Осмысление | Слово учителя. Чтение с остановками. - Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя. На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова. Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя - и на него откликался один из воинов, они называли предмет - и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы. - Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое. Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе, Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько. Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, по не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей. Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику. Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку. Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое. Поэтическое слово - волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум - на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение. Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством. Приём «Лото с продолжением…» Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение). Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом? (соотнести рисунки и слова) Какой рисунок остался без ответа? Какой материал использует писатель, создавая произведение? Докажите, что литература – это искусство слова. Словесность - это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.) Работа с учебником. Обсуждение материала. Уровень С. Задание 1: заполните схему и устно дайте определение видам искусства слова. Уровень В. Задание 2: нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки. Уровень А. Задание 3: составьте диаграмму Венна, расскажите о сходствах и различиях между фольклором и литературой. |
Говорят, где они уже встречались с волшебством.
Ученики с большим интересом читают и знакомятся с историей. После чего анализируют и делают выводы этой истории.
Работают со словарным словом и записывают его в тетрадях
Групповая работа. Рассматривают предложенный материал – карточки лото, определяют информацию на карточке со знаком ?
Читают теоретический материал учебника, обсуждают и заполняют рабочую карту урока. ФО: «В яблочко» При взаимооценивании на импровизированной мишени группы ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше выступающим удалось справиться с заданием. | Приложение – «Лото» Учебник, стр. 3-5 Рабочая карта с заданиями. Рисунок мишени |
Домашнее задание. | 1. Перед вами три пословицы и несколько заданий, одно из которых вы письменно выполните дома Книга мала, а ума придала. Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно. Дом без книги – день без солнца. Задание 1: составить небольшой рассказ по одной из пословиц. Задание 2: Объяснить смысл пословицы (3-4 предложения) Задание 3: подобрать пословицы-двойняшки (4-5 пословиц) к одной из данных пословиц или 2. Письменно ответить на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания «Человек, который не читает, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать» | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Раздаточный материал - домашнее задание |