СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Краткосрочное планирование по русскому языку "Мир фантазии. Страна мифов." (обновленное содержание)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по программе обновленного содержания (учебник Сабитовой З.К.) и представляет зачетную работу по курсовой переподготовке.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

Ч2: определять основную мысль текста на основе содержания  и композиции;

Ч4: определять типы текстов: описание, повествование;

СГ6: оценивать звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно\не правильно»,  аргументируя свою позицию;

СРН2: использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, эмоционально окрашенные слова

Просмотр содержимого документа
«5 класс Краткосрочное планирование по русскому языку "Мир фантазии. Страна мифов." (обновленное содержание)»

Краткосрочный план урока

Урок №4

Школа

Дата

Алямкина В.А.

Класс 5

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Мир фантазии.

Страна мифов.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

Ч2: определять основную мысль текста на основе содержания и композиции;

Ч4: определять типы текстов: описание, повествование;

СГ6: оценивать звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно\не правильно», аргументируя свою позицию;

СРН2: использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, эмоционально окрашенные слова

Языковая цель:

Все учащиеся: определяют основную мысль текста; знают крылатые выражения, взятые из мифов; различают повествование и описание; восстанавливают текст по ключевым словам; оценивают звучащую речь с позиции «нравится/не нравится»;

Большинство учащихся: определяют особенности мифа как жанра; умеют интерпретировать сюжеты мифов; знают и используют крылатые выражения из мифов в собственной речи; знают особенности составления текстов описания и повествования; оценивают звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно\не правильно»;

Некоторые учащиеся смогут: формулируют различия между мифом и легендой; умеют определять композиционные части текста повествования; определяют значение мифологических выражений, соотносят их с содержанием мифов и интерпретацией в современной действительности; создают текст-повествование в форме эссе

Ключевые слова и фразы:


Предметная лексика: миф, легенда, мифологический герой, мифологические выражения, Геракл, Сизиф, Нарцисс, танталовы муки, сизифов труд, троянский конь

Терминология: типы речи, повествование, описание, композиция текста-повествования, глаголы, прилагательные, существительные в тексте, эссе-повествование, крылатые выражения.

Полезные фразы для диалога\письма:

  • Слово, выражение обозначает…

  • Это текст является повествованием, описанием, потому что…

Письменные подсказки: таблица «Типы речи», карточка – помощник «Композиционные части повествования»

Предыдущее обучение:

Слушание и говорение:

  1. понимание содержания информации текстов различных направлений и стилей, умение находить различия между текстами разных типов и стилей речи;

  2. участие в различных ситуациях общения, умение высказывать мнение, используя эмоционально окрашенные слова, невербальные средства общения;

Чтение:

  1. выявление структурных частей темы;

  2. извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе словарей различных типов;

Письмо:

  1. изложение содержания прослушанного, прочитанного материала с использованием слов источника и синонимов из собственного запаса;

  2. создание эссе-повествования;

  3. соблюдение орфографических и пунктуационных норм при создании текста.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

  1. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. 2 мин.

  • Здравствуйте, ребята! Вы прослушали греческую мелодию, под которую исполняется народный танец эллинов, т.е. жителей Эллады (так греки называют свою Родину), посмотрели слайды.

  • Чем знаменита данная страна? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О легендах и мифах Древней Греции).


  1. Постановка целей и задач урока. 2 мин.

Прием «Круги на воде».

Учитель предлагает группам подумать и назвать глаголы-действия на буквы слова «УРОК»






  1. Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом. Кумулятивная беседа. 3 мин.

«Только легенде и мифу неведомы пределы возможного» (А.Сапковский)

Вопросы учителя:

  • Чем миф отличается от легенды?

  • Что называют «пределами возможного»?

  • Что значит «неведомы»?

  • Почему людям всегда хотелось верить во что-то необычное?

  • Вспомните героев мультфильмов, которые обладали сверхъестественными способностями. Что общего у них с героями мифов?

Рассаживаются по группам. Прием «Пазлы» (герои древнегреческих мифов)

Приветствуют учителя.

Просматривают видеофрагмент, предполагают тему урока, исходя из названия раздела «Мир фантазии»






Записывают тему урока.

Работа в группе.

Называют глаголы-действия на буквы слова «УРОК»: Что будем делать на уроке?

У – узнавать, удивляться

Р – развивать, рассуждать

О - обсуждать, открывать

К – корректировать


Читают эпиграф к теме урока, отвечают на вопросы учителя.

ФО: словесное поощрение

Видеофрагмент «Греция» (сопровождается народной музыкой сиртаки)















Учебник «Русский язык» Сабитовой З.К., стр.147

Осмысление

  1. Просмотр иллюстраций «Подвиги Геракла». Составление ассоциативного ряда «Геракл». 3 мин.

В Древней Элладе родился герой

Путь его труден и сложен порой

Но лишь в настоящей нелегкой борьбе

Он славу добыл и богам и себе.

Вопросы учителя:

  • Какой мифологический герой изображен на иллюстрациях?

  • Какие ассоциации возникают при имени Геракл?


  1. Работа с текстом. Прием «Логическая цепочка». 20 -22 мин.

Предтекстовый этап.

Учитель дает инструктаж к выполнению задания:

  • Восстановите порядок следования частей.

  • Назовите структурные части текста, пользуясь справочным материалом (карточка-подсказка: завязка, развитие действия, кульминация, развязка)


а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)










Послетекстовый этап.

  1. Организует проверку определения композиционных частей текста, предлагая каждой группе назвать указанную часть композиции повествования.

  2. Ставит проблемные вопросы:

  • Почему этот текст является повествованием?

  • Вставьте в предложенный текст описание Цербера (упр. 333) Чем описание отличается от повествования?

  • Какая часть речи является опорной для текста-повествования и текста - описания? Докажите примерами из текстов.





  1. Работа с мифологическими выражениями. Дифференция заданий. 10-12 мин.

  1. Учитель дает инструктаж к выполнению задания:

А – Найти в Интернете историю происхождения выражения «троянский конь». Определить его значение. Высказать предположение, почему компьютерный вирус получил название «троянский конь».

В – Прочитать историю происхождения выражений «танталовы муки» и «сизифов труд». Сформулировать значение выражений в современном русском языке. Составить предложения с данными мифологическими выражениями.

С - Прочитать историю происхождения выражений «танталовы муки» и «сизифов труд». Пересказать по ключевым словам.

  1. Консультирует учащихся при затруднении.

  2. Организует проверку заданий, заслушивая учащихся уровня С,В,А (или учащихся, набравших наибольшее количество стикеров в группе)

Работа в группе.

Просматривают иллюстрации, определяют имя мифологического героя, изображенного на них, составляют ассоциативный ряд.

ФО: «Светофор».

«отлично» поднимаем зеленую сигнальную карточку, «хорошо» - желтую, «удовлетворительно» - красную сигнальную карточку.




Работа в группе.

Учащиеся располагают части в логической последовательности, заполняют предложенную таблицу.

№ по порядку

№ части «перевёрнутого» текста

Части повествования (напишите словами)

1



2



3



4



5



6



7




ФО групп: взаимопроверка. Прием «Карусель».

Учащиеся передают выполненную работу в другую группу, которая осуществляет проверку и ставит свои пометки:

! – согласны с группой

? – вызывает сомнение.


Учащиеся читают свои композиционные части, другие группы слушают, определяют правильность ответов.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, определяя различия между текстом-описанием и текстом-повествованием; выбирают информацию с карточек, заполняют опорную таблицу (схему), используя цветовую гамму (описание – желтый цвет, повествование – зеленый). На основе выполненной работы формулируют определения: «повествование – это…», «описание – это…»

Работа в паре.

Выписывают глаголы из текста-повествования (1 вариант) и прилагательные с существительными из текста-описания (2 вариант), пересказывают текст с опорой на них.

Учащиеся знакомятся с информацией (Интернет, учебник, словарь), делают записи в тетрадь; представляют результаты работы в группе.

ФО: «Коллекция стикеров»

Учащиеся вручают свой стикер одному из учеников группы, чей рассказ был наиболее интересным и содержательным.









Прием «Авторский стул» - трое учащихся разного уровня достижений представляют свои результаты классу.

Слайды (иллюстрации) с изображениями подвигов Геракла.

Лист А-4, фломастеры.






Учебник, стр. 148-149

Упражнение №334 -А

Концептуальная таблица.




































Учебник, стр. 149-150

Упражнение №336 –А,Б,В.

Словарь мифологических (или крылатых) выражений.

Цветные стикеры.







Рекомендуемое домашнее задание

  1. Инструктаж (дифференциация) 1 мин.

Уровень А – упражнение № 333 (эссе-повествование по плану и картинкам с соблюдением композиционных частей и выражением своего отношения к герою)

Уровень В – составить информационную карточку об одном из мифологических выражений (мифы Древней Греции) – текст –повествование (образец упражнение №336 Б)

Уровень С – упражнение №332 А (письменно), №332 Б (устно)

Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки, задают уточняющие вопросы

Учебник, ресурсы Интернета, словари

Рефлексия

  1. Подведение итогов. Рефлексия «Древо познания». 1 мин

Учитель организует оценку уровня усвоения материала урока.

- Оцените свою работу на уроке, приобретенные знания и умения. Перед нами древо познания, давайте украсим его листвой.


Учащиеся осуществляют самооценку.

ФО:

«Зеленый листок»: всё понял, могу выполнить задания самостоятельно и могу объяснить новый материал другому ученику.

«Желтый листок»: всё понял, могу выполнить простые задания, но другому объяснить не готов.

«Красный листок»: в основном понял новый материал, могу выполнить задания по образцу, могу объяснить с помощью учителя.

«Древо познания», цветные стикеры

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся уровня С – поддержка осуществляется при помощи карточек-подсказок, словарей, составлением опорной схемы «Типы речи» (в дальнейшем используют для выполнения домашнего задания)

Учащиеся уровня А – самостоятельный поиск информации (мифологические выражения), выдвижение гипотез, их аргументация; создание эссе-повествования (домашнее задание)

Виды ФО:

  1. Светофор (групповое)

  2. Пометки (групповое)

  3. Коллекция стикеров (индивидуальное)

  4. Древо познания (индивидуальное)

  5. Словесное поощрение (индивидуальное и групповое)


Литература – миф, мифологический герой, мифологические выражения.

География – Греция (Эллада)

Живопись – иллюстрации «Подвиги Геракла»

Музыка – народная греческая мелодия «Сиртаки»

ИКТ – поиск информации в Интернете, демонстрация видеоряда, иллюстративного материала

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!