Урок №4 | Школа |
Дата | Алямкина В.А. |
Класс 5 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: |
Тема раздела, подраздела | Мир фантазии. Страна мифов. |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: | Ч2: определять основную мысль текста на основе содержания и композиции; Ч4: определять типы текстов: описание, повествование; СГ6: оценивать звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно\не правильно», аргументируя свою позицию; СРН2: использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, эмоционально окрашенные слова |
Языковая цель: | Все учащиеся: определяют основную мысль текста; знают крылатые выражения, взятые из мифов; различают повествование и описание; восстанавливают текст по ключевым словам; оценивают звучащую речь с позиции «нравится/не нравится»; Большинство учащихся: определяют особенности мифа как жанра; умеют интерпретировать сюжеты мифов; знают и используют крылатые выражения из мифов в собственной речи; знают особенности составления текстов описания и повествования; оценивают звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно\не правильно»; Некоторые учащиеся смогут: формулируют различия между мифом и легендой; умеют определять композиционные части текста повествования; определяют значение мифологических выражений, соотносят их с содержанием мифов и интерпретацией в современной действительности; создают текст-повествование в форме эссе |
Ключевые слова и фразы: | Предметная лексика: миф, легенда, мифологический герой, мифологические выражения, Геракл, Сизиф, Нарцисс, танталовы муки, сизифов труд, троянский конь Терминология: типы речи, повествование, описание, композиция текста-повествования, глаголы, прилагательные, существительные в тексте, эссе-повествование, крылатые выражения. Полезные фразы для диалога\письма: Слово, выражение обозначает… Это текст является повествованием, описанием, потому что… Письменные подсказки: таблица «Типы речи», карточка – помощник «Композиционные части повествования» |
Предыдущее обучение: | Слушание и говорение: понимание содержания информации текстов различных направлений и стилей, умение находить различия между текстами разных типов и стилей речи; участие в различных ситуациях общения, умение высказывать мнение, используя эмоционально окрашенные слова, невербальные средства общения; Чтение: выявление структурных частей темы; извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе словарей различных типов; Письмо: изложение содержания прослушанного, прочитанного материала с использованием слов источника и синонимов из собственного запаса; создание эссе-повествования; соблюдение орфографических и пунктуационных норм при создании текста. |
ПЛАН |
Планируемое время и этапы | Запланированная деятельность | Ресурсы |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Вы прослушали греческую мелодию, под которую исполняется народный танец эллинов, т.е. жителей Эллады (так греки называют свою Родину), посмотрели слайды. Чем знаменита данная страна? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О легендах и мифах Древней Греции). Постановка целей и задач урока. 2 мин. Прием «Круги на воде». Учитель предлагает группам подумать и назвать глаголы-действия на буквы слова «УРОК» Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом. Кумулятивная беседа. 3 мин. «Только легенде и мифу неведомы пределы возможного» (А.Сапковский) Вопросы учителя: Чем миф отличается от легенды? Что называют «пределами возможного»? Что значит «неведомы»? Почему людям всегда хотелось верить во что-то необычное? Вспомните героев мультфильмов, которые обладали сверхъестественными способностями. Что общего у них с героями мифов? | Рассаживаются по группам. Прием «Пазлы» (герои древнегреческих мифов) Приветствуют учителя. Просматривают видеофрагмент, предполагают тему урока, исходя из названия раздела «Мир фантазии» Записывают тему урока. Работа в группе. Называют глаголы-действия на буквы слова «УРОК»: Что будем делать на уроке? У – узнавать, удивляться Р – развивать, рассуждать О - обсуждать, открывать К – корректировать Читают эпиграф к теме урока, отвечают на вопросы учителя. ФО: словесное поощрение | Видеофрагмент «Греция» (сопровождается народной музыкой сиртаки) Учебник «Русский язык» Сабитовой З.К., стр.147 |
Осмысление | Просмотр иллюстраций «Подвиги Геракла». Составление ассоциативного ряда «Геракл». 3 мин. В Древней Элладе родился герой Путь его труден и сложен порой Но лишь в настоящей нелегкой борьбе Он славу добыл и богам и себе. Вопросы учителя: Работа с текстом. Прием «Логическая цепочка». 20 -22 мин. Предтекстовый этап. Учитель дает инструктаж к выполнению задания: Восстановите порядок следования частей. Назовите структурные части текста, пользуясь справочным материалом (карточка-подсказка: завязка, развитие действия, кульминация, развязка) а) завязка (момент, с которого начинается событие) б) развитие действия в) кульминация (момент наивысшего накала событий) г) развязка (окончание в развитии событий) Послетекстовый этап. Организует проверку определения композиционных частей текста, предлагая каждой группе назвать указанную часть композиции повествования. Ставит проблемные вопросы: Почему этот текст является повествованием? Вставьте в предложенный текст описание Цербера (упр. 333) Чем описание отличается от повествования? Какая часть речи является опорной для текста-повествования и текста - описания? Докажите примерами из текстов. Работа с мифологическими выражениями. Дифференция заданий. 10-12 мин. Учитель дает инструктаж к выполнению задания: А – Найти в Интернете историю происхождения выражения «троянский конь». Определить его значение. Высказать предположение, почему компьютерный вирус получил название «троянский конь». В – Прочитать историю происхождения выражений «танталовы муки» и «сизифов труд». Сформулировать значение выражений в современном русском языке. Составить предложения с данными мифологическими выражениями. С - Прочитать историю происхождения выражений «танталовы муки» и «сизифов труд». Пересказать по ключевым словам. Консультирует учащихся при затруднении. Организует проверку заданий, заслушивая учащихся уровня С,В,А (или учащихся, набравших наибольшее количество стикеров в группе) | Работа в группе. Просматривают иллюстрации, определяют имя мифологического героя, изображенного на них, составляют ассоциативный ряд. ФО: «Светофор». «отлично» поднимаем зеленую сигнальную карточку, «хорошо» - желтую, «удовлетворительно» - красную сигнальную карточку. Работа в группе. Учащиеся располагают части в логической последовательности, заполняют предложенную таблицу. № по порядку | № части «перевёрнутого» текста | Части повествования (напишите словами) | 1 | | | 2 | | | 3 | | | 4 | | | 5 | | | 6 | | | 7 | | | ФО групп: взаимопроверка. Прием «Карусель». Учащиеся передают выполненную работу в другую группу, которая осуществляет проверку и ставит свои пометки: ! – согласны с группой ? – вызывает сомнение. Учащиеся читают свои композиционные части, другие группы слушают, определяют правильность ответов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, определяя различия между текстом-описанием и текстом-повествованием; выбирают информацию с карточек, заполняют опорную таблицу (схему), используя цветовую гамму (описание – желтый цвет, повествование – зеленый). На основе выполненной работы формулируют определения: «повествование – это…», «описание – это…» Работа в паре. Выписывают глаголы из текста-повествования (1 вариант) и прилагательные с существительными из текста-описания (2 вариант), пересказывают текст с опорой на них. Учащиеся знакомятся с информацией (Интернет, учебник, словарь), делают записи в тетрадь; представляют результаты работы в группе. ФО: «Коллекция стикеров» Учащиеся вручают свой стикер одному из учеников группы, чей рассказ был наиболее интересным и содержательным. Прием «Авторский стул» - трое учащихся разного уровня достижений представляют свои результаты классу. | Слайды (иллюстрации) с изображениями подвигов Геракла. Лист А-4, фломастеры. Учебник, стр. 148-149 Упражнение №334 -А Концептуальная таблица. Учебник, стр. 149-150 Упражнение №336 –А,Б,В. Словарь мифологических (или крылатых) выражений. Цветные стикеры. |
Рекомендуемое домашнее задание | Инструктаж (дифференциация) 1 мин. Уровень А – упражнение № 333 (эссе-повествование по плану и картинкам с соблюдением композиционных частей и выражением своего отношения к герою) Уровень В – составить информационную карточку об одном из мифологических выражений (мифы Древней Греции) – текст –повествование (образец упражнение №336 Б) Уровень С – упражнение №332 А (письменно), №332 Б (устно) | Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки, задают уточняющие вопросы | Учебник, ресурсы Интернета, словари |
Рефлексия | Подведение итогов. Рефлексия «Древо познания». 1 мин Учитель организует оценку уровня усвоения материала урока. - Оцените свою работу на уроке, приобретенные знания и умения. Перед нами древо познания, давайте украсим его листвой. | Учащиеся осуществляют самооценку. ФО: «Зеленый листок»: всё понял, могу выполнить задания самостоятельно и могу объяснить новый материал другому ученику. «Желтый листок»: всё понял, могу выполнить простые задания, но другому объяснить не готов. «Красный листок»: в основном понял новый материал, могу выполнить задания по образцу, могу объяснить с помощью учителя. | «Древо познания», цветные стикеры |
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями |
Учащиеся уровня С – поддержка осуществляется при помощи карточек-подсказок, словарей, составлением опорной схемы «Типы речи» (в дальнейшем используют для выполнения домашнего задания) Учащиеся уровня А – самостоятельный поиск информации (мифологические выражения), выдвижение гипотез, их аргументация; создание эссе-повествования (домашнее задание) | Виды ФО: Светофор (групповое) Пометки (групповое) Коллекция стикеров (индивидуальное) Древо познания (индивидуальное) Словесное поощрение (индивидуальное и групповое) | Литература – миф, мифологический герой, мифологические выражения. География – Греция (Эллада) Живопись – иллюстрации «Подвиги Геракла» Музыка – народная греческая мелодия «Сиртаки» ИКТ – поиск информации в Интернете, демонстрация видеоряда, иллюстративного материала |
Рефлексия: |
Были ли цели обучения достижимыми? | |
Чему сегодня научились учащиеся? | |
Какой была атмосфера обучения? | |
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? | |
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |
Итоговое оценивание |
Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)? |
1 |
2 |
Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)? |
1 |
2 |
Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? |
1 2 |