Открытие нового знания. Физминутка. Скороговорка ШЕСТЬ МЫШАТ В ТИШИНЕ ШУРШАТ Задаём вопросы, на которые ребенок должен ответить полным ответом (идет работа над эмоционально окрашенной речью, интонацией) Сколько мышат в тишине шуршат? ШЕСТЬ мышат в тишине шуршат (показать голосом, что именно шесть, а не пять) Кто шуршит в тишине? Шесть МЫШАТ в тишине шуршат (показать голосом, что именно мышата, а не котята) Что делают мышата? Шесть мышат в тишине ШУРШАТ (показать голосом, что именно шуршат, а не бегают) | Слово о поэте. Диалог учителя с учениками. Войне с французами 1812 года посвятил свой роман Л.Н. Толстой «Война и мир», французский писатель Тарле написал роман «Наполеон», М. Цветаева стихотворение «Генералы 1812 года», М.Ю.Лермонтов стихотворение «Бородино». Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения? - Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом? Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос. - Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников. Вы правы, с детства он слышал воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах русского солдата, их любовь к родной земле, к Москве – взволновали маленького Мишу. Эти чувства он пронес через всю свою жизнь и в 1837 году написал стихотворение «Бородино». В 2017 году этому стихотворению исполняется 180 лет. Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”. Историческая основа произведения. «Бородинское сражение в истории России». Работа в паре. Задание: выписать ключевые слова, характеризующие историческое событие. В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились. Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой. Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу. Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа. Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Словарная работа. Знакомство с понятием «сказ» Изучение устаревших слов стихотворения. Способ объяснения ЛЗ: иллюстрация Просмотр и прослушивание озвученного диафильма «Бородино» в исполнении М.Казакова. Выявление восприятия учащимися стихотворения Какое настроение, чувства вызывает стихотворение «Бородино»? Что вам показалось особенно интересным в стихотворении? Какие картины проходят перед глазами читателя? От чьего имени ведется рассказ? Как вы себе представляете рассказчика? Характеристика рассказчика. Работа в парах. Задание: составьте характеристику рас- сказчика, заполнив таблицу. Кто он? | Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий | Возраст | 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад | Внешний облик | Седые волосы, усы, может, шрамы | Манера держаться | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым | Особенности речи | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы” | Характер | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей | Сделаем вывод: рассказчик – какой он? Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя. Беседа по содержанию с целью подготовки к выразительному чтению. Диалог учи теля с учениками. Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»? (Диалог) – Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц.) – Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат) – Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует? (Любознательный молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.) – Каким вы себе представляете старого солдата? (Это бывалый солдат-артиллерист, участник событий войны 1812 года, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, рядовой солдат, смело сражавшийся за свое отечество.) – Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат был в самой гуще военных событий. Он не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он ничего не выдумывает, не приукрашивает события – он рассказывает настоящую правду.) – Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе? («Богатыри… Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…») – Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам? (Боевых товарищей было много. Все одинаково храбро сражались за Родину. Именно безымянные герои Бородина завоевали победу. Солдат-рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени друзей-однополчан. Неважно, как их звали, важно – как они сражались.) – Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны? (Воины – люди отважные и самоотверженные – рвались в бой за родину. «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!») – Прочитайте описание ночи перед боем. – Как вели себя французы? (Французы были уверены в своей победе, но их радость оказалась преждевременной: Россия не покорилась Наполеону и его захватнической армии.) – Чем занимались перед боем русские солдаты? (Русские солдаты молча, даже как-то торжественно готовились к предстоящему сражению. Наступал грозный и решительный час. Ожидая его, русский лагерь затих, готовя все силы для схватки с врагом.) – Кого вспоминает старый солдат? Опишите полковника своими словами. (Смелый, мужественный, преданный царю и отечеству солдат, героически погиб («сражен булатом»), защищая родину.) – Какое напутствие дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали? (И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.) –Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя? (Французы двинулись, как тучи… Уланы, драгуны промелькнули… Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… Ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… Земля тряслась… Смешались в кучу кони, люди…) – Что вы слышите во время боя? (Звучал булат, картечь визжала… И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...) – Какое настроение в русской армии? Что делают французы? (Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны И отступили бусурманы – Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.) – Старый солдат с горечью и гордостью вспоминает своих былых товарищей? Как он их называет? («Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».) – Можно ли сказать, что рассказчик и сам был богатырём, могучим, лихим человеком? (Старый солдат сам был участником Бородинской битвы, он никогда не говорит «я», но всегда говорит «мы». Он – часть солдатской массы, защищавшей Россию от Наполеона.) – Для чего старый солдат так подробно описывает бой молодому солдату? (Ветеран войны, вынесший суровые испытания великой битвы, хочет показать, как в его время любили и защищали родину. Этот рассказ старика звучит как завещание молодым солдатам и нам с вами любить Родину и не жалеть жизни за свободу своего Отечества.) – Найдите строчки, которые доказывают, что и молодые солдаты, и новые поколения не забудут подвиги русского народа в Отечественной войне 1812 года. | Слушают учителя, высказывают предположения, размышляют, анализируют даты, делают вывод
Изучают материал, выписывают ключевые слова, озвучивают, дополняют друг друга
читают материал учебника, рассматривают иллюстрации для запоминания слов
Работают с таблицей
Размышляют над произведением |