СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №14 Общественный транспорт прошлого

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковая цель.

Все учащиеся смогут: узнать, каким был общественный транспорт в прошлом человечества;

Большинство  учащихся смогут: понять содержание текстов о дилижансе, определить их тип речи;

Некоторые  учащиеся смогут: написать текст, объясняя свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №14 Общественный транспорт прошлого (2)»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №14

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела,

подраздела

5.2.Мир вокруг нас: транспорт и инфраструктура.

2.2. Общественный транспорт прошлого.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.Ч4. определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение;

5.Ч6. использовать ознакомительный вид чтения.

5. СРН1. правильно писать гласные и согласные в корне слова.

5.СРН3. использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Языковая цель:

Все учащиеся смогут понять содержание текстов о дилижансе.

Большинство учащихся смогут определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Некоторые учащиеся смогут правильно писать гласные и согласные в корне слова,

использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Ключевые слова и фразы: общественный транспорт, дилижанс, конная тяга, перевозка пассажиров, стоимость проезда

Полезные фразы для диалога\письма:

Вопросы для обсуждения:

  • Как называется многоместная общественная карета на конной тяге?

  • Являлся ли дилижанс комфортным средством передвижения?

  • Почему дилижанс считался общественным транспортом?

  • Почему Достоевский, добравшись до села, нанял казахскую подводу?

  • Когда перестали использовать дилижансы?

  • Можете ли вы привести примеры современного общественного транспорта?

Предыдущее обучение:

знают, какие виды транспорта существуют и когда они появились; понимают содержание текста, выделяют его части и определяют основную мысль.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

учитель ученик

Ресурсы

Вызов

8 минут

«Угадай-ка»

Читает загадки о транспорте, проецирует на доску ответы

1. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...

2. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома.

3. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками


Просит определить, что общего между этими словами. Предлагает составить предложения, разные по цели высказывания.

Ф.О. «Хлопки» 1-уд., 2-хор., 3- отл.

Проговаривает тему урока. Спрашивает, знают ли учащиеся, какие виды общественного транспорта существовали раньше.


Отгадывают загадки, записывают ответ в тетрадь, обозначая орфограмму в словарном слове (автобус, трамвай, троллейбус).












Учащиеся отвечают, что это общественный транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров. Обсудив варианты ответов в группе, записывают предложения.


Записывают тему в тетрадь.

Предполагаемые ответы (коляска, повозка, карета).

Слайд с ответами-картинками и словами









Слайд с видами предложений по цели высказывания.






Открытие нового








15 минут


































6 минут











Предлагает рассмотреть рисунок на стр.38, подобрать из предлагаемого списка подходящую лексику, прокомментировать свой выбор. 3 мин

Ф.О. словесное.


«Сыщики»

Организует работу по группам (рядам) с одним из трех текстов и схемой «Типы речи».

- Какие вопросы подходят к вашему тексту?

Вопросы к текстам:

  1. Как называется многоместная общественная карета на конной тяге?

  2. Являлся ли дилижанс комфортным средством передвижения?

  3. Почему дилижанс считался общественным транспортом?

  4. Почему Достоевский, добравшись до села, нанял казахскую подводу?

  5. Когда перестали использовать дилижансы?

  6. Почему дилижанс был популярным видом транспорта?

  7. Использовался ли дилижанс для перевозки почты?

  8. По какому маршруту ездили первые российские дилижансы?

  9. Какую скорость мог развивать дилижанс?

- Выделить в тексте ключевые слова.

- Определить, какая часть речи используется чаще и почему.

- Определить тип речи.

- Озаглавить текст.


«Доскажи словечко».

Нацеливает учащихся на внимательное прослушивание и необходимость дополнить информацию своего ряда.


Ф.О. «Пять П»

Правильно

Полно

Пояснение

Примеры

Пять

Работают в группе. Подбирают лексику (дилижанс, конная тяга, общественный транспорт, плата за проезд, пассажир). Комментируют отбор слов.



Работают с текстом, схемой, отвечают на вопросы

1 ряд – 1 текст

2 ряд – 2 текст

3 ряд – 3 текст






























Внимательно слушают отвечающего со своего ряда и дополняют.





Учащиеся проговаривают каждый из критериев. Выставляют балл (за отсутствие одного из критериев балл снимается).

Учебник НИШ, 5 класс







Лист заданий для групп








































Слайд с критериями оценки «Пять П".



Рефлексия

5 минут












Домашнее задание

6 минут

«Рефлексивный кубик».

Предлагает учащимся подвести итоги урока с помощью кубика.










Дает рекомендации по выполнению дом. работы.


Бросают кубик, продолжают предложение

- Я узнал…

- Я понял…

- Теперь я могу…

- Было сложно…

- Где мне это пригодится…

- Я знаю, как объяснить…

- Что мне помогло справиться с трудностями…

- Я бы хотел узнать (спросить)…


С. Составляют предложения со словами пассажир, дилижанс, плата за проезд, общественный транспорт.

В. Письмо по аналогии. (По образцу первого текста о дилижансе написать свой текст об автомобиле.

А. Написать текст «Мое путешествии в дилижансе», выбрав один из типов речи.

Рефлексивный кубик

Дополнительная информация

Дифференциация предполагается только при выполнении домашнего задания.

Ф.О. «Хлопки» 1-уд., 2-хор., 3- отл.

Ф.О. «Пять П» Выставляют балл (за отсутствие одного из критериев балл снимается).

Правильно

Полно

Пояснение

Примеры

Пять

Межпредметные связи.

Связь с ИКТ, историей.




Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



2


Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №14 Общественный транспорт прошлого»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №14

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема урока:

5.2. Мир вокруг нас: транспорт и инфраструктура

2.2 Общественный транспорт прошлого

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (согласно учебной программе):

5.СГ 5: участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли

5.Ч 4: Определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение, различать книжный и разговорный стили по основным признакам (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка и др.);

5.Ч 6: Использовать ознакомительный вид чтения

Дифференцированные цели урока (ожидаемый результат):

Все учащиеся смогут: узнать, каким был общественный транспорт в прошлом человечества;

Большинство учащихся смогут: понять содержание текстов о дилижансе, определить их тип речи;

Некоторые учащиеся смогут: написать текст, объясняя свою точку зрения.

Ключевые слова и фразы:

Общественный транспорт, дилижанс, конная тяга, перевозка пассажиров, стоимость проезда

Предыдущее обучение:

Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущем уроке. Учащиеся имеют представление о транспорте

ПЛАН УРОКА

Планируемые этапы

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

  1. Вызов

  1. Организация класса. Психологический настрой (1 мин)

  2. Проверка ДЗ (напишите письмо в прошлое, н-р, 100 лет назад. О каких современных транспортных средствах ты расскажешь?) по желанию (2-3 уч-ка) (3-4 мин.)

  3. Целеполагание: Метод Мозговой штурм»

Стратегия «Корзина идей» (2-3 мин.)

Учитель предлагает определить тему урока (по необходимости задает наводящие вопросы).

Учитель просит подумать, чему они могут научиться на уроке, какие цели поставить перед собой.

(Исходя из дом. задания учащиеся определяют тему урока, прогнозируют и проговаривают цели урока)

  1. Осмысление

  1. Полезные фразы (Руководимое чтение): Метод «Самостоятельная работа с книгой»

Стратегия «Эрудит» (3-4 мин.)

Задание 1 (ИР)

  • учитель определяет цель чтения: рассмотрите иллюстрацию, подберите к ней подходящие фразы из предложенных в учебнике

  • учитель дает возможность детям обсудить новую лексику, выяснить понимание ЛЗ незнакомых фраз

  • учитель спрашивает: Чем общественный транспорт отличается от другого транспорта?

  • учитель предлагает уч-ся составить и записать 2-3 предложения с данными словосочетаниями

адание направлено на введение уч-ся в тему урока, пополнение словарного запаса, избежание трудностей понимания текста)

Дескрипторы:

  • уч-ся подбирают слова и словосочетания к рисунку

  • уч-ся правильно понимают (объясняют, находят) ЛЗ предложенных слов, словосочетаний

  • уч-ся составляют и записывают предложения с данными словосочетаниями

ФО: стратегия «Светофор»


Читаем

  1. Метод «Ознакомительное чтение» (8-10 мин.)

Задание 2 (ПР) на с. 38

  • уч-ся знакомятся с инструкцией выполнения задания

  • учитель дает 3-4 мин. на чтение текстов

  • уч-ся выполняют действия инструкции

  • уч-ся определяют, на сколько ответов они ответили правильно, в каких допустили ошибки, какие виды вопросов вызвали у них затруднения

Чтобы дифференцировать работу учащихся, учитель объединил учащихся в пары смешанного состава и предложит более сильным учащимся первыми читать текст и отвечать на вопросы

(Задание способствует формированию навыков ознакомительного чтения и понимания текста, развитию памяти и расширению кругозора уч-ся)

ФО: стратегия «Сигналы рукой»


  1. Динамическая пауза (физминутка) (2 мин.)


Читаем и говорим

  1. Метод «Исследование». Стратегия «Лингвист» (5-7 мин)

Задание 3 (Г) на с. 38 (каждая группа работает с одним из 3-х текстов)

Дескрипторы:

  • уч-ся определяют, какие слова и вопросы подходят к тесту

  • определяют, какие части речи встречаются в тексте чаще (выделяют в текстах ключевые слова и части речи)

  • обращаются к схеме «Типы речи», помещенной в рубрике «Лингвистическая копилка», и, анализируя те признаки, которые они нашли в тексте, определяют его тип

По истечению отведенного на работу времени каждая группа делится с классом результатом своей работы


ФО: ВО групп - стратегия «Две звезды и одно пожелание»

(Данное задание будет формировать у уч-ся навыки выражать и обосновывать собственное мнение, анализировать и синтезировать информацию прочитанных текстов для подтверждения собственных идей, обобщать информацию о признаках текста в виде таблицы о типах речи)

Слайдовая презентация















Сигнальные карточки «Светофор» для ФО




Листы с текстом для каждого










Листы с текстом (в каждой группе)


Слайды презентации (схема «Типы речи», «Лингвистическая копилка»)


Раздаточный материал для ФО «Две звезды и одно пожелание»


  1. Рефлексия

  1. Метод « Словесный организатор мышления»

Стратегия «Кубик Блума» (3-4 мин)

Учитель просит подвести итог урока для определения уровня учебных достижений учащихся, спикер каждой группы делится с классом выводами, к которым пришла группа в соответствии с гранью кубика.

  • «Объяснить» - объяснить классу, как определить тип текста и привести в качестве примера свою работу

  • «Обобщить» - обобщить материал о типах речи, использую текст и схему

  • «Предсказать» - сообщить о том, как можно в дальнейшем использовать знания о типах речи и навыки определения типа речи

  • «Оценить» - ответить на вопрос: «Будет ли полезен данный навык в жизни?» Пояснить свою точку зрения.


  1. Рефлексия. Стратегия «Закончи предложение» (2-3 мин)

Учитель просит уч-ся подумать о том, чем они занимались на уроке, что им удалось достичь (вспомнить цели урока) и заполнить листы рефлексии


  1. Информация о домашнем задании (1-2 мин.)

Упр. 122А (с.60): интересные факты в истории транспорта

(Данное задание подготовит учащихся к теме следующего урока «Движущая сила изобретений»)

Кубик с надписями «Предсказать», «Обобщить», «Объяснить», «Оценить»



Листы для рефлексии

Дополнительная информация

Дифференциация предполагается только при выполнении домашнего задания.

ФО: стратегия «Светофор»

ФО: стратегия «Сигналы рукой»

ФО: ВО групп - стратегия «Две звезды и одно пожелание»

Стратегия «Кубик Блума»

Рефлексия. Стратегия «Закончи предложение»

Межпредметные связи. Связь с ИКТ, историей.




Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2


2


Просмотр содержимого документа
«Грани кубика»

«Объяснить» - объяснить классу, как определить тип текста и привести в качестве примера свою работу

«Обобщить» - обобщить материал о типах речи, использую текст и схему

«Предсказать» - сообщить о том, как можно в дальнейшем использовать знания о типах речи и навыки определения типа речи

«Оценить» - ответить на вопрос: «Будет ли полезен данный навык в жизни?» Пояснить свою точку зрения.



Просмотр содержимого презентации
«5 класс Урок №14 Общественный транспорт прошлого»

Проверка домашнего задания  Словарный диктант Трансп О рт, а В тобус, тра М вай, тр ОЛЛ ейбус, в Е л О с И пед, эск А латор, м Е троп О л И тен, аэр О порт, па СС ажир, верт О лет, сам О лет, к О рабль, пар О ход, а В т О м О биль, м О т О ц И кл. ФО:

Проверка домашнего задания Словарный диктант

Трансп О рт, а В тобус, тра М вай, тр ОЛЛ ейбус, в Е л О с И пед, эск А латор, м Е троп О л И тен, аэр О порт, па СС ажир, верт О лет, сам О лет, к О рабль, пар О ход, а В т О м О биль, м О т О ц И кл.

ФО:

Проверка домашнего задания  «Письмо в прошлое»  Письменная подсказка: Здравствуй, … ! Пишу тебе из … . Я знаю, как ты живешь. Но ты не знаешь, как живу я. У нас сейчас все совершенно по-другому. Транспорт совсем другой. Он сейчас ездит … . Появились новые виды транспорта, которых не было у вас: … ФО:

Проверка домашнего задания «Письмо в прошлое»

Письменная подсказка:

Здравствуй, … ! Пишу тебе из … . Я знаю, как ты живешь. Но ты не знаешь, как живу я. У нас сейчас все совершенно по-другому. Транспорт совсем другой. Он сейчас ездит … . Появились новые виды транспорта, которых не было у вас: …

ФО:

Девятое октября.  Классная работа.  Общественный транспорт прошлого. Рассмотрите рисунок. Исходя из рисунка и темы домашнего письма, подумай, какова будет тема сегодняшнего урока? Почтовые перевозки, добраться до Казахстана, стоимость проезда, железнодорожное сообщение, комфортное средство передвижения, вместительность дилижанса, конная тяга, общественный транспорт. Корзина идей Подберите к иллюстрации подходящие словосочетания, составьте и запишите с ними 2-3 предложения

Девятое октября. Классная работа. Общественный транспорт прошлого.

Рассмотрите рисунок.

Исходя из рисунка и темы домашнего письма, подумай, какова будет тема сегодняшнего урока?

Почтовые перевозки, добраться до Казахстана, стоимость проезда, железнодорожное сообщение, комфортное средство передвижения, вместительность дилижанса, конная тяга, общественный транспорт.

Корзина идей

Подберите к иллюстрации подходящие словосочетания, составьте и запишите с ними 2-3 предложения

Ознакомительное чтение Перекрестный опрос Прочитайте тексты, стр. 38-39 Составьте и запишите 3 вопроса, начинающихся со слов: Когда? Почему? Как вы думаете? Задайте их однокласснику и предложите ответить на них. Оцените его ответы ФО:

Ознакомительное чтение Перекрестный опрос

  • Прочитайте тексты, стр. 38-39
  • Составьте и запишите 3 вопроса, начинающихся со слов:
  • Когда?
  • Почему?
  • Как вы думаете?
  • Задайте их однокласснику и предложите ответить на них.
  • Оцените его ответы

ФО:

Исследование лингвистов Обсудите в группах, какие из предложенных слов, вопросов и частей речи можно отнести к каждому тексту. Определите тип каждого текста. «Пять П» П равильно П олно П ояснение П римеры П ять Проверь себя! 1 - описание 2 - рассуждение 3 - повествование Письменная подсказка! Лингвистическая копилка (стр.39) ФО:

Исследование лингвистов

Обсудите в группах, какие из предложенных слов, вопросов и частей речи можно отнести к каждому тексту. Определите тип каждого текста.

«Пять П»

П равильно

П олно

П ояснение

П римеры

П ять

Проверь себя!

1 - описание

2 - рассуждение

3 - повествование

Письменная подсказка!

Лингвистическая копилка (стр.39)

ФО:

Рефлексия «Замочки»  МОСТИК ПАМЯТИ

Рефлексия «Замочки»

МОСТИК ПАМЯТИ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Найти и записать интересные факты в истории транспорта (5-6 предложений)
  • Списать предложения, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
  • Перв… в мир… метро построили в Лондон… в 1863 году.
  • Перв… в мир… автомобиль сделали во Франци… в 1769 году.
  • Перв… в мир… троллейбус сделали в Германи… в 1882 году.
  • Перв… в Казахстан… трамвай запустили в ноябре 1937 года в город… Алматы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!