Учитель: Дмитриева Екатерина Юрьевна
Дата: 25.11.2019
Класс: 9
Урок №22
Тема урока: 3-й закон Ньютона. Решение задач на законы Ньютона.
Планируемые результаты:
Предметные: Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач.
Метапредметные: рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
Личностные: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда
Планируемые УУД:
Познавательные – анализировать информацию, обобщать и делать вывод;
Регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Коммуникативные – владеть устной и письменной речью; уметь общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: портрет Ньютона
Ход урока:
Организационный момент
Учитель создаёт в классе рабочую атмосферу, настраивает учеников на продуктивный урок
Актуализация знаний
Учитель: ответьте на вопросы:
Сформулируйте I закон Ньютона. Как математически записать I закон Ньютона?
Как изменить скорость тела?
Что такое сила?
Дайте ответ о II законе Ньютона по плану.
Как математически записать II закон Ньютона?
Напишите на доске кратко запись I закон Ньютона и II закон Ньютона.
Мотивация, целеполагание
Итак, ребята, мы изучили I и II закон Ньютона. Мы узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом.
Восприятие и первичное осознание нового материала
Речь пойдет о III законе Ньютона.
Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?
- Боль.
- Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.
На рисунке изображен мальчик. Он сидит на доске.
- Что произошло с доской?
- Она прогнулась.
Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.
III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле. III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения, движения кальмара и т.д.
Откройте тетради и запишите тему урока.
1) Вспомним опыт с 2-мя тележками. Ученица выходит к доске и демонстрирует классу опыт с двумя тележками. Для опыта взяты две одинаковые тележки, на которых стоят непрозрачные банки. Одна банка пустая, а другая банка с грузом внутри. К одной тележке прикреплена гибкая линейка и завязана ниткой. Тележки приводят в соприкосновение, затем нитку пережигают, после чего тележки разъезжаются в противоположные стороны на разные расстояния. Ученица говорит о том, что обе тележки получают при взаимодействии друг с другом ускорение. Эти ускорения направлены в противоположные стороны. Тележки при взаимодействии изменили свою скорость по разному, так как их массы не одинаковы. Отношения модулей ускорений двух взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс.
Вывод: если первое тело действует на второе с силой F1, то второе тело действует на первое с силой F2, равной по модулю и противоположной по направлению. Учащиеся догадываются о том, что на тележке, которая получила меньшее ускорение при взаимодействии стояла банка с грузом.
Введение На прошлом уроке мы обсуждали вопрос взаимодействия тел. Если мы рассматриваем взаимодействующие тела, то должны отметить, что оба тела испытывают действия сил, т.е. одно тело действует на другое и, наоборот, с равными по величине силами. Этот факт можно проверить на опыте.
Опыт по взаимодействию тел Для демонстрации взаимодействия используем два динамометра. Если один из динамометров закрепить и на второй динамометр подействовать с некоторой силой, то можно увидеть, что деформация пружин будет одинакова. Показания динамометров тоже будут одинаковы.
Рис. 1. Действие тел друг на друга одинаково
Это говорит о том, что действующие силы равны по величине.
В результате эксперимента мы определились с тем, что силы, действующие на тела (взаимодействующие тела), равны между собой по величине. Еще один пример, который демонстрирует этот факт.
Рис. 2. Эксперимент со спортсменами
Отношение ускорений и масс взаимодействующих тел Представьте себе, что два человека, стоящие на роликах, связаны канатом и тянут друг друга за этот канат. Масса этих спортсменов разная: у первого будем считать ее большей, чем у второго. Поскольку силы, которые действуют на этих спортсменов, будут одинаковые, то можно записать, что отношение ускорений будет таким же, как обратное отношение масс.
Силы, действующие на каждое из тел со стороны другого тела, равны по модулю.
Свойства сил, с которыми взаимодействуют тела После того как мы обсудили все имеющиеся данные, мы можем говорить о следующем: о свойствах тех самых действующих сил.
Во-первых, те силы, которые действуют между телами, должны быть одной природы. Во-вторых, обратите внимание, что при взаимодействии силы действуют на разные тела. Т.е. взаимодействуют два тела, и каждая из сил действует на свое определенное тело. Мы всегда говорим, что при взаимодействии на каждое из тел действует своя сила
Третий закон Ньютона Таким образом, можно сформулировать закон, который носит название третий закон Ньютона.
Определение: сила, с которой первое тело действует на второе, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой второе тело действует на первое.
Заключение В итоге отметим, что очень часто встречаются такие рассуждения: камень притягивается Землей, значит, в свою очередь Земля притягивается камнем. Это так, все это правильно. Почему же мы не видим этого движения Земли? Не нужно забывать о том, что масса Земли и масса камня несоизмеримы. Масса Земли значительно больше, чем масса камня, и на основании третьего закона Ньютона ясно, что ускорение камня во много раз больше ускорения Земли. Естественно, мы не увидим движения Земли.
Первичная проверка понимания усвоенного
Рассказ ученика «Опыты И.Ньютона».
«Из сухой дощечки он вырезал две совершенно одинаковые лодочки. Потом налил в таз воды и пустил туда свои лодочки. В одну лодочку Ньютон положил маленький намагниченный брусок (стальной), а в другую точно такой же брусок, сделанный из железа. Обе лодочки Ньютон развел в стороны. Лодочку с железным бруском он отпустил, а нагруженную магнитом придержал рукой на месте. Повинуясь движению магнита, железный брусок потянул свою лодочку, поплыл и вскоре пристал к магниту.
Ньютон продолжал опыт. Он снова развел лодочки в стороны, но на этот раз держал на месте лодочку с железным бруском, а лодочку с магнитом пустил в свободное плавание. Теперь лодочка с намагниченным «пассажиром», чуть покачиваясь, поплыла к железному бруску.
После этого Ньютон в третий раз развел лодочки к краям таза и отпустил их. Обе лодочки поплыли навстречу друг другу. Они столкнулись посредине таза и остановились».
Опыт убедил ученого, что магнит притягивает железо с такой же силой, с какой железно притягивает к себе магнит.
Первичное закрепление усвоенного
Задача № 1. Какое ускорение приобретет тело массой 500 г под действием силы 0,2 Н?
Задача № 2. Сила 30 Н сообщает телу ускорение 0,4 м/с. Какая сила сообщит тому же телу ускорение 2 м/с2 ?
Задача № 3. Сколько времени потребуется автомобилю массой 700 кг, чтобы разогнаться из состояния покоя до скорости 72 км/ч, если сила тяги двигателя 1,4 кН?
Подведение итогов урока
Учитель: Итак, ребята сегодня на уроке мы изучили III закон Ньютона. Что нового узнали на уроке, чему научились?
Рефлексия
Изучению какой темы мы посвятили сегодняшний урок? Давайте проследим логику изучения темы по опорному конспекту. Как вы оцените нашу работу на уроке?
Домашнее задание