СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 Класс. Урок № 36. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Создать условия для знакомства с биографией М.Ю. Лермонтова и исторической основой стихотворения, для  эмоционального, глубокого восприятия  стихотворения «Бородино»;
  2. Развивать  навыки  характеристики лирического героя, выразительного чтения,  монологической речи; содействовать обогащению словарного запаса учащихся;

3.   Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Бородинское сражение в истории России

В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились. Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой. Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу. Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».


Составьте характеристику рассказчика

Кто он?

Возраст

Внешний облик

Манера держаться

Особенности речи

Характер

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?



Бородинское сражение в истории России

В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились. Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой. Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу. Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».


Составьте характеристику рассказчика

Кто он?

Возраст

Внешний облик

Манера держаться

Особенности речи

Характер

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?





Просмотр содержимого документа
«Урок № 34. М. Ю.Лермонтов. «Бородино». Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года»

6


5 класс

Урок 36.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года.

Цели:

  1. Создать условия для знакомства с биографией М.Ю. Лермонтова и исторической основой стихотворения, для эмоционального, глубокого восприятия стихотворения «Бородино»;

  2. Развивать навыки характеристики лирического героя, выразительного чтения, монологической речи; содействовать обогащению словарного запаса учащихся;

  3. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают краткую биографию поэта, историческую основу произведения.

  2. Умеют характеризовать лирического героя, выразительно читать.

Оборудование:

учебник, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «ХИ-ХА-ХО»

По команде учителя они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Просмотр отрывка «Бородинское сражение» из кинофильма «Война и мир».

Кто догадался, как называется это сражение?

Что вы знаете об этом историческом событии?

  1. Определение цели и задач урока.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать и говорить?

- о Бородинском сражении, об отражении этого события в произведении М.Ю. Лермонтова

Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.

Скороговорка

ШЕСТЬ МЫШАТ В ТИШИНЕ ШУРШАТ

Задаём вопросы, на которые ребенок должен ответить полным ответом (идет работа над эмоционально окрашенной речью, интонацией)

Сколько мышат в тишине шуршат?

ШЕСТЬ мышат в тишине шуршат (показать голосом, что именно шесть, а не пять)

Кто шуршит в тишине?

Шесть МЫШАТ в тишине шуршат (показать голосом, что именно мышата, а не котята)

Что делают мышата?

Шесть мышат в тишине ШУРШАТ (показать голосом, что именно шуршат, а не бегают)



  1. Слово о поэте. Диалог учителя с учениками.

Войне с французами 1812 года посвятил свой роман Л.Н. Толстой «Война и мир», французский писатель Тарле написал роман «Наполеон», М. Цветаева стихотворение «Генералы 1812 года»,  М.Ю.Лермонтов  стихотворение «Бородино».

Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения?

- Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом?

Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос.

- Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников.

Вы правы, с детства он слышал воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах русского солдата, их любовь к родной земле, к Москве – взволновали маленького Мишу. Эти чувства он пронес через всю свою жизнь и в 1837 году написал стихотворение «Бородино». В 2017 году этому стихотворению исполняется 180 лет.

Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке

с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.

  1. Историческая основа произведения. «Бородинское сражение в истории России».

Работа в паре. Задание: выписать ключевые слова, характеризующие историческое событие.

В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились. Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой. Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу. Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

  1. Словарная работа.

Знакомство с понятием «сказ»

Изучение устаревших слов стихотворения. Способ объяснения ЛЗ: иллюстрация

  1. Просмотр и прослушивание озвученного диафильма «Бородино» в исполнении

М.Казакова.

  1. Выявление восприятия учащимися стихотворения

Какое настроение, чувства вызывает стихотворение «Бородино»?

Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?

Какие картины проходят перед глазами читателя?

От чьего имени ведется рассказ?

Как вы себе представляете рассказчика?

  1. Характеристика рассказчика. Работа в парах. Задание: составьте характеристику рас-

сказчика, заполнив таблицу.

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?

Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя.

  1. Беседа по содержанию с целью подготовки к выразительному чтению. Диалог учи

теля с учениками.

Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»? (Диалог)

– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц.)

– Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат)

– Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует? (Любознательный молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.)

– Каким вы себе представляете старого солдата? (Это бывалый солдат-артиллерист, участник событий войны 1812 года, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, рядовой солдат, смело сражавшийся за свое отечество.)

– Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат был в самой гуще военных событий. Он не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он ничего не выдумывает, не приукрашивает события – он рассказывает настоящую правду.)

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе? («Богатыри… Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…»)

– Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам? (Боевых товарищей было много. Все одинаково храбро сражались за Родину. Именно безымянные герои Бородина завоевали победу. Солдат-рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени друзей-однополчан. Неважно, как их звали, важно – как они сражались.)

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны? (Воины – люди отважные и самоотверженные – рвались в бой за родину. «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!»)

– Прочитайте описание ночи перед боем.

– Как вели себя французы? (Французы были уверены в своей победе, но их радость оказалась преждевременной: Россия не покорилась Наполеону и его захватнической армии.)

– Чем занимались перед боем русские солдаты? (Русские солдаты молча, даже как-то торжественно готовились к предстоящему сражению. Наступал грозный и решительный час. Ожидая его, русский лагерь затих, готовя все силы для схватки с врагом.)

– Кого вспоминает старый солдат? Опишите полковника своими словами. (Смелый, мужественный, преданный царю и отечеству солдат, героически погиб («сражен булатом»), защищая родину.)

– Какое напутствие дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали? (И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.)

–Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя? (Французы двинулись, как тучи… Уланы, драгуны промелькнули… Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… Ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… Земля тряслась… Смешались в кучу кони, люди…)

– Что вы слышите во время боя? (Звучал булат, картечь визжала… И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...)

– Какое настроение в русской армии? Что делают французы? (Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны И отступили бусурманы – Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.)

– Старый солдат с горечью и гордостью вспоминает своих былых товарищей? Как он их называет? («Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».)

– Можно ли сказать, что рассказчик и сам был богатырём, могучим, лихим человеком? (Старый солдат сам был участником Бородинской битвы, он никогда не говорит «я», но всегда говорит «мы». Он – часть солдатской массы, защищавшей Россию от Наполеона.)

– Для чего старый солдат так подробно описывает бой молодому солдату? (Ветеран войны, вынесший суровые испытания великой битвы, хочет показать, как в его время любили и защищали родину. Этот рассказ старика звучит как завещание молодым солдатам и нам с вами любить Родину и не жалеть жизни за свободу своего Отечества.)

– Найдите строчки, которые доказывают, что и молодые солдаты, и новые поколения не забудут подвиги русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Слушают учителя, высказывают предположения, размышляют, анализируют даты, делают вывод

































Изучают материал, выписывают ключевые слова, озвучивают, дополняют друг друга



















читают материал учебника, рассматривают иллюстрации для запоминания слов











Работают с таблицей















Размышляют над произведением

  1. Подведение

итогов.

Рефлексия.

Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

Самостоятельно сделай вывод:

-Продолжите предложение «На мой взгляд, произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - …»; «Подвиг – это…»; «Произведение М.Ю. Лермонтова научило меня…»







Домашнее задание.


Наизусть отрывок и задание на выбор:

Составьте план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата;

Подготовить выразительное чтение стихотворения, озаглавить их;

Нарисовать любой элемент Бородинского сражения и озаглавить его.




Просмотр содержимого презентации
«borodino»

Бородинское сражение  1812 год

Бородинское сражение 1812 год

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 -1841

Михаил Юрьевич Лермонтов

1814 -1841

Елизавета Алексеевна Арсеньева Бабушка Лермонтова Михаил Лермонтов

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Бабушка Лермонтова

Михаил Лермонтов

Словарь терминов к стихотворению  Сказ – это монологическая речь рассказчика, вышедшего из народа, резко отличающаяся от речи автора. В ней широко используются просторечия, диалектизмы. В сказе повествуется о событиях современности или недавнем прошлом. Сказ ведется обычно от первого лица – участника описываемых событий.

Словарь терминов к стихотворению

Сказ – это монологическая речь рассказчика, вышедшего из народа, резко отличающаяся от речи автора. В ней широко используются просторечия, диалектизмы. В сказе повествуется о событиях современности или недавнем прошлом. Сказ ведется обычно от первого лица – участника описываемых событий.

Словарь терминов к стихотворению Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя

Словарь терминов к стихотворению

Редут

квадратное земляное укрепление на поле боя

Словарь терминов к стихотворению Мусью – сударь, господин (обращение к французу)

Словарь терминов к стихотворению

Мусью

сударь, господин (обращение к французу)

Словарь терминов к стихотворению Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

Словарь терминов к стихотворению

Картечь

артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

Словарь терминов к стихотворению Лафет – Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Словарь терминов к стихотворению

Лафет

Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Словарь терминов к стихотворению Бивак – стоянка войск под открытым небом

Словарь терминов к стихотворению

Бивак – стоянка войск под открытым небом

Словарь терминов к стихотворению Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи

Словарь терминов к стихотворению

Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи

Словарь терминов к стихотворению Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки

Словарь терминов к стихотворению

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки

Словарь терминов к стихотворению Улан, драгун – солдаты конных полков

Словарь терминов к стихотворению

Улан, драгун – солдаты конных полков

Словарь терминов к стихотворению Басурманы – люди другой веры, иноземцы, враги

Словарь терминов к стихотворению

Басурманы

люди другой веры, иноземцы, враги

Характеристика рассказчика

Характеристика рассказчика

Скороговорки

Скороговорки

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
  • У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.
  • Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
Упражнения для формирования навыка выразительного чтения Прочитайте слова: эскалатор, экскаватор, реабилитация, персонификация

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения

  • Прочитайте слова:

эскалатор, экскаватор, реабилитация, персонификация

  • Произнесите скороговорку «Купи кипу пик» с разными смысловыми намерениями: прикажите, попросите
  • ШЕСТЬ МЫШАТ В ТИШИНЕ ШУРШАТ
Продолжите предложение Подвиг – это …. Произведение М.Ю.Лермонтова научило меня …

Продолжите предложение

Подвиг – это ….

Произведение М.Ю.Лермонтова научило меня …

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Составьте план эпизодов Бородинского сражения, озаглавьте их ИЛИ
  • Нарисуйте иллюстрацию к произведению ИЛИ
  • Приготовьте выразительное чтение понравившегося эпизода


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!