СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №1 Введение. Понятие о словесности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковая цель.

Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»

Большинство  учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.

Некоторые  учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм

Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение РМ»

Введение

Дорогой друг! В этом учебном году ты будешь знакомиться с русской словесностью. Весь курс V класса посвящен теме "Фольклор и литература". Ты узнаешь, что такое фольклор, какие он имеет особенности, жанры. Какое влияние оказал и оказывает на письменную литературу. Желаю тебе удачи и успехов. Пусть процесс познания будет для тебя интересен!


  1. Понятие о словесности.

    1. Заполни схему.

Словесность


 


   


    1. Нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.





























  1. Фольклор – искусство слова.

    1. Дай пояснение следующим терминам:

Фольклор -

    1. Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу.

Фольклор – особый вид искусства, т.к.


    1. Заполни таблицу

Фольклор и литература

общее



различие

а)




а)











б)




б)











в)




в)















г)









    1. Составьте диаграмму Венна



























    1. Подготовь устное сообщение на тему "Сходство и различия между фольклором и литературой", используя данную таблицу (или схему) как план.



Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение»

Класс 5

Урок №1

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Вводный урок.

Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

Цели обучения:

5. ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, их отличие друг от друга

5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос

5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»

Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.

Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм

Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  • Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом

  1. Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа:

Всем лучшим во мне я обязан книгам...” (М.Горький)

  • Какие мысли вызывают у вас эти слова?

  • Какие книги читали накануне вечером в семье?

  • Кто читал с вами?

  • Что особенно поразило вас в прочитанном?

  • Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?

Приветствуют учителя.



Знакомятся с эпиграфом урока, участвуют в водной беседе




Слайд - эпиграф

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Введение в тему урока

Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение:

  • Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.

    А. Книги читать

    1) а красна умом.

    Б. Не красна книга письмом,

    2) тот много знает.

    В. Кто много читает,

    3) друг человека.

    Г. Книга в счастье украшает,

    4) - скуки не знать.

    Д. Книга -

    5) а в несчастье утешает.

  • Если книга - друг человека, то в чём проявляется эта дружба? Какие есть гипотезы? (книга учит жизни, даёт нам советы нам)


Учащиеся выполняют задание.

Ответ:

А – 4

Б – 1

В – 2

Г – 5

Д – 3


Ученики отвечают на вопросы, делают вывод


Слайд - пословицы на соотнесение

  1. Осмысление

  1. Слово учителя. Чтение с остановками.

- Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.

На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова. Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя - и на него откликался один из воинов, они называли предмет - и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы.

- Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в  поэтическое.

Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее  стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать

Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, по не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей.

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.

  • Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.

  • Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?

Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое.

Поэтическое слово - волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум - на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение. Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством.

  1. Приём «Лото с продолжением…»

Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение).

  • Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом? (соотнести рисунки и слова)

  • Какой рисунок остался без ответа?

  • Какой материал использует писатель, создавая произведение?

  • Докажите, что литература – это искусство слова.

Словесность - это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.)

  1. Работа с учебником. Обсуждение материала.

Уровень С.

Задание 1: заполните схему и устно дайте определение видам искусства слова.

Уровень В.

Задание 2: нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.

Уровень А.

Задание 3: составьте диаграмму Венна, расскажите о сходствах и различиях между фольклором и литературой.



Говорят, где они уже встречались с волшебством.



















Ученики с большим интересом читают и знакомятся с историей. После чего анализируют и делают выводы этой истории.





































































Работают со словарным словом и записывают его в тетрадях





Групповая работа.

Рассматривают предложенный материал – карточки лото, определяют информацию на карточке со знаком ?







Читают теоретический материал учебника, обсуждают и заполняют рабочую карту урока.

ФО: «В яблочко»

При взаимооценивании на импровизированной мишени группы ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше выступающим удалось справиться с заданием.





























































Приложение – «Лото»







Учебник, стр. 3-5

Рабочая карта с заданиями.

Рисунок мишени

  1. Рефлексия

  1. Цветовая рефлексия

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

* Оцените свою работу в группе, используя лист самооценки (см. Приложение)

Высказывают свое мнение.


Цветные стикеры.


Карта самооценки.

Домашнее задание.

1. Перед вами три пословицы и несколько заданий, одно из которых вы письменно выполните дома

Книга мала, а ума придала. 

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

Дом без книги – день без солнца.

Задание 1: составить небольшой рассказ по одной из пословиц.

Задание 2: Объяснить смысл пословицы (3-4 предложения)

Задание 3: подобрать пословицы-двойняшки (4-5 пословиц) к одной из данных пословиц

или

2. Письменно ответить на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания «Человек, который не читает, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать»

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Раздаточный материал - домашнее задание

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся А являются лидерами при работе в группе, помогают учащимся С преобразовать теоретический материал учебника в виде схем, диаграмм, рисунков; при выполнении домашнего задания предполагается задание повышенной трудности: составить развернутый ответ по дискуссионному вопросу, аргументируя свою позицию.

Для создания ситуации успеха предлагаются задания по выбору (от простого к сложному)

Словесное поощрение

ФО: «В яблочко»

Цветовая рефлексия



Ценность чтения в процессе обучения

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2




2


Просмотр содержимого документа
«Приложение - лото»

ПРИЛОЖЕНИЕ к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ и САМООЦЕНКЕ

Прием «ЛОТО с ПРОДОЛЖЕНИЕМ»


Материал для создания произведений


краски


звуки


камень, дерево, гранит


пластилин, глина, мрамор



материал для создания произведений живописи

материал для создания музыки

материал для создания архитектурных сооружений

материал для создания скульптуры

материал для создания литературы




Лист самооценки ученика _________________

Критерии

самооценка

оценка работы всей группы

итог

Готовность к уроку




Активность на уроке



Личный вклад в работу группы





Инструкция

1. Подпишите лист самооценки.

2. Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик

3. Оцените работу группы на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 во второй столбик

4. Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.

5. По завершении оценивания лист сдайте учителю



1


Просмотр содержимого презентации
«Понятие о словесности»

5 класс урок №1 Понятие о словесности.  Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

5 класс урок №1

Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

Всем лучшим во мне  я обязан книгам...  М.Горький

Всем лучшим во мне я обязан книгам... М.Горький

  • Какие мысли вызывают у вас эти слова?
  • Какие книги читали накануне вечером в семье?
  • Кто читал с вами?
  • Что особенно поразило вас в прочитанном?
  • Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?
Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы. А. Книги читать 1) а красна умом. Б. Не красна книга письмом, 2) тот много знает. В. Кто много читает, 3) друг человека. Г. Книга в счастье украшает, 4) - скуки не знать. Д. Книга - 5) а в несчастье утешает. А – 4  Б – 1  В – 2  Г – 5  Д – 3

Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.

А. Книги читать

1) а красна умом.

Б. Не красна книга письмом,

2) тот много знает.

В. Кто много читает,

3) друг человека.

Г. Книга в счастье украшает,

4) - скуки не знать.

Д. Книга -

5) а в несчастье утешает.

А – 4

Б – 1

В – 2

Г – 5

Д – 3

Цветовая рефлексия   Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!». * Оцените свою работу в группе, используя лист самооценки

Цветовая рефлексия

  • Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
  • Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
  • Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

* Оцените свою работу в группе, используя лист самооценки

Домашнее задание 1. Перед вами три пословицы и несколько заданий, одно из которых вы письменно выполните дома Книга мала, а ума придала. Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно. Дом без книги – день без солнца. Задание 1: составить небольшой рассказ по одной из пословиц. Задание 2: Объяснить смысл пословицы (3-4 предложения) Задание 3: подобрать пословицы-двойняшки (4-5 пословиц) к одной из данных пословиц или 2. Письменно ответить на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания «Человек, который не читает, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать»

Домашнее задание

1. Перед вами три пословицы и несколько заданий, одно из которых вы письменно выполните дома

  • Книга мала, а ума придала.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Дом без книги – день без солнца.

Задание 1: составить небольшой рассказ по одной из пословиц.

Задание 2: Объяснить смысл пословицы (3-4 предложения)

Задание 3: подобрать пословицы-двойняшки (4-5 пословиц) к одной из данных пословиц

или

2. Письменно ответить на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания «Человек, который не читает, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!