, Сотрудничество, Творчество.

Привитие ценностей осуществляется посредством/через работу в группах.

Межпредметные связи

Литература, Самопознание

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией

Предварительные знания

Этот раздел основывается на знаниях и навыках, полученных в 1, 2 разделах. Он развивает навыки слушания, говорения, чтения и письма. Учащиеся должны иметь опыт чтения и написания различных текстов и понимать их структуру.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

  1. (К) Приветствие. Целеполагание.

На доске записана тема урока.

  • Чем отличаются слова «чаша» и «чашка», «пить» и «испить»?

  • К каким стилям речи они относятся?

  • Как вы понимаете выражения «чаша мудрости» и «испить из чаши мудрости»?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Учитель корректирует ответы учащихся, объявляет цели урока.



Середина урока



















































































  1. (Г) Лексическая разминка.

Задание.

  1. Подбери синонимы к словам 1 группы из слов 2 группы.

  2. Составь с одной парой синонимом предложение с однородными членами.

  3. Укажи слово, которое является в русском языке омонимом. Приведи примеры.


интересный

доверие

Родина

надежный

родник

кладовая

Отечество

вера

хранилище

ключ

увлекательный

верный

  1. (К) - Дополните синонимические ряды подходящими словами из текста:

  • Родимый, родной, родительский…

  • бегло, отчётливо…

  • с детства, с малых лет, с пелёнок…

  • норма, правило, закон…

  • наизусть, по памяти…

  • похититель, вор…

  • хитрость, приём…

- Все ли слова вам знакомы?


(Г, Ф)

  1. Работа с текстом.

Судьба человека изначально закладывается отчей землёй, где он родился и вырос. Важно при этом пропустить через свою душу то, что взял у неё подобно пчеле, собирающей мёд.

Помню детство: аксакалы, наблюдая за играющими ребятишками, принимались подзадоривать их:

- А ну-ка, кто без запинки назовёт своих предков до седьмого колена?

Детвора вмиг стихала, и каждый усердно перечислял имена своих предков. Позднее я понял: в этой стариковской уловке крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание вкладывали понятия и собственном происхождении, о связи поколений, учили различать ближнюю и дальнюю родню. Ещё ребёнком я знал назубок: «Я из рода Шекер. Мой отец – Турекул, отец Турекула – Айтмат, отец Айтмата – Кимбильди… Мой дед Айтмат был мастером на все руки: и плотник, и кузнец, и прекрасный портной».

Аул живёт по своим вечным канонам. Наиболее значимый из них, в основе которого лежи уважение к старшим, и есть знание своих предков до седьмого колена. Но суть ещё и в том, что каждый должен поставить себя в будущем в ряду этих семи отцов – каково ему будет во мнении потомков? Допустим, внук конокрада! Наверно, не очень завидно…

Мы росли, впитывая от старших эту простую и строгую народную мудрость.

(По книге-диалогу Ч. Айтматова и М. Шаханова «Исповедь на исходе века»)

Задания:

  1. Прочитайте текст. Подберите заголовок. Определите тему или основную мысль отражают подобранные заголовки, приведите доказательства: тема (о чём говорится в тексте), главная мысль (что хотел сказать автор).

  2. Составьте и запишите 3 предложения, выражая в них своё отношение к содержанию текста.

Учащиеся используют полезные фразы, данные в учебнике; объединившись в группы, оценивают составленные предложения и различные варианты заголовков текста.

  1. Сформулируйте вопросы разного типа, отражающие отношение к тексту, используя различные вопросительные слова:

  • Как вы относитесь к …?

  • О чём вы …?

  • Как вы понимаете …?

  • Что бы произошло, если …? Правда ли, что…?

  • Почему …?

Критерии для взаимного оценивания:

  • формулирует вопросы, выражая своё отношение к описываемым событиям;

  • составляет вопросы разного типа;

  • выявляет информацию, не выраженную явно в тексте (н-р, преемственность ценностей и интересов поколений).

  1. Сконструируйте предложения по схеме (закрепление навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении).

Возможные ответы:

  1. Основа одного из наиболее значимого канона – уважение к старшим.

  2. Значимый канон – знание своих предков до седьмого колена.

  3. Мой дед Айтмат – мастер на все руки.


  1. Докажите, что данный текст – рассуждение. Из чего состоит рассуждение? Выделите основные компоненты в тексте.

Учащиеся работают в группах. Используя цветные маркеры, они выделяют разными цветами структурные части текста (вводная, основная, заключительная), что позволяет визуально представить их. Учащиеся находят в тексте предложения, в которых заключены основная мысль, доказательства, вывод. Свой устный ответ они строят в форме рассуждения. Отдельным учащимся, нуждающимся в поддержке, можно предложить полезные фразы:

Например:

  • Текст представляет собой … Почему?

  • И вот почему…

  • Это можно доказать так…; в тексте можно выделить…; во-первых, …; во- вторых… Следовательно,


Домашнее задание.

Напишите эссе-рассуждение на тему «Изучая предков, мы изучаем самих себя».

Критерии оценивания:

  1. создаёт текст-рассуждение согласно предложенной теме объёмом 50-60 слов;

  2. выделяет структурные части (введение, основная часть и заключение);

  3. соблюдает логическую последовательность рассуждения (тезис, доказательства, вывод);

  4. приводит интересные факты из жизни семьи;



Презентация, РМ











Учебник 5 класс Клокова Е.В., Белозерова О.И., стр. 92









Учебник 5 класс Клокова Е.В., Белозерова О.И., стр. 92– 93.






















Таблица классификации вопросов по Блуму















Схема построения рассуждения

Конец урока

3 минуты

  1. Итог урока.

- Чему был посвящен наш урок? Что нового вы открыли для себя сегодня? Охарактеризуйте ваши впечатления от урока одним словом и поясните свой выбор.

  1. Рефлексия «Жесты рукой»

Оцените свою работу на уроке при помощи жестов.

  • Большой палец вверх – если на уроке работалось легко и всё получилось,

  • вбок – если удалось не всё,

  • вниз – если было трудно.


Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


При проведении формативного оценивания менее способные учащиеся получат дополнительную «поддержку» от учителя: для формулировки вопросов разного типа таблицу классификации вопросов по Блуму; для устного ответа в форме рассуждения можно предложить полезные фразы.

Наблюдение учителя. Взаимооценивание.

Физминутка.

Обеспечен свободный выход из-за парт.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Жизненные ценности_10 урок_Формативное оценивание»

Формативное оценивание

Раздел

3. Жизненные ценности

Подраздел

«Из чаши мудрости испей»

Цель обучения

5.П2 излагать основное содержание текста

Уровень мыслительных навыков

Применение

Критерий оценивания

Учащиеся:

- могут излагать основное содержание текста, используя ключевые слова.


Задание

  1. Прочитайте текст. Определите ключевые слова.

Судьба человека изначально закладывается отчей землёй, где он родился и вырос. Важно при этом пропустить через свою душу то, что взял у неё подобно пчеле, собирающей мёд.

Помню детство: аксакалы, наблюдая за играющими ребятишками, принимались подзадоривать их:

- А ну-ка, кто без запинки назовёт своих предков до седьмого колена?

Детвора вмиг стихала, и каждый усердно перечислял имена своих предков. Позднее я понял: в этой стариковской уловке крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание вкладывали понятия и собственном происхождении, о связи поколений, учили различать ближнюю и дальнюю родню. Ещё ребёнком я знал назубок: «Я из рода Шекер. Мой отец – Турекул, отец Турекула – Айтмат, отец Айтмата – Кимбильди… Мой дед Айтмат был мастером на все руки: и плотник, и кузнец, и прекрасный портной».

Аул живёт по своим вечным канонам. Наиболее значимый из них, в основе которого лежи уважение к старшим, и есть знание своих предков до седьмого колена. Но суть ещё и в том, что каждый должен поставить себя в будущем в ряду этих семи отцов – каково ему будет во мнении потомков? Допустим, внук конокрада! Наверно, не очень завидно…

Мы росли, впитывая от старших эту простую и строгую народную мудрость.

(По книге-диалогу Ч. Айтматова и М. Шаханова «Исповедь на исходе века»)


  1. Письменно изложите основное содержание текста (используйте эмоционально-окрашенные, многозначные слова, эпитеты, сравнения).

Критерий оценивания

Дескриптор

Учащийся:

Учащиеся:

- может излагать основное содержание текста, используя ключевые слова.

- использует ключевые слова из текста;

- использует средства выразительности (эмоционально-окрашенные, многозначные слова, эпитеты, сравнения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!