СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

19.12.2022. РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ Сценарий занятия ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА 8-9 классы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«19.12.2022. РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ Сценарий занятия ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА 8-9 классы»

Сценарий занятия ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА 8-9 классы



Цель занятия: формировать у обучающихся представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий, воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.

Формирующиеся ценности: социальное служение, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа (занятие предполагает использование видеороликов, групповых и интерактивных заданий, анализ информации).

Комплект материалов: − сценарий; − методические рекомендации; − видеоролики; − презентационные материалы.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная. Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о Дне Героев Отечества. Эту памятную дату в России традиционно отмечают 9 декабря. В этот день мы вспоминаем героев нашей страны, их подвиги, а также благодарим тех, кто внёс огромный вклад в развитие и укрепление безопасности нашей страны. Я задам сейчас вам вопрос, который кажется очень простым: как вы считаете, кто такой герой? Каких героев вы помните из нашей истории? Знаете ли вы героев – наших современников? Ответы обучающихся Учитель. Я не зря подчеркиваю, что вопрос о том, кто такой герой, только кажется простым. Как показывают ваши ответы, героем можно считать 3 храброго человека, который встает на защиту своего народа. Это правда, мы знаем такие примеры героев из нашей истории. Но герой – это не только воин. Учитель. Наш разговор мы продолжим просмотром интервью с Героем России Дмитрием Перминовым. За какой поступок Дмитрий Пéрминов получил такое высокое звание? В 1999 году Дмитрий Сергеевич участвовал в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан. 29 августа шел ожесточенный бой, Дмитрий и еще 7 бойцов держали оборону в большом глубоком окопе. В какой-то момент вражеская граната залетела в окоп к нашим ребятам и упала на спину лежавшего рядом с Дмитрием товарища, который этого даже не заметил. Дмитрий схватил гранату и рискуя своей жизнью выбросил ее из окопа. Сделанного им хватило, чтобы спасти жизнь товарищей. Послушайте, пожалуйста, что говорит о герое и о подвиге Дмитрий Сергеевич. Демонстрация видеообращения Д.С. Перминова. Часть 2. Основная. Учитель. Каждое время требует своих героев. В исторические моменты, моменты внешней угрозы, героями становились те, кто с оружием защищают страну. Мы помним наших воинов Великой Отечественной войны и других сражений. Героизм проявили космонавты (Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Алексей Архипович Леонов) и те люди, которые готовили их полеты. Мы видим, что герои есть и сейчас. Это те, кто спасает людей в экстренных ситуациях: мы хорошо помним героизм наших врачей в начале пандемии в 2020 году, известен пример летчика Дамира Юсупова, который смог посадить пассажирский самолет и спас 233 жизни. Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть несколько сюжетов о реальных историях и подумать, что их объединяет. Демонстрация видеороликов. Сюжет 1. Отважные врачи спасли жизнь молодого бойца, достав из его груди неразорвавшийся снаряд. Подразделение, в составе которого находился младший сержант Николай Пасенко, попало в засаду во время выполнения спецоперации на Украине. Николай спрыгнул с БМП и открыл ответный огонь по противнику. 4 Во время боя его что-то ударило в край бронежилета, но он, не потеряв сознания, продолжал идти в бой. Только сослуживцы, заметив раненного бойца, увели его из-под обстрела и перевязали. Но никто даже представить не мог, что в ране солдата находится неразорвавшийся снаряд. Пока это не обнаружили врачи. С этого момента началась их героическая работа: хирурги, рискуя собственными жизнями, прооперировали солдата. Николая доставили в военный госпиталь в Белгороде. Бригада военных хирургов из Центрального военного клинического госпиталя Минобороны России чудом сумела извлечь неразорвавшийся боеприпас, который пробил легкие, ребра и застрял у позвоночника - вблизи сердца бойца. Хирурги выполняли сложнейшую операцию в бронежилетах, ведь Николай стал настоящей ходячей бомбой. Они действовали аккуратно, стараясь не повредить сосуды и не спровоцировать внутреннее кровотечение. В итоге операция прошла успешно: боеприпас безопасно извлекли и сохранили жизнь солдату. Сюжет 2. Матрос Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов – ценой собственной жизни – спас команду горящего эсминца «Быстрый» и сам корабль от взрыва. 24 сентября 2010 года. Экипаж миноносца находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку. В 4 часа утра молодой матрос Цыденжапов из маленького поселка Агинское в Забайкальском крае принял вахту в машинном отделении судна в качестве машиниста котельной команды. Через 10 минут после заступления он услышал аварийную тревогу – на корабле произошла утечка топлива, и случился пожар. 9 секунд – столько хватило герою, чтобы броситься в центр возгорания и отключить энергоустановку корабля. Матрос спас 348 сослуживцев и предотвратил, возможно, одну из самых страшных экологических катастроф 21 века. Но сам – получил многочисленные ожоги. Алдар в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Четыре дня врачи боролись за его жизнь, но 28 сентября отважного матроса не стало. До окончания службы ему оставалось меньше месяца. Алдару было всего 19 лет. 5 В родном поселке все гордятся юным героем - его именем названа одна из улиц, а в школе, где он учился, установлена мемориальная доска. Алдару Цыденжапову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Сюжет 3. В 1978 году в селе Ижма Республики Коми открыли аэропорт. Небольшой, но для райцентра и такого было достаточно. Правда, за ненадобностью в начале нулевых его ликвидировали, оставив только вертолетную площадку. А взлетно-посадочная полоса была вычеркнута из всех реестров, не обслуживалась и не значилась на картах. В течение 12 лет её по собственной инициативе поддерживал в порядке Сергей Сотников - расчищал от растительности и мусора, обновлял разметку. 7 сентября 2010 года именно эта полоса спасла жизни экипажу и пассажирам Ту-154 якутской авиакомпании "Алроса". Самолет держал рейс по маршруту поселок Удачный – Москва, но через несколько часов после вылета из Якутии на борту произошло короткое замыкание, отключились все радиотехнические средства и электронасосы, вырубилось электропитание. Двигатели работали на керосине, запасов которого не хватило бы, чтобы добраться до крупного аэропорта. Экипаж сразу понял - придется совершать аварийную посадку. И единственным местом для этого оказалась старая взлётно-посадочная полоса в Ижме. Так практически заброшенный аэропорт и ежедневно присматривающий за ним человек спасли 81 жизнь. Командира Ту-154 Евгения Новосёлова уже через месяц представили к званию Героя России. А Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Учитель. Ребята, как вы думаете, что объединяет эти истории? Какую мысль авторы хотели довести до зрителей, то есть вас? Ответы обучающихся. Важно прийти к выводу о том, что люди шли на сознательный выбор. Учитель. Медицинские работники всегда спасали и продолжают спасать человеческие жизни. С одной стороны, о них говорят, что они настоящие герои мирной жизни. Но, с другой стороны, врачи – профессионалы, которые, следуя многовековой врачебной этике, говорят: «В какой бы дом я ни вошел, я войду 6 туда для пользы больного…». Получается, что как и пожарные, и спасатели, врачи исполняют свой долг? Геройство ли это? Ответы обучающихся. Важно прийти к выводу, что долг – не геройство в общем смысле. Учитель. Когда же долг превращается в героический поступок? Ответы обучающихся. Учитель (в дополнение к ответам обучающихся) Когда люди, зная о глубокой опасности выбранного дела, жертвуют собой, здоровьем и часто жизнью ради других людей. Учитель. Настоящих героев в первом сюжете несколько. И сержант, который продолжал сражаться вместе с товарищами, и хирурги, которые провели труднейшую операцию в крайне опасных условиях. Их задача понятна – спасти жизнь пациента. Но мог произойти настоящий взрыв. Какой выбор сделали врачи? Ведь случись худшее, могли погибнуть сразу несколько человек – и сержант, и операционная бригада. Ответы обучающихся. Вывод, что долг врача – облегчить страдания больного. Они выполняли свой долг. Учитель. Какой выбор сделал 19-летний Алдар Цыденжапов? Ответы обучающихся. Учитель (в дополнение к ответам обучающихся) 19 лет – это очень юный возраст. Он всего лишь на 2-3 года был старше вас. Как могла развиваться ситуация, если бы он не провел те 9 секунд в центре пожара, то есть обгорел практически на 100%? Ответы обучающихся. Он остался бы жив… Позвал на помощь… Хотя потеря этих секунд означала бы взрыв всего корабля целиком – никто не выжил бы или очень мало людей. Учитель. То есть выбор был между тем, сохранить свою жизнь (и мы понимаем, что это тоже было маловероятно) или пожертвовать собой ради всего экипажа? Смотрите, мы уже разговариваем больше двух минут. Тогда 7 же речь шла о 9 секундах. Как вы думаете, было ли у Алдара время на раздумье? Ответы обучающихся. Нет. Это решение он принял, получается, не задумываясь. Учитель. Можно ли его поступок назвать геройским? Очевидно, что да. А осознавал ли это почти ваш ровесник, что совершает подвиг? Ответы обучающихся. Скорее всего, нет. Учитель. Тогда не слава героя, а что его заставило так поступить? Ответы обучающихся. Учитель (обобщая ответы обучающихся). Действительно, мы понимаем, что каждый из героев оказывается перед выбором: своя жизнь и здоровье или жизнь, здоровье и благополучие тех, кто рядом с ним, неважно, один это человек или несколько сотен. Нравственный выбор – самый тяжелый выбор в жизни. И герой тот, кто позволяет себе его сделать в пользу других, в пользу своей Родины. Учитель. Герой последней истории вообще не потерял жизнь и даже здоровье. Просто 20 лет расчищал взлетно-посадочную полосу бывшего действующего аэродрома. Настоящий ли он герой? Можно ли применить к нему такое пафосное слово? Ответы обучающихся. Нет. Это не героизм, просто человек считал, что так надо делать. Учитель. Но если нет обратной связи, если Сергей Михайлович Сотников не делал свою работу за зарплату (аэродром закрыли, перестали считать, что он есть), в течение 20 лет сохранял то, что считал пригодным к использованию. Какой выбор он делал? Ответы обучающихся. Важно, чтобы прозвучало – выбор между «забыть» и «сохранять». Если взлетно-посадочная полоса была сделана хорошо и не была разрушена за эти 20 лет, то сохранить ее означает в таком отдаленном регионе - дать возможность спастись. 8 Учитель. Думал ли Сотников, что он спасет людей? Не приземлись самолет, как вы думаете, продолжил бы он еще ухаживать за взлетнопосадочной полосой годами? Ответы обучающихся. Скорее всего, да. Это означает, что он считал себя ответственным за аэродромное хозяйство, ему не было все равно, что с ним будет. Учитель. Тогда Сотников – герой? Ответы обучающихся. Да, можно сказать, что и он герой. Его нравственный выбор – делать все, чтобы сохранить взлетно-посадочную полосу – вдруг случится так, что она понадобится. Так произошло, и он спас сотню человек просто своим ответственным отношением к жизни. Часть 3. Заключение. Учитель. Ребята, есть такое понятие как «бессознательный героизм». Как вы его понимаете? Ответы обучающихся. Учитель (в дополнение к ответам). В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы ориентированы на помощь окружающим, ожидая, что можем получить помощь в ответ. То есть помощь другим становится нашей привычкой. А в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно, спасает чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм. Учитель. Учеными названы стимулы для подвига. Как вы думаете, что вошло в их число? (в дополнение к ответам обучающихся) любовь к Родине, ненависть к врагу, товарищество, взаимовыручка, стремление отличиться, а иногда даже и получить награду. Причины разные, но и люди разные. Какой выбор они делают, зависит от ситуации. Но очень важна при этом вот какая деталь: помнят ли они о других, считают ли себя достойными героического прошлого нашей страны. 9 Учитель. Ребята, героями могут стать не только взрослые, но и дети. Можете ли вы привести пример героического поступка, который совершил ваш сверстник? Ответы обучающихся. Учитель. Таких примеров не мало. Существует ряд ресурсов, которые нас знакомят с героическими поступками юных жителей нашей страны. Слышали ли вы о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце»? Ответы обучающихся. Учитель демонстрирует презентацию сайта https://cordis.fondsci.ru/ (см. дополнительные материалы) Учитель. Здесь представлены истории «Горячих сердец» - детей и молодых ребят, проявивших неравнодушие и активную гражданскую позицию, бескорыстно пришедших на помощь людям или преодолевших трудные жизненные ситуации. Рекомендую через QR код перейти на данный ресурс, сохранить его себе в закладки, и в свободное время познакомиться с историями юных героев. А ситуация выбора с нами всегда, и каждый человек, каждый из вас - потенциальный герой. Герой может совершить поступок, который изменит ход истории, откликнется в сердцах людей. Герой – тот, кто неравнодушен, кому есть дело до сути вещей, для которого справедливость, долг, честь являются главными словами в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!