СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4. Конспект НОД «Берёза белоствольная»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Берёза белоствольная»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«4. Конспект НОД «Берёза белоствольная»»

Приложение№ 8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»











Конспект совместной деятельности

с детьми старшего возраста

«Берёза белоствольная»









Подготовила и провела:

Васильева Н.Г.









г. Бердск

«Берёза белоствольная»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес у детей через исследовательскую, игровую и двигательную деятельность.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3.Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником.

4.Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, искусстве, русском фольклоре, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, стремление заботиться и беречь ее.

5.Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, формировать навыки взаимопомощи; воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Методические приемы: словесные, наглядные, игровой,  проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание изображений родной природы, заучивание стихотворений, пословиц, загадок, прослушивание музыкальных произведений о берёзе, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание предметов изготовленных из бересты, посещение историко-художественного музея- выставки «Береста Сибири».



















Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы все, наверное, заметили следы на полу. Кто-то побывал у нас в гостях! Посмотрим где больше всего следов, куда они ведут? (У берёзы, находят письмо под деревом)

Воспитатель: Сейчас прочтём письмо и узнаем, о чём в нём говориться и от кого оно. Это письмо прислал лесник Иван Иванович. А знаете ли вы, что это за профессия лесник? (Лесник- это человек, который следит за порядком в лесу)

Письмо: « Дорогие мои маленькие друзья! Я  приглашаю вас в гости и буду рад видеть вас в моём доме. А дом мой – это лес: деревья, кусты, цветы, животные и т.д. Вы отправитесь в увлекательное путешествие, по волшебной тропинке с указательными знаками, в конце которой вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать загадку, выполнить задания. Я думаю, что и вы для моих друзей – деревьев тоже приготовите подарки. Удачи вам, мои друзья!»

Воспитатель: И так, для начала мы должны отгадать загадки и узнаем, о чём мы сегодня будем с вами говорить.

1.«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (дерево).

2. Русская красавица

Стоит кудрявится

Белые сапожки

Зеленые сережки

Тонкий стан, белый сарафан (береза).

Воспитатель: (Показывает картинку берёзы) Название «береза» происходит от слова «беречь». Еще с давних времён люди считали, что веточки березы, принесенные в дом, могут защитить жилище. ­ Внимательно посмотрите на изображение берёзы и скажите, какая она? (красивая, стройная, высокая, белоствольная, кудрявая, раскидистая).

Воспитатель: Скажите, может кто-то знает, как называется то место, где растет много березок? (берёзовая роща)


Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно живое, т.к. дышит, питается, растёт, размножается. Зимой дерево, как будто, засыпает, находится в состоянии покоя).

Воспитатель: А как дышит дерево? (Листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей).

Воспитатель: А какие у березы листочки?

Дети: Зеленые, изумрудные, клейкие.

Воспитатель: Ну хорошо. Сейчас проверим, знаете ли вы, что в природе живое и неживое, поиграем в игру «Живое - неживое». Если я назову то, что относится к живой природе, вы поднимаете руки вверх, если к неживой природе, вы должны замереть (воробей, камень, трава, снег, одуванчик, земля, лёд, берёза, вода, бабочка). Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием и мы отправляемся по волшебной тропинке выполнять задания Лесника. (идут по указательным стрелкам).

1. Подходят к столу с вывеской «Лесная аптека». (На столе: дёготь, берёзовый веник, берёзовый сок, настойка из почек, листья, картинки). Воспитатель: Ребята, березка не только красивое, но и полезное дерево. Люди научились использовать березу в своих целях. Большую роль играет береза в медицине. Чем же оно так полезно?

Ответы детей: Дает чистый воздух (кислород), лечит от болезней, поит полезным соком, согревает.

Воспитатель: Настой почек употребляют как лекарство. А кто знает, как собирают почки? (Собирают почки весной, когда они немного набухают. Срезают нижние ветки для веников, высохнут, отбивают ветки на ткань и собирают почки).

Воспитатель: Сережки березы (показ картинки) служат кормом для птиц. На стволах березы встречается березовый гриб – чага (показ – картинки) Из него также готовят лекарства. Ранней весной собирают сок березы. Сделав надрез, на березе и собрав сок, уходят, не поблагодарив березку. Что же станет с деревом дальше? (Оно увянет, к следующему году, постепенно будет усыхать ствол. Не залечив ранку, сок продолжает течь – это береза плачет). Что нужно сделать, чтобы береза не плакала после сбора сока? (Нужно замазать ранку глиной или землей, тогда дерево не погибнет).

Воспитатель: А зачем люди собирают березовый сок? (Он полезен, богат витамином А).

Воспитатель: А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.


Воспитатель: А кто знает и помнит, как применяется кора берёзы в медицине? (Из коры получают – деготь. Он входит в состав мазей, для лечения ран.)

Воспитатель: Итак, это дерево отдаёт человеку для его здоровья всё: сок, почки, листья, кору, молодые веточки, нежные тонкие корешки, берёзовый гриб, берёзовый уголь, дёготь. А еще в березовых рощах воздух очень чистый и микробам там живется неуютно, а человек чувствует себя бодрым, спокойным, наполненным силой жизни.

А теперь мы отправляемся дальше в увлекательное и познавательное путешествие.

2. «Лесная школа поэзии» (Презентация поэтов и стихи о берёзе)Воспитатель: Художники и поэты воспевали берёзу и красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге, холстах. А поэты и писатели пишут стихи, песни, рассказы о берёзе, о том, что она необычайно красива в разное время года. Сейчас мы послушаем несколько небольших отрывков из стихотворений . (Дети читают отрывки из стихотворений, чтение сопровождается показом презентации).

Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


Нина Чупрова

Под весенним солнышком во дворе у нас

Расцвела березка, радуя всем глаз.

Беленькая стройная, рада, что весна,

Что в зиму холодную выжила она.




Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.


Людмила Трифонова

Осенью дождливой

плакали берёзки.
По ветру роняли
золотые слёзки.
Капали-летели
листики-слезинки
легкие воздушные,
словно паутинки.


Воспитатель: В устном народном творчестве русский народ сложил о березе мудрые пословицы и поговорки. Вот послушайте, ребята, и объясните смысл:

Березой не оденешься, так обогреешься

Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.

С березой нам жить, не тужить: летом - с красотой, зимой - с теплотой..

И у берёзки слёзы текут, когда с неё кору дерут.

Воспитатель: А ещё, народ долго наблюдал за берёзой и есть много примет, например, (воспитатель называет начало приметы, дети дополняют)

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Иней на берёзах – к морозу.

Листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму.

Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.


Физ.минутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону),

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими).

3. Воспитатель: А мы продолжаем наш путь и подходим с вами к «Лесной школе знаний»

Воспитатель: Что за белый сарафан у русской красавицы-берёзки? (Это ствол дерева).

Воспитатель: Только у березы ствол белый. Это верхний слой коры, который есть только у березы и называется он берестой. Береста – белая, с черными полосками. Ученые нашли в ней вещество, которое есть только в березе, оно то и окрашивает бересту в белый цвет. Его назвали бетулином. Черные полоски и точки на бересте называются чечевичками. Оказывается, что береза дышит ими. А зимой чечевички закрываются и береза  спит.

Воспитатель: Для чего нужна кора дереву? (Защищает его).

Воспитатель: А от чего она его защищает? (От солнца, мороза, ветра, чтобы не вытекал сок).

Воспитатель: А кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки).


Воспитатель: А сейчас рассмотрим веточки деревьев, есть ли на них кора? А какая она? (Тонкая, гибкая, мягкая).

Воспитатель: Да, и мы легко отделим её от древесины. Давайте сравним кожицу и кору. Кора какая? (Кора жесткая, толстая).

Воспитатель: Молодцы. Кожица- это тонкая кора, только молодая. (Дети еще раз рассматривают кусочек бересты под лупой, и приходят к выводу, что береста слоится. Воспитатель обращает внимание на новое слово «слоистый», предлагает объяснить его значение)

Воспитатель: Рассмотрим кусочки коры разных деревьев. Как можно узнать от какого дерева кора? Цвет коры у деревьев одинаковый?   Покажите кору березы. Как вы узнали? (воспитатель опрашивает детей: белая с черным - кора берёзы,)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева по коре? (да)

Как? Найдите и покажите кору более старого дерева. Как определили? (более толстая, шероховатая).

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем людям нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).

Воспитатель: Вот как раз за тем, какое дерево можно спилить и следит человек, профессия которого называется лесник.

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные).

Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).

Воспитатель: Да, действительно, одна из самых опасных проблем для деревьев – насекомые - вредители леса. Это жук-короед. (Рассматривание слайда). Жуки-короеды повреждают жизненно важные ткани дерева, древесину, по которой двигается снизу вода и питательные вещества. Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные короедом. (дети рассматривают). (Воспитатель дополнительно показывает кору, повреждённую короедом). Давайте посмотрим на обратную сторону коры, есть на ней ходы, проделанные вредными насекомыми?

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел 9)

Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла липкий язычок с зазубринками. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор).

Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку).

Воспитатель: Ребята, в древние времена люди писали на бересте, как на бумаге. А на коре других деревьев не получалось этого делать. Хотите узнать, почему?

Воспитатель: Посмотрите, у меня на тарелочке кора березы, кора дуба и кора клена. Давайте мы опустим в одну миску с водой кору березы, а в другую – кору дуба и клена, и через некоторое время посмотрит, что произойдет. Пока кора будет намокать, мы отправимся на выставку. Посмотрите, что здесь за изделия?

Воспитатель: А как вы думаете, всё ли из этих предметов сделано из бересты? Издавна люди плели из березы лукошки для ягод и грибов, делали вещи домашнего обихода. Давайте, полюбуемся работами мастеров. Здесь лукошки, обувь, туески и другие предметы. Такой посудой пользуются до сих пор. ­ Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж. Ребята, так вот почему людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать такие красивые и нужные в быту предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к изделиям из дерева , а также к самой природе. На нашей планете очень много растет деревьев, но человек строит деревянные дома, делает деревянную мебель, предметы быта, игрушки из дерева. Чтобы количество деревьев не уменьшалось на планете, люди сажают новые и ухаживают за ними. И я предлагаю вам поиграть в игру «Определи настроение дерева». Перед вами веселые и грустные смайлики. Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик:



1. Если у дерева сломали ветку? Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо?
2. Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода).
3. Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть).
4. Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках.(Показ гнезд птиц: синички-ремиз и трясогузки))
.5. Если рядом с деревом разводят костер? Понравится это дереву? (Нет, не понравится- огнем может обжечь листочки или загореться все дерево)

Воспитатель: Ребята, оказывается у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит, деревья живые и их нужно беречь и охранять!

Воспитатель: Молодцы. Вы настоящие юные исследователи.

Воспитатель: Интересно, а что же случилось с корой, которую мы опустили в воду. Посмотрим? Дети берут кору в руки. Что произошло с корой березы? А с корой других деревьев?

Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой. Поэтому раньше старались все изделия делать из березы, они долговечнее.

4. Воспитатель: В старину был обычай такой. Завязывали на веточках березы ленточки, кланялись ей  и загадывали желание, желали ей добра. Говорят, оно обязательно сбывалось. Предлагаю вам подойти к нашей белоствольной красавице березке  и пожелаем ей добра и если хотите можете загадать желание. (Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя для чего нужно, их значение).

Я дарю тебе пчелу. Она будет собирать нектар с твоих цветков, и опылять их.

Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.

Я дарю тебе птицу. Она будет спасать от гусениц, петь песни.

Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листочки.

Я дарю тебе дождевого червяка. Пусть он сделает землю плодородной, мягкой.

Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много друзей - птиц.

Я дарю тебе зеленые листочки. Пусть вырастит их много, я спрячусь под ними от жаркого солнца и буду слушать их песню – шелест.

Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, а она пусть кормит и поит тебя.

Я дарю тебе семена. Пусть их будет много - много и из них вырастят много – много твоих деток.

Я дарю тебе цветок. Пусть он украсит тебя. Чем больше цветков будет у тебя, тем самым будет у тебя много семян – деток.

Я дарю тебе бабочку. Пусть она отдыхает на твоих ветвях, цветках, листьях и украшает тебя своим нарядом.

Я дарю тебе теплый ветерок. Пусть он остудит тебя от палящего, жаркого солнца.

Воспитатель: Посмотрите, куда нас завела волшебная тропинка – поляна! А какая она красивая, и волшебная! А берёзка какая красивая! (находят под ней письмо) «Дорогие ребята! Наконец-то вы пришли ко мне! Уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Видела и слышала все ваши ответы и задания. Вы большие молодцы. И у меня для вас подарок». (Угощаются, возвращаются в детский сад).

Итог: Волшебная веточка берёзы. Дети передают её и говорят, что больше всего понравилось и запомнилось.

Воспитатель: Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!