СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №30 Поговорим о дружбе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке представлены различные варианты поурочного плана.

Цели, которые необходимо достичь на данном уроке:

(СГ2) Определять тему, и основную мысль опираясь на вопросы;

(П4 )создавать тексты повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории

Просмотр содержимого документа
«3-30 Манцурова ТВ_КСП_5 класс»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Жизненные ценности.

Дружба.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

СГ2 - определить тему и основную мысль, опираясь на вопросы;

Ч5 – формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту;

П2 – излагать основное содержание текста;

СРН2 – использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: опираясь на вопросы по прослушанному тексту, определить тему и основную мысль текст.

Большинство учащихся смогут: формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту, записывать предложение с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах

Некоторые учащиеся смогут: формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту, записывать предложение с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах,

излагать основное содержание текста, используя слова с прямым и переносным значением, синонимы.

Ключевые слова и фразы: Полезные фразы для диалога\письма: Настоящий друг везде верен: в счастье и беде. (У. Шекспир)

Вопросы для обсуждения: Что значит дружить в твоем понимании?

Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

Можете ли вы сказать, почему… дружба относится к жизненным ценностям?

Письменные подсказки: подобрать синонимы к словам первой группы доверие ----- вера (учащиеся смогут выполнять задания по аналогии)

Предыдущее обучение:

- Словосочетание. Прямое и переносное значение слова, синонимы. Понятия текста, темы и основной мысли текста

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность для учащихся

Запланированная деятельность для учителя

Ресурсы

2 мин

- Учащиеся по своему усмотрению ( по личной оценке своих возможностей) распределяются в группы по фигурным стикерам (яблочко – обязательный уровень, груша - продвинутый уровень, бабочки - высокий уровень)

- Деление класса на группы: по фигурным стикерам (яблочко – обязательный уровень, груша - продвинутый уровень, бабочки – высокий уровень)

Фигурные стикеры

Вызов

Предтекстовая работа– 5 мин


СГ2 - определить тему и основную мысль, опираясь на вопросы













5 мин

ГР - Записывают формулу «Дружба» с использованием ключевых слов: взаимопонимание, радость, доверие, верность, понимание, преданность - дружба - на лепестках и прикрепляют к цветку, закреплённому на доске, объясняют орфограммы, встретившиеся в словах


- Определяют основной вопрос урока

- Что такое Дружба?




- Кумулятивная беседа

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем для активизации учащихся и определения основной проблемы урока: понятие Дружба

Ответы учащихся

Дружба – это…

Для настоящей дружбы человеку необходимо…

Дружба зависит…..

Дружелюбное отношение важно не только …

Учащимся необходимо определить основной вопрос урока из предлагаемой работы

- Что такое Дружба?

Используя стратегию «Корзина идей» и ключевые слова: доброта, взаимопонимание, радость, доверие, верность, понимание, преданность взаимопонимание, радость, счастье составить формулу слова «Дружба», объяснить орфограммы в словах

- Учитель читает получившуюся формулу и даёт и предлагает провести ФО – (самооценку)- знаковая большой палец вверх


- Кумулятивная беседа

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем для активизации учащихся и определения основной проблемы урока: понятие Дружба

- Что значит дружить в твоем понимании?

- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

Почему дружба относится к жизненным ценностям?

ФО - словесное: отметить активность учащихся - Молодец

Учебник З.Сабитовой




лепестки цветика – семицветика










Середина

Осмысление - 10 мин

СГ2 - определить тему и основную мысль, опираясь на вопросы

Ч5 – формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

- Слушают инструкцию

ГР – Смотрят мультипликационный фильм о дружбе девочки и снеговика, составляют вопросы по содержанию, затем, используя метод «Карусель», - переходят из группы в группу, задают вопросы по содержанию

- отвечают на составленные вопросы:

  • Почему девочка забыла своего друга-снеговика в холодильнике?

  • Почему снеговик принял ее дружбу спустя много лет, хотя он чувствовал себя забытым?

  • Можно ли дружить всю жизнь?

  • Как ты думаешь, если общие с друзьями интересы исчезнут, можешь ли ты продолжать быть друзьями?

- пишут текст – повествование о дружбе девочки и снеговика по плану. Упр. 232б

  1. Девочка слепила снеговика.

  2. Девочка и снеговик подружились.

  3. Каждое лето она прятала снеговика в холодильнике.

  4. Она выросла и не могла найти время, чтобы побыть со своим другом.

  5. Однажды девушка вспомнила о снеговике. Он ждал ее в холодильнике.

  6. Дружба не заканчивается.

Инструкция к просмотру видео:

Посмотреть мультфильм, составить по 1 вопросу, отражающему основную мысль и, используя стратегию «Линия мнений», объяснить понимание фразы: бескорыстная доброта

упр.231 А


ФО – вручение смайликов отличившимся учащимся

видео

15 мин

П2 – излагать основное содержание текста;

СРН2 – использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы









ГР – Читают отрывок из «Монолога о дружбе» Лиона Измайлова. Почему автор задает эти вопросы? Ответьте на последний вопрос.

Что означает слово средство в этом тексте? Определите тип его значения (прямое или переносное). Объяснить правописание подчеркнутых букв.

- Отвечают на вопросы учителя, способствующие переходу к письменной работе


Дифференциация:

- Записать

Уровень А

- записывают предложение о Дружбе с использованием прямого и переносного значения слов;

Уровень В

- записывают слова о дружбе, встретившиеся в монологе;

Уровень С

- Написать портрет слова Дружба, используя слова из монолога. Подчеркивая орфограммы.

упр.229 б- СРН2

- Почему автор задает эти вопросы? Ответьте на последний вопрос.

Что означает слово средство в этом тексте? Определите тип его значения (прямое или переносное). Объяснить правописание подчеркнутых букв.




Дифференциация:

Уровень А

- записывают предложение о Дружбе с использованием прямого и переносного значения слов;

Уровень В

- записывают слова о дружбе, встретившиеся в монологе;

Уровень С

- Написать портрет слова Дружба, используя слова из монолога. Подчеркивая орфограммы.

упр.229 б - СРН2


Конец

Презентация – 6 мин

Выступление спикера группы с выполненным заданием, остальные учащиеся заполняют лист взаимооценки

ФО

№ группы

Отражена осн мысль -

Использована

цитата –

Употреблены однородные члены –

Имеются прилагательные – синонимы -

яблоко



+


груша



+

+

мяч

+

+

+

+


ФО - цветовое: зелёный цвет – выполнены все условия; синий –выполнены частично; красный – выполнено неверно


Организация слушания выступления спикеров групп с целью взаимооценки

Группам выдаётся таблица с критериями взаимооценки и сигнальные карты (+ в таблице обозначает обязательность выполнения данного условия группой)










ФО - цветовое: зелёный цвет – выполнены все условия; синий –выполнены частично; красный – выполнено неверно


Сигнальные карты

Д/З 1мин

Записывают задание:

- (Выбрать по желанию)

Прими участие в конкурсе «Не разлей вода». Напиши о своем друге.

Что обозначает словосочетание «дружите миллион лет» - гипербола

Записывают задание:

- (Выбрать по желанию)

Прими участие в конкурсе «Не разлей вода». Напиши о своем друге.

Что обозначает словосочетание «дружите миллион лет» - гипербола

Интернет ресурсы, словари

Рефлексия- 1мин

Пишут: «Я сегодня понял…»

Учащимся необходимо написать «Я сегодня понял…»


Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи.

Уровень А

- записывают предложение о счастье с использованием прилагательных;

Уровень В

- записывают предложение о счастье с однородными членами, встретившееся в притче;

Уровень С

- Написать портрет Дружба, используя цитату «Настоящий друг всегда верен: в счастье и беде » – синонимы и однородные члены предложения.

ФО - цветовое: зелёный цвет – использованы все слова; синий – большинство слов; красный – некоторые слова

ФО – взаимооценивание (таблица)

ФО - словесное: отметить активность учащихся - Молодец

ФО – вручение смайликов отличившимся учащимся


В ходе урока осуществляется связь с ценностью Дружба, которая является итоговой по изучению раздела «Жизненные ценности»

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?

Цели урока достижимы, реально выполнимы

Чему сегодня научились учащиеся?

Научились излагать основную мысль на основе вопросов, составлять вопросы, писать портрет

Какой была атмосфера обучения?

Атмосфера урока доброжелательная

Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?

Задания были дифференцированы, поэтому способствовали успеху учащихся

Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



Просмотр содержимого документа
«Русский язык_5 класс_ Раздел 3_Дидактический материал»

Дидактический материал на выбор учителя

http://flaminguru.ru/posldru.htm

Пословицы о дружбе

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • За дружбу дружбой платят.

  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.

  • Друга на деньги не купишь.

  • Друг - твоё зеркало.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Единственный способ иметь друга - это быть другом.

  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.

  • Одёжа хороша новая, а друг - старый.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Человек без друга - что земля без воды.

  • Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.

  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

  • Друг в беде - друг вдвойне.

  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

  • Друг не испытанный, что орех не расколотый.

  • Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

  • Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

  • К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

  • Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.

  • Назвался другом - помогай в беде.

  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

  • Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

  • Расстояние дружбе не мешает.

  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  • Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

  • Из-за нового приятеля не теряй и старого.

  • Без друга - сирота; с другом - семьянин.

  • Друзья до черного дня.

  • Друг он мой, а ум у него свой.

  • Недруг поддакивает, а друг спорит.

  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.

  • Кто в нраве крут, тот никому не друг.

  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

  • Не дорога гостьба, дорога дружба.

  • Коня в рати узнаешь, а друга в беде.

  • Друзья прямые - что братья родные.

  • Не мил и свет, когда друга нет.

  • Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

  • Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.

  • Сам пропадай, а товарища выручай.

  • Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

  • Дружба до порога.

  • Дружные - водой не разольешь.

  • На пятак дружбы не купишь.



http://smand.net/blog/pritchi/471-pritcha-o-materinskom-serdce.html



Однажды юноша влюбился в девушку неземной красоты. Но у красавицы этой было черствое сердце. Ослепила любовь юношу и пришел он просить ее руки. И сказала она:
– Для того чтобы получить меня, ты должен выполнить 3 условия. Первое условие: у тебя должен быть лучший конь в селении.

Опечалился юноша и пришел к своей матери. Поведал ей о любви и странных требованиях красавицы. Пожалела мать сына и помогла ему раздобыть отличного скакуна. И юноша прискакал к красавице. 
– Хорошо, – сказала красавица, – теперь второе условие: у тебя должен быть самый высокий дом в селении.

Вновь озадачился юноша и вновь пришел он к матери ... Так тяжело было матери смотреть на сына, что отдала она ему все свои накопления. И построил сын самый высокий дом в деревне. Пришел к красавице он снова.
– Ну что же ... Теперь мне нужно последнее доказательство твоей любви – принеси мне сердце своей матери. И я буду твоей.

Совершенно потерялся парень и побрел домой. Рассказал он матери об этом условии красавицы. Все поняла тогда мать. И отдала своё сердце сыну. И побежал юноша со всех ног к красавице. Да так спешил, что споткнулся, упал и выронил материнское сердце. И разбилось оно на тысячу кусочков. И каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..»

Начало формы

Сердце матери
Владимир Шебзухов

Мугам*


Я песню давнюю спою…
О сердце матери – мой глас…
Как отрок мать предал свою,
Пойдёт печальный в ней рассказ…

Пленён был юноша Красой,
Но безответная любовь
Лишь наградить смогла тоской,
Страдать, заставив вновь и вновь…

Жизнь взять свою — её просил,
Ответ был краток: «Что мне в ней?!
Вот, если б матери своей,
Ты сердце смог мне принести –
Быть может – стала бы твоей!..»

За тучи спряталась луна,
Но не пугает мрак ночной,
Покуда свет – Краса одна
И блеск кинжала роковой…

Вот сердце матери в крови
В руках дрожащих держит он…
Уж мчится с ним к своей любви,
Так не поняв—Где явь?! Где сон?!..

Споткнулся вдруг, не чуя ног
И словно из небытия –

«Ты не ушибся ли, сынок?
Уж лучше бы споткнулась – я!»

____________
*Мугам – восточное песнопение (азерб.)

Конец формы



ДРУЗЬЯ
Елена Стеквашова

Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.

https://www.youtube.com/watch?v=31lmphtbqJU –

м\/ф «Тимка и Димка» (9.47)

https://www.youtube.com/watch?v=ahsMf4ZsZQw

мультфильм о дружбе (6.36) – без слов

Тексты для чтения (на выбор учителя)

http://vjanetta.narod.ru/text.html



105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри.

Сто пятое наставление.



“Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний-один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса, с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.

(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным, щедрым.)

- А вот как сказал об этом В. Шекспир:

Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тревожит.
Ты не спишь-он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.



ЧТО ЕСТЬ ДОБРО?

(По Марку Аврелию)

 

    Одни люди, если сделают кому-нибудь услугу, ждут себе за это награду или благодарность. Другие, может и не ждут награды и благодарности, но всё-таки не забывают того, что они сделали. А потому считают тех, кому они сделали добро, своими должниками.

    Но истинное, настоящее добро - добро только тогда, когда оно сделано не для другого, а для себя. Когда человек, который сделал добро, не ищет награды. Он делает добро так, как плодовое дерево, когда оно вырастит свои плоды, довольно тем, что плодами этими пользуются те, кому они нужны.



ПИСЬМО ДОЧЕРИ ИНДИРЕ

(По Дж.Неру)

 

    …Это правда, что блестящие периоды в прошлом были во многих странах - в Индии, Египте, Китае, Греции и других странах - и что многие из этих стран отставали и регрессировали*. Но даже это не должно лишать нас мужества. Мир велик, и возвышение и упадок той или иной страны в какой-то промежуток времени не составляют особенной разницы для мира в целом.

    Многие люди в наши дни любят хвалиться величием нашей цивилизации и чудесами нашей науки. Наука, конечно, совершила чудеса. Великие люди науки достойны уважения и почёта. Но те, кто хвастают, редко бывают великими. И следует помнить, что во многих отношениях прогресс человека по сравнению с другими животными не такой уж значительный. Не исключено, что в некоторых отношениях какие-то животные даже выше его. Люди, которые не понимают смысла этого утверждения, могут посмеяться. Но ты только что прочитала “Жизнь пчелы”, “Жизнь муравьёв” Метерлинка и, вероятно, была поражена тем, как живут эти насекомые.

Мы смотрим свысока на насекомых, как чуть ли не на самых низших из живых существ. Но эти крохотные создания научились искусству сотрудничества и самопожертвования ради общего блага гораздо больше, чем человек. С тех пор, как я прочитал о муравьях и жертвах, на которые они идут ради своих товарищей, я храню в своём сердце тёплое чувство к ним.

Если взаимное сотрудничество и жертвы ради блага общества являются мерилом цивилизации, то мы можем сказать, что крошечные муравьи в этом отношении превосходят человека.



http://festival.1september.ru/articles/579278/

Витя и Коля - неразлучные друзья. Они вместе ходят в школу и идут домой тоже вместе. Они и к урокам готовятся вместе. Вместе бывают и на улице. Когда, наигравшись, устают, идут перекусить то к одному, то к другому, затем играют на компьютере. Правда, недолго. “Вот это друзья!”- говорят о них товарищи.

Но после одного события отношения между ними стали прохладными, словно между ними пробежала чёрная кошка. Они даже при встречах стали притворяться, что не замечают друг друга. Новый учебный год Витя встретил в другой школе. Вскоре и Коля был вынужден сменить школу. Многие извлекли для себя поучительный урок из этого события. А всё это произошло нежданно-негаданно.

Когда до конца учебного года оставалось около полутора месяцев, Витя попал в больницу. “Придётся пролежать мальчику не менее месяца,- сказали врачи, -он простудил лёгкие”.

Услышав это известие, классная руководительница Валентина Ивановна попросила всех своих учеников задержаться после уроков.

Надо посовещаться, - сказала она.

Учащиеся знали, о чём будет предстоящий разговор. Они видели, что утром приходила в школу мама Вити, и Валентина Ивановна долго с ней беседовала.

Классная руководительница сразу же перешла к делу и сказала:

«С завтрашнего дня мы должны постоянно по очереди посещать Витю в больнице, иначе он отстанет по учёбе. Итак, кто пойдёт первым?

Все, конечно же, повернулись в сторону Коли, потому что он считался другом Вити. Но тот не спешил поднимать руку и проявлять какую-либо инициативу. В классе установилась гнетущая звонкая тишина, которую нарушила Валентина Ивановна.

Коля, ты почему молчишь? Ты желаешь завтра пойти к своему другу в больницу?» -спросила она мальчика.

Коля нехотя встал с места и, отводя глаза в сторону, ответил:

«Мне надо идти в спортивную секцию, у нас тренер очень требовательный».

От кого-от кого, но только не от Коли ожидали такого ответа. Все думали, что Валентина Ивановна возмутится и начнёт ругать мальчика. Но классная руководительница не показала виду, что очень изумилась такому ответу, хотя ей было явно не по себе. Она окинула пристальным взглядом притихших учеников и заметила, что на самой задней парте поднял руку недавно пришедший в эту школу мальчик по имени Саша.

«Что ты хочешь сказать, Саша?» -спросила Валентина Ивановна.

«Завтра я схожу в больницу к Вите»,-ответил мальчик.

«Но ты ведь в класс пришёл только три дня назад, так что и Витю толком не знаешь»,-возразила было классная руководительница, но Саша прервал её словами:

«Ну и что? Познакомимся в больнице. Там моя мама медсестрой работает. Мы с ней быстро найдём Витю»...

Он сказал это так искренне, что ему сразу поверили.

Взволнованная случившимся, Валентина Ивановна только и сумела произнести:

«Спасибо тебе, Саша, ты молодец!»



Просмотр содержимого документа
«Русский язык_5класс_Раздел 3 _Теоретический материал»

ТОЛКОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ

Словарная работа

Высвечивается на смарт-доске или находят в онлайн –словарях дефиниции.

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.

Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл.

Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт, т.е. вековая мудрость народа, изречение.

Изречение - кратко изложенная мудрая мысль.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Алчный человек – жадный

Бескорыстный – не ищущий выгоду.

Вводные слова

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СОЧЕТАНИЯХ

Вводные слова – это слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение к сообщаемому или его характеристику. С грамматической точки зрения вводные слова представлены различными глагольными формами (личными формами, инфинитивами, деепричастиями), существительными и местоимениями (с предлогами и без предлогов), наречиями, именными и глагольными фразеологизмами.

Вводные слова и сочетания слов выделяются (или отделяются) запятыми. Однако необходимо обратить внимание читателя на две трудности, связанные с пунктуацией при вводных словах.

Первая трудность заключается в том, что среди вводных слов и сочетаний очень мало таких, которые употребляются только как вводные и, следовательно, всегда обособляются (напр., во-первых, по-моему, с позволения сказать). В большинстве случаев одни и те же слова могут употребляться как в роли вводных, так и в роли членов предложения (как правило, сказуемых или обстоятельств) или служебных слов (союзов, частиц). Различия между ними проявляются в контексте. Примеры пунктуационного оформления слов и сочетаний, которые могут употребляться или всегда употребляются в функции вводных слов, приведены в соответствующих статьях справочника.

Вторая трудность состоит в том, что пунктуационное оформление слов, являющихся вводными, зависит также от их окружения. Основные правила и закономерности, не прокомментированные в словарных статьях, приведены ниже. 

1. Встреча двух вводных слов

При встрече двух вводных слов (вводных сочетаний, предложений) между ними ставится запятая.

Он же, к несчастию, как ты видишь, недурен собой, то есть румян, гладок, высок... И. Гончаров, Обыкновенная история. Собственно говоря, сказать по совести, я хочу любви, что ли, или – как она там называется? В. Вересаев, Сестры. И тут, как на грех, как нарочно, приезжает дядя Миша. А. Рыбаков, Тяжелый песок. Собственно, строго говоря, в этой ситуации следовало бы попросту проснуться. А. и Б. Стругацкие, За миллиард лет до конца света. ...Этот визит занял весь вечер и напрочь разрушил столь любимое им чувство одиночества. В конце концов, может, и хорошо, что разрушил... В. Быков, Бедные люди.

2. Вводное слово и обособленный оборот

Вводное слово или сочетание может стоять в начале или в конце обособленного члена предложения, а также находиться внутри его. Знаки препинания в этих случаях ставятся следующим образом:

А) Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота – запятые ставятся перед вводным словом и после всего обособленного оборота. После вводного слова запятая не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

Мало-помалу присоединяются к их обществу все, окончившие довольно важные домашние занятия, как то: поговорившие с своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих, впрочем показывающих большие дарования... Н. Гоголь, Невский проспект. ...Вера Николаевна испытывала перед своим повелителем – в общем-то, совсем не похожим на Ивана Грозного – влюбленный трепет, может быть даже преклонение верноподданной. В. Катаев, Трава забвенья. Я тоже привык записывать свои мысли на чем попало, в частности на папиросных коробках. К. Паустовский, Золотая роза. ...Относительно золота, которое добывал Калиостро без всяких трудов из всех других металлов, например из меди, прикосновением рук превращая их в золото, Строганов тоже был невысокого мнения. Ю. Тынянов, Гражданин Очер.

Б) Если вводное слово находится внутри обособленного оборота – оно выделяется запятыми с двух сторон, при этом знаки в начале и в конце обособленного оборота сохраняются.

Одолеваемый этими горькими мыслями, не совсем, впрочем, справедливыми и навеянными взволновавшим его письмом Аниканова, Травкин вышел из овина в холодный рассвет. Э. Казакевич, Звезда. Это мое сочинение – или, вернее, лекция – не имеет ни определенной формы, ни хронологической структуры, которую я не признаю... В. Катаев, Алмазный мой венец.

В) Если вводное слово стоит в конце обособленного оборота – запятые ставятся перед обособленным оборотом и после него. Перед вводным словом запятая не ставится.

А вместо пятнышка впереди обозначилась еще одна дорога, то есть не то чтобы дорога, царапина земная, бороздка скорее. В. Астафьев, Так хочется жить. На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Киев например.

Примечание 1. Если оборот заключен в скобки, то стоящее в его начале или конце вводное слово отделяется запятой по общему правилу: Был он казахом с почти русской фамилией и русским (кажется, начальным) образованием. Ю. Домбровский, Хранитель древностей. Двое живы (покуда их вексель продлен), // третий (лишний, наверно) в раю погребен... Б. Окуджава, Черный ворон сквозь белое облако глянет… Одно время я даже имел слабость (или смелость, может быть) прикидывать в уме, как бы я за это взялся, если бы да кабы... В. Набоков, Дар.

Примечание 2. Вводные слова, стоящие перед оборотами, которые начинаются союзами «как» и «чтобы», выделяются запятыми по общему правилу: Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь. Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Примечание 3. В некоторых источниках указывается, что вводные слова вернее, точнее, придающие высказыванию уточняющий характер, выделяются запятыми, при этом следующие за ними члены предложения не обособляются. Такое пунктуационное оформление, действительно, возможно: Но тебе, мальчик, вернее, твоему имени я кое-чем обязан. Л. Кассиль, Будьте готовы, Ваше высочество! А перед Таниной дверью, вернее, этажом ниже толпилась очередь поздравителей. С. Соловейчик, Ватага «Семь ветров». Переворачиваюсь с боку на бок, вернее, с живота на спину и думаю… О чём? Да всё о том же… В. Некрасов, Взгляд и Нечто. За окном, знал Леонид, есть сохлая ветвь старого тополя, и к ней прикреплен, точнее, ввинчен в нее «стакан» радиопроводки. В. Астафьев, Печальный детектив.

Однако в примерах из художественной литературы часто встречается иная расстановка знаков препинания: уточняющие члены предложения, вводимые словами вернее, точнее, обособляются, а сами эти слова, стоящие в начале обособленного оборота, в соответствии с общим правилом не отделяются от него запятой (но иногда могут быть отделены тире): К сожалению, врачи еще мало умеют распознавать истерическую, вернее психическую, природу ряда заболеваний. И. Ефремов, Лезвие бритвы. Целая серия характеров, вернее носителей мнений, представляется мне возможной для воплощения в персонажах современной советско-человеческой комедии. Ю. Олеша, Книга прощания. Партизанский главарь, точнее военачальник Кежемского объединения партизан Зауралья, сидел перед самым носом докладчика в вызывающе-небрежной позе... Б. Пастернак, Доктор Живаго. ...Волчица вдруг явственно услышала в себе, точнее внутри чрева, живые толчки. Ч. Айтматов, Плаха. Анализировать прошлое, вернее  дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее. В. Некрасов, В окопах Сталинграда. Хочется писать легкое, а не трудное. Трудное – это когда пишешь, думая о том, что кто-то прочтет. Ветка синтаксиса, вернее  розга синтаксиса, всё время грозит тебе. Ю. Олеша, Книга прощания.



3. Вводное слово и союз



Вводные слова и сочетания могут отделяться или не отделяться запятой от предшествующего сочинительного союза в зависимости от контекста.

Запятая после союза ставится, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры.

Я узнал только, что он некогда был кучером у старой бездетной барыни, бежал со вверенной ему тройкой лошадей, пропадал целый год и, должно быть, убедившись на деле в невыгодах и бедствиях бродячей жизни, вернулся сам, но уже хромой... И. Тургенев, Певцы. Однако Володя, видя, как трудно мальчишке, совсем не ругался, а, наоборот, говорил нечто подбодряющее. Ю. Визбор,  Альтернатива вершины Ключ. Перед уходом я достал из-под стекла список и предельным нажимом вымарал слово «Волобуй» своей радужной ручкой. Я решился на это потому, что оно лохматилось бумажными ворсинками и, значит, его уже царапали до меня когтем… К. Воробьев, Вот пришел великан. Она очень долго страдала после разлуки, но, как известно, время лечит любые раны.

Если же изъятие вводного слова невозможно (т. е. союз включается во вводную конструкцию, образуя с ней единое сочетание), то запятая после союза не ставится (обычно это бывает при союзе а).

«Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам». А. Пушкин, Выстрел. Вы, кажется, потом любили португальца, // А может быть, с малайцем вы ушли. А. Вертинский, Где вы теперь... Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята. В. Распутин, Уроки французского. Случайно появляется газ или нет, связан ли он с циклонами, а значит, можно ли по этому признаку прогнозировать – вопрос требует выяснения. А. Гладилин, Прогноз на завтра.

Вводное слово обычно не отделяется знаком препинания от присоединительного союза, стоящего в начале предложения.

И в самом деле, за эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы и молодость. А. Чехов, Три сестры. «Нет, жизнь все-таки мудра, и надо подчиняться ее законам, – сказал он задумчиво. – И кроме того, жизнь прекрасна». А. Куприн, Леночка. И вообще, сейчас, когда он немного отвлекся от мысли о пропаже скрипки и стал считать, что именно у него было украдено из личных вещей, домашнего имущества, появилась в нем какая-то застенчивая неловкость... А. и Г. Вайнеры, Визит к Минотавру. На втором этаже в коридоре была мягкая ковровая дорожка, и Дмитрий Алексеевич почувствовал близость начальства. И действительно, он сразу же увидел табличку из толстого стекла: «Директор». В. Дудинцев, Не хлебом единым. В 1925 году у него вроде бы еще оставалось какое-то время в запасе. Да кроме того, он уже и сделал кое-что путное. Д. Гранин, Зубр.

Примечание. При интонационном выделении вводного слова оно может отделяться запятой от союза: Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша. А. Пушкин, Капитанская дочка.

4. Вводное слово на границе однородных членов или частей сложного предложения

Вводные слова и сочетания, стоящие на границе однородных членов или частей сложного предложения и относящиеся к следующему за ними слову или предложению, не отделяются от него запятой: Послышался резкий стук, должно быть сорвалась ставня. А. Чехов, Невеста. (Ср.: Послышался резкий стук. Должно быть, сорвалась ставня.)

 

***

Вводные предложения имеют значения, близкие к значениям вводных слов и сочетаний. Они выделяются запятыми, либо, значительно реже, – знаком тире: Меня вела, как говорилось в старину, таинственная сила предопределения. В. Катаев, Святой колодец. Теперь, как подобает настоящему государству, Швамбрании надо было обзавестись историей. Л. Кассиль, Кондуит и Швамбрания. Как принято говорить в газетных отчетах, «его стены видели» многих знаменитых людей. К. Паустовский, Золотая роза. ...Сидят здесь под страхом смерти и – что еще хуже – под проливным дождем. Э. Казакевич, Звезда.  

Изредка в художественной литературе встречаются примеры выделения знаком тире и вводных слов: Гладышев посмотрел на собеседника и вдруг сообразил: «А ведь ты, Ваня, небось и не знаешь, что человек произошел от обезьяны». – «По мне – хоть от коровы», – сказал Чонкин. В. Войнович, Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина.





Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Краткосрочный план_ 3 урок_Жизненные ценности»


  1. Краткосрочный план урока

  2. Раздел долгосрочного плана: Жизненные ценности.

    Урок 3

    (закрепление знаний и формирование умений и навыков по пройденной теме)

    Школа:

    Дата:

    ФИО учителя:

    Класс: 5 Я1

    Количество присутствующих:

    отсутствующих:

    Тема урока

    Поговорим о любви и дружбе

    Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

    5. СГ2 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы


    5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

    Цели урока

    Проделают словарную работу, прослушают аудиотекст, определят его тему, идею, ответят на вопросы; а также сделают анализ прочитанного текста на основе разнотипных вопросов.

    Критерии оценивания

    5 СГ2

    1. Определяют тему.

    2. Определяют основную мысль.

    3. Правильно отвечают на разнотипные вопросы.

    4. Дают полные и грамотные ответы



    5 Ч5

    1.Определяет тему и идею прочитанного текста

    2.Устанавливает тип речи и приводит доказательства

    3. Ставит простые и сложные вопросы по прочитанному.

    4. Выражает свое отношение/дает оценку прочитанному и аргументирует.

    Привитие ценностей




    Дружба между детьми, взрослыми, дружба между народами Казахстана, дружба на планете. Дружба между государствами (мирное сосуществование и помощь друг другу). Любовь к близким. Любовь ко всему живому. Любовь к планете Земля.

    Навыки использования

    ИКТ

    Работа с онлайн-словарями. Просмотр роликов. Работа со смарт-доской (презентация).

    Предварительные знания


    Учащиеся на предыдущих уроках познакомились с понятием ‘жизненные ценности’

    Ход урока

    Запланированные этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке


    Ресурсы

    Начало урока



    Объявление темы и целей урока

    Активизация предыдущих знаний

    -С какими жизненными ценностями вы познакомились на прошлом уроке? Назовите две самые- самые значимые для вас.

    (Возможно, учащиеся назовут любовь и дружбу. Если нет, учитель сам начинает говорить об этих ценностях).

    Для начала мы вспомним такие жанры литературы, как притча и пословица.

    Словарная работа (запись в тетради).

    Высвечивается на смарт-доске или находят в онлайн –словарях дефиниции.

    Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.

    Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл.

    Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт, т.е. вековая мудрость народа, изречение.

    Изречение - кратко изложенная мудрая мысль.

    Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.



    Середина урока















    К/П/Г

    Игра в ассоциации

    Запишите в тетради ассоциации к словам любовь и дружба. Некоторые могут нарисовать символы (в случаях затруднения).

    Обсудите в паре, выберите наиболее приемлемые, объединитесь в группы (4 или 5 групп).

    Одна –две группы составляют кластер к слову любовь, другая – к слову дружба. Третья –к обоим словам.

    Обсуждение всем классом и возможность дополнить кластеры друг друга.

    После обсуждения учитель подводит учащихся к мысли о том, что и любовь, и дружба – это понятия очень широкие. Оба слова имеют широчайшие значения.

    Любовь бывает разной, так же, как и дружба.

    Такие разные лики любви. Любовь к стране, городу, миру, к книге, к родным, близким, между папой и мамой, любовь родителей к детям.

    Дружба – то же самое. Дружба между странами, городами, семьями, детьми из разных точек земного шара, соседями, одноклассниками и т.д.

    Давайте послушаем текст (перед аудированием учащиеся должны предварительно ознакомиться с заданием к тексту)

    https://www.youtube.com/watch?v=RltrlfVr5Xs – первые 4мин15 сек.

    Задания к тексту

    1.О чем этот текст (тема)?

    2.Какова основная мысль (идея) ?

    3.Каков жанр текста (притча)?

    4.Приведите доказательства (1-2).

    5. Какой прием использован в этой притче? (олицетворение)

    6.В чем заключается иносказание (скрытый, завуалированный смысл, суть, мораль) в этой притче? (см комментарий учителя)

    Дать полные, грамотные, но лаконичные ответы

    Ф Взаимооценивание по критериям

    Вывод и комментарий учителя

    Таким образом, выше и сильнее материнской любви ничего нет на земле. Мать готова, не колеблясь, не раздумывая ни секунды, отдать свою жизнь за своих детей.

    (Можно использовать другую притчу о материнском сердце – см. Дидактические материалы).

    - Давайте поговорим теперь о не менее важной жизненной ценности – дружбе. Вы составляли ассоциации к этому слову (приведите один-два наиболее удачных примера).

    А вот таково словарное определение

    Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    Знаете ли вы пословицы о дружбе? Какие?

    Если никто не знает, то можно заранее раздать 1-2м ученикам, которые и прочитают несколько пословиц (можно разных народов).Остальные слушают и по ходу сразу объясняют, как они понимают услышанную пословицу.

    • За дружбу дружбой платят.

    • Друга на деньги не купишь.

    • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

    • Друг в беде - друг вдвойне.

    • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

    Ф Наблюдение и комментарий учителя

    К/П Чтение текста (распечатать и раздать заранее)

    105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри.

    “Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний - один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса, с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.



    Перед тем как выполнять задание, необходимо ознакомить учащихся со стратегией «Друзья по часам» (см после задания).



    Задание

    1. О чем этот текст?

    2. Какова его основная мысль?

    3. Каков тип речи? Приведите доказательства (1-2).

    4. Какие выразительные средства оказали на вас воздействие? Сможете ли вы назвать соответствующие термины? (оценочные слова – покой, благополучие, лжец, глупец, скряга и т.д; глаголы в повелительном наклонении беги прочь; сравнение и метафора подобно записи на воде и т.д.)

    5. Можете ли вы составить вопросы к тексту? 2 простых и 2 сложных?

    6. Полезны и убедительны ли эти советы?

    7. Приведите аргументы (да/нет/почему).



    Стратегия «Друзья по часам»: каждому учащему дается лист, на котором изображены часы с цифрами на циферблате:12:00, 3:00, 6:00, 9:00. Под каждым часом учащийся пишет имя одного из учащихся. Главное, чтобы выбор был обоюдный (можно по договоренности). Можно указать, например, только 3 и 9. Можно три. Зависит от учителя.

    Можно выбрать только два вопроса из всего перечня. Можно выполнять индивидуально на раздаточном листе, не используя эту стратегию. Всё - на усмотрение учителя. М

    Заранее приготовить картинку часов. Положить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с другом, которому назначена встреча на 9 часов, и обсудить первый вопрос. Обязательно поблагодарить друг друга. Затем учитель предлагает обсудить другой вопрос с друзьями, «приглашенными» к 3 часам (у каждого – свой друг). Можно обсудить сразу 2 вопроса. Всё зависит от времени и желания учителя.

    Можно обсуждать в течение 20/25/30 секунд.

    При помощи стратегии «Друзья по часам» учащиеся могут выбирать себе пару. И каждый раз, меняя пару, учащиеся выполняют определенное задание.


    Ф Взаимооценивание по критериям /либо оценивание учителем

    Вывод по уроку

    Аудиотекст о березе -матери

    https://www.youtube.com/watch?v=RltrlfVr5Xs









    http://mp3ostrov.com/?string=%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0



    Пословицы о дружбе

    http://flaminguru.ru/posldru.htm



    http://detochki-doma.ru/poslovitsyi-i-pogovorki-o-druzhbe-i-druzyah/





    Тексты для чтения

    http://vjanetta.narod.ru/text.html



    http://festival.1september.ru/articles/579278/


    Конец урока


    Рефлексия:

    - О чем заставил задуматься урок?

    - Что мне было непонятным?

    - Как я работал?

    - В чем я затруднялся?

    - Что мне удалось лучше всего?

    Дом. задание: найти пословицы о настоящей дружбе (народов СНГ и мира).


    Дифференциация.

    Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

    Оценивание.

    Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

    Здоровье и соблюдение техники безопасности


    Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

    Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

    Используйте данный раздел для записи методов, которые вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Используемые физминутки и активные виды деятельности.

    Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.


    Рефлексия по уроку


    Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

    Все ли учащиеся достигли ЦО?

    Если нет, то почему?

    Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

    Выдержаны ли были временные этапы урока?

    Какие отступления были от плана урока и почему?

    Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


    Общая оценка



    Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

    1:


    2:


    Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

    1:


    2:


    Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







2

Версия:2

Дата: февраль 2016


Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Формативное оценивание(1)»

Формативное оценивание

Раздел 3

Урок 3

Жизненные ценности

(систематизация и обобщение известной информации).

Подраздел

Поговорим о любви и дружбе

Цель обучения

5. СГ2 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы

5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

Уровень мыслительных навыков

Применение, анализ, интерпретация

Критерии оценивания

Дескриптор

Определяют тему.

Определяют основную мысль.

Отвечают на разнотипные вопросы

Соблюдают языковые нормы

Задание 1: Предварительно ознакомившись с вопросами, прослушайте аудиотекст.

https://www.youtube.com/watch?v=RltrlfVr5Xs – первые 4 мин15 сек.

Вопросы по аудиотексту

1. О чем этот текст (тема)?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


2. Какова его основная мысль (идея)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Каков жанр этого текста (басня, притча, стихотворение)? Подчеркни нужное.


4. Приведи доказательства (1-2).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


5. Какой языковой прием (троп) использован в этой притче?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерий оценивания


Дескриптор

Учащийся


понимает тему и идею текста

определяет жанр и приводит доказательства

определяет основной стилистический прием



2. Прочитайте 105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри и выполните задания к тексту.

Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний - один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса, с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.



Задания

  1. Определи тип речи, приведи доказательства (1-2).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Укажи языковые средства, которые оказали воздействие на тебя как на читателя


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Если можешь, назови термины, которыми обозначаются отмеченные тобой слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Составь вопросы по тексту (2 тонких и 2 толстых).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5.Вырази свое отношение /мнение к прочитанному и приведи один-два аргумента, используя следующую схему « Я/мне......, потому что (так как)......»


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Критерий оценивания

1.Находит языковые средства (слова и словосочетания), которые оказывают воздействие.

Выборочное задание

2. Квалифицирует выявленные слова, называя термин(ы).


3.Составляет 2 «тонких» вопроса

4.Составляет 2 «толстых» вопроса


5. Выражает свое мнение/отношение к прочитанному


5. Приводит аргументы (1-2). Да/нет/почему



Просмотр содержимого презентации
«Русский язык_Я1 _5 класс_Раздел 3_ 3 урок_Презентация»

Тема урока

Тема урока

  • КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Цели обучения   5. СГ5 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли 5. П2 излагать основное содержание текста

Цели обучения

5. СГ5 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли

5. П2 излагать основное содержание текста

Цели урока

Цели урока

  • Посмотрят мультфильм, прочитают стихи о дружбе, составят диалог на основе услышанного и увиденного.
  • Затем, после знакомства с текстом притчи, обобщат изученное на уроке и напишут творческую работу.
Критерии оценивания 5 СГ5

Критерии оценивания 5 СГ5

  • 1 Составляют диалог-расспрос по просмотренному аудиовидеоматериалу.
  • 2. Активно поддерживают беседу по теме исходя из коммуникативных ожиданий друг друга.
  • 3. Легко обмениваются ролями «говорящий»/ «слушающий».
  • 4.Соблюдают нормы устной речи с учетом жестов, мимики
Пословицы о настоящей дружбе

Пословицы о настоящей дружбе

  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
  • Назвался другом - помогай в беде.
  • Дружба до порога.
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
  • Друг не испытанный - что орех не расколотый.
Цитаты

Цитаты

  • Глаза дружбы редко ошибаются
  • Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.
  • (Вольтер)
5. П2 излагать основное содержание текста    

5. П2 излагать основное содержание текста

 

  • 1.Создает письменный связный текст, творчески переработав изученный (прочитанный) материал.
  • 2.Соблюдает нормы грамотного письма.
  • 3.Использует выразительные возможности языка.
  • 4. Выражает свое отношение и делает выводж
Задание Составьте письменный текст (объем 40-50 слов), опираясь на изученный (прочитанный) материал и исходя из личного опыта.  Темы на выбор :

Задание

  • Составьте письменный текст (объем 40-50 слов), опираясь на изученный (прочитанный) материал и исходя из личного опыта.

Темы на выбор :

  • 1.Друг познается не только в беде.
  • 2. Глаза дружбы редко ошибаются (Вольтер).
  •   3. Портрет моего друга.
  • 4. Ты – зеркало друга.
Рефлексия «Круг дружбы»

Рефлексия «Круг дружбы»

  • Учащиеся по очереди говорят друг другу по кругу по одному оценочному слову «со знаком +», начиная следующим образом:
  • « Я ценю тебя за …+ оценочное слово (например, за твою доброту, мягкий характер… ).
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Расскажите, какие книги (сказки, фэнтези, детективы и т.д.) вы любите читать. Не забудьте указать автора книги и название.
  • Расспросите родителей, какие книги читали они в детстве. Совпадают ли ваши вкусы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!