ОК № 9
РАССУЖДЕНИЕ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
РАССУЖДАТЬ – ЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ
Строение рассуждения- доказательства
1.Тезис (утверждение, которое нужно доказать:
Почему так, а не иначе?)
потому что
так как
2.Аргументы (доказательства, обоснования,
доводы, примеры.)
а)……………….;
б)……………….;
в)………………..;
итак З.Вывод (Что из этого следует?) - бывает не всегда.
поэтому
следовательно
Таким образом
Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев - смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. НЕ случайно акул считают опасными рыбами.
Говорят еще: глуп, как гусь ... А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает своих хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору - гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор - сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто шляется по чужим домам?» (А.И.Куприн.)
ЗАДАНИЯ
1 .Прочитайте первый текст. Разберите его по предложенной схеме.
Найдите тезис, аргументы, вывод.
Обратите внимание на средства связи частей текста.
2.Сравните 2 и 3 тексты. Что общего в этих рассуждениях и чем они различаются? Сопоставьте вторые части этих рассуждений (обоснования).
В каком случае о поведении животного лишь сообщается, а в каком - поведение животного изображается (рисуется картина)? Почему?
3.Письменно составьте ответ на вопрос: почему мы пишем «на площадке», но «на площади»?
OK № 10
РАССУЖДЕНИЕ - ОБЪЯСНЕНИЕ
Строение рассуждения - объяснения
Что это такое?
I ЧАСТЬ II ЧАСТЬ
Определение понятия Текст
в ней раскрываются в ней сообщаются остальные признаки:
основные признаки существенные, но не обязательные.
один-два по своему строению 2 часть напоминает
описание предмета.
1. Откроем книгу. Первое, с чем мы встретимся, - лист бумаги, прикрепленный с одной стороны к переплетной крышке. Это лист как бы соединяет переплет с книгой. Называется он форзацем. «Фор» по-немецки означает «перед», «зац» - «набор». Иногда это чистый лист бумаги. Но иногда форзац становится элементом художественного убранства печатного издания.
2. Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер -«маленький», а корень - сам предмет), бежать и прибежать (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие). (Энциклопедический словарь юного филолога.)
ЗАДАНИЯ
1 .Перечислите признаки, по которым этот отрывок называем текстом. Определите способ связи предложений в тексте.
2.Прочитайте текст. Расскажите, что вы узнали из приведенной статьи.
3.Пополните свой словарик заимствованным словом форзац. Поставьте ударение в этом слове.
4.0пределите стиль 2 текста, затем тип речи. В обоих случаях дайте развернутое обоснование своего решения. Высказывания какого типа вы будете создавать? Построив ответ, выделите в нем части, характерные для данного типа речи. 5.Письменно ответьте на вопрос «Что такое описание? повествование? рассуждение?» (одно на выбор). Свой ответ оформите в виде рассуждения-объяснения.
ПАМЯТКА
Как отличить рассуждение-объяснение от описания предмета?
1.Прежде всего, задайте вопрос к тексту.
Если можно поставить вопрос, какой предмет? то это - описание;
если можно поставить вопрос, что это такое? то это рассуждение-объяснение.
2.При неуверенности в своем ответе, подумайте, какова цель текста?
а) воссоздать видимый, воспринимаемый зрением образ конкретного предмета -
это описание.
б) раскрыть содержание отвлеченного понятия, которое нельзя увидеть - это
рассуждение-объяснение.
3.Наконец, можно обратиться к приему фотографирования.
ОК № 11
РАССУЖДЕНИЕ - РАЗМЫШЛЕНИЕ
Как быть?
Что делать?
Строение рассуждения- размышления
задает себе вопросы
отвечает на них
сам перебирает варианты ответов:
одни принимает
другие отвергает
Воля является главным компонентом в аппарате управления самим собой. Какие же чувства надо культивировать в себе, и какие подавлять? Разумеется, нельзя драться, даже если очень обижен. А если на тебя напали? Разве не следует обороняться? А право защищать свою любовь? Но и нельзя эту защиту доводить до уничтожения того, кто тебя любит.
В юности мне приходила в голову мысль о самоубийстве на почве неразделенной любви. Что меня остановило на этом краю? Мысль о близких мне людях, о том потрясении и страданиях, которые я мог бы им принести. Я должен был страдать сам, но не перекладывать свои страдания на других. Значительно позже я понял, что мои страдания также счастье жизни, ее полнота, сила, красота. Без таких страданий я многого бы не понял.
(В.Розов.)
ЗАДАНИЯ
- Выделите в тексте элементы рассуждения - размышления.
- Как построен этот фрагмент? Какого он стиля?
- Какие языковые средства в нем активно используются?
- Продолжите рассуждение-размышление.
Что такое книга в наше время? Роскошь? Необходимость? ...