Класс 5 | Урок №1 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: |
Тема раздела | 1. Культура: язык и общение. |
Тема урока | 1.1 Слово, язык, коммуникация |
Цели обучения: | 5.СГ1: понимать основное содержание текста, определяя главную информацию; 5.СГ3: пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально-окрашенные слова; 5.СРН3: использовать именные части речи (прилагательные), согласуя слова в роде, числе и падеже |
Языковая цель: | Все учащиеся смогут: узнать, что такое язык и коммуникация; понять основное содержание текстов и пересказать их содержание. Большинство учащихся смогут: понять содержание текстов, определить главную информацию, пересказать, используя эмоционально-окрашенные слова; согласовывать именные части речи в роде, числе, падеже. Некоторые учащиеся смогут: определить связь между языком, словом и коммуникацией; определить свое отношение к родному языку, приведя примеры; разыграть диалог по ролям с использованием литературной лексики. Ключевые слова и фразы: коммуникация, язык, слово, диалог, жесты. Письменные подсказки: согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. |
Ресурсы | толковые словари, стихотворение Д. Коротаева «Дорожите родным, милым словом», карточки для взаимооценивания и рефлексии. |
Ценности: | Роль языка в жизни общества |
Предыдущее обучение: | учащиеся понимают содержание текста, определяют его тему и основную мысль, пересказывают с использованием эмоционально-окрашенных слов; употребляют в речи именные части речи, согласовывая их в роде, числе и падеже. |
ПЛАН |
Планируемое время и этапы | Запланированная деятельность учителя | Запланированная деятельность учащихся | Ресурсы |
ПОБУЖДЕНИЕ 5 минут | Деление по группам на начало урока по буквам слова «ЯЗЫК» (4 группы) | Карточки с буквами |
Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности «Древо познания». Говорим. Упражнение №1. Учитель может организовать выполнение данного задания в группах или парах, чтобы оно носило соревновательный характер – кто найдет больше слов в квадрате за 1 минуту или кто быстрее найдет все слова. При выполнении грамматического задания – составить словосочетания (существительное + прилагательное) учитель предлагает использовать таблицу учебника, которую может сам пояснить или назначить в каждой группе экспертов, которые смогут разъяснить другим ученикам ее основные положения. | Приветствуют учителя. Групповая работа. Учащиеся среди букв в квадрате находят слова, которые относятся к теме «Язык» (слова могут быть расположены по горизонтали, вертикали и диагонали), записывают их на стикерах и приклеивают на «древо». Слова в квадрате: коммуникация, язык, речь, слово, беседа, диалог, разговор, общение, жесты, сообщение. ФО: «Сигналы рукой» Выполняют задания по грамматике – составить словосочетания (существительное + прилагательное), предварительно изучив таблицу учебника (при затруднениях учащиеся-эксперты смогут разъяснить другим ученикам ее основные положения) ФО: словесное поощрение | Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1 «Древо познания», стикеры |
РЕАЛИЗАЦИЯ 30 минут: | Говорим. Работа с рисунками. Определение ЛЗ слова. Упражнение №2. Организует выполнение упражнения в группах. Данное задание направлено на прогнозирование и понимание учащимися значения слов и словосочетаний, а также на закрепление грамматических навыков по согласованию существительных в роде, числе и падеже Учитель организует обсуждение и взаимооценивание выполнения данного задания, при этом ученики сравнят результаты своей групповой работы с работой одноклассников. Предлагает учащимся с более развитыми навыками ответить на вопрос: «Как слово, язык и коммуникация связаны между собой?» | Групповая работа. Учащиеся соотносят картинку со словосочетанием. Рисунок 1 – средства коммуникации, рисунок 2 – развитие коммуникаций, рисунок 3 – наладить коммуникацию, рисунок 4 – дорожная коммуникация. Дают определение слова коммуникация. (Коммуникация – это сообщение или общение). Сверяют с толковыми словарями, чтобы проверить правильность своих прогнозов о значении слова коммуникация. ФО групп: взаимопроверка. Прием «Карусель». задание | работа группы | ВО | Рис. 1 | | | Рис. 2 | | | Рис. 3 | | | Рис. 4 | | | Коммуникация – это | | | Учащиеся передают выполненную работу в другую группу, которая осуществляет проверку и ставит свои пометки: ! – согласны с группой ? – вызывает сомнение. Дифференциация. А – отвечают на вопрос «Как слово, язык и коммуникация связаны между собой?». | Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1 Толковые словари Рабочая карточка задания |
Слушаем. Работа с текстом стихотворения. Беседа по вопросам. Данное задание направлено на формирования навыков понимания прослушанного и выделения главной информации текста. Учитель читает стихотворение Д. Коротаева «Дорожите родным, милым словом». Дорожите родным, милым словом: Многоликим – большим языком! Нашей жизни он - первооснова Всем народам Планеты – знаком! Берегите его от цветистых Иностранных и чуждых нам слов, Чтоб поток – от наречий ручьистых Не затмил родника – родников! В нём черпайте живящую силу: Русских говоров, песен, стихов… Всё, что дорого Сердцу, Чтоб слилось В языке, – как основе основ! Предтекстовый этап: перед прослушиванием текста учитель знакомит учащихся с перечнем вопросов в учебнике, на которые им предстоит ответить. Послетекстовый этап: вопросы к тексту расположены в учебнике по уровню сложности: от простого к сложному, поэтому учитель может предложить учащимся разделить вопросы между участниками группы (дифференциация), т.е. ученики с более развитыми навыками могут ответить на последние вопросы из списка. После второго прослушивания текста предлагает учащимся записать предложения в тетрадь в том порядке, в котором они расположены в стихотворении, при этом они смогут выполнить задание по грамматике на согласование прилагательных с существительными. Организует обсуждение и оценивание выполнения данного задания. | Знакомятся с перечнем вопросов к стихотворению в учебнике. Прослушивают стихотворение. Дифференциация. Отвечают на вопросы дифференцированно: С – вопросы №1,2; В – вопросы №3,4; А – вопрос №5 Оценивание «Свободный микрофон»: учащиеся высказывают и мотивируют свою позицию. Прослушивают стихотворение повторно и записывают предложения в тетрадь в определенном порядке (4, 1, 3, 2), выполняя грамматическое задание. Работа в парах. Взаимопроверка и взаимооценивание «Пятерочка» (каждый критерии при его наличии оценивается 1 баллом - в сумме должно получиться 5 баллов). Критерии оценивания | Баллы | предложения записаны в правильной последовательности | | 1 предложение - орфографических и грамматических ошибок нет | | 2 предложение - орфографических и грамматических ошибок нет | | 3 предложение - орфографических и грамматических ошибок нет | | 4 предложение - орфографических и грамматических ошибок нет | | | Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1 Рабочая карточка ВО |
Читаем и говорим. Чтение и составление диалога. Данное задание направлено на закрепление полученных знаний о языке и коммуникации, активизации словарного запаса, прогнозирование содержания текста, а также пересказ прочитанного. Учитель предлагает учащимся прочитать диалог по ролям в парах, вставив пропущенные слова по смыслу; закончить текст; связать данный диалог с идеей прослушанного стихотворения о том, что нужно сохранять родной язык, говорить на нем правильно, не засорять речь иностранными словами и сленгом; разыграть встречу двух друзей в парах, при этом отредактировать речь героев диалога так, чтобы их реплики содержали литературную лексику. Организует оценивание по критериям, просит учащихся написать на стикерах комментарии или пожелания для каждой выступившей команды. | Работа в парах. Учащиеся читают текст по ролям, вставив в реплики пропущенные слова: друг, обсудить; определяют основную мысль диалога и его связь со стихотворением Д. Коротаева, заканчивают текст. Прием «Авторский стул» Учащиеся разыгрывают встречу двух друзей в парах, отредактировав речь героев диалога. Взаимооценивание. Учащиеся класса оценивают просмотренные диалоги при помощи предложенных критериев (можно использовать цветовую гамму для оценки: 4 балла – красный; 3 балла – оранжевый; 2 балла - желтый; 1 балл – зеленый) и комментируют увиденное в письменной и устной форме. Критерии оценивания диалога. содержание пересказанного материала наличие в диалоге идеи поучительного характера грамотность речи эмоциональность подачи. | Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1 Цветные стикеры для оценивания и комментариев |
РЕФЛЕКСИЯ 5 минут | Рефлексия «Незаконченное предложение» Учитель предлагает ученикам на рабочих листах дописать продолжение следующих предложений: Я научился… Я могу научить других… Я не понял / не смог… В дальнейшем я собираюсь… | Учащиеся проводят рефлексию собственной деятельности, дописывая продолжение данных предложений | Карточки рефлексии |
Последующие задания и чтение | Объясняет особенности выполнения домашнего задания: работа с текстом «Дети-маугли» Всем – выполнить словарно-орфографическую работу С - подготовить пересказ текста; В – определить его тему и основную мысль; А – подготовить высказывание по вопросам: Каких детей называют «детьми-маугли»? Почему их так назвали? Почему дети-маугли не могут говорить? Почему ребенок, выросший среди животных, не может полноценно овладеть речью? Приведите примеры из истории. Дети – маугли. Человек овладевает речью в течение первых десяти лет (особенно в первые три года) своей жизни. Известны случаи, когла маленькие дети терялись, пропадали без вести, потом их находили уже взрослыми среди животных. Их называют «дети-маугли». Дети-маугли проводили свои ранние годы среди зверей, а не среди людей, поэтому они не могли научиться говорить и стать полноценными людьми. | Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки, задают уточняющие вопросы | Карточка с текстом |
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями |
Учащиеся с более развитыми навыками (А) смогут ответить на вопрос «Как слово, язык и коммуникация связаны между собой?» при выполнении упражнения №2 на стр. 6.; разыграть встречу двух друзей в парах, отредактировав речь героев диалога; выступить в качестве экспертов при разъяснении грамматической таблицы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже» При работе со стихотворением учитель может дифференцировать вопросы, предоставив учащимся, которые испытывают затруднения (В,С), ответить на «тонкие» вопросы более простого уровня, а учащимся А – «толстые», требующие интерпретации. Домашнее задание дифференцированно: учащиеся уровня А – самостоятельный поиск информации, составление собственного высказывания по предложенным вопросам | ФО: «Сигналы рукой» ФО: словесное поощрение ФО групп: знаковая взаимопроверка (с использование символов ! -?). КО в парах: «Пятерочка» (взаимооценивание по критериям) Рефлексия «Незаконченное предложение» (самооценивание) КО творческого задания (взаимооценивание по критериям) | Литература. Ценность родного языка и его сохранность |
Рефлексия: |
Были ли цели обучения достижимыми? | |
Чему сегодня научились учащиеся? | |
Какой была атмосфера обучения? | |
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? | |
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |
Итоговое оценивание |
Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)? |
|
Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)? |
|
Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? |
|