Тема: Что такое словосочетание.
Цель: научить учащихся различать словосочетания и основы предложения (пары главных слов);
Задачи:
Образовательные: – познакомить с понятием словосочетание; научить находить словосочетания и обозначать их;
Развивающие: – развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Воспитательные: - формировать познавательный интерес;
воспитывать аккуратность и ответственное отношение к учению.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер.
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть вас!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на дружки посмотрели
И тихонько дружно сели.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь.
2. Словарная работа.
-Посмотрите на экран.(СЛАЙД) Правильно ли написаны слова.
-Где надо посмотреть правильное написание слов и проверить себя? (в словаре «Пиши правильно»)
-Напишите словарные слова, исправив ошибки.
-Поменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга. (по шкале оценок)
-Поднимите руки у кого –высокий , у кого- выше среднего, у кого- средний , у кого-низкий уровни.
3. Мотивация и целеполагание.
-По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока к с.31.(СЛАЙД)
-Смысл какого слова в названии темы у вас вызывает затруднение?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-По опорным словам сформулируйте для себя цель, которую постараетесь сегодня достичь. (СЛАЙД)
Я хочу
-узнать, что…
-узнать, какие…
-понять, где…
Я хочу научиться
-находить…,
-составлять…,
- обозначать…
4.Изучение нового: работа по учебнику с. 31 №10.
-Прочитай двустишие. (хором?)
-Что заметили? (над словом чертополох*)
-Что это значит? Давайте найдём и прочитаем значение этого слова в Толковом словаре. (на какой стр.)
-Читаем задание: Спиши первое предложение. Подчеркни пару главных слов.
- Какое же слово из двух главных командует формой слова в чертополох?
-Сравни:
Миша Маша
ослик в чертополох влез в чертополох
-В каком сочетании слов есть смысл?
-Можешь ли ты задать вопрос от слова ослик к слову чертополох?
- А от слова влез?
х
влез (куда?) в чертополох
-Эти два слова и будут являться словосочетанием. В словосочетании одно из слов главное т.е. командир, его мы будем обозначать Х, а второе- зависимое т.е. слово-солдат (отметьте в тетр. каранд.)
-Давайте воспользуемся Плакатом Летучей Мыши на с. 32 и прочитаем, что же такое словосочетание.
-Чем же слова в словосочетании отличаются от пары главных слов, т. е. от основы предложения?(высказывания детей)
-Давайте прочитаем, как же думает Маша стр.32 до предложения: Ты с ней соглашаешься?
5. Физминутка для глаз
Мы глазами поколдуем,
Круг огромный нарисуем.
Нарисуем мы окно
И большущее бревно,
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх.
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд-
Это мчится самолёт!
Раз моргнули, два моргнули-
Наши глазки отдохнули!
6. Работа по карточкам в парах , направленная на отработку умения поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Задание : Поставьте вопрос от слова-командира к слову-солдату и укажите главное и зависимое слово
дождь (_________?) грибной
книга (__________?) на полке
читают (__________?) журнал
Ребята сверяют результаты своей работы с выполненной у доски работой парой учеников.
7. Подведение итога урока.
- Ребята, вспомните, какую цель каждый из вас поставил в начале урока?
-Расскажите, что вы сегодня узнали нового на уроке и чему научились?
Для ответа можно воспользоваться опорными словами:
-узнал, что… научился - находить…
- узнал какие… -составлять…
-понял, где… -обозначать…
8. Домашнее задание: Печатная тетрадь с.13, №15.