СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№5-2013. Журнал `Русский язык` с приложениями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструкция для установки и работы с программой Anki»

Описание работы в программе ANKI.

Программа ANKI скачивается с сайта http://ankisrs.net/download/mirror/anki-2.0.8.exe

После этого программа устанавливается на компьютер путем простого открывания скачавшегося файла.

Для работы с уже имеющимся списком (например, с Орфоэпическим словарем к ЕГЭ-2013):

  1. открыть ANKI

  2. в панели ФАЙЛ выбрать ИМПОРТИРОВАТЬ и в открывшемся меню выбрать имеющуюся колоду.

  3. щелкнуть по названию колоды

  4. появится окно, там щелкнуть на слово УЧИТЬ

  5. в задании нажать ПОКАЗАТЬ ОТВЕТ

  6. выбрать, насколько трудно было выполнить задание

  7. и так до тех пор, пока тренировка не кончится

Для создания нового списка

  1. открыть ANKI

  2. в открывшемся окне внизу в центре есть надпись СОЗДАТЬ КОЛОДУ

  3. выбрать название колоды

  4. наверху во второй строке выбрать ДОБАВИТЬ

  5. ввести нужные слова

Для модификации формата карточек

  1. находясь в режиме добавления карточек (после пункта 4 в СОЗДАНИИ НОВОГО СПИСКА), выбрать ПОЛЯ

  2. если требуется добавить поле просто идется в ДОБАВИТЬ и вписывается нужное имя, для удаления соответственно используется команда УДАЛИТЬ

  3. Там же можно модифицировать шрифт

  4. Если необходимо изменить отображение карточек, то надо пойти в поле КАРТОЧКИ

  5. Для добавления поля на карточку используйте шаблон div style='font-family: «ШРИФТ»; font-size: «РАЗМЕР»;'{{ИМЯ ПОЛЯ}}div соответственно вставляя на лицевую или на оборотную сторону

  6. Также можно добавить в карточку звуковую информацию для этого надо щелкнуть в режиме редактирования карточки на значок скрепки и выбрать аудиофайл

Для модификации вывода карточек для обучения

  1. В основном меню выбрать НАСТРОЙКИ

  2. Там можно указать следующие параметры – количество карточек, осваиваемых в день, максимальное время неиспользования карточки, а также параметры показа легких и сложных карточек.

Просмотр содержимого документа
«Карточки»

ТБ-1. (Теоретический блок)

Изучите мате­риал из теоретического блока, затем выполни­те упражнение на закрепление изученного.


1. Сказуемое, стоящее после однородных под­лежащих, ставится, как правило, в форме мно­жественного числа. Например: Жара и засуха стояли более трех недель.

2. Сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, обычно ставится в форме единственного числа. Например: Мне нравится его спо­койствие и ровная речь.

3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный знак, то сказуемое согласуется с ближайшим подле­жащим. Например: Не то морось, не то дым окутывал всю улицу. Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение.



Упражнение 1. Согласуйте сказуемое с однородными подлежащими и объясните форму согласования.


1. Мне слышал__сь(ся) шорох и звук голосов.

_____________________________________________________________

2. Молодость и природа ускорил__ мое выздо­ровление.

_____________________________________________________________

3. Не роман, а повесть будет опубликован__ в журнале.

_____________________________________________________________

4. Иногда мертвой змеей проплывал__ жердь и бревно.

_____________________________________________________________

5. В деревне послышал__сь(ся) топот и крики.

_____________________________________________________________

6. Сын или дочь помо__ вам донести вещи до станции?

_____________________________________________________________

7. На лице у него выступал__ не то страх, не то досада.

_____________________________________________________________

8. Исчез__ ревность и досада.

_____________________________________________________________

9. Лицо и поза его выража__т много ленивого, бесконечного довольства.

_____________________________________________________________


ТБ-2. (Теоретический блок)

Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Определение, относящееся к существитель­ным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно связано с двумя существительными. Напри­мер: Дикий гусь и утка прилетели первыми.

Если ясности нет, то сказуемое ставится в фор­ме множественного числа. Например: Зеленели молодые рожь и пшеница.





Упражнение 2. Допишите окончания, согласуя определе­ния с существительными – однородными членами.


1. Реставрированн__ музей и картинная гале­рея открыты для посетителей.

_____________________________________________________________

2. Проводился конкурс на решение шахматн__ этюда и задачи.

_____________________________________________________________

3. Языков__ краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.

_____________________________________________________________

4. Наш__ наука и культура нуждаются в госу­дарственной поддержке.

_____________________________________________________________

5. Загоревш__ и окрепш__ брат и сестра верну­лись из деревни.

_____________________________________________________________

6. Мать с гордостью говорила об успехах сво__ сына и дочери.

_____________________________________________________________

7. Пушист__ верба и черемуха встретили нас на краю деревни.

_____________________________________________________________


ТБ-3. (Теоретический блок)

Изучите материл из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Существительное, имеющее при себе несколько определений, указывающих на разновидности пред­метов, ставится во множественном числе. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы.

Если перечисляемые разновидности внутренне связаны или представляют собой терми­ны, то существительное ставится в единственном числе. Например: левая и правая рука, сущест­вительные женского и мужского рода, глаголы несовершенного и совершенного вида.




Упражнение 3. Раскройте скобки, поставьте определя­емое существительное в нужном падеже и числе.


1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).

_____________________________________________________________

2. Шансы на победу есть и у той, и у другой (команда).

_____________________________________________________________

3. Он был отличником в девятом и десятом (класс).

_____________________________________________________________

4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз между правым и левым (глаз).

_____________________________________________________________

5. Проект достаточно подготовлен с техничес­кой и организационной (сторона).

_____________________________________________________________

6. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский (завод).

_____________________________________________________________

7. Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).

_____________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«Раздаточные материалы для работы в группах»


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

(тексты фрагментов статей и вспомогательные вопросы)


СТАТЬЯ 1

Этапы освоения иноязычного слова


(Из книги лингвиста Л.П. Крысина «Русское слово, свое и чужое». М., 2004, стр. 37–44)


Как же проникает иностранное слово в язык? Как укрепляется в нем?


1. Начальный этап – употребление иноязыч­ного слова в тексте в его оригинальной форме, без транслитерации, в качестве своеобразно­го вкрапления. Например, в произведениях А.С. Пушкина мы встречаем такой случай:


Пред ним roast-beef окровавленный

И трюфли, роскошь юных лет.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)


2. Второй этап освоения заимствованного слова – это приспособление его к заимствую­щему языку: транслитерация или транскрип­ция (roast-beef превращается в русском языке в ростбиф; а beef-steaks – в бифштекс), отнесе­ние к определенной части речи (ростбиф и бифштекс – существительные мужского рода). Да­же когда слова не совсем освоились в грамматике русского языка, как слова шимпанзе, хаки, при употреблении они подчиняются законам русского языка: взрослый шимпанзе, рубашка хаки.

3. Когда носители языка привыкают к заимствованному слову, они начинают его употреблять как и остальные слова родного языка. Но час­то это слово сохраняет особенности в употреб­лении, например, употребляется не во всех, а только в особенных ситуациях общения. Так, например, термины аутентичный (настоящий, оригинальный) и пролонгировать (продлевать) используются в профессиональных контекстах (пролонгировать договор) и мало используются в обычной повседневной речи.

4. Наконец слово окончательно адаптируется, осваивается в языке. Его значение становится ус­тойчивым: например, оно находит свое место сре­ди близких по смыслу слов: шоферводитель, то­тальныйвсеобщий, импортныйзаграничный. Кроме того, слова начинают употребляться в пере­носном значении: орбита славы, инфляция слов.

5. Регистрация заимствованного слова в тол­ковом словаре – окончательный этап его освое­ния в языке. Появление слова в словаре говорит о том, что оно постоянно используется в языке и принадлежит всему словарному составу языка. В словаре отмечается, как новое заимствованное слово пишется и произносится, какие граммати­ческие формы имеет, что в точности значит, от­куда к нам пришло.


Вопросы:


1) Сразу ли иноязычное слово осваивается в чужом языке?

2) Расскажите, какие этапы проходит заимствованное слово, чтобы стать частью друго­го языка.

3) Когда можно сказать, что слово полностью освоилось в языке?



СТАТЬЯ 2

Причины заимствования слов


(Из книги О.Е. Дроздовой «Уроки языкознания для школьников». М., 2009, стр. 162–166)


Почему языки заимствуют друг у друга слова? Первая и главная причина состоит в следующем. Народы мира не живут совершенно отдельно друг от друга. Люди общаются и узнают об изобретениях друг друга. Когда один народ начинает использо­вать вещь, изобретенную, придуманную другим на­родом, то он заимствует вместе с вещью ее название. Например, русское слово спутник вошло во многие языки мира после запуска искусственного спутни­ка земли в Советском Союзе. Но эта причина скорее внешняя, историческая (исторический контекст).

Существуют и внутренние, языковые, причи­ны, связанные с устройством самого языка, когда языку удобно, полезно и нужно назвать какой-то предмет, явление заимствованным словом. Одна из таких причин – стремление языка к экономии. Например, в русском языке было русское название для компьютера – электронно-вычислительная машина. Оно было длинным и неудобным, поэто­му когда компьютеры стали необходимой частью жизни, их стали коротко называть словом, заимс­твованным из английского языка – компьютер.


Вопросы:


1) Почему языки заимствуют друг у друга слова?

2) Что такое внешние и внутренние причины заимствования?


СТАТЬЯ 3


Жизнь слова в чужом языке


(Из книги О.Е. Дроздовой «Уроки языкознания для школьников». М., 2009, стр. 162–166)


Заимствованные слова чувствуют себя в чу­жом языке по-разному. Некоторые слова со вре­менем так хорошо осваиваются, что трудно пове­рить, что они когда-то пришли из другого языка. Например, слова кровать (из греческого), брюки (из голландского), башка (из турецкого) пришли в русский язык из разных языков и «обрусели», стали совсем как русские слова. Другие слова больше похожи на иностранные, чем на русские: джунгли, картридж, режиссер, монтаж, баланс.

А про какие слова можно сказать, что они освоены другим языком? Во-первых, язык ста­рается подчинить заимствованное слово своей фонетике (звучанию, произношению). Во-вто­рых, язык старается подчинить иностранное слово своей грамматике. Нередко при заимство­вании у слова меняется часть речи. Например, французское слово рояль (royal – королевский) было прилагательным, а в русском языке стало существительным.

Большинство заимствованных существитель­ных в русском языке изменяется по падежам и числам и имеет грамматический род (gender).

Самым главным признаком, что заимствован­ное слово освоилось в другом языке, является частота его употребления. Если заимствование стало названием знакомого всем людям обыч­ного повседневного дела, значит, язык его усво­ил. Например, слово кофе часто используется и известно всем русским людям, а слово шериф – нет, поэтому нельзя считать, что оно полностью освоилось в русском языке.


Вопросы:


1) Как заимствованные слова изменяются в другом языке?

2) Когда можно считать, что заимствованное слово полностью освоилось в другом языке?

Просмотр содержимого документа
«Раздаточные материалы»


ТБ-1. (Теоретический блок)


Изучите мате­риал из теоретического блока, затем выполни­те упражнение на закрепление изученного.


1. Сказуемое, стоящее после однородных под­лежащих, ставится, как правило, в форме мно­жественного числа. Например: Жара и засуха стояли более трех недель.

2. Сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, обычно ставится в форме единственного числа. Например: Мне нравится его спо­койствие и ровная речь.

3. Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный знак, то сказуемое согласуется с ближайшим подле­жащим. Например: Не то морось, не то дым окутывал всю улицу. Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение.


Упражнение 1. Согласуйте сказуемое с однородными подлежащими и объясните форму согласования.


1. Мне слышал__сь(ся) шорох и звук голосов.

2. Молодость и природа ускорил__ мое выздо­ровление.

3. Не роман, а повесть будет опубликован__ в журнале.

4. Иногда мертвой змеей проплывал__ жердь и бревно.

5. В деревне послышал__сь(ся) топот и крики.

6. Сын или дочь помо__ вам донести вещи до станции?

7. На лице у него выступал__ не то страх, не то досада.

8. Исчез__ ревность и досада.

9. Лицо и поза его выража__т много ленивого, бесконечного довольства.


ТБ-2.

Изучите материал из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Определение, относящееся к существитель­ным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно связано с двумя существительными. Напри­мер: Дикий гусь и утка прилетели первыми.

Если ясности нет, то сказуемое ставится в фор­ме множественного числа. Например: Зеленели молодые рожь и пшеница.


Упражнение 2. Допишите окончания, согласуя определе­ния с существительными – однородными членами.


1. Реставрированн__ музей и картинная гале­рея открыты для посетителей.

2. Проводился конкурс на решение шахматн__ этюда и задачи.

3. Языков__ краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя.

4. Наш__ наука и культура нуждаются в госу­дарственной поддержке.

5. Загоревш__ и окрепш__ брат и сестра верну­лись из деревни.

6. Мать с гордостью говорила об успехах сво__ сына и дочери.

7. Пушист__ верба и черемуха встретили нас на краю деревни.


ТБ-3.

Изучите материл из теоретического блока, затем выполните упражнение на закреп­ление изученного.


Существительное, имеющее при себе несколько определений, указывающих на разновидности пред­метов, ставится во множественном числе. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы.

Если перечисляемые разновидности внутренне связаны или представляют собой терми­ны, то существительное ставится в единственном числе. Например: левая и правая рука, сущест­вительные женского и мужского рода, глаголы несовершенного и совершенного вида.


Упражнение 3. Раскройте скобки, поставьте определя­емое существительное в нужном падеже и числе.


1. Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).

2. Шансы на победу есть и у той, и у другой (команда).

3. Он был отличником в девятом и десятом (класс).

4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз между правым и левым (глаз).

5. Проект достаточно подготовлен с техничес­кой и организационной (сторона).

6. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский (завод).

7. Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»


ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ


(По повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат»)


Восстановите слитное, дефисное или разде­льное написание.


Скажи ему, – сказал Воронцов переводчику (он говорил «ты» молодым офицерам), – что наш государь ___________так(же) милостив, как и могуществен, и, вероятно, по моей просьбе простит его и примет в свою службу.

На другой день был понедельник, обычный ве­черу Воронцовых. В большой, ярко освещенной зале играла скрытая в зимнем саду музыка. Мо­лодые и ___________(не)совсем молодые женщины, в одеж­дах, обнажавших и шеи, и руки, и почти груди, кружились в объятиях мужчин в ярких мун­дирах. У горы буфета лакеи в красных фраках, чулках и башмаках разливали шампанское и об­носили конфетами дам. Жена «сардаря» ___________то(же), несмотря на свои ___________(не)молодые годы, ___________так(же) ______________________ (полу)обнаженная, ходила между гостями, при­ветливо улыбаясь, и сказала через переводчика несколько ласковых слов Хаджи-Мурату, с тем же равнодушием, как и вчера в театре, огляды­вавшему гостей. За хозяйкой подходили к Хад­жи-Мурату и другие обнаженные женщины, и все, не стыдясь, стояли перед ним и, улыбаясь, спрашивали все одно и ___________то(же): как ему нравится то, что он видит. Сам Воронцов, в золотых эпо­летах и аксельбантах, с белым крестом на шее и лентой, подошел к нему и спросил ___________то(же) самое, очевидно уверенный, как и все спрашивающие, что Хаджи-Мурату ___________(не)могло ___________ (не)нравиться все то, что он видел.

Хаджи-Мурат опустил голову и долго проси­дел так; потом взял палочку, лежавшую у тахты, достал ___________из(под) кинжала с слоновой ручкой, оп­равленной золотом, острый, как бритва, булат­ный ножик и начал им резать палочку и в одно и ___________то(же) время рассказывать:

Пиши: родился в Цельмесе, аул ________________ (не)большой, с ослиную голову, как у нас говорят в горах, – начал он. – _________________ (Не)далеко от нас, выстрела за два, Хунзах, где ханы жили. И наше семейство с ни­ми близко было.

Просмотр содержимого документа
«Текст 4 с заданиями»

Евгений Валерьевич Гришковец (род. 1967 г.) – из­вестный артист, писатель.


ТЕКСТ 4


(1) Я только один раз в жизни был в шахте, то есть глубоко под землей, в том месте, где до­бывают уголь. (2) Шахты окружают мой родной сибирский город. (3) Там трудятся шахтеры, но в самом городе ни шахт, ни шахтеров нет. (4) Они присутствуют только в виде скульптур и барельефов, изображающих весьма атлетического вида мужчин в касках. (5) Еще угольная тема при­сутствует в городе в виде названий: проспект Шахтеров, Угольный проезд, улица Горняков.

(6) Но увидел я шахтеров только тогда, когда выехал в шахтерский город в ста километрах от об­ластного центра, то есть от моего родного города.

(7) Когда я ехал в городском автобусе по то­му городу, я с удивлением увидел нескольких гладко выбритых мужчин с очень бледными ли­цами. (8) Но больше всего привлекала внимание не их бледность, а то, какие черные и яркие у них брови и ресницы. (9) Глаза у этих мужчин были явно подведены карандашом или тушью. (10) Бледность их лиц только подчеркивала эту странность. (11) Одеты они были очень просто и неприглядно... (12) Странно!

(13) Потом я увидел таких же людей на улице, в магазине, везде. (14) Только через некоторое время я получил объяснение. (15) Просто шах­терам в ресницы и брови набивается угольная пыль. (16) Эта пыль мелкая-мелкая, и так она забивается между волосков на лице, что просто душем это не смыть. (17) А выглядит это как на­стоящий макияж...

(18) На экскурсии в шахту, где добывают уголь, я увидел то, чего не ожидал увидеть.

(19) Сопровождал нас в шахту инженер этой шахты, он нам помогал и все объяснял. (20) Там, куда мы спустились, было довольно светло от электрического света, было много людей и не бы­ло сыро и холодно.

(21) – Вот поэтому никто не хочет работать на поверхности. (22) Там, наверху, зимой – минус

тридцать, летом – плюс тридцать, ветер, дождь, день, ночь. (23) А тут всегда плюс одиннадцать. (24) Всегда хорошая погода.

(25) Мы шли и шли, под ногами хлюпала во­да, тоннель был бесконечен, и лучи наших ламп просто тонули в темноте, не встречая ничего впе­реди, а по бокам и сверху был блестящий уголь. (26) Мы шли, периодически встречали группы что-то делающих людей. (27) Они здоровались, мы тоже, и шли дальше. (28) Потом мы долго ехали по рельсам в маленьких вагончиках, по­том снова шли.

(29) Наш инженер объяснял нам, как уст­роена шахта и как производится добыча угля. (30) Он говорил и шел. (31) Шел, кажется, са­мым обычным шагом, под ноги фонариком не светил. (32) Шел, говорил, дыхания не терял, а мы едва за ним успевали.

(33) Там, под землей, я обнаружил то, что ме­ня убедило в искренности слов нашего инже­нера, когда он говорил про то, что работать под землей лучше, чем на поверхности. (34) Я уви­дел четко организованную подземную структу­ру, созданную по науке, по законам какого-то маркшейдерского мастерства и искусства. (35) Я увидел порядок, причем осмысленный порядок, без суеты и излишеств. (36) Конечно, я был сви­детелем нечеловеческих, на мой взгляд, условий работы, я увидел саму эту работу и понял, что это не просто тяжелая работа, а отчаянно тяжелая. (37) И еще я увидел шахтеров в их рабочем со­стоянии.

(38) Когда я был наверху, когда ехал по горо­ду, шел по улице, заходил в дома, я видел только обреченный город, который взял все худшее от деревни и от большого города.

(39) Я видел и знал – все мужики в городе (ну почти все) пьют. (40) И город копошится, ко­пошится... (41) Некрасивый город, от которого красоты и удобства не ждут ни его жители, ни приезжие.

(42) А там, под землей, все оказалось иначе. (43) Там обнаружилась культура того самого

дела, которое в целом называется «шахта», там чувствовалась традиция, основательность и стро­гость. (44) И люди там, под землей, были собран­ными, сосредоточенными, немногословными и, безусловно, профессиональными. (45) В них было содержание, гордость и даже азарт.

(46) То есть я к тому, что мне понравилось в шахте. (47) И если совсем коротко, то шахта оказалась лучше, чем город. (48) Правда, может быть, в шахте такой четкий порядок потому, что, если бы его не было, все бы рухнуло?.. (49) Все-таки подземные пласты, глубины, выбросы газа и так далее. (50) А в городе можно как-то так...

(По Е.Гришковцу)


1. Какое высказывание соответствует содер­жанию текста?


1) Каждый город Сибири можно назвать шах­терским.

2) Все работники шахты с трудом передвига­ются под землей.

3) Чтобы работать в шахте, человеку необхо­димы такие качества, как собранность, сосредо­точенность, профессионализм.

4) Шахтерские города, как и окружающие их шахты, приходят в упадок из-за нечеловеческих условий труда.


2. Какое из перечисленных утверждений явля­ется ошибочным?


1) В предложения 25–26 включен элемент описания.

2) В предложениях 7–11 представлено описание.

3) Предложения 46–50 содержат рассуждение.

4) В предложениях 38–41 перечислены действия персонажа.


3. Какое слово использовано в тексте в пере­носном значении?


1) Бледность (предложение 8),

2) набивается (предложение 15),

3) макияж (предложение 17),

4) тонули (предложение 25).


4. Укажите способ образования слова осмыс­ленный (предложение 35).

5. Из предложений 25–26 выпишите все при­лагательные.

6. Из предложения 19 выпишите подчинитель­ное словосочетание со связью согласование.

7. Среди предложений 16 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопре­деленно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 3337 найдите предло­жение с обособленным распространенным согла­сованным определением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 2936 найдите сложное предложение, в составе которого есть место­именно-определительное предложение. Напиши­те номер этого предложения.

10. Среди предложений 811 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите но­мер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, состав­ленной на основе текста, который вы анализи­ровали, выполняя задания 110.

В этом фрагменте рассматриваются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

Соблюдайте последовательность цифр при ответе.


«Сила впечатлений от масштабов проделанно­го труда отражена в тексте благодаря лексичес­кому средству – ______ (предложения 29 –32). Несоответствие между тем, что ожидалось уви­деть, и реальностью автору позволяют передать ______ (предложение 36). Восхищение людьми, работающими в очень тяжелых условиях, ста­новится видно читателю благодаря такому син­таксическому средству, как ______ (предложе­ния 43, 44, 45). Непринужденность и легкость интонации переданы с помощью использования _____ (предложения 11, 12, 50)».


Список терминов:


1) эпитеты,

2) контекстные антонимы,

3) фразеологизмы,

4) конструкции разговорной речи,

5) лексический повтор,

6) парцелляция,

7) ряды однородных членов,

8) сравнительный оборот,

9) анафора.


12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегай­те чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчи­ка). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объ­ясните почему. Свой ответ аргументируйте, опи­раясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учи­тываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

К ТЕКСТУ 4



1. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 25–32?


1) Повествование,

2) повествование и описание,

3) описание и рассуждение,

4) рассуждение.


2. Укажите предложение, в котором использо­ваны антонимы?


1) 25; 2) 22; 3) 8; 4) 38.


3. Из предложений 28–29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным спо­собом.

4. Из предложений 3334 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным спо­собом.

5. Из предложения 36 выпишите слово, образо­ванное приставочным способом.

6. Из предложения 38 выпишите слово, образо­ванное приставочно-суффиксальным способом.

7. Из предложений 2629 выпишите страда­тельное причастие.

8. Из предложений 3233 выпишите притя­жательное местоимение.

9. Из предложения 37 выпишите словосочета­ние со связью согласование.

10. Из предложения 41 выпишите словосоче­тание со связью примыкание.

11. Укажите вид подчинительной связи в сло­восочетании его не было бы (предложение 48).

12. Среди предложений 13–18 найдите одно­составное безличное, которое входит в состав сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

13. Среди предложений 18–22 найдите односо­ставное неопределенно-личное, которое входит в состав сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

14. Среди предложений 33–37 найдите одно­составное безличное, которое входит в состав сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

15. Среди предложений 1–7 найдите предло­жение, осложненное необособленным согласо­ванным распространенным определением, вы­раженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 33–37 найдите пред­ложение, осложненное обособленным и необособ­ленным согласованными распространенными определениями, выраженными причастными обо­ротами. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 19–28 найдите предло­жение, осложненное обособленным обстоятельс­твом. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 38–44 найдите слож­ноподчиненные предложения, в составе которых есть придаточные определительные. Напишите номера этих сложных предложений.

19. Среди предложений 20–32 найдите слож­ноподчиненное с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 25–28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Просмотр содержимого документа
«Текст 5 с заданиями»


Валентин Савич Пикуль (1928–1990) – российский писатель.




ТЕКСТ 5


(1) Не один год восемнадцатого столетия тяну­лась война с персами, и в этих-то войнах и про­славил себя Петр Степанович Котляревский...

(2) Впервые был ранен в чине штабс-капи­танском при штурме Ганджи; тогда ему было двадцать лет, но слава еще не пришла к нему. (3) Она коснулась его в ранге уже майорском. (4) Многотысячная армия персов, во главе с Аб­бас-мирзою, ринулась в пределы Карабаха. (5) Котляревский вел батальон егерей, когда Аб­бас-мирза насел на него всей армией. (6) Герои заняли горушку кладбища, укрываясь за плита­ми мусульманских могил. (7) Вспыхнула бит­ва – непохожая на все: батальон против целой армии! (8) К утру не стало половины солдат, сам Котляревский был ранен, и Аббас замкнул их в жестокой осаде.

(9) – Подождем, – сказал принц, – пока они сами не сдохнут...

(10) 150 человек стояли против 40 000 персов. (11) Легендарно!

(12) Ночью Котляревский отдал приказ:

(13) – Ребята! (14) Землю над могилами пав­ших сровняйте, чтобы враг не надругался над товарищами нашими. (15) Колеса пушечные обмотайте шинелями. (16) Поход будет страшен и... поцелуемся!

(17) Легенда продолжалась: бесшумные, как барсы, егеря из кольца осады устремились в сто­рону Шах-Булахского замка. (18) Котляревский решил взять эту крепость, чтобы засесть в ней, иначе в голом поле их перебьют. (19) Они уже подходили к замку, когда Аббас-мирза поднял свою армию по тревоге – в погоню.

(20) – Пушки вперед! – призвал Котляревс­кий к штурму.

(21) Шарахнули ядрами по воротам замка, и они сорвались с петель. (22) Выбили оттуда гар­низон и сами там сели. (23) Закрылись. (24) Двух лошадей егеря съели в осаде, потом рвали на дво­ре сухую траву...

(25) Аббас-мирза прислал к Котляревскому парламентера:

(26) – О львы, кормящиеся травой! (27) Наш принц Аббас предлагает вам всем высокое по­ложение и богатство на службе персидской. (28) Сдавайтесь, и обещание это да будет свято именем светлейшего шаха.

(29) – Четыре дня, – отвечал Котляревский, – и дадим ответ...

(30) Стихли выстрелы. (31) А невдалеке, средь неприступных гор, стояла еще одна кре­пость – Мухрат. (32) Вот если бы проскочить туда! (33) Срок перемирия подходил к концу, Котляревский поднялся на башню.

(34) – Мы согласны сдаться! – прокричал он. (35) – Но завтра утром!

(36) Всю ночь в лагере Аббас-мирзы шло лико­вание. (37) Котляревский слово сдержал: утром

персы вошли в крепость, но она была уже пуста – русские тихо ушли. (38) Аббас-мирза настиг их в пяти верстах от Мухрата. (39) На горных тро­пах началась жестокая битва. (40) Персы скопом лезли на пушки, егеря пушек им не отдавали. (41) Батальон шел к замку «на пробой»! (42) И вдруг... ров, дальше не пройти. (43) Тогда егеря стали ложиться в ров, умащивая его своими тела­ми. (44) «Идите!» – кричали они. (45) И по живым телам прошел батальон и протащил даже пушки. (46) Лишь двое встали изо рва. (47) Затворясь в Мухрате, еще восемь суток держались они в осаде, пока из Тифлиса не подошла подмога. (48) Зна­мена кавказских полков, овеянные славой, скло­нились до земли перед таким героизмом...

(49) – В чем секрет ваших побед? – спрашива­ли Котляревского.

(50) – Обдумываю холодно, а действую го­рячо...


(B.C. Пикуль)


1. Какая мысль не соответствует содержа­нию текста?


1) Аббас-мирза был восхищен мужеством рус­ских солдат.

2) Русские егеря сражались до последнего защитника, но так и не сдали Шах-Булахскую крепость.

3) Петр Степанович Котляревский обладал за­мечательным даром военачальника.

4) Петр Степанович Котляревский прославил­ся в войнах с персами.


2. Какое из перечисленных утверждений явля­ется ошибочным?


1) В предложениях 4–8 перечисляются факты.

2) Предложения 39– 43 содержат элемент опи­сания.

3) В предложениях 25–29 представлено рас­суждение.

4) Предложения 20–24 передают последова­тельность событий.


3. Какое слово использовано в тексте в пере­носном значении?


1) Тянулась (предложение 1),

2) неприступных (предложение 31),

3) кольцо (предложение 17),

4) крепость (предложение 37).


4. Из предложений 1–2 выпишите слово, об­разованное приставочно-суффиксальным спо­собом.

5. Из предложений 3638 выпишите все прила­гательные.

6. Из предложения 24 выпишите подчинитель­ное словосочетание со связью примыкание.

7. Среди предложений 1320 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безлич­ное. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 4348 найдите предло­жение с обособленным распространенным опре­делением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 1319 найдите сложно­подчиненное предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 3440 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью личного местоимения. Напишите но­мер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, состав­ленной на основе текста, который вы анализи­ровали, выполняя задания 110.

В этом фрагменте рассматриваются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

Соблюдайте последовательность цифр при ответе.


«Автор не скрывает своего отношения к опи­сываемым историческим событиям, сочувствия к их участникам. Восхищение ратным подвигом русских егерей передано благодаря использова­нию таких тропов, как ______ «жестокая оса­да», «жестокая битва», «неприступных гор» и ______ (предложение 17), и такого синтаксичес­кого средства, как ______ (предложения 7, 11, 32, 41). Оживить рассказ, приблизить прошлое к читателю автору помогает такое синтаксичес­кое средство, как _______ (предложения 26–29, 49–50)».


Список терминов:


1) эпитеты,

2) метафоры,

3) фразеологизмы,

4) инверсия,

5) парцелляция,

6) ряды однородных членов,

7) диалог,

8) сравнительный оборот,

9) восклицательные предложения.


12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегай­те чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчи­ка). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объ­ясните почему. Свой ответ аргументируйте, опи­раясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учи­тываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

К ТЕКСТУ 5


1. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен в предложениях 1724?


1) Рассуждение и повествование,

2) рассуждение,

3) описание,

4) повествование.


2. В каких предложениях использованы языко­вые синонимы?


1) 4 и 5;

2) 18 и 19;

3) 36 и 37;

4) 39 и 40.


3. В каком предложении использованы анто­нимы?

1) 2;

2) 14;

3) 37;

4) 50.


4. Укажите способ образования слова укрыва­ясь (предложение 6).

5. Укажите способ образования слова осада (предложение 8).

6. Из предложений 7–8 выпишите все предлоги.

7. Из предложений 31–33 выпишите все пред­логи.

8. Из предложений 42–46 выпишите все час­тицы.

9. Из предложений 3739 выпишите субстан­тивированное прилагательное.

10. Из предложений 1216 выпишите имя су­ществительное, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

11. Из предложения 5 выпишите словосочета­ние со связью согласование.

12. Из предложения 40 выпишите словосоче­тание со связью примыкание.

13. Из предложений 3637 выпишите словосо­четание со связью согласование.

14. Из предложения 39 выпишите словосоче­тание со связью управление.

15. Среди предложений 1419 найдите односо­ставное неопределенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

16. Среди предложений 2128 найдите од­носоставное определенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите но­мер этого сложного предложения.

17. Среди предложений 4047 найдите односо­ставное безличное, являющееся частью сложно­го предложения. Напишите номер этого сложно­го предложения.

18. Среди предложений 4248 найдите предло­жение с обособленным обстоятельством. Напи­шите номер этого предложения.

19. Среди предложений 2632 найдите предло­жение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 17–24 найдите слож­ное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого пред­ложения.


Просмотр содержимого документа
«Текст Булата Окуджавы.Экземпляр ученика»



Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) – российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист.







Прочтите текст и выполните

задания A1– A7; B1–B9


(1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало ме­ня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я хо­дил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда за­ключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходитель­ны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло… (10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную ра­боту: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руково­дителю, имел наглость пошутить: боюсь, что со знаками препинания у меня не все в порядке… (12) Говоря о моей работе, он сказал, что работа превосходная, только со знаками препинания не все в порядке. (13) Я понял, что он ее не читал. (14) Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии). (15) Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, полный, как это говорится, всяческих радужных надежд, выехал я в небольшой областной горо­док. (16) И оказалось, на мою беду, что в этой области я первый человек с университетским образованием. (17) На меня смотрели с инте­ресом и даже с благоговением. (18) Вот какой человек приехал в область! (19) Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе при­нялись обсуждать судьбу замечательного гос­тя. (20) Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. (21) Но об этом не было ни слова. (22) Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой пока­зательной школы города, но и этого не произошло. (23) Вместо этого заведующий облоно ска­зал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой универ­ситетской науке. (24) Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе мое место, ибо мне… предстоит серьезная работа над диссертацией, наполовину уже сделанной, которая без городской библиоте­ки невозможна… (25) Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову имен­но в этот трагический момент. (26) Раньше я об этом почему-то не думал.

(27) – Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!

(28) – Мы гордимся вами!

(29) – Но у меня диссертация на выходе!

(30) – Какая же тема вашей диссертации?

(31) – Именительный падеж в творчестве Лер­монтова!

(Булат Окуджава)



ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ОКУДЖАВЫ

A1

В каком варианте ответа содержится инфор­мация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хвалили дипломную работу главного героя?»


1. Потому что после победы в войне с фашиз­мом все хотели сделать приятное человеку, не­давно вернувшемуся с фронта.

2. Потому что это была действительно замеча­тельная работа, которая заслуживала серьезной похвалы.

3. Потому что герой, работая над дипломом, изучил много научной литературы и приложил к работе большой библиографический список.

4. Потому что герой выбрал для работы очень интересную тему – творчество Маяковского.


A2

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово захудалый (предложение 20).


1. Обедневший;

2. плохой, незначительный;

3. невежественный;

4. неблагодарный.



A3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


1. Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить…

2. Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали.

3. Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка ка­кой-нибудь!

4. Вот какой человек приехал в область!



A4

Укажите ошибочное суждение.


1. В слове редко два глухих согласных звука.

2. В слове областной есть непроизносимая со­гласная.

3. В слове раньше один мягкий согласный.

4. В слове боюсь букв больше, чем звуков.


A5

Укажите слово с непроверяемой гласной в кор­не.


1. Предполагал,

2. (с) дипломом,

3. трагический,

4. писатель.


A6

В каком слове правописание приставки опреде­ляется тем, что она означает присоединение?


1. Препинания,

2. представителю,

3. приобщая,

4. преисполненные.


A7

В каком слове правописание гласной в суффик­се зависит от спряжения глагола?


1. Торжественных,

2. преисполненные,

3. уважаемый,

4. сделанной.


B1

Замените разговорное слово скатал в предло­жении 14 стилистически нейтральным синони­мом. Напишите этот синоним.


B2

Замените словосочетание «смотрели с инте­ресом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.


B3

Выпишите грамматическую основу предложе­ния 2.


B4

Среди предложений 13–16 найдите предложе­ние с обособленным обстоятельством. Напи­шите номер этого предложения.


B5

В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении и (или) вводном слове.


Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, (1) полный, (2) как это говорится, (3) всяческих радужных

надежд, (4) выехал я в небольшой областной городок. И оказалось, (5) на мою беду, (6) что в этой области я первый человек с университетским образованием.


B6

Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.


B7

В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую меж­ду частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважае­мый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.


B8

Среди предложений 19–25 найдите сложно­подчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.


B9

Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинитель­ной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

БЛАНК ОТВЕТОВ


А1
























А2
























А3
























А4
























А5
























А6
























А7
























В1
























В2
























В3
























В4
























В5
























В6
























В7
























В8
























В9

























Просмотр содержимого документа
«Текст Булата Окуджавы.Экземпляр учителя»



Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) – российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист.







Прочтите текст и выполните

задания A1– A7; B1–B9


(1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало ме­ня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я хо­дил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда за­ключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходитель­ны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло… (10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную ра­боту: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руково­дителю, имел наглость пошутить: боюсь, что со знаками препинания у меня не все в порядке… (12) Говоря о моей работе, он сказал, что работа превосходная, только со знаками препинания не все в порядке. (13) Я понял, что он ее не читал. (14) Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии). (15) Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, полный, как это говорится, всяческих радужных надежд, выехал я в небольшой областной горо­док. (16) И оказалось, на мою беду, что в этой области я первый человек с университетским образованием. (17) На меня смотрели с инте­ресом и даже с благоговением. (18) Вот какой человек приехал в область! (19) Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе при­нялись обсуждать судьбу замечательного гос­тя. (20) Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. (21) Но об этом не было ни слова. (22) Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой пока­зательной школы города, но и этого не произошло. (23) Вместо этого заведующий облоно ска­зал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой универ­ситетской науке. (24) Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе мое место, ибо мне… предстоит серьезная работа над диссертацией, наполовину уже сделанной, которая без городской библиоте­ки невозможна… (25) Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову имен­но в этот трагический момент. (26) Раньше я об этом почему-то не думал.

(27) – Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!

(28) – Мы гордимся вами!

(29) – Но у меня диссертация на выходе!

(30) – Какая же тема вашей диссертации?

(31) – Именительный падеж в творчестве Лер­монтова!

(Булат Окуджава)



ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ОКУДЖАВЫ

A1


В каком варианте ответа содержится инфор­мация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хвалили дипломную работу главного героя?»


1. Потому что после победы в войне с фашиз­мом все хотели сделать приятное человеку, не­давно вернувшемуся с фронта.

2. Потому что это была действительно замеча­тельная работа, которая заслуживала серьезной похвалы.

3. Потому что герой, работая над дипломом, изучил много научной литературы и приложил к работе большой библиографический список.

4. Потому что герой выбрал для работы очень интересную тему – творчество Маяковского.


Решение: 1

Правильный ответ можно найти в предло­жении 8, а объяснение того, почему осталь­ные варианты неправильные, – в предложе­ниях 10, 14.


A2


Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово захудалый (предложение 20).


1. Обедневший;

2. плохой, незначительный;

3. невежественный;

4. неблагодарный.


Решение: 2


A3


Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.


1. Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить…

2. Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали.

3. Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка ка­кой-нибудь!

4. Вот какой человек приехал в область!


Решение: 2

Метафорой не может быть слово в пря­мом значении – только в переносном. Такие слова есть лишь во втором из данных пред­ложений – обволакивали и убаюкивали.


A4


Укажите ошибочное суждение.


1. В слове редко два глухих согласных звука.

2. В слове областной есть непроизносимая со­гласная.

3. В слове раньше один мягкий согласный.

4. В слове боюсь букв больше, чем звуков.


Решение: 4

Четвертое утверждение неверное: буква ю обозначает два звука – [й’] и [у], ь звука не обозначает, поэтому количество букв и зву­ков в слове одинаковое – 5. В остальных ут­верждениях ошибок нет. В слове редко два глухих согласных: буква д обозначает звук [т] перед глухим [к]; в слове областной не­произносимая согласная т; в слове раньше мягкий согласный один – [н’] (нужно пом­нить, что звук [ш] – всегда твердый, буква е не указывает на его мягкость).


A5


Укажите слово с непроверяемой гласной в кор­не.


1. Предполагал,

2. (с) дипломом,

3. трагический,

4. писатель.


Решение: 2

Отвечая на подобный вопрос, стоит прочитать весь список слов. Тогда можно сразу вычеркнуть глагол предполагал – в нем корень с чередованием гласных, уда­рением он не проверяется. К оставшимся словам нужно подобрать однокоренные с ударным корнем: трагич-еский тра­гик; пис-атель пиш-ет. У существи­тельного диплом-ом такого однокоренно­го слова нет; безударную гласную в нем проверить нельзя.


A6


В каком слове правописание приставки опреде­ляется тем, что она означает присоединение?


1. Препинания,

2. представителю,

3. приобщая,

4. преисполненные.


Решение: 3

Из всех приставок, которые можно выде­лить в приведенных словах, смысл присо­единения передает лишь приставка при-.


A7


В каком слове правописание гласной в суффик­се зависит от спряжения глагола?


1. Торжественных,

2. преисполненные,

3. уважаемый,

4. сделанной.


Решение: 3

Речь идет о причастиях и отглагольных прилагательных с суффиксами -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -им-. Среди приведенных такое слово только одно – уважаемый.


B1


Замените разговорное слово скатал в предло­жении 14 стилистически нейтральным синони­мом. Напишите этот синоним.


Решение: списал.

Из предложения ясно, что герой не сам составил список литературы, использован­ной для написания дипломной работы, а позаимствовал его из энциклопедии. Автор употребил просторечный глагол скатал, который можно заменить нейтральным си­нонимом списал.


B2


Замените словосочетание «смотрели с инте­ресом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.


Решение: смотрели заинтересованно.

В словосочетании со связью примыкание зависимое слово неизменяемое, оно может быть наречием, деепричастием, глаголом в форме инфинитива, притяжательным мес­тоимением его, ее, их.


B3


Выпишите грамматическую основу предложе­ния 2.


Решение: «ура» сопровождало.

Иногда в предложении легче сначала най­ти сказуемое (сопровождало), а потом под­лежащее. Нужно помнить, что подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного, в данном слу­чае им является междометие ура.


B4


Среди предложений 13–16 найдите предложе­ние с обособленным обстоятельством. Напи­шите номер этого предложения.


Решение: 14

Обособленное, то есть выделенное запя­тыми, обстоятельство обычно выражено деепричастием, деепричастным или сравни­тельным оборотом, оборотами с некоторыми производными предлогами. В предложении 14 обособленное обстоятельство, с предло­гом несмотря на несмотря на бывшее ра­нение. Такой оборот всегда обособляется.


B5


В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении и (или) вводном слове.


Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, (1) полный, (2) как это говорится, (3) всяческих радужных

надежд, (4) выехал я в небольшой областной городок. И оказалось, (5) на мою беду, (6) что в этой области я первый человек с университетским образованием.


Решение: 2, 3, 5, 6

Чтобы правильно ответить на этот воп­рос, надо знать список хотя бы наиболее распространенных вводных слов и слово­сочетаний. В данном отрывке есть вводное предложение как это говорится и вводное словосочетание на мою беду (они выделе­ны запятыми 2 и 3, 5 и 6). Первое указы­вает на характер выражения мысли (= как говорят), второе выражает эмоциональную оценку сообщения (= к несчастью, к огор­чению). Запятые 1 и 4 выделяют обособлен­ное определение – полный… всяческих ра­дужных надежд.


B6


Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.


Решение: 3

1) Стоило мне, например, заявить, 2) что Гоголь – великий русский писатель, 3) тотчас раздавались аплодисменты в мою честь.


B7


В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую меж­ду частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважае­мый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.


Решение: 1, 2

В задании требуется указать запятые, отделяющие придаточное предложение от

главного. В предложении две придаточные части (они начинаются с союзов что и ес­ли), соответственно, правильный ответ – 1 и 2. Запятая 3 выделяет деепричастные обо­роты (обособленные обстоятельства) – неся свет в массы, приобщая местных учителей к большой университетской науке.


B8


Среди предложений 19–25 найдите сложно­подчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.


Решение: 23, 24

Как следует из задания, нужно найти сложноподчиненное предложение с не­сколькими придаточными, в котором толь­ко первое придаточное зависит от главной части, а все последующие последовательно зависят друг от друга. Таких предложе­ний в данном отрывке всего два – 23 и 24. Придаточные в них связаны последова­тельным подчинением. Вместо этого заве­дующий облоно сказал, (что?) 1) что самое замечательное, (замечательное при каком условии?) 2) если уважаемый филолог от­правится в далекую сельскую школу и по­работает там учителем… Тут я возмутился и заявил, (что?) 1) что лишь в городе мое место, (почему? 2) ибо мне…предстоит серьезная работа над диссертацией.., (ка­кой?) 3) которая без городской библиоте­ки невозможна…


B9


Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинитель­ной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


Решение: 22

1) Он ждал, 2) что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, 3) но и этого не произошло. 1 и 2 части связаны подчинительной свя­зью, 1 и 3 – сочинительной.

БЛАНК ОТВЕТОВ


А1

1























А2

2























А3

2























А4

4























А5

2























А6

3























А7

3























В1

С

П

И

С

А

Л


















В2

С

М

О

Т

Р

Е

Л

И

З

А

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

О

В

А

Н

Н

О

В3

«

У

Р

А

»

С

О

П

Р

О

В

О

Ж

Д

А

Л

О







В4

14























В5

2

,

3

,

5

,

6

















В6

3























В7

1

,

2





















В8

23

,

24





















В9

22
























Просмотр содержимого документа
«Текст Юрия Нагибина.Экземпляр ученика»



Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – российский пи­сатель-прозаик, журналист и сценарист.


Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.


(1) Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы. (2) Его уже дважды требо­вали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. (3) И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трехмесячное пехотное училище. (4) Он пришел проститься с моими домашними, потом мы поехали к нему на Мархлевского. (5) Я знал, что он ждет девушку, пепельноволосую Аню, и хотел попрощаться у подъезда, но Оська насто­ял, чтобы я поднялся. (6) Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил меж­ду нами свои скромные богатства. (7) Павлика не баловали дома и растили по-спартански. (8) Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до ар­мии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик. (9) Но у него имелся дядя, выдающийся химик, и однажды этого дядю пос­лали на международную научную конференцию за кордон, что в ту пору случалось нечасто. (10) В пожилом, нелюдимом, обсыпанном перхотью, запущенном холостяке, по уши закопавшемся в свою науку, таилась душа пижона. (11) По окон­чании конференции он потратил оставшиеся деньги на приобретение жемчужно-серых гетр – тогдашний крик моды, смуглой шелковой рубаш­ки, двух свитеров, роскошного галстука и темных очков, почти не встречавшихся в Москве. (12) Но, вернувшись домой, он понял, что наряжать­ся ему некуда, поскольку ни в театр, ни в гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и тогда он вспомнил о юноше-племяннике, и на скромного Павлика пролился золотой дождь. (13) Ко времени его ухо­да в армию вещи малость пообносились, утратили лоск, но все же мы с Оськой были потрясены до глубины души, когда Павлик царственным жес­том передал нам свои сокровища. (14) От костю­ма пришлось отказаться – по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15) Оська взял гал­стук с искрой, я – рубашку, каждому досталось по свитеру. (16) Теперь Оське ужасно хотелось пов­торить мужественный обряд прощания, когда без соплей и пустых слов товарищу отдается все, чем владеешь на этом свете. (17) Но сделать это Оське оказалось куда сложнее, нежели Павлику: фото­аппарат он подарил герою фотосерии «Московский дождь», библиотеку вывезла мать, а карти­ны – отец. (18) Оставались предметы домашнего обихода, и Оська совал мне рефлектор, электри­ческий утюг, кофемолку, рожок для надевания туфель, пилу-ножовку и две банки горчицы; от испорченной швейной машинки я отказался – не донести было всю эту тяжесть; еще Оська на­вязал мне лыжные ботинки и траченную молью шапку-финку, суконную, с барашковым мехом. (19) Может показаться странной и недостойной эта барахольная возня перед разлукой, скорее всего навечной, ничтожное копанье в шмотье посреди такой войны. (20) Неужели не было о чем поговорить, неужели не было друг для друга серьезных и высоких слов? (21) Все было, да не выговаривалось вслух. (22) Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов. (23) А говорить можно и простыми, грубыми предметами, которые «при­годятся». (24) «Держи!..» – а за этим: меня не будет, а ты носи мою шапку и ботинки и обогре­вайся рефлектором, когда холодно... (25) «Бери кофемолку, не ломайся!» – это значит: а хорошая у нас была дружба!.. (26) «Давай, черт с тобой!» – а внутри: друг мой милый, друг золотой, неужели это правда, и ничего больше не будет?.. (27) «На дуршлаг!» – но ведь было, было, и этого у нас не отнимешь. (28) Это навсегда с нами. Значит, есть в мире и останется в нем...

(По Ю. Нагибину)



ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ НАГИБИНА


ЧАСТЬ 1


A28


О чем говорит высказывание героя: «Нас рас­тили на жестком ветру и приучили не раз­мазывать по столу масляную кашу слов».


1) У людей предвоенного поколения не было принято говорить о своих чувствах.

2) Герой и его друзья росли физически креп­кими, закаленными, не боялись сурового ветра.

3) Герой и его друзья умели вести себя за сто­лом.

4) Люди предвоенного поколения были бла­годарны старшим за правильное воспитание.



A29


Какое из перечисленных утверждений явля­ется ошибочным?


1) В предложениях 1–5 представлено повествование.

2) В предложении 10 содержится описатель­ный элемент.

3) В предложении 22 представлено обосно­вание суждения, высказанного в предложени­ях 19, 20.

4) В предложениях 19–28 представлено рас­суждение и описание.


A30


Какое слово использовано в тексте в перенос­ном значении?


1) Трехмесячное (предложение 3),

2) ослепительные (предложение 12),

3) лыжные (предложение 18),

4) хорошая (предложение 25).


ЧАСТЬ 2


Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соот­ветствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.


B1


Из предложений 6–8 выпишите слово, обра­зованное приставочно-суффиксальным спосо­бом.


B2


Из предложений 4–5 выпишите притяжа­тельное местоимение.



B3


Укажите тип подчинительной связи в сло­восочетании разделил между нами.


B4


Среди предложений 9–12 найдите сложное предложение, в состав которого входит одно­составное неопределенно-личное предложе­ние.


B5


Среди предложений 6–10 найдите предложе­ние с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.


B6


Среди предложений 13–18 найдите сложно­подчиненное предложение с последовательным подчинением.


B7


Среди предложений 6–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоиме­ния.


B8


Прочитайте фрагмент рецензии, составлен­ной на основе текста, который вы анализирова­ли, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.


Особенности языка героя-рассказчика в про­изведении Ю.Нагибина помогают лучше пред­ставить изображаемый писателем круг людей – вчерашних московских школьников, которым предстояли суровые военные испытания. В речи рассказчика пренебрежение к миру вещей пере­дано с помощью такого синтаксического средства, как _________ (например, в предложении 18), а также ______ (напялил в предложении 14, шмотье, барахольное в предложении 19). Герой и его друзья не любят высоких слов, и книжные __________ (царственным жестом в предложении 13, мужественный обряд в пред­ложении 16) и _________ (золотой дождь в предложении 12, до глубины души в предложе­нии 13) звучат не торжественно, а иронически.


Список терминов:


1) анафора,

2) метафора,

3) гипербола,

4) просторечная лексика,

5) фразеологизмы,

6) лексический повтор,

7) противопоставление,

8) эпитеты,

9) однородные члены.


БЛАНК ОТВЕТОВ


В1














В2














В3














В4














В5














В6














В7














В8
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!