СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников.

Просмотр содержимого документа
«27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - классный час

День воинской Славы

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: 1. Способствовать формированию у обучающихся знаний о героическом прошлом нашей страны, о трагической судьбе в годы войны города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом. 2. Воспитывать, уважение к старшему поколению, любовь к Родине;

Оборудование: выставка "Блокада Ленинграда", рецепты блокадного хлеба, буклеты "900 дней и ночей Ленинграда, мультимедийная презентация, видео фрагментов документального фильма "Савичевы", "Блокада Ленинграда", "Ладога", свечи.

Ход классного часа

Учитель: Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). (Слайд №1).Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников. Сегодня у нас проходит классный час "900 дней и ночей мужества и стойкости". Мы вспомним страницы истории блокадного Ленинграда. ( Слайд №2)

( звучит музыка, демонстрируются кадры кинохроники)

Ученик: Страшную и ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.( Слайд №3)

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград... После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». ( Слайд №4)

Чтобы осуществить эти варварские планы Вермахт, гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные силы - 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Кроме этого, фашистов поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия», а также части из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.( Слайд №5)

Ученик: На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми все жители города от мала до велика встали на защиту родного города на Неве, с врагом сражались и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.

В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они помогали: тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары, организовывали дежурство и патрулирование. Их называли часовыми ленинградских крыш. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. ( Слайд №6)

Ученик: 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. Началась 900 дневная блокада Ленинграда.

Были разгромлены Бадаевские склады с продовольствием. С каждым днем в городе таяли его запасы, становилось все меньше и меньше продуктов. Были сокращены нормы выдачи хлеба. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети -всего по 125 граммов. ( Слайд № 7)

Ученик: Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из целлюлозы, жмыха, отрубей, древесных опилок, солода, обойного клея и т.д. Формы для хлеба смазывали солярным маслом, другого просто не было. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Вот посмотрите, пожалуйста, на этот кусочек в 125 граммов хлеба. Я испекла его из ржаной муки, жмыха, отрубей и древесных опилок. ( передается кусочек хлеба) А теперь прошу внимание на слацды, на которых представлены рецепты блокадного хлеба. (Слайд №8)

Ученик: Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непортопленных домах. В городе работали театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели, поддерживая моральный дух ленинградцев.

Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах (фонограмма Ольги Берггольц ) (Слайд №9)

Ученик: Зима была суровой и очень морозной. Термометр опускался ниже 30-35 градусов. Замерзли водопровод и канализация, не было света, тепла, еды.

За водой приходилось ходить на Неву, в которой делали прорубь и набирали воду под вражескими обстрелами .Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.( Слайд №10)

Ученик: Я хочу рассказать об 11-летней ленинградской девочке Тани Савичевой. Ее семья жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие страшные дни Таня делала записи в своем дневнике. Их было девять коротких трагических записей. «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г».

«Чека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г»

«Умерли все». «Осталась одна Таня». ( Слайд №11)

Ученик: Как только представилась возможность Таню Савичеву вывезли с детским домом из Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. ( Слайд №12)

Ученик: Больше всего людей терзал голод. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег. (слайд 13).

Ученик: Враги надеялись, что смогут взять город измором, что они сумеют убить в ленинградцах все человеческое. Они думали, что голодные, замерзающие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его врагу. Недаром 30 января 1942 г. Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, которые пережили страшное блокадное время, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу, милосердие и сострадание совершенно чужих людей, но ставших родными по духу. ( Слайд № 14)

Ученик: В осажденном городе на Неве работало 30 школ. Многие ленинградские школы были разбомблены и разрушены, поэтому местом учебы стали и некоторые бомбоубежища и жилые здания, которые были еще пригодны. Ученики и учители сидели в пальто, шапках, рукавицах. Стоял лютый мороз. Мерзли и коченели руки, писали между строк на газетах, дуя на ручку с чернилами, мел падал из рук. Дети и учителя были полуголодные, но учебу не бросали. Даже в таких жутких условиях они продолжали учиться. Это был настоящий подвиг. Трудно и опасно было добираться в школу. На улицах часто рвались снаряды и бомбы. (слайд №15)

Ученик:. У всех ленинградцев была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе на занятиях и уроках. Часто провожая домой учеников после окончания занятий, педагог сам по дороге терял сознание, попадал в госпиталь или умирал.

Ученик: Девочка руки протянула

Уснула,

Оказалось - умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон (Ю. Воронов)


Ученик: Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. (слайд) Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки и отправляли их на фронт. (слайд 16)

Ученик: Ольга Берггольц писала: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ученик: Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

И если падал - у станка.

Как падает солдат в сраженье.

Ученик: Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Сбрасывали листовки, которые гарантировали жизнь и хорошие условия содержания, горячее питание и т.д. Враги надеялись, что не в этом году, но в следующем они все-таки смогут взять город. Что страшные нечеловеческие условия жизни подтолкнут к этому немощных, обессиленных, голодных, мёрзнущих людей, которым нечего есть, которые напоминают тень, и из них уже не те вояки, которые в 1941 году защищали свой город. И в конце концов ленинградцы сдадутся. Но город и его жители продолжали держаться из последних сил. ( Слайд № 17)

Ученик: И только 27 января 1944 года , после 900 дневной блокады города, враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил. Он остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Пришла долгожданная победа! ( Слайд №18)

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…(слайд 19)


Ученик: 27 января 1944 в честь полного снятия блокады Ленинграда над Невой прогремел праздничный салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полной победы и освобождения города- колыбели революции, души СССР.(Слайд №21)

Ученик: Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но Боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут.

Учитель: Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда. Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге. ( Слайд №22)

Учитель: Прошу зажечь свечи Памяти( звучит мелодия Памяти) в честь памяти жителей блокадного Ленинграда, его защитников, погибших в годы Великой Отечественной войны ...

Ученик :Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй...

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим .

Минута молчания ( звуки метронома, минута молчания) ( Слайд №23)

Учитель: На классном часе мы с вами познакомились с героической страницей истории Великой Отечественной войны -историей блокадного Ленинграда. узнали о трагической судьбе ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих хрупких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу даже взрослым людям. Почти 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую страшную, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Сегодня Ленинград - это Санкт-Петербург- красивый город, но со страшной судьбой и историей, которую должен помнить каждый. "Помнить, чтить и гордиться!" На этом наш классный час окончен. Всего доброго! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!